Программирование на языках высокого уровня: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Строка 102: Строка 102:
* [[Taxonomic sandbox]]  
* [[Taxonomic sandbox]]  


We started collecting programming languages and educational microworlds on our wiki site early on ([[Children Learning to Code|Children Learning to Code // Parandekar et al.]], 2019). Although it may seem like a straightforward category, it offers a wealth of information on the history of programming languages, their creators, predecessors, and successors. By gathering this data, we can create a timeline that serves as a valuable resource for educators, researchers, and students. This timeline provides a deeper insight into the evolution of programming languages and their use in education to teach computational thinking and problem-solving skills.
=== Лента времени обучающих языков (от Lisp & Logo) ===





Версия от 06:58, 9 сентября 2023



Планируемые результаты обучения (Знать, Уметь, Владеть) Целью освоения дисциплины является формирование у студентов понимания общих принципов использования языков высокого уровня

Результаты обучения: обучающийся понимает и умеет использовать базовые конструкции языков программирования высокого уровня

Знать
  1. основные типы данных, их особенности
  2. основы функционального и объектно-ориентированного программирования;
  3. особенности реализации программ на языках различных типов ;
Уметь
  1. выбирать наиболее подходящий способ программирования;
  2. выполнять стандартные операции над данными различного типа;
  3. писать программу разными способами - с использованием процедурного, функционального, объектно-ориентированного подходов
  4. структурировать программы;
  5. работать с файлами (создавать, записывать, считывать)
  6. использовать стандартные модули и библиотеки для работы с данными, текстами, временем
  7. находить ошибки, улучшать код, документировать программу
Владеть
  1. навыками совмещения нескольких языков высокого уровня
  2. навыками совместной деятельности в среде Semantic MediaWiki
Содержание разделов курса
  1. Языки высокого уровня. Типология языков
  2. Стандартные типы данных
  3. Концепции программирования. Распространённые языковые конструкции
  4. Контейнеры для хранения данных.
  5. Функциональное программирование. Функции высшего порядка
  6. Объектно-ориентированное программирование
  7. Визуальное программирование
  8. Алгоритмы поиска и сортировки в разных языках
  9. Модули и библиотеки
  10. Работа с данными. Среда выращивания данных и анализа данных.
  11. Работа с медиа. Программирование игр и программирование внутри игр.
Видео запись
Среды и средства, которые поддерживают учебный курс Snap!, Python, PHP, Semantic MediaWiki, Lisp, Lua, R, JavaScript
Книги, на которых основывается учебный курс The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web, Стили и методы программирования, Structure and Interpretation of Computer Programs, Simply Scheme: Introducing Computer Science

Для магистрантов

Категория:ИВО-231м - 2023
Категория:ПБД221м и Категория:РМП221м - 2022


Содержание разделов дисциплины

Введение

Вычислительное мышление, как способность объединять свои способности с возможностями вычислительной техники и говорить с компьютерными агентами на различных языках. Зачем такое разнообразие языков программирования - они помогают думать и действовать лучше.

Особенности курса

 DescriptionАдрес сообщества
AgentCubesУчебный блочный язык программирования, ориентированный на создание трёхмерных игр, цифровых историй и симуляцийhttps://agentcubesonline.com/
AgentsheetsПервый язык блочного программирования для создания игр, симуляций и освоения вычислительного мышления. Разработан лабораторией масштабируемого дизайнаhttp://www.agentsheets.com/
AlgoBrixОбучающий язык блочного программирования, поддерживающий программирование роботов и кубиковhttp://www.algobrix.com
AliceЯзык для создания трехмерных миров и обучения основам программирования. Alice представляет собой среду, в которой можно манипулировать 3D-объектами (двигать, вращать, менять цвет и т. д.) и создавать программы, генерирующие анимацию в виртуальных мирах. Она очень похожа на профессиональные современные IDE. Рабочая плоскость разбита на несколько окон: в одном в реальном времени отображается виртуальный мир; в другом присутствует дерево объектов, и для каждого из них предоставляется набор доступных свойств; центральной часть отведена, естественно, под редактор исходного кода; имеется и специальная область событий, позволяющая управлять всем происходящим.http://www.alice.org/
App InventorApp Inventor является бесплатным инструментом для программирования для создания мобильных приложений для Android. Он был разработан Массачусетским технологическим институтом и предоставляет простой интерфейс для создания мобильных приложений, который доступен для любого пользователя. Для программирования в App Inventor используется визуальный язык программирования, очень похожий на язык Scratch и StarLogo Nova.
webapis-get-all-posts.png
http://appinventor.mit.edu/
Beetle Blockshttp://beetleblocks.com
Blocklyhttp://blockly.ru/
CreatiCodeСреда для создания 3х мерных игр средствами блочного программированияhttps://www.creaticode.com/
DBSnapКлон Snap! для работами с базами данныхhttps://ysilva.cs.luc.edu/dbsnap/app.html
DRAKONДружелюбный русский алгоритмический язык, который обеспечивает наглядность (сокр. ДРАКОН) — визуальный алгоритмический язык программирования и моделированияhttp://drakon.su/
GPБлочный язык общего назначения, который может использоваться не только в образовательных целяхhttps://gpblocks.org/
GameBloxhttps://gameblox.org
Gamefroothttps://make.gamefroot.com/
Gamestar MechanicСреда и сообщество для создания игр. Gamestar Mechanic is an online game design platform built as a game about making gameshttps://gamestarmechanic.com/
Hopscotchhttps://www.gethopscotch.com
Koduhttps://www.kodugamelab.com/
KodularKodular — это онлайн-инструмент, позволяющий создавать собственные приложения без знания языков программирования, используя простой интерфейс перетаскивания блоков. С помощью Kodular Companion, разработчики могут тестировать свои приложения в режиме реального времени, экономя время на экспорте и компиляции. Платформа позволяет разрабатывать приложения для Android с широкими возможностями настройки, включая добавление пользовательских компонентов и расширений.https://www.kodular.io/creator/
Looking Glasshttps://lookingglass.wustl.edu/
MakeCodehttps://makecode.microbit.org/
Mamahttps://eytam.com/mama/doc
MicroBlocksЯзык программирования - клон языка Scratch специально спроектированный для управления физическими объектамиhttps://microblocks.fun/
Move the Turtlehttp://movetheturtle.com/
NetsBloxВизуальный блочный язык программирования - производный от Scratch и Snap! - внимание уделено сетевым возможностям, интеграции с Google картами. Внутри среды NetsBlox участники проектов могут коллективно редактировать блоки программы так же как это происходит в Google-документах.https://netsblox.org/
OctoStudioСреда для разработки школьниками своих собственных игр на мобильных устройствахhttps://www.media.mit.edu/projects/octostudio/overview/
Piktomirhttps://piktomir.ru/
Pocket CodeМобильное приложение для создание детьми игр и цифровых историйhttps://share.catrob.at/pocketcode
Robo Pro Lighthttp://fischertechnik.ru
SciSnap!Расширения языка Snap! для использования в изучении математики
ScratchСреда программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, игры и другие произведения. Этими произведениями можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет. Scratch — это учебный блочный язык программирования, позволяющий ученикам создавать игры, цифровые истории. Среда разработки дает возможность детям редактировать аудиофайлы и монтировать небольшие, но полноценные видеоролики. В новые версии языка создатели обещают добавить функционал для создания собственных мобильных приложений.https://scratch.mit.edu
ScratchJRScratch Junior – это визуальная среда программирования для детей от 5 до 7 лет. С ее помощью малыши могут создавать мультики, расставляя блоки действий в последовательном порядке.https://scratchjr.org/
Snap!Блочный язык программирования для преподавания алгоритмов и структур данных. Snap! - потомок языка Scratch. В отличие от Scratch Snap! поддерживает лямбда-исчисление, объекты первого класса, процедуры, рекурсия и множество других возможностей. С версии 4.0 Snap! получил современное название и был переписан на JavaScript. Moscow_city_univ.pnghttp://snap.berkeley.edu/
Snap4arduinoЯзык программирования для Arduino
  • Arduino_connect.png
https://snap4arduino.rocks/
SqueakСреда разработки живых интерактивных программ на основе SmallTalkhttp://www.squeak.org/
Stagecast Creatorhttp://acypher.com/creator/
StarLogo Nova120px-Slnova.png
  • StarLogo Nova – среда совместного агентного моделирования в трехмерной среде. Во многом это среда продолжает и развивает традиции языка Scratch. При этом здесь можно ставить серьезные эксперименты и получать воспроизводимые результаты. Центральной метафорой среды является мир (World), в котором можно создавать агенты различных пород.
  • https://www.slnova.org
    ThunkableThunkable был создан в 2015 году на основе более известного конструктора приложений MIT App Inventor 2, как платформа для разработки на Android. Со временем инструмент обрел кросс-платформенность (iOS и Android) и стал платформой для разработки веб-приложений. Пользователи Thunkable могут добавлять кнопки, текст, изображения и даже карты, чтобы создать полнофункциональное приложение с такими функциями, как push-уведомления, датчики, геолокация, камера, Bluetooth, автономные возможности, и другое. Создание приложений в базовом аккаунте является бесплатным, но при этом можно создавать только общедоступные приложения.
  • 120px-Thunkable.jpg
  • https://thunkable.com/
    ToonTalkМини-язык, в котором ученик может собирать алгоритмы из объектов (вещей) на рабочем поле. Полностью веб-приложение.https://toontalk.github.io/ToonTalk/
    Битва Големов
    ПервоЛогоПервоЛого — универсальная проектная среда на базе языка Лого для начального и дошкольного образования. В ПервоЛого можно создавать проекты, даже не умея читать и считать — как очень простые, состоящие из картинки и текста или звука, так и весьма сложные, включающие в себя различные запрограммированные объекты, роль которых исполняет черепашка.

    Авторы и книги, которые оказали влияние на курс

     DescriptionEnvironment
    1.Kla$Артём Франк, он же 1.Kla$ (род. 1 декабря 1983 года в пос. Нагорном, Пермский край) — российско-немецкий рэпер. Является одним из основателей лейбла «Rap Woyska», в который помимо его входили Иван Махалов и Дмитрий Xинтер.Баттл-рэп
    Cunningham120px-Cunningham_Patarakin_sm.jpg
    Ward Cunningham - программист и создатель первой wiki https://wiki.c2.com/?InformalHistoryOfProgrammingIdeas
    Smalltalk
    Semantic MediaWiki
    Экстремальное программирование
    DiSessaSome of his notable work in Education research focuses on the concept of material intelligence and computational literacy, and ontological innovations and the role of theory in design based research.Лого
    Boxer
    EpsteinEpstein Joshua - Профессор эпидемиологии в Школе глобального общественного здравоохранения Нью-Йоркского университета; директор-основатель Лаборатории агентного моделирования Нью-Йоркского университета, аффилированной с Курантовским институтом математических наук. Джошуа Эпштейн – автор всемирно признанных и уже ставших классическими книг по агентному моделированию - «Growing artificial societies: Social science from the bottom up», «Agent_Zero: Toward Neurocognitive Foundations for Generative Social Science» и др., в прошлом веке развивал теорию клеточных автоматов и эволюционным путем разработал методологию моделирования социальных и экономических процессов с применением агент-ориентированного подхода. Являясь пионером в этой сфере, в 2006 г. совместно с Джоном Паркером разработал крупнейшую в мире агент-ориентированную модель, включающую в себя все население планеты, которая неоднократно использовалась для оценки скорости распространения эпидемий различных заболеваний.Growing Artificial Societies: Social Science From the Bottom Up (Complex Adaptive Systems)
    GainesBrian R. Gaines (born c. 1938) is a British scientist, engineer, and Professor Emeritus at the University of Calgary. Gaines is one of the pioneers in what is known as stochastic computing, a term he used first to characterise the highly attractive field when working at the Standard Telephones and Cables Ltd. (STL) in search of computational processors capable of learning during the 1960s.WebGrid
    GeeДжеймс Джи американский исследователь в области психолингвистики, анализа дискурса, социолингвистики , двуязычного образования, вычислительной и игровой грамотностиКомпьютерная игра
    Gamestar Mechanic
    Мультимодальность
    Hal AbelsonГарольд (Хэл) Абельсон профессор электротехники и компьютерных наук в Массачусетском технологическом институте, член Института инженеров электротехники и электроники, и директор-основатель Creative Commons и Free Software Foundation.Лого
    App Inventor
    Boxer
    Scheme
    Structure and Interpretation of Computer Programs
    Turtle Geometry: The Computer as a Medium for Exploring Mathematics
    Blown to Bits
    Harvey120px-Harvey_solomon2.png
    Brian Harvey - Математик, программист, лектор, автор нескольких книг по обучению программированию. Автор UCB Logo, Snap!
    Scratch
    Snap!
    Лого
    Scheme
    UCB Logo
    KayАлан Кёртис Кэй (англ. Alan Curtis Kay; 17 мая 1940) — американский учёный в области теории вычислительных систем. Один из пионеров в областях объектно-ориентированного программирования и графического интерфейса. Также известен благодаря высказыванию «лучший способ спрогнозировать будущее — изобрести его». Президент исследовательского института Вьюпоинта, адъюнкт-профессор информатики в Калифорнийском университете.Scratch
    Squeak
    Smalltalk
    Dynabook
    LiebermanHenry Lieberman американский ученый в области информатики, языков программирования и искусственного интеллекта.Snap!
    Using Prototypical Objects to Implement Shared Behavior in Object Oriented Systems
    Minsky
    • Ма́рвин Ли Ми́нский — американский учёный в области искусственного интеллекта, сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте.
    Scratch
    Лого
    Wolfram
    NormanДон Норман - Norman - специалист по организации деятельности, психологии и дизайну. Автор книги Дизайн повседневных вещейThe Design of Everyday Things
    PapertСимур Паперт (Пейперт) — выдающийся математик, программист, психолог и педагог, создатель конструкционизма и языка Лого, один из основоположников теории искусственного интеллекта,Конструкционизм
    Scratch
    Лого
    Lego Mindstorms
    Mindstorms
    20 things to do
    RepenningИсследователь, профессор в области компьютерных наук и образования. Создатель первых блочных обучающих средВычислительное мышление
    Agentsheets
    AgentCubes
    ResnickМитчел Резник - профессор MIT Media Lab, создатель сред обучения программированию - StarLogo, Scratch 120px-Patarakin_resnick2007.jpgScratch
    Lego Mindstorms
    StarLogo
    SchwartzД. Л. Шварц – ведущий учёный в области образовательных технологий, декан Стэнфордской школы образования, разработал инновационные методы обучения на основе «обучения через преподавание» (teaching by learning) и популяризировал практические инструменты, включая книгу «The ABCs of How We Learn» и платформу Teachable Agents с экспериментальной средой Betty’s BrainThe ABCs of How We Learn
    Teachable Agent
    Betty's Brain
    Smaldino
    • Associate Professor of Cognitive & Information Sciences and faculty in the Quantitative and Systems Biology graduate program at UC Merced, where I am also affiliated with the Center for Analytic Political Engagement and the Center for Interdisciplinary Neuroscience.
    • External Professor at the Santa Fe
    NetLogo
    R
    RStudio
    Shiny
    WengerТеоретик в области обучения, известный по работам в области ситуативного обучения и сообщества практикиCommunities of Practice
    WickhamHadley Wickham - разработчик библиотек и автор книг по R, Shiny и анализу данных. His work includes the data visualisation system ggplot2 and the tidyverse, a collection of R packages for data science based on the concept of tidy data.R
    RStudio
    Shiny
    WilenskyWilensky - Ури Виленски - математик, педагог и программист, создатель языка NetLogo. Профессор в Северо-Западный университете — Чикаго.NetLogo
    StarLogo Nova
    БушВэни́вар Буш (англ. Vannevar Bush — американский ученый, инженер, разработчик аналоговых компьютеров, методолог и организатор научных исследований и научного сообщества. Советник по науке при президенте Рузвельте. Автор статьи «Как мы можем мыслить», в которой предложил прообраз гипертекстового устройства Memex.Гипертекст
    ВинерНо́рберт Ви́нер (англ. Norbert Wiener; 26 ноября 1894, США, штат Миссури, США — 18 марта 1964, Стокгольм, Швеция) — американский математик, один из основоположников кибернетики и теории искусственного интеллекта. Профессор MIT, где работал с 1919.Кибернетика и общество
    Вольфрам, СтивенСтивен Вольфрам (англ. Stephen Wolfram, род. 29 августа 1959, Лондон) — британский физик, математик, программист и писатель. Разработчик системы компьютерной алгебры Mathematica и системы извлечения знаний WolframAlpha.Wolfram
    A new kind of science
    WolframAlpha
    SMP
    ВыготскийЛев Семёнович Выго́тский — советский психолог. Основатель марксистской исследовательской традиции изучения высших психологических функций. Эта психологическая традиция стала известна начиная с критических работ 1930-х годов как «культурно-историческая психология» (или же, иначе, культурно-историческая теория в психологии). Объединил вокруг себя коллектив исследователей, известный как «круг Выготского».Зона ближайшего развития
    Скаффолдинг
    Культурно-историческая психология
    ГибсонГибсон, Джеймс Джером — американский психолог, считающийся одним из известнейших когнитивных психологов в области зрительного восприятия XX века. Согласно теории прямого восприятия Гибсона, восприятие может быть сведено к потокам информации в рецепторах органов чувств, отражающими также и контекст чувственного опыта. Среда и сопровождающая перцепцию активность субъекта в достаточной степени структурируют стимульную информацию. Стимульная информация чувственного опыта и комплексные процессы восприятия не опосредуется никакими другими более высокого уровня когнитивными процессами, процессами происходящими в головном мозге. Свой новый подход Гибсон назвал экологической психологией.Экологический подход к зрительному восприятию
    ГончаровИва́н Алекса́ндрович Гончаро́в (6 (18) июня 1812, Симбирск — 15 (27) сентября 1891, Санкт-Петербург) — русский писатель и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник.Обрыв (роман)
    Фрегат «Паллада»
    ДекартРене́ Дека́рт (фр. René Descartes) — французский философ, математик и естествоиспытатель; один из основоположников философии Нового времени, создатель аналитической геометрии, одна из ключевых фигур научной революции.Математика
    Геометрия
    Философия
    ЕршовАндре́й Петро́вич Ершо́в — советский учёный, один из пионеров теоретического и системного программирования, создатель Сибирской школы информатики, академик АН СССР. Его работы оказали влияние на формирование и развитие вычислительной техники не только в СССР, но и во всём мире.РАПИРА
    ИлличИван Иллич — американо-мексиканский богослов, педагог, философ, социальный критик смешанного хорватско-еврейского происхождения. Книги: Тишина как общинное достояние, Дружественные средства, Общество без школДружественное средство
    Культура участия
    КеллиДжордж Александр Келли, создатель теории личностных конструктовWebGrid
    Репертуарная решетка
    КолбDavid A. Kolb — американский психолог и теоретик образования, наиболее известный своей теорией обучения через опыт, которая была представлена в его книге "Experiential Learning: Experience as the Source of Learning and Development" (1984). Колб разработал модель, описывающую процесс обучения как циклический процесс, состоящий из четырех этаповStarLogo Nova
    КушниренкоАнато́лий Гео́ргиевич Кушнире́нко — советский и российский математик и специалист в области информационных технологий. Заведующий отделом учебной информатики НИИСИ РАН, автор многих учебных пособий по информатике, разработчик обучающей системы программирования КуМир.Kumir
    ЛатурБруно Латур - — французский антрополог, философ и социолог науки.Макроскоп
    ЛотманЛотман, Юрий Михайлович - литературовед, культуролог и семиотик.Семиосфера
    ПирсонКарл Пи́рсон (англ. Karl (Carl) Pearson, — британский математик, статистик, биолог, расовый теоретик, философ; основатель современной математической статистики, один из основоположников биометрики.Гистограмма
    Коэффициент корреляции
    Биометрика
    Психометрика
    Критерий согласия Пирсона
    ПопперСэр Карл Раймунд По́ппер (нем. Karl Raimund Popper; 28 июля 1902, Вена, Австро-Венгрия — 17 сентября 1994, Лондон, Англия, Великобритания) — австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия. Поппер наиболее известен своими трудами по философии науки, а также социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода, а также решительно отстаивал принципы демократии и социального критицизма, которых он предлагал придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества.Логика научного исследования
    ПуанкареЖюль Анри́ Пуанкаре́ (фр. Jules Henri Poincaré; 29 апреля 1854, Нанси, Франция — 17 июля 1912, Париж, Франция) — французский математик, механик, физик, астроном и философ. Глава Парижской академии наук (1906), член Французской академии (1908) и ещё более 30 академий мира, в том числе иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1895). Историки причисляют Анри Пуанкаре к величайшим математикам всех времён. Он считается, наряду с Гильбертом, последним математиком-универсалом, учёным, способным охватить все математические результаты своего времени.Математика
    Наука и гипотеза
    СкиннерБе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель. Один из самых влиятельных психологов середины XX века. Внёс значительный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека и животных как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания.Программированное обучение
    ТорндайкЭдвард Ли То́рндайк (англ. Edward Lee Thorndike) — американский психолог и педагог.Бихевиоризм
    ТурчинВалентин Фёдорович Турчин - физик и кибернетик, создатель языка Рефал и новых направлений в программировании и информатикеФеномен науки: Кибернетический подход к эволюции
    РЕФАЛ
    Principia Cybernetica
    УоллЛарри Уолл (англ. Larry Wall, род.1954) — американский программист. Знаменит как создатель языка программирования Perl. Лингвист по образованию.Perl
    ФуллерРичард Бакминстер Фуллер (англ. Richard Buckminster Fuller; 12 июля 1895 — 1 июля 1983) — американский архитектор, дизайнер, инженер, изобретатель, философ, математик, писатель, поэт.Эфемеризация
    Синергетика
    ЭнгестрёмЮрьё Энгестрём (Yrjo Engestrom)— известный финский ученый, один из наиболее пытливых последователей культурно-исторической теории Л.С. Выготского и психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, одновременно разрабатывающий собственную деятельностную концепцию экспансивного обученияТреугольник Энгестрёма

    Языки высокого уровня. Типология языков

    • Используя WebGrid соберите поле своих собственных представлений о языках высокого уровня
    Lisp Prolog C Python Snap!(Scratch)
    (progn(setq x"Здравствуй, учебный курс!")x)
    
    :-Print('Здравствуй, учебный курс!').
    
    #include <stdio.h>
    int main(void)
    {printf("Здравствуй, учебный курс!");
    return 0;}
    
    print("Здравствуй, учебный курс!")
    
    когда спрайт нажат
    сказать ["Здравствуй, учебный курс!"]
    


    Лента времени обучающих языков (от Lisp & Logo)

     Launch yearAncestorsDescendants
    AgentCubes2006Lisp
    Agentsheets
    Scratch
    NetsBlox
    AlgoBlock1994Лого
    App Inventor2010Scratch
    Лого
    Blockly
    Thunkable
    Boxer1984ЛогоOpenAI Codex
    Church2007Lisp
    Scheme
    Clojure2007Lisp
    Scheme
    Elixir
    DBSnap2018Scratch
    Snap!
    Лого
    FennelLisp
    Lua
    GP2015Scratch
    Лого
    Josef1980ЛогоKarel
    KTurtle2008Лого
    Kumir
    LogoBlocks1996ЛогоLego Mindstorms
    LogoWriter1984Лого
    Move the TurtleЛого
    NetLogo1999Лого
    StarLogo
    StarLogo Nova
    AgentScript
    GAMA
    NetsBlox2015Scratch
    Snap!
    Лого
    Nim2008Lisp
    Python
    Perl1983Lisp
    C++
    JavaScript
    Raku
    PHP
    Ruby
    Prolog1972LispAgentsheets
    Visual Prolog
    Python1991Lisp
    ABC
    Perl
    APL
    Haskel
    JavaScript
    CoffeeScript
    Nim
    Racket1994Lisp
    Scheme
    Ruby1995Lisp
    Perl
    Scheme
    Raku
    Scala2003Lisp
    Java
    Kotlin
    Scheme1975LispSnap!
    Ruby
    Clojure
    Racket
    Scratch2006Лого
    Squeak
    Agentsheets
    Snap!
    App Inventor
    GP
    ScratchJR
    Smalltalk1980Лого
    Lisp
    Squeak
    Etoys
    Ruby
    Pharo
    Snap!2010Scratch
    Лого
    Lisp
    Smalltalk
    Scheme
    NetsBlox
    SciSnap!
    DBSnap
    Snap4arduino
    SQLsnap!
    StarLogo1989ЛогоNetLogo
    StarLogo Nova
    Scratch
    StarLogo Nova2017NetLogo
    Scratch
    Лого
    UCB Logo1992Лого
    Lisp
    NetLogo
    Etoys
    FMSLogo
    Wolfram1988Lisp
    Prolog
    Mathematica
    Julia
    Clojure
    Jupiter
    Лого1967LispNetLogo
    Scratch
    Snap!
    Squeak
    Boxer
    Lynx
    ПервоЛого2000Лого
    РЕФАЛ1966Lisp


    Стандартные типы данных

    Для Snap!

    Концепции программирования. Распространённые языковые конструкции

    Контейнеры для хранения данных

    Функции высшего порядка

    Языки визуального программирования

    Визуальная реализация :Блоки-Иконки

    AgentCubes, Agentsheets, AlgoBlock, AlgoBrix, Alice, App Inventor, Beetle Blocks, Blockly, Boxer, CreatiCode, DBSnap, DRAKON, Etoys, GP, GameBlox, Gamefroot, Gamestar Mechanic, Hopscotch, Kodu, Kodular, LogoBlocks, Looking Glass, MakeCode, Mama, MicroBlocks, Move the Turtle, NetsBlox, OctoStudio, Piktomir, Pocket Code, Robo Pro Light, SciSnap!, Scratch, ScratchJR, Snap!, Snap4arduino, Sophie, Squeak, Stagecast Creator, StarLogo Nova, Tangible Programming Bricks, The Incredible Machine, Thunkable, ToonTalk, Битва Големов, ПервоЛого

    Примеры создания моделей в среде StarLogo Nova


    Возможность встраивать модели StarLogo Nova + NetLogo Web

    Алгоритмы поиска и сортировки в разных языках

     Description
    Сортировка пузырькомСортиро́вка простыми обменами, сортировка пузырько́м (англ. bubble sort) — простой алгоритм сортировки. Для понимания и реализации этот алгоритм — простейший, но эффективен он лишь для небольших массивов. Метод сортировки обменами лежит в основе некоторых более совершенных алгоритмов, таких как шейкерная сортировка, пирамидальная сортировка и быстрая сортировка. 400px-SortingBubble_ed.png

    Модули и библиотеки



    Описание Диаграмма, в которой демонстрируются основные принципы модульного программирования
    Область знаний Информатика, Управление
    Среды для создания диаграммы: Graphviz



    Как узнать какие модули (Extension) уже есть в системе


    Где посмотреть всё разнообразие доступных расширений

    Пространство Модулей + Lua

    Модули в Scratch

    Цветные ящики являются модулями, из которых строится среда Scratch
    StarLogo Nova + Snap!


    Собственные блоки и ящики блоков в Snap!

    Работа с данными. Среды выращивания данных и анализа данных.

    См. Семинары МГПУ о данных в образовании

     DescriptionExamples
    GoogleSchool 01(dataset)Датасет собран из лог-файла действий учителей внутри школыВ статье Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Анализ связей между сотрудниками школы на основе их взаимодействия в домене Google Apps для образования // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. 2016. Vol. 19, № 2. P. 585–599.
    GoogleSchool 02(dataset)Датасет собран из лог-файла действий учителей внутри школы в среде GoogleApps - совместные действия учителей над документами различного типа превращаются в социальный граф.В статье Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Анализ связей между сотрудниками школы на основе их взаимодействия в домене Google Apps для образования // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. 2016. Vol. 19, № 2. P. 585–599.
    Letopisi 2006 (dataset)120px-Hist_2006_associatios.png Лог-файл действий участников проекта Letopisi в 2006 годуPatarakin E.D. Wikigrams-Based Social Inquiry // Digital Tools and Solutions for Inquiry-Based STEM Learning. IGI Global, 2017. Vol. 1. P. 112–138.
    Preschool Digital Scopus120px-Co-ocurence-network.jpg

    1709 публикаций (стандартный набор полей Скопус) - Для выделения данных из базы Scopus использовалась следующая формула:

    • ALL (( preschool OR "primary school" ) AND ( "psychological" OR "pedagogical" ) AND ( computer OR internet OR digital ) ) AND PUBYEAR > 1999 AND ( LIMIT-TO ( ACCESSTYPE(OA) ) )
    В статье "Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик" В вики тестируем анализ данных при помощи разных пакетов.
    Scopus Games (dataset)Датасет по публикациям о компьютерных играх, собранный в ScopusВКР Райкова Александра Дмитриевна Развитие навыков вычислительного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи видеоигр https://youtu.be/2-M1W-wnT-U
    Библиосет: публикационная активность ВВГУ120px-Vl_sci_schools.png Данные о публикационной активности Владивостокского государственного университета https://vvsu.ru/ выгружены из Scopus в формате RIS.Научная статья
    Взаимное копирование МЭШ (датасет)При изучении записей действий над учебными сценариями в МЭШ из всей таблицы действий учителей над объектами-сценариями были выделены только действия взаимного копирования. В результате был выделен граф совместных копирований состоящий из 145 компонент. При этом узлы и связи распределены крайне неравномерно. Главный компонент содержит 1174 узлов и 17928 связей, а на остальные 144 компоненты приходится всего 378 узлов и 3421 связи.
    375px-Giant_copies.png
    Патаракин Е.Д., Буров В.В. Незримый колледж МЭШ // Вестник Мгпу. Серия: Информатика И Информатизация Образования. 2022. № 2 (60). 38-52 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49058657
    Описание датасета При изучении записей действий над учебными сценариями в МЭШ из всей таблицы действий учителей над объектами-сценариями были выделены только действия взаимного копирования. В результате был выделен граф совместных копирований состоящий из 145 компонент. При этом узлы и связи распределены крайне неравномерно. Главный компонент содержит 1174 узлов и 17928 связей, а на остальные 144 компоненты приходится всего 378 узлов и 3421 связи.
    375px-Giant_copies.png
    Описание полей
    1. from - ID участника, который копирует сценарий
    2. to - ID участника, у которого копируют сценарий
    3. subject - предмет сценария копируемого урока
    4. date_of_action - время действия
    Форматы данных CSV
    Область знаний Математика, Педагогика, Психология, Управление
    Веб-сайт - ссылка на датасет http://www.uic.unn.ru/pustyn/data-sets/mesh/giant recicrop component.csv
    Примеры использования датасета Патаракин Е.Д., Буров В.В. Незримый колледж МЭШ // Вестник Мгпу. Серия: Информатика И Информатизация Образования. 2022. № 2 (60). 38-52 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49058657
    Год создания датасета 2022



    Что делают в МЭШ учителя иностранного языка

    Описание - в статье Незримый колледж МЭШ

    Главный компонент содержит 1174 узла и 17928 связей.

    {{#widget:YouTube|id=SHrzpd7YC7A|start=5}}

    Датасет в вики

    Копирующий Копируемый Предмет Время
    979 1207 Информатика 2017-04-16T07:19:07Z
    1439 1223 Информатика 2017-06-07T21:58:32Z
    1439 1188 Информатика 2017-06-08T13:48:08Z
    358 1223 Информатика 2017-11-12T19:55:48Z
    1188 1439 Информатика 2017-11-26T18:09:04Z
    492 1253 Информатика 2017-11-29T05:26:59Z
    1268 1050 Информатика 2017-12-04T13:11:13Z
    1319 1205 Информатика 2017-12-06T12:09:17Z
    1467 1223 Информатика 2017-12-12T07:07:28Z
    682 786 Информатика 2017-12-16T12:27:22Z
    756 181 Информатика 2017-12-18T10:06:31Z
    207 433 Информатика 2017-12-18T17:07:41Z
    1331 180 Информатика 2018-01-10T12:22:23Z
    1059 1223 Информатика 2018-01-11T20:04:07Z
    1162 180 Информатика 2018-01-15T08:03:40Z
    1447 1180 Информатика 2018-01-20T18:39:48Z
    1447 180 Информатика 2018-01-20T18:40:16Z
    1059 1301 Информатика 2018-01-23T10:54:39Z
    1319 1324 Информатика 2018-02-01T05:57:30Z
    180 437 Информатика 2018-02-02T07:53:14Z
    1476 258 Информатика 2018-02-02T13:19:03Z
    375 130 Информатика 2018-02-06T09:02:09Z
    180 1162 Информатика 2018-02-06T10:34:39Z
    1467 1161 Информатика 2018-02-06T19:52:17Z
    703 1180 Информатика 2018-02-08T07:00:28Z
    274 1482 Информатика 2018-02-16T22:11:02Z
    1253 492 Информатика 2018-02-19T12:02:28Z
    400 125 Информатика 2018-02-24T10:08:32Z
    180 1447 Информатика 2018-03-02T06:51:20Z
    258 1476 Информатика 2018-03-07T11:04:37Z
    204 1223 Информатика 2018-03-11T08:42:15Z
    437 180 Информатика 2018-03-13T02:59:15Z
    1301 1059 Информатика 2018-03-13T06:10:43Z
    1301 180 Информатика 2018-03-13T06:10:58Z
    1180 1447 Информатика 2018-03-14T05:54:42Z
    1180 703 Информатика 2018-03-14T05:56:23Z
    1331 601 Информатика 2018-03-14T17:11:21Z
    1015 1423 Информатика 2018-03-19T09:19:47Z
    205 180 Информатика 2018-03-29T08:12:08Z
    1221 786 Информатика 2018-04-02T14:44:40Z
    846 360 Информатика 2018-04-06T10:49:22Z
    92 70 Информатика 2018-04-10T17:22:29Z
    1395 818 Информатика 2018-04-15T06:47:50Z
    180 205 Информатика 2018-04-16T10:02:04Z
    711 70 Информатика 2018-04-17T17:34:14Z
    710 68 Информатика 2018-04-20T06:53:36Z
    120 180 Информатика 2018-04-20T10:25:14Z
    1395 415 Информатика 2018-04-22T08:18:38Z
    1395 1459 Информатика 2018-05-02T20:51:19Z
    1395 780 Информатика 2018-05-06T08:53:17Z
    1015 1223 Информатика 2018-05-08T11:19:21Z
    180 1331 Информатика 2018-05-10T08:01:17Z
    1324 1319 Информатика 2018-05-11T14:19:33Z
    180 1301 Информатика 2018-05-24T08:36:26Z
    1316 1164 Информатика 2018-05-29T08:26:46Z
    1281 1317 Информатика 2018-05-31T19:17:01Z
    1038 1386 Информатика 2018-06-06T13:20:06Z
    780 1395 Информатика 2018-06-13T07:53:07Z
    1489 601 Информатика 2018-07-18T07:34:27Z
    375 1315 Информатика 2018-07-18T15:59:55Z
    509 128 Информатика 2018-08-18T03:23:37Z
    69 1160 Информатика 2018-08-30T11:06:26Z
    1486 1315 Информатика 2018-09-02T08:48:07Z
    1164 1486 Информатика 2018-09-05T17:33:02Z
    1164 1316 Информатика 2018-09-05T17:37:51Z
    1459 1395 Информатика 2018-09-06T05:14:13Z
    1161 248 Информатика 2018-09-06T08:50:23Z
    1315 1486 Информатика 2018-09-17T16:05:01Z
    798 603 Информатика 2018-09-20T09:19:04Z
    511 128 Информатика 2018-09-20T11:04:00Z
    1044 1206 Информатика 2018-09-24T19:38:22Z
    1320 1205 Информатика 2018-09-30T07:20:42Z
    1315 375 Информатика 2018-09-30T14:30:31Z
    1486 1164 Информатика 2018-10-04T05:41:20Z
    204 1486 Информатика 2018-10-08T11:51:01Z
    125 400 Информатика 2018-10-09T09:01:11Z
    1161 1467 Информатика 2018-10-11T08:56:23Z
    1027 1404 Информатика 2018-10-15T16:23:11Z
    204 1495 Информатика 2018-10-22T17:55:20Z
    1179 1306 Информатика 2018-10-24T08:46:05Z
    1316 1206 Информатика 2018-10-26T06:37:45Z
    1316 818 Информатика 2018-10-26T06:38:50Z
    1223 1439 Информатика 2018-10-26T06:43:23Z
    1223 1467 Информатика 2018-11-02T12:09:10Z
    1224 1495 Информатика 2018-11-08T07:44:53Z
    1254 179 Информатика 2018-11-09T19:10:59Z
    66 1157 Информатика 2018-11-11T16:26:02Z
    1206 1316 Информатика 2018-11-12T07:47:57Z
    180 120 Информатика 2018-11-12T10:02:42Z
    1486 204 Информатика 2018-11-19T20:52:26Z
    1307 204 Информатика 2018-11-26T05:51:05Z
    1157 66 Информатика 2018-11-27T09:52:06Z
    1157 1486 Информатика 2018-11-27T09:57:16Z
    601 1489 Информатика 2018-11-30T05:51:57Z
    1163 66 Информатика 2018-12-07T15:50:05Z
    1224 756 Информатика 2018-12-10T10:36:58Z
    1440 1323 Информатика 2018-12-11T14:40:51Z
    66 1163 Информатика 2018-12-12T19:21:42Z
    106 1472 Информатика 2018-12-16T11:39:05Z
    1492 1481 Информатика 2018-12-19T06:23:04Z
    1481 1492 Информатика 2018-12-19T15:32:27Z
    1410 358 Информатика 2018-12-21T08:08:38Z
    717 358 Информатика 2018-12-21T08:12:15Z
    668 358 Информатика 2018-12-21T11:41:54Z
    910 358 Информатика 2018-12-24T06:20:27Z
    1048 358 Информатика 2018-12-25T09:46:30Z
    1048 438 Информатика 2018-12-25T11:55:07Z
    736 438 Информатика 2018-12-25T15:46:40Z
    1164 1177 Информатика 2018-12-26T07:27:00Z
    116 1177 Информатика 2018-12-26T07:28:09Z
    1533 1177 Информатика 2018-12-26T07:28:50Z
    1177 1164 Информатика 2018-12-26T07:38:38Z
    478 1177 Информатика 2018-12-26T07:43:44Z
    115 1177 Информатика 2018-12-26T07:48:18Z
    1423 1015 Информатика 2018-12-26T07:53:59Z
    480 1177 Информатика 2018-12-26T07:55:26Z
    667 358 Информатика 2018-12-27T05:32:55Z
    808 358 Информатика 2018-12-27T16:54:13Z
    438 358 Информатика 2018-12-28T05:59:02Z
    872 358 Информатика 2018-12-28T09:42:47Z
    1110 358 Информатика 2018-12-29T05:16:37Z
    696 1481 Информатика 2019-01-02T10:47:57Z
    20 438 Информатика 2019-01-08T13:29:59Z
    1394 204 Информатика 2019-01-08T16:15:05Z
    1428 359 Информатика 2019-01-09T09:32:56Z
    2 358 Информатика 2019-01-09T15:19:08Z
    1102 358 Информатика 2019-01-10T07:18:48Z
    750 358 Информатика 2019-01-10T08:06:04Z
    826 603 Информатика 2019-01-11T09:54:02Z
    602 603 Информатика 2019-01-11T09:54:53Z
    1523 603 Информатика 2019-01-11T09:56:57Z
    761 603 Информатика 2019-01-11T09:57:46Z
    167 603 Информатика 2019-01-11T09:58:54Z
    406 358 Информатика 2019-01-11T17:39:01Z
    358 406 Информатика 2019-01-11T18:50:58Z
    1356 603 Информатика 2019-01-12T13:07:00Z
    993 603 Информатика 2019-01-12T17:55:41Z
    1347 603 Информатика 2019-01-12T18:01:29Z
    1223 204 Информатика 2019-01-14T05:24:29Z
    1101 358 Информатика 2019-01-14T06:55:28Z
    117 358 Информатика 2019-01-14T15:12:28Z
    1205 818 Информатика 2019-01-14T17:44:44Z
    736 358 Информатика 2019-01-16T06:56:20Z
    655 846 Информатика 2019-01-16T07:38:56Z
    1110 438 Информатика 2019-01-16T18:15:01Z
    124 204 Информатика 2019-01-17T14:35:21Z
    601 1331 Информатика 2019-01-21T07:27:03Z
    601 1399 Информатика 2019-01-21T07:27:18Z
    846 655 Информатика 2019-01-21T14:36:35Z
    1321 375 Информатика 2019-01-21T16:54:10Z
    1321 206 Информатика 2019-01-21T16:58:23Z
    206 1321 Информатика 2019-01-22T13:20:03Z
    375 1321 Информатика 2019-01-23T06:48:13Z
    1080 846 Информатика 2019-01-24T04:48:13Z
    424 425 Информатика 2019-01-24T20:21:54Z
    1223 1015 Информатика 2019-01-25T08:52:38Z
    358 182 Информатика 2019-02-01T08:27:09Z
    1377 714 Информатика 2019-02-01T10:52:24Z
    1102 1110 Информатика 2019-02-03T08:02:57Z
    1512 150 Информатика 2019-02-07T08:43:33Z
    182 358 Информатика 2019-02-07T17:08:44Z
    358 438 Информатика 2019-02-12T09:32:41Z
    150 1512 Информатика 2019-02-17T07:45:20Z
    1223 1059 Информатика 2019-02-18T06:59:21Z
    360 846 Информатика 2019-02-19T04:54:12Z
    1486 846 Информатика 2019-03-01T05:42:38Z
    433 207 Информатика 2019-03-04T18:14:52Z
    1297 68 Информатика 2019-03-09T05:19:13Z
    1206 1044 Информатика 2019-03-15T07:11:24Z
    818 1205 Информатика 2019-03-21T09:19:56Z
    749 1181 Информатика 2019-04-02T13:05:48Z
    347 1285 Информатика 2019-04-02T20:34:14Z
    1223 358 Информатика 2019-04-11T08:10:48Z
    1495 204 Информатика 2019-04-14T08:27:06Z
    174 542 Информатика 2019-04-20T19:53:42Z
    867 570 Информатика 2019-04-22T08:59:28Z
    273 786 Информатика 2019-05-07T09:25:44Z
    273 126 Информатика 2019-05-08T05:37:46Z
    126 786 Информатика 2019-05-08T06:36:10Z
    853 285 Информатика 2019-05-08T08:01:56Z
    1398 126 Информатика 2019-05-10T17:52:22Z
    1398 786 Информатика 2019-05-10T17:54:08Z
    786 126 Информатика 2019-05-14T05:52:13Z
    1317 1281 Информатика 2019-05-16T12:16:13Z
    880 786 Информатика 2019-05-17T16:07:07Z
    221 786 Информатика 2019-05-20T16:26:46Z
    928 786 Информатика 2019-05-22T06:13:57Z
    67 786 Информатика 2019-05-22T06:57:12Z
    786 682 Информатика 2019-05-22T07:20:31Z
    786 67 Информатика 2019-05-22T07:33:45Z
    426 786 Информатика 2019-05-22T10:03:45Z
    874 1176 Информатика 2019-05-27T10:04:13Z
    1176 874 Информатика 2019-06-06T06:39:34Z
    1314 269 Информатика 2019-08-03T04:55:07Z
    269 1314 Информатика 2019-08-08T19:15:21Z
    1399 601 Информатика 2019-09-01T15:18:56Z
    1205 1320 Информатика 2019-09-03T12:22:57Z
    1495 1224 Информатика 2019-09-04T06:32:30Z
    204 124 Информатика 2019-09-07T18:34:17Z
    130 375 Информатика 2019-09-09T05:54:27Z
    438 1110 Информатика 2019-09-11T16:08:38Z
    1205 1319 Информатика 2019-09-17T11:01:29Z
    436 1204 Информатика 2019-09-22T12:20:40Z
    568 358 Информатика 2019-10-02T05:37:10Z
    1205 204 Информатика 2019-10-04T05:28:48Z
    1323 1440 Информатика 2019-10-10T07:57:30Z
    965 1551 Информатика 2019-10-16T18:54:37Z
    179 1254 Информатика 2019-10-18T03:52:40Z
    846 1486 Информатика 2019-10-20T09:00:54Z
    1477 128 Информатика 2019-10-21T07:44:45Z
    1204 436 Информатика 2019-10-21T09:42:10Z
    1498 1483 Информатика 2019-10-23T10:25:18Z
    1483 1498 Информатика 2019-10-23T11:50:02Z
    1440 1506 Информатика 2019-10-23T14:37:58Z
    1506 1440 Информатика 2019-10-24T13:10:31Z
    917 209 Информатика 2019-10-24T22:13:33Z
    1351 822 Информатика 2019-11-01T14:01:22Z
    1486 1157 Информатика 2019-11-04T16:43:53Z
    570 867 Информатика 2019-11-14T10:11:16Z
    818 1316 Информатика 2020-03-05T10:13:24Z
    1486 921 Информатика 2020-03-17T06:15:19Z
    204 1307 Информатика 2020-04-19T17:21:32Z
    181 756 Информатика 2020-04-28T14:52:26Z
    436 924 Информатика 2020-05-20T08:18:28Z
    128 509 Информатика 2020-05-21T10:35:01Z
    128 1477 Информатика 2020-05-21T13:35:55Z
    294 703 Информатика 2020-05-22T18:05:41Z
    319 703 Информатика 2020-05-22T18:21:50Z
    471 436 Информатика 2020-05-28T08:35:17Z
    471 703 Информатика 2020-05-28T08:57:05Z
    296 436 Информатика 2020-05-28T09:40:27Z
    753 703 Информатика 2020-05-28T11:10:51Z
    544 436 Информатика 2020-05-28T14:50:52Z
    754 703 Информатика 2020-05-28T15:14:33Z
    756 1224 Информатика 2020-06-04T08:11:28Z
    68 1297 Информатика 2020-06-18T06:36:17Z
    294 78 Информатика 2020-07-07T10:51:02Z
    290 78 Информатика 2020-07-07T11:55:20Z
    132 78 Информатика 2020-07-07T13:42:05Z
    133 78 Информатика 2020-07-07T13:53:04Z
    318 78 Информатика 2020-07-07T20:12:16Z
    291 78 Информатика 2020-07-14T13:01:10Z
    282 78 Информатика 2020-07-15T07:41:38Z
    289 78 Информатика 2020-07-15T13:34:28Z
    78 86 Информатика 2020-07-21T20:52:42Z
    68 710 Информатика 2020-07-23T08:00:22Z
    293 78 Информатика 2020-07-30T07:05:02Z
    290 86 Информатика 2020-08-01T21:34:06Z
    921 1486 Информатика 2020-09-02T11:33:56Z
    1482 274 Информатика 2020-09-14T06:40:14Z
    289 292 Информатика 2020-09-15T19:39:47Z
    837 1189 Информатика 2020-09-17T20:41:17Z
    415 1395 Информатика 2020-09-20T18:52:31Z
    470 703 Информатика 2020-09-27T08:03:07Z
    510 1460 Информатика 2020-10-07T20:12:32Z
    232 245 Информатика 2020-10-09T07:18:33Z
    133 86 Информатика 2020-10-09T22:34:39Z
    78 716 Информатика 2020-10-11T04:47:50Z
    245 716 Информатика 2020-10-11T07:04:10Z
    319 245 Информатика 2020-10-12T14:38:44Z
    638 245 Информатика 2020-10-12T16:39:55Z
    1460 510 Информатика 2020-10-17T18:36:47Z
    470 245 Информатика 2020-10-18T14:41:18Z
    204 1394 Информатика 2020-10-18T15:07:58Z
    92 992 Информатика 2020-10-19T08:30:38Z
    204 1205 Информатика 2020-10-19T13:00:43Z
    133 633 Информатика 2020-10-24T07:04:21Z
    289 633 Информатика 2020-10-26T13:03:14Z
    248 1161 Информатика 2020-10-29T06:58:23Z
    133 716 Информатика 2020-11-01T08:23:28Z
    716 78 Информатика 2020-11-02T09:37:04Z
    320 78 Информатика 2020-11-02T10:56:55Z
    283 78 Информатика 2020-11-02T11:19:44Z
    289 716 Информатика 2020-11-02T12:44:58Z
    294 133 Информатика 2020-11-02T13:20:26Z
    639 78 Информатика 2020-11-03T06:49:29Z
    284 78 Информатика 2020-11-03T11:17:14Z
    288 78 Информатика 2020-11-03T13:48:52Z
    287 295 Информатика 2020-11-06T07:41:18Z
    718 716 Информатика 2020-11-06T11:47:48Z
    550 133 Информатика 2020-11-06T17:34:26Z
    550 289 Информатика 2020-11-06T17:35:18Z
    550 78 Информатика 2020-11-06T17:35:45Z
    795 133 Информатика 2020-11-06T17:49:32Z
    795 289 Информатика 2020-11-06T17:50:24Z
    795 78 Информатика 2020-11-06T17:50:51Z
    289 1444 Информатика 2020-11-06T19:37:28Z
    294 289 Информатика 2020-11-07T17:08:34Z
    283 633 Информатика 2020-11-08T10:03:35Z
    718 289 Информатика 2020-11-08T17:28:25Z
    718 78 Информатика 2020-11-08T17:29:21Z
    924 436 Информатика 2020-11-09T13:55:24Z
    283 289 Информатика 2020-11-11T10:05:17Z
    318 289 Информатика 2020-11-11T14:30:06Z
    78 289 Информатика 2020-11-11T14:47:00Z
    133 289 Информатика 2020-11-12T16:33:56Z
    290 133 Информатика 2020-11-12T17:40:59Z
    288 289 Информатика 2020-11-15T19:53:23Z
    282 133 Информатика 2020-11-15T20:02:58Z
    292 289 Информатика 2020-11-16T09:53:44Z
    633 289 Информатика 2020-11-18T12:25:19Z
    718 133 Информатика 2020-11-18T12:43:21Z
    718 1444 Информатика 2020-11-18T12:43:49Z
    283 133 Информатика 2020-11-18T12:53:29Z
    1541 133 Информатика 2020-11-18T12:59:33Z
    1541 289 Информатика 2020-11-18T13:00:08Z
    1444 133 Информатика 2020-11-18T13:02:20Z
    1444 289 Информатика 2020-11-18T13:03:02Z
    639 133 Информатика 2020-11-18T13:19:15Z
    132 133 Информатика 2020-11-20T09:54:48Z
    716 133 Информатика 2020-11-20T17:10:11Z
    716 289 Информатика 2020-11-20T17:11:00Z
    133 1444 Информатика 2020-11-22T09:11:26Z
    639 289 Информатика 2020-11-22T10:02:26Z
    296 703 Информатика 2020-11-23T14:16:06Z
    471 245 Информатика 2020-11-24T05:44:19Z
    544 703 Информатика 2020-11-25T11:06:02Z
    318 133 Информатика 2020-11-25T11:19:07Z
    288 133 Информатика 2020-11-25T11:24:42Z
    78 133 Информатика 2020-11-25T12:34:00Z
    294 286 Информатика 2020-11-26T06:54:51Z
    78 286 Информатика 2020-11-28T01:00:43Z
    716 245 Информатика 2020-11-30T08:26:36Z
    294 245 Информатика 2020-11-30T08:35:39Z
    78 245 Информатика 2020-11-30T08:37:11Z
    443 133 Информатика 2020-11-30T09:29:05Z
    289 133 Информатика 2020-11-30T09:29:36Z
    544 245 Информатика 2020-11-30T09:47:12Z
    318 245 Информатика 2020-11-30T09:51:23Z
    633 133 Информатика 2020-11-30T18:33:25Z

    Представление агентов - учителей в Snap!

    Snap! + данные

    Примеры проектов и отдельных скриптов
    Пример, как можно обратиться из Snap! к внешним датасетам и совершить действия над данными: выделить столбец, сложить данные в столбце, отсортировать данные по значению, построить гистограмму




    Работа с медиа. Программирование игр и программирование внутри игр

    Описания игр

    Категория:DEG


    Паттерны

     Description of problemSolution
    Вычислительное мышление
    Генерировать новых агентов120px-Create_netlogo.png
    Агент порождает поток других агентов - например, в экологических моделях рождение используется для создания потомков, в играх из пистолета вылетают пули, которые он порождает, в историях Scratch капли дождя клонируются и падают из тучи на землю.
    Можно использовать породы или клоны. Например, в NetLogo:
    • observer - наблюдатель может породить новых агентов в центре поля и сказать и что делать crt 10
    • каждая черепаха может порождать новую черепаху командой hatch - hatch-sheep 1
    • каждое пятно может на себе породить черепаху или несколько командой sprout - sprout 10
    В Scratch новые агенты создаются через клонирование уже существуюших агентов.
    Накапливать энергиюАгент живёт в среде, перемещается, выполняет задания и накапливает энергию или собирает очки
    • заносим эти данные в переменную
    • меняем свойства, которыми обладает агент
    • передаем эти данные
    Перевозить другого агента на себеТранспортировка представляет собой ситуацию, когда один агент перевозит на себе другого агента. Например, черепаха в Frogger несёт лягушку, пересекая реку. В экологических симуляциях процесс транспортировки можно использовать, например, для перевозки пыльцы пчёлами.
    • Привязать перевозимого агента к себе, чтобы он следовал за положением агента, которым мы управляем
    Перемещаться случайным образомАгент или агенты перемещаются по экрану случайным образом - стандартная для многих игр и симуляций ситуация, которую надо уметь воспроизводить - термиты, птицы и рыбы при формировании стай изначально перемещаются случайным образом.Агент поворачивается в направление, которое выбирается случайным образом и делает ход в этом направлении.
    Поглощать агентов120px-Delete_starlogo.png
    • Поглощение: обратный генерации процесс, когда агент не порождает, а поглощает других агентов. Например, земля поглощает падающие с неба капли воды, хищник съедает жертву, с которой он встречается.
    Прятать агентов или просто их убивать или умирать самому
    Подчиняться клавишам клавиатурыРеагировать на клавиши клавиатуры Движение клавиатуры: нажатия кнопок клавиатуры управляют движением агента. И здесь могут быть паттерны типа Прыгать - как писал Пейперт в этой статье писал про Марио и как воспроизвести поведение МариоИспользовать блоки управления в сочетании с блоками движения
    Поиск восхождением к вершинеПоиск восхождением к вершине - алгоритм поиска в компьютерных науках, когда агент просматривает значения переменных на ближайших полях и на поле с максимальным значением переменной. Использование алгоритма поиск восхождением к вершине можно наблюдать в таких играх как Sims или Pac-Man, когда призраки преследуют Pacman, следуя наивысшему значению запаха Pac-man, который распространяется по всему полю см. http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/Pac-ManИспользовать встроенные команды NetLogo
  • uphill patch-variable
  • uphill4 patch-variable
  • Превращаться в другого агентаПревращение - один агент превращается в другого агента. Возможный вариант - агент одной породы превращается в агента другой породы.В примере на Scratch - cпрайт клонируется и содержит в себе разные породы - демонов и драконов. При столкновении с агентом другой породы агент может изменять собственную породу и становиться другим. Например, из породы демонов переходить в породу драконов. В NetLogo можно просто поменять принадлежность к породе и соответственно свойства агента.
    Преследовать другого агентаОдин агент преследует другого агента - поворачивается в его сторону или поворачивается в том же направлении, куда движется другой агентИспользуются команды повернуться к другому агенту
    РаспространятьсяДиффузия: паттерн распространения, когда вы можете распространять определённое количество агента на других агентов, расположенных по близости за счёт процесса диффузии. Например, в модели муравьёв в NetLogo муравьи выделяют вещества феромоны, которые диффундируют на ближайшие поля игрового поля.В некоторых средах конструирования возможность диффузии заложена изначально. Например, в NetLogo стандартная команда к точкам - пятнам на экране diffuse
    Сталкиваться120px-Collision_starlogo.png
  • Паттерн определяет поведение агентов в случае их физического столкновения с другими агентами. Например, столкновение пули с мишенью. В игре Frogger, если грузовик сталкивается с лягушкой, лягушку нужно «раздавить»
  • В ряде среде есть специальный блок Collision - что делать агенту в случае столкновения с другим агентом. Для Scratch решение собирается из блоков сенсоров - если я касаюсь другого агента (указать какого именно), то ...
    ТащитьТащить - паттерн "тащить" противоположен по значению паттерну толкать - агент может тащить за собой другого агента или агентов. Например, поезд тащит за собой вагоны, лошадь тащит за собой сани, буксир тащит за собой баржи или плот.
    ТолкатьПаттерн "толкать" — это паттерн, который мы видим во многих играх. Агент должен толкать ящики или мешки с золотом. Когда игрок толкает коробку или мешок, эти объекты движутся в том направлении (вверх, вниз, вправо или влево), в котором их толкнули.Объект или Агент, над которым совершается действие, получает сигнал от агента субъекта деятельности, поворачивается в ту же сторону, куда смотрит толкающий агент и двигается в эту сторону.

    Критерии оценки по дисциплине

    Образовательный результат Тема Задание Пример


    Навыки совместной деятельности в среде Semantic MediaWiki Введение в курс, Языки высокого уровня. Зарегистрироваться на площадке, отметить странницу категориями, заполнить поля по форме Категория:UserMGPU Категория:ПБД221м Категория:РМП221м
    Выбирать способы программирования Языки высокого уровня. Типология языков Создайте собственные концепты к статьям в категории Языки программирования
    Использовать языки визуального программирования для моделирования базовых паттернов Визуальное программирование Разместить в вики проект, выполненный в среде Scratch или Snap! или StarLogo Nova Flocking (model), Как Организовать обмен сообщениями между агентами, Генерировать новых агентов
    Создавать диаграммы классов Объектно-ориентированное программирование Разместите в вики собственную диаграмму класса см. Использование ИИ для создания диаграмм Диаграмма класса, Языки (диаграмма класса), Robot
    Обращаться к объектам по их свойствам Объектно-ориентированное программирование Создайте примеры запросов к статьям вики с выводом результатов в виде географических карт, гистограмм и таблиц Category:Diagrams, Языки программирования Time-line
    Обращаться к агентам на основе свойств Объектно-ориентированное программирование Разместите в вики пример проекта Snap!, в котором происходит обращение к клонам спрайта Пример Flocking (model)
    Использовать готовые модули и библиотеки Модули и библиотеки Разместите в вики проект Scratch или Snap! в которых используются библиотеки Периодическая система химических элементов
    Обрабатывать данные, загружать данные, сохранять данные Работа с данными Разместите в вики проект Scratch или Snap!, в которых происходит обработка данных Периодическая система химических элементов