Программирование на языках высокого уровня

Материал из Поле цифровой дидактики



Планируемые результаты обучения (Знать, Уметь, Владеть) Целью освоения дисциплины является формирование у студентов понимания общих принципов использования языков высокого уровня

Результаты обучения: обучающийся понимает и умеет использовать базовые конструкции языков программирования высокого уровня

Знать
  1. основные типы данных, их особенности
  2. основы функционального и объектно-ориентированного программирования;
  3. особенности реализации программ на языках различных типов ;
Уметь
  1. выбирать наиболее подходящий способ программирования;
  2. выполнять стандартные операции над данными различного типа;
  3. писать программу разными способами - с использованием процедурного, функционального, объектно-ориентированного подходов
  4. структурировать программы;
  5. работать с файлами (создавать, записывать, считывать)
  6. использовать стандартные модули и библиотеки для работы с данными, текстами, временем
  7. находить ошибки, улучшать код, документировать программу
Владеть
  1. навыками совмещения нескольких языков высокого уровня
  2. навыками совместной деятельности в среде Semantic MediaWiki
Содержание разделов курса
  1. Языки высокого уровня. Типология языков
  2. Визуальное программирование
  3. Стандартные типы данных
  4. Работа с данными. Среда выращивания данных и анализа данных
  5. Концепции программирования. Распространённые языковые конструкции
  6. Контейнеры для хранения данных.
  7. Функциональное программирование. Функции высшего порядка
  8. Объектно-ориентированное программирование
  9. Алгоритмы поиска и сортировки в разных языках
  10. Модули и библиотеки
  11. Работа с медиа. Программирование игр и программирование внутри игр.
Видео запись
Среды и средства, которые поддерживают учебный курс Snap!, Python, PHP, Semantic MediaWiki, Lisp, Lua, R, JavaScript
Книги, на которых основывается учебный курс The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web, Стили и методы программирования, Structure and Interpretation of Computer Programs, Simply Scheme: Introducing Computer Science
Курс предназначен для магистрантов Категория:ИВО-241м - 2024 год


Содержание разделов дисциплины

Введение

Вычислительное мышление, как способность объединять свои способности с возможностями вычислительной техники и говорить с компьютерными агентами на различных языках. Зачем такое разнообразие языков программирования - они помогают думать и действовать лучше.

Компетенции

 DescriptionИсточникEnvironment
Владение универсальным языком программирования высокого уровняВладение универсальным языком программирования высокого уровняФедеральный государственный образовательный стандартSnap!
Python
GAMA
Интегрировать ИКТ в программу изучения конкретного предметаUNESCO
Разработка программного обеспечения, создание функций, ввод данных, обработка информацииСоздание процедур, которые воспринимают данные, совершают над ними операции и возвращают результатыONetStarLogo Nova
Snap!

Особенности курса

Перечень языков визуально-блочного программирования, активных в настоящее время {{#ask: [[Category:Язык программирования]] [[Визуальная реализация::Блоки-Иконки]] [[Description::+]] [[ActiveNow::Project is active]] | ?Description | ?Адрес_сообщества }}

 DescriptionАдрес сообщества
AgentCubesУчебный блочный язык программирования, ориентированный на создание трёхмерных игр, цифровых историй и симуляцийhttps://agentcubesonline.com/
AgentsheetsПервый язык блочного программирования для создания игр, симуляций и освоения вычислительного мышления. Разработан лабораторией масштабируемого дизайнаhttp://www.agentsheets.com/
AlgoBrixОбучающий язык блочного программирования, поддерживающий программирование роботов и кубиковhttp://www.algobrix.com
AliceЯзык для создания трехмерных миров и обучения основам программирования. Alice представляет собой среду, в которой можно манипулировать 3D-объектами (двигать, вращать, менять цвет и т. д.) и создавать программы, генерирующие анимацию в виртуальных мирах. Она очень похожа на профессиональные современные IDE. Рабочая плоскость разбита на несколько окон: в одном в реальном времени отображается виртуальный мир; в другом присутствует дерево объектов, и для каждого из них предоставляется набор доступных свойств; центральной часть отведена, естественно, под редактор исходного кода; имеется и специальная область событий, позволяющая управлять всем происходящим.http://www.alice.org/
App InventorApp Inventor является бесплатным инструментом для программирования для создания мобильных приложений для Android. Он был разработан Массачусетским технологическим институтом и предоставляет простой интерфейс для создания мобильных приложений, который доступен для любого пользователя. Для программирования в App Inventor используется визуальный язык программирования, очень похожий на язык Scratch и StarLogo Nova.
webapis-get-all-posts.png
http://appinventor.mit.edu/
CreatiCodeСреда для создания 3х мерных игр средствами блочного программированияhttps://www.creaticode.com/
DBSnapКлон Snap! для работами с базами данныхhttps://ysilva.cs.luc.edu/dbsnap/app.html
DRAKONДружелюбный русский алгоритмический язык, который обеспечивает наглядность (сокр. ДРАКОН) — визуальный алгоритмический язык программирования и моделированияhttp://drakon.su/
GPБлочный язык общего назначения, который может использоваться не только в образовательных целяхhttps://gpblocks.org/
Gamestar MechanicСреда и сообщество для создания игр. Gamestar Mechanic is an online game design platform built as a game about making gameshttps://gamestarmechanic.com/
KodularKodular — это онлайн-инструмент, позволяющий создавать собственные приложения без знания языков программирования, используя простой интерфейс перетаскивания блоков. С помощью Kodular Companion, разработчики могут тестировать свои приложения в режиме реального времени, экономя время на экспорте и компиляции. Платформа позволяет разрабатывать приложения для Android с широкими возможностями настройки, включая добавление пользовательских компонентов и расширений.https://www.kodular.io/creator/
MicroBlocksЯзык программирования - клон языка Scratch специально спроектированный для управления физическими объектамиhttps://microblocks.fun/
NetsBloxВизуальный блочный язык программирования - производный от Scratch и Snap! - внимание уделено сетевым возможностям, интеграции с Google картами. Внутри среды NetsBlox участники проектов могут коллективно редактировать блоки программы так же как это происходит в Google-документах.https://netsblox.org/
OctoStudioСреда для разработки школьниками своих собственных игр на мобильных устройствахhttps://www.media.mit.edu/projects/octostudio/overview/
Pocket CodeМобильное приложение для создание детьми игр и цифровых историйhttps://share.catrob.at/pocketcode
SciSnap!Расширения языка Snap! для использования в изучении математики
ScratchСреда программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, игры и другие произведения. Этими произведениями можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет. Scratch — это учебный блочный язык программирования, позволяющий ученикам создавать игры, цифровые истории. Среда разработки дает возможность детям редактировать аудиофайлы и монтировать небольшие, но полноценные видеоролики. В новые версии языка создатели обещают добавить функционал для создания собственных мобильных приложений.https://scratch.mit.edu
ScratchJRScratch Junior – это визуальная среда программирования для детей от 5 до 7 лет. С ее помощью малыши могут создавать мультики, расставляя блоки действий в последовательном порядке.https://scratchjr.org/
Snap!Блочный язык программирования для преподавания алгоритмов и структур данных. Snap! - потомок языка Scratch. В отличие от Scratch Snap! поддерживает лямбда-исчисление, объекты первого класса, процедуры, рекурсия и множество других возможностей. С версии 4.0 Snap! получил современное название и был переписан на JavaScript. Moscow_city_univ.pnghttp://snap.berkeley.edu/
Snap4arduinoЯзык программирования для Arduino
  • Arduino_connect.png
https://snap4arduino.rocks/
SqueakСреда разработки живых интерактивных программ на основе SmallTalkhttp://www.squeak.org/
StarLogo Nova120px-Slnova.png
  • StarLogo Nova – среда совместного агентного моделирования в трехмерной среде. Во многом это среда продолжает и развивает традиции языка Scratch. При этом здесь можно ставить серьезные эксперименты и получать воспроизводимые результаты. Центральной метафорой среды является мир (World), в котором можно создавать агенты различных пород.
  • https://www.slnova.org
    ThunkableThunkable был создан в 2015 году на основе более известного конструктора приложений MIT App Inventor 2, как платформа для разработки на Android. Со временем инструмент обрел кросс-платформенность (iOS и Android) и стал платформой для разработки веб-приложений. Пользователи Thunkable могут добавлять кнопки, текст, изображения и даже карты, чтобы создать полнофункциональное приложение с такими функциями, как push-уведомления, датчики, геолокация, камера, Bluetooth, автономные возможности, и другое. Создание приложений в базовом аккаунте является бесплатным, но при этом можно создавать только общедоступные приложения.
  • 120px-Thunkable.jpg
  • https://thunkable.com/
    ToonTalkМини-язык, в котором ученик может собирать алгоритмы из объектов (вещей) на рабочем поле. Полностью веб-приложение.https://toontalk.github.io/ToonTalk/
    ПервоЛогоПервоЛого — универсальная проектная среда на базе языка Лого для начального и дошкольного образования. В ПервоЛого можно создавать проекты, даже не умея читать и считать — как очень простые, состоящие из картинки и текста или звука, так и весьма сложные, включающие в себя различные запрограммированные объекты, роль которых исполняет черепашка.

    Понятия

    {{#ask: [[Категория:Понятие]] [[Environment::+]] | ?Description | ?Inventor }}

    Категория:Понятие

    Авторы и книги, которые оказали влияние на курс

     DescriptionInventor
    20 things to doThe concept of "Twenty Things to Do with a Computer," originally presented by Seymour Papert and Cynthia Solomon in 1971, highlights various engaging activities that can be accomplished through programming.
    1. Make a Turtle
    2. Program the Turtle to Draw a Man
    3. Turtle Biology
    4. Make a Display Turtle
    5. Play Spacewar
    6. Differential Geometry
    7. Draw Spirals
    8. Have a Heart (and learn to DEBUG)
    9. Growf lowers
    10. Make a Movie
    11. Make A Music Box and Program A Tune
    12. Play with Semi-Random Musical Effects and then Try Serious Composing
    13. Computerize an Erector Set Crane and Build a Tower of Blocks
    14. Make a Super Light Show
    15. Write Concrete Poetry
    16. Try C.A.I. (Computer-Assisted Instruction) and Psychology
    17. Physics in the Finger-Tips
    18. Explain Yourself
    19. Puppets
    20. Recursion Line
    Papert
    Solomon
    APIs for social scientists: A collaborative reviewВ книге представлено множество API социальных сетей и основы их использования. В статье по этой книге собраны примеры API и особенности работы с ними. Код а книге - R
    An Introduction to Agent-Based Modeling: Modeling Natural, Social, and Engineered Complex Systems with NetLogoВведение в моделирование систем при помощи языка NetLogo (от создателя языка) - использование NetLogo в естественно-научном, инженерном и общественном образованииWilensky
    Rand
    App Inventor 2 (book)App Inventor 2 Create Your Own Android Apps // Wolber, D., Abelson, H., Spertus, E., & Looney, L. (2011). App Inventor. O’Reilly Media, Inc.Hal Abelson
    As We May Think«Как Мы Можем Мыслить» — визионерское эссе, написанное Бушем в 1945 году, предвидевшее многие аспекты информационного общества. Оно было впервые опубликовано в журнале The Atlantic в июле 1945 года и переиздано в сокращённом варианте в сентябре 1945 — до и после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Буш выражает свою обеспокоенность тем, что усилия науки направлены на разрушение, вместо понимания. Он выражает надежду на создание гипотетической гипертекстовой системы, названной Бушем «Мемекс». По мнению учёного, такая система сделала бы знания более доступными. Буш надеялся, что создание такой системы превратит информационный взрыв во взрыв знаний.Bush
    Big Data with RExploring, Visualizing, and Modeling Big Data with R
    • В образовании имеется огромное количество данных — от записей о студентах и наблюдений преподавателей до результатов тестов. Современные технологии, такие как распознавание лиц и биометрические сигналы, расширяют доступ к визуальной и аудиоинформации о студентах. Мультимодальная аналитика в образовательном тестировании и психометрике позволяет точнее оценивать знания учащихся, одновременно отслеживая их прогресс с помощью аналитики обучения. Анализ логов и времени реакции помогает понять уровень вовлеченности студентов, выявить списывание и наличие предварительных знаний по тестовым заданиям.
    Desjardins
    Blown to BitsBlown to Bits - часто встречающаяся в учебных курсах по компьютерным дисциплинам книга АбельсонаHal Abelson
    Causal Inference in RWelcome to Causal Inference in R. Answering causal questions is critical for scientific and business purposes, but techniques like randomized clinical trials and A/B testing are not always practical or successful. The tools in this book will allow readers to better make causal inferences with observational data with the R programming language. By its end, we hope to help you:
    1. Ask better causal questions.
    2. Understand the assumptions needed for causal inference
    3. Identify the target population for which you want to make inferences
    4. Fit causal models and check their problems
    5. Conduct sensitivity analyses where the techniques we use might be imperfect
    Barrett
    Children Learning to CodeВ книге собраны различные международные практики обучения детей программированию. Различные обучающие среды, образовательные стандарты. Особое внимание уделено развитию среды Scratch в России - одним из побочных результатов книги стал рост числа участников сообщества Scratch в России. Проект был поддержан Всемирным Банком и МГПУ. ; На русском языке
    Обучение детей программированию: залог развития человеческого капитала в XXI веке. Руководство для российских законодателей и практиков в области образования / – Москва : Алекс (ИП Поликанин А.А.), 2019. – 164 с.
    225px-Learning_to_code.jpg
    Patarakin
    Parandekar
    Computer Science Logo StyleТрехтомник -учебник по программированию в стиле Лого от Брайна ХарвиHarvey
    Computer Science with Snap! by ExamplesОписание структур данных и алгоритмов, которые можно исследовать в среде Snap!Modrow
    Diligence, Patience, and HumilityСтатья Уолла в книге Open Sources: Voices from the Open Source Revolution
    • Люди легко понимают, что лучшая политика для компьютерной программы взаимодействующей с другими программы, это быть как можно точнее и строже в том, что эта программа передает другим, и быть как можно свободнее и либеральнее в том, что эта программа принимает от других. Странность в том, что люди не стремятся быть строже к своим собственным высказываниям и либеральнее к тому, что они слышат. Мы пытаемся поддерживать некоторые ценности в сообществе Перл. Как указал апостол Павел, никто не издавал законов против любви, радости, покоя, терпения, дружбы, нежности и самоконтроля. Так что вместо того чтобы запрещать зло, можно сосредоточиться на продвижении добра.
    Уолл
    Head First. Паттерны проектированияРуководство по использованию паттернов проектированияФримен, Робсон
    How to Design ProgramsHow to Design Programs (HtDP) is a textbook on the systematic design of computer programs. (Racket)Felleisen
    Individual-Based Models of Cultural Evolution: A Step-by-Step Guide Using RКнига показывает как создавать агентно-ориентированные модели или ABM культурной эволюции. В тексте книги используется код на языке программирования R. От очень простых моделей основных процессов культурной эволюции, таких как предвзятая передача и культурная мутация, к более сложным темам, таким как эволюция социального обучения, демографические эффекты и анализ социальных сетей.Acerbi
    Initiation to Algorithmics with ScratchРуководство по введению в алгоритмы в среде Scratch
    Introductory Statistics for EconomicsКнига "Introductory Statistics for Economics" предназначена для знакомства студентов с базовыми статистическими методами и их применением в экономике. Учебник содержит большое количество практических примеров и упражнений на языке программирования R, что формирует основные навыки данных и статистического анализа. Эти навыки отлично совмещаются с агентным моделированием в NetLogo, ведь полученные инструменты анализа данных и программирования применимы для анализа результатов симуляций и их визуализации.Krauth
    Inventive Minds: Marvin Minsky on EducationСборник эссе Марвина Минского об образовании и программированииMinsky
    Learn ggplot2 using Shiny AppСетевая книга по освоению приемов работы с пакетом ggplot2 языка R в среде Shiny
    Learn2loveКнига "learn2love" – это пособие, предназначенное для обучения программированию с нуля на Lua и LÖVE. Она охватывает основы информатики и навыки разработки программного обеспечения, уделяя особое внимание обучению самостоятельному решению проблем и созданию решений. Автор, Джей Томас, делится своим опытом и лучшими практиками, чтобы помочь читателям избежать распространенных ошибок. Книга находится в процессе разработки, и любой желающий может внести свой вклад.Thomas
    Learning analytics methods and tutorials: A practical guide using RМетоды учебной аналитики с использованием языка R - открытое руководство с многочисленными примерами и ссылками на образовательные датасетыMohammed Saqr, López-Pernas
    Mastering Shiny: Build Interactive Apps, Reports, and Dashboards Powered by RКнига о создании аналитических веб-приложений на языке R в среде ShinyWickham
    MindstormsMindstorms: Children, Computers, And Powerful Ideas - .. через бездну, разделяющую естественнонаучную, техническую культуру с культурой гуманитарной, необходимо перекинуть мост. И я думаю, что главным в конструкции такого моста может стать задача, как придать компьютерную форму плодотворным идеям, одинаково важным как поэту, так и инженеру. В моем понимании компьютер действует как переходный объект по установлению связей, которые в конечном счете оказываются связями между одной личностью и другой. Существуют матофобы, т. е. люди, не признающие математики, с очень развитой координацией движений собственного тела, и есть матофилы, т. е. люди, увлеченные математикой, никогда не вспоминающие о сенсомоторном происхождении своих математических знаний. Черепашка навела мост. Она стала посредником, объединившим в себе элементы геометрии тела с формальной геометрией. Осмысление жонглирования как структурного программирования помогло навести мосты между теми, у кого прекрасно развито матетическое чувство физических навыков, и теми, кто знает, как должна быть организована задача по написанию исторического эссе. Жонглирование и написание эссе, если смотреть на конечный результат, мало чем похожи друг на друга. Но процесс овладения обоими навыками во многом совпадает.Papert
    On memoryOn Memory (Electronic or Otherwise) - Leonardo The MIT Press Volume 23, Number 4, Autumn 1990 Наша практика обращения с электронной памятью подводит нас к признанию того факта, что память является не вещью, а процессом, хотя этот процесс и предполагает наличие тела человека или компьютера, внутри которого он должен происходить. Эта практика приводит нас к тому, что внутри нас нет никакого твердого ядра, которое бы руководило этим процессом и которое мы могли бы называть нашей "душой", нашим "духом" или даже нашим "эго". Практика показывает нам, что процесс извлечения, хранения и передачи информации протекает через нас и включает не только существующее и прошлое общество, но и фактически все, что мы называем словом "мир". Это приводит нас к пониманию того, что мы только узлы во всеобщей сети текущей информации, что эти узлы получают, перерабатывают и передают информацию, и что они полное ничто если взаимосвязи будут разорваны. Фактически, практика наших отношений с носителями электронной памяти требует от нас признать, что то, что мы называем "Я" это - только узел взаимосвязей и отношений, который при тщательном рассмотрении даже не содержит крючка, к которому эти отношения могут быть прицепленыFlusser
    Open Sources: Voices from the Open Source RevolutionКнига, в создании которой принимали участие разработчики программного обеспечения. Создатель Perl - Larry Wall, Tim O'Reily и многие другиеУолл
    Outstanding User Interfaces with ShinyA book about deeply customizing Shiny app for production.Granjon
    Perceptrons: an introduction to computational geometryКнига «Перцептроны» (англ. Perceptrons: an introduction to computational geometry) — написана Марвином Минским и Сеймуром Папертом, издана в 1969. Книга видных американских ученых посвящена параллельным вычислительным устройствам, известным под названием персептронов. В ней на примере нескольких конкретных задач распознавания "геометрических" свойств графических изображений подробно проанализированы принципиальные возможности подобных схем, рассмотрены вопросы, связанные с обучением персептронов, в частности длительность процесса обучения, эффективность схемы как адаптивного запоминающего устройства и т. п., а также исследованы потенциальные возможности персептронов как обучающихся распознающих устройств.
    76px-Perceptrons_e.png
    Papert
    Minsky
    R for Data ScienceПодробное руководство по использованию языка R для обработки, модификации, визуализации и программировании данныхWickham
    Simply Scheme: Introducing Computer ScienceВведение в программирование с простой версией языка Scheme - иметь в виду, что Snap! это Scheme, прикидывающаяся ScratchHarvey
    Structure and Interpretation of Computer ProgramsIt is known as the "Wizard Book" in hacker cultureHal Abelson
    The Design of Everyday ThingsКнига Дона Нормана о том, как устроено восприятие окружающих повседневных вещей. Есть издание "Дизайн повседневных вещей"Norman
    The Media Equation: How People Treat Computers, Television, and New Media Like Real People and PlacesМногочисленные примеры, подтверждающие, что люди воспринимают компьютерные программы, машины и радиопередачи так, как будто это живые и человеческие существа.Reeves
    Naas
    The Wiki Way: Quick Collaboration on the WebПервая книга о том, как устроена среда вики и как её использовать. Описано устройство WikiWiki движка и идеология среды совместного редактирования Книга о том, как устроен вики движок и как организовано взаимодействие участниковCunningham
    Leuf
    Thinking Like a TreeThinking Like a Tree (and Other Forms of Ecological Thinking ) Мы можем сказать, что дерево следует стратегии TREE - T- test - пробуй, R - randomly - случайно, E-evaluate - оценивай (определяй, какие из корней нашли лучшую почву), E-elect - выбирай (направление, куда будем двигаться). Конечно, шагающее дерево в действительности не выбирает и не принимает решение, куда двигаться. Но, этот способ размышления о дереве, следующем определенной стратегии поведения, может оказаться полезным.Resnick
    Tidy Modeling with RРуководство по созданию и использованию моделей при помощи пакетов из пространства tidyverse: recipes, parsnip, workflows, yardstick, and others.Sigle
    Turtle Geometry: The Computer as a Medium for Exploring MathematicsОдна из первых книг посвящённых использованию компьютеров в обучении математике. Она была опубликована в 1981 году и стала Книга описывает использование черепахи - графического объекта, который движется по экрану компьютера - для исследования геометрии и математических концепций. Авторы предлагают использовать черепаху для создания графических изображений, которые могут помочь студентам лучше понять математические концепции. Книга стала классикой в области обучения математике с использованием компьютеров и продолжает быть популярной среди преподавателей и учащихся по всему миру.
    Turtle Geometry presented a computational approach to geometry which has been cited as "the first step in a revolutionary change in the entire teaching/learning process."
    Hal Abelson
    DiSessa
    Using Prototypical Objects to Implement Shared Behavior in Object Oriented SystemsСтатья о прототипировании объектов в объектно-ориентированном программированииLiberman
    Working with MediaWikiПодробное и современное руководство по среде MediaWiki - с описанием форм, шаблонов, свойстваKoren
    Дружелюбная эконометрикаОсновы эконометрической теории

    Детальное обсуждение применения эконометрики на практике.

    Много отсылок к хорошим исследованиям, использующим эмпирические методы.
    Картаев
    Искусственная жизнь и русские биологи начала двадцатого векаПродемонстрировать фундаментальные вложения русской биологии в определение искусственной жизниBec
    Кибернетический манифестThe Cybernetic ManifestoТурчин
    Классификация, регрессия и другие алгоритмы Data Mining с использованием RОписана широкая совокупность методов построения статистических моделей классификации и регрессии для откликов, измеренных в альтернативной, категориальной и метрической шкалах. Подробно рассматриваются деревья решений, машины опорных векторов с различными разделяющими поверхностями, нелинейные формы дискриминантного анализа, искусственные нейронные сети и т.д.Шитиков, Мастицкий
    Мифический человеко-месяц или как создаются программные системыБиблии для разработчиков программного обеспечения во всем мире.
    Закон Брукса
    Если проект не укладывается в сроки, то добавление рабочей силы задержит его еще больше.
    Брукс
    Оркестр играет без дирижера: размышления об эволюции некоторых технических систем и управлении имиМир, создаваемый человеком в технических системах во многом похож на тот, который окружает человека в природе. И в искусственном мире техники могут происходить процессы, подобные эволюции живых организмов. Возникают колонии и сообщества технических систем, формируются «сверхорганизмы» типа муравейника, возникают «коллективы», живущие по своим законам.Варшавский
    Поспелов Д.А.
    Программирование — вторая грамотностьВыступление А.П. Ершова (keynote speech) на 3-й Всемирной конференции ИФИП и ЮНЕСКО по применению ЭВМ в обучении в свое время получило широкий резонанс, его текст неоднократно издавался на разных языках, но ни разу не был опубликован с иллюстрациями, специально подготовленными для этого доклада, которые мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.Ершов
    Разработка компьютерных учебников и обучающих системТекст с точными определениями понятий в области технологии разработки программного обучающего обеспеченияБашмаков
    СИСТЕМНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ — 2022Учебник базируется на совмещении изложения лучших практик программной инженерии, классической «железной» системной инженерии и инженерии предприятияЛевенчук
    Стили и методы программированияВведение в зоопарк существующих систем и понятий программированияНепейвода
    Тишина как общинное достояниеThis article is from Illich's remarks at the "Asahi Symposium Science and Man - The computer-managed Society," Tokyo, Japan, March 21, 1982. The ideas here are part of a book Illich is working on, The History of Scarcity. - Stewart Brand The CoEvolution Quarterly, Winter 1983
    • С моим приездом на остров все изменилось. На том же корабле, который привез меня, на остров привезли первый громкоговоритель. Только немногие люди тогда слышали такую вещь. До этого дня все женщины и мужчины говорили голосами примерно одной силы. После этого все изменилось. Теперь доступ к микрофону определял, чей голос будет усилен. Тишина перестала быть общинной; она стала ресурсом, которую заполнял громкоговоритель. Сам язык трансформировался из местного общинного достояния в национальный ресурс для коммуникации. Как загороди помещиков повысили национальную производительность через запрет индивидуальному крестьянину держать свои несколько овечек, так и появление громкоговорителя разрушило тишину, которая прежде давала возможность каждому высказаться своим собственным голосом.
    Иллич
    Феномен науки: Кибернетический подход к эволюцииВ книге изложена концепция метасистемного перехода и с ее позиций прослеживает эволюцию мира от простейших одноклеточных организмов до возникновения мышления, развития науки и культуры.Турчин
    … следующие результаты

    Языки высокого уровня. Типология языков

    Lisp Prolog C Python Snap!(Scratch)
    (progn(setq x"Здравствуй, учебный курс!")x)
    
    :-Print('Здравствуй, учебный курс!').
    
    #include <stdio.h>
    int main(void)
    {printf("Здравствуй, учебный курс!");
    return 0;}
    
    print("Здравствуй, учебный курс!")
    
    когда спрайт нажат
    сказать ["Здравствуй, учебный курс!"]
    


    Лента времени обучающих языков (от Lisp & Logo)


    Паттерны поведения компьютерных агентов и их возможная реализация

     Description of problemSolution
    Вычислительное мышление
    Генерировать новых агентов120px-Create_netlogo.png
    Агент порождает поток других агентов - например, в экологических моделях рождение используется для создания потомков, в играх из пистолета вылетают пули, которые он порождает, в историях Scratch капли дождя клонируются и падают из тучи на землю.
    Можно использовать породы или клоны. Например, в NetLogo:
    • observer - наблюдатель может породить новых агентов в центре поля и сказать и что делать crt 10
    • каждая черепаха может порождать новую черепаху командой hatch - hatch-sheep 1
    • каждое пятно может на себе породить черепаху или несколько командой sprout - sprout 10
    В Scratch новые агенты создаются через клонирование уже существуюших агентов.
    Накапливать энергиюАгент живёт в среде, перемещается, выполняет задания и накапливает энергию или собирает очки
    • заносим эти данные в переменную
    • меняем свойства, которыми обладает агент
    • передаем эти данные
    Перевозить другого агента на себеТранспортировка представляет собой ситуацию, когда один агент перевозит на себе другого агента. Например, черепаха в Frogger несёт лягушку, пересекая реку. В экологических симуляциях процесс транспортировки можно использовать, например, для перевозки пыльцы пчёлами.
    • Привязать перевозимого агента к себе, чтобы он следовал за положением агента, которым мы управляем
    Перемещаться случайным образомАгент или агенты перемещаются по экрану случайным образом - стандартная для многих игр и симуляций ситуация, которую надо уметь воспроизводить - термиты, птицы и рыбы при формировании стай изначально перемещаются случайным образом.Агент поворачивается в направление, которое выбирается случайным образом и делает ход в этом направлении.
    Поглощать агентов120px-Delete_starlogo.png
    • Поглощение: обратный генерации процесс, когда агент не порождает, а поглощает других агентов. Например, земля поглощает падающие с неба капли воды, хищник съедает жертву, с которой он встречается.
    Прятать агентов или просто их убивать или умирать самому
    Подчиняться клавишам клавиатурыРеагировать на клавиши клавиатуры Движение клавиатуры: нажатия кнопок клавиатуры управляют движением агента. И здесь могут быть паттерны типа Прыгать - как писал Пейперт в этой статье писал про Марио и как воспроизвести поведение МариоИспользовать блоки управления в сочетании с блоками движения
    Поиск восхождением к вершинеПоиск восхождением к вершине - алгоритм поиска в компьютерных науках, когда агент просматривает значения переменных на ближайших полях и на поле с максимальным значением переменной. Использование алгоритма поиск восхождением к вершине можно наблюдать в таких играх как Sims или Pac-Man, когда призраки преследуют Pacman, следуя наивысшему значению запаха Pac-man, который распространяется по всему полю см. http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/Pac-ManИспользовать встроенные команды NetLogo
  • uphill patch-variable
  • uphill4 patch-variable
  • Превращаться в другого агентаПревращение - один агент превращается в другого агента. Возможный вариант - агент одной породы превращается в агента другой породы.В примере на Scratch - cпрайт клонируется и содержит в себе разные породы - демонов и драконов. При столкновении с агентом другой породы агент может изменять собственную породу и становиться другим. Например, из породы демонов переходить в породу драконов. В NetLogo можно просто поменять принадлежность к породе и соответственно свойства агента.
    Преследовать другого агентаОдин агент преследует другого агента - поворачивается в его сторону или поворачивается в том же направлении, куда движется другой агентИспользуются команды повернуться к другому агенту
    РаспространятьсяДиффузия: паттерн распространения, когда вы можете распространять определённое количество агента на других агентов, расположенных по близости за счёт процесса диффузии. Например, в модели муравьёв в NetLogo муравьи выделяют вещества феромоны, которые диффундируют на ближайшие поля игрового поля.В некоторых средах конструирования возможность диффузии заложена изначально. Например, в NetLogo стандартная команда к точкам - пятнам на экране diffuse
    Сталкиваться120px-Collision_starlogo.png
  • Паттерн определяет поведение агентов в случае их физического столкновения с другими агентами. Например, столкновение пули с мишенью. В игре Frogger, если грузовик сталкивается с лягушкой, лягушку нужно «раздавить»
  • В ряде среде есть специальный блок Collision - что делать агенту в случае столкновения с другим агентом. Для Scratch решение собирается из блоков сенсоров - если я касаюсь другого агента (указать какого именно), то ...
    ТащитьТащить - паттерн "тащить" противоположен по значению паттерну толкать - агент может тащить за собой другого агента или агентов. Например, поезд тащит за собой вагоны, лошадь тащит за собой сани, буксир тащит за собой баржи или плот.
    ТолкатьПаттерн "толкать" — это паттерн, который мы видим во многих играх. Агент должен толкать ящики или мешки с золотом. Когда игрок толкает коробку или мешок, эти объекты движутся в том направлении (вверх, вниз, вправо или влево), в котором их толкнули.Объект или Агент, над которым совершается действие, получает сигнал от агента субъекта деятельности, поворачивается в ту же сторону, куда смотрит толкающий агент и двигается в эту сторону.
    Пример реализации простых паттернов поведения агентов в среде Scratch или в среде Snap!
    https://snap.berkeley.edu/snap/snap.html#present:Username=patarakin&ProjectName=Simple_Game

    Работа с изображением

    https://snap.berkeley.edu/snap/snap.html#present:Username=patarakin&ProjectName=image_data


    Загрузка CSV данных

    Работа с изображением как с данными

    Стандартные типы данных

    Для Snap!

    Концепции программирования. Распространённые языковые конструкции

    Контейнеры для хранения данных

    Языки функционального программирования общего назначения

    {{#ask: [[Category:Язык программирования]] [[Назначение языка::Язык общего назначения]] [[Programming paradigm::Функциональное программирование]] | ?Description }}

     Description
    ClojureClojure является функциональным языком программирования с поддержкой функций в качестве объектов первого класса (first class objects) и неизменяемыми (за исключением специальных случаев) данными, включая поддержку "ленивых" коллекций данных. Современный диалект Лиспа, язык программирования общего назначения с поддержкой разработки в интерактивном режиме, поощряющий функциональное программирование и упрощающий поддержку многопоточности. Clojure работает на платформах JVM и CLR. Clojure отличает философия «код как данные» (гомоиконность) и развитая система лисп-макросов.
    FennelFennel is a programming language that brings together the speed, simplicity, and reach of Lua with the flexibility of a lisp syntax and macro system.
    GPБлочный язык общего назначения, который может использоваться не только в образовательных целях
    JavaScriptJavaScript обычно используется как встраиваемый язык для программного доступа к объектам приложений. Наиболее широкое применение находит в браузерах как язык сценариев для придания интерактивности веб-страницам. Основные архитектурные черты: динамическая типизация, слабая типизация, автоматическое управление памятью, прототипное программирование, функции как объекты первого класса.
    LispLISP (от англ. LISt Processing language — «язык обработки списков», современное написание: Lisp) — семейство языков программирования, программы и данные в которых представляются в виде списков.
    LuaLua (лу́а, с порт. — «луна»— скриптовый язык программирования, разработанный в подразделении Tecgraf (Computer Graphics Technology Group) Католического университета Рио-де-Жанейро (Бразилия). Интерпретатор языка является свободно распространяемым, с открытым исходным кодом на языке программирования Си. По идеологии и реализации язык Lua ближе всего к JavaScript, в частности, он также реализует прототипную модель ООП, но отличается паскалеподобным синтаксисом и более мощными и гибкими конструкциями. Характерной особенностью Lua является реализация большого числа программных сущностей минимумом синтаксических средств. Так, все составные пользовательские типы данных (массивы, структуры, множества, очереди, списки) реализуются через механизм таблиц, а механизмы объектно-ориентированного программирования, включая множественное наследование — с использованием метатаблиц, которые также отвечают за перегрузку операций и ряд других возможностей.
    PythonPython в русском языке распространено название пито́н) — высокоуровневый язык программирования общего назначения, ориентированный на повышение производительности разработчика и читаемости кода. Синтаксис ядра Python минималистичен. В то же время стандартная библиотека включает большой объём полезных функций. Язык является полностью объектно-ориентированным в том плане, что всё является объектами
    ScalaScala — мультипарадигмальный язык программирования, спроектированный кратким и типобезопасным для простого и быстрого создания компонентного программного обеспечения, сочетающий возможности функционального и объектно-ориентированного программирования.
    SchemeScheme — функциональный язык программирования, один из трёх наиболее популярных диалектов Лиспа. Обладает минималистичным дизайном, содержит минимум примитивных конструкций и позволяет выразить всё необходимое путём надстройки над ними. Например, использует всего два механизма организации циклов — хвостовую рекурсию и итеративный подход (в котором используются временные переменные для сохранения промежуточного результата).
    SwiftЯзык программирования Swift используют, чтобы писать приложения и программы для устройств Apple: айфонов, айпадов, умных часов, телевизоров, макбуков и стационарных компьютеров с macOS. В iOS-разработке этот язык считается стандартом.
    РЕФАЛРЕФАЛ (Рекурсивных функций алгоритмический) — один из старейших функциональных языков программирования, ориентированный на символьные вычисления: обработку символьных строк (например, алгебраические выкладки); перевод с одного языка (искусственного или естественного) на другой; решение проблем, связанных с искусственным интеллектом. Соединяет в себе математическую простоту с практической направленностью на написание больших и сложных программ.

    Функции высшего порядка

    Языки визуального программирования

    Визуальная реализация :Блоки-Иконки

    AgentCubes, Agentsheets, AlgoBlock, AlgoBrix, Alice, App Inventor, Beetle Blocks, Blockly, Boxer, CreatiCode, DBSnap, DRAKON, Etoys, GP, GameBlox, Gamefroot, Gamestar Mechanic, Hopscotch, Kodu, Kodular, LogoBlocks, Looking Glass, MakeCode, Mama, MicroBlocks, Move the Turtle, NetsBlox, OctoStudio, Piktomir, Pocket Code, Robo Pro Light, SciSnap!, Scratch, ScratchJR, Snap!, Snap4arduino, Sophie, Squeak, Stagecast Creator, StarLogo Nova, Tangible Programming Bricks, The Incredible Machine, Thunkable, ToonTalk, Битва Големов, ПервоЛого

    Примеры создания моделей в среде StarLogo Nova


    Возможность встраивать модели StarLogo Nova + NetLogo Web

    Алгоритмы поиска и сортировки в разных языках

     Description
    Сортировка пузырькомСортиро́вка простыми обменами, сортировка пузырько́м (англ. bubble sort) — простой алгоритм сортировки. Для понимания и реализации этот алгоритм — простейший, но эффективен он лишь для небольших массивов. Метод сортировки обменами лежит в основе некоторых более совершенных алгоритмов, таких как шейкерная сортировка, пирамидальная сортировка и быстрая сортировка. 400px-SortingBubble_ed.png

    Модули и библиотеки



    Описание Диаграмма, в которой демонстрируются основные принципы модульного программирования
    Область знаний Информатика, Управление
    Среды для создания диаграммы: Graphviz



    Как узнать какие модули (Extension) уже есть в системе


    Где посмотреть всё разнообразие доступных расширений

    Пространство Модулей + Lua

    Модули в Scratch

    Цветные ящики являются модулями, из которых строится среда Scratch
    StarLogo Nova + Snap!


    Собственные блоки и ящики блоков в Snap!

    Работа с данными. Среды выращивания данных и анализа данных.

    См. Семинары МГПУ о данных в образовании

     DescriptionExamples
    GoogleSchool 01(dataset)Датасет собран из лог-файла действий учителей внутри школыВ статье Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Анализ связей между сотрудниками школы на основе их взаимодействия в домене Google Apps для образования // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. 2016. Vol. 19, № 2. P. 585–599.
    GoogleSchool 02(dataset)Датасет собран из лог-файла действий учителей внутри школы в среде GoogleApps - совместные действия учителей над документами различного типа превращаются в социальный граф.В статье Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Анализ связей между сотрудниками школы на основе их взаимодействия в домене Google Apps для образования // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. 2016. Vol. 19, № 2. P. 585–599.
    Letopisi 2006 (dataset)120px-Hist_2006_associatios.png Лог-файл действий участников проекта Letopisi в 2006 годуPatarakin E.D. Wikigrams-Based Social Inquiry // Digital Tools and Solutions for Inquiry-Based STEM Learning. IGI Global, 2017. Vol. 1. P. 112–138.
    Preschool Digital Scopus120px-Co-ocurence-network.jpg

    1709 публикаций (стандартный набор полей Скопус) - Для выделения данных из базы Scopus использовалась следующая формула:

    • ALL (( preschool OR "primary school" ) AND ( "psychological" OR "pedagogical" ) AND ( computer OR internet OR digital ) ) AND PUBYEAR > 1999 AND ( LIMIT-TO ( ACCESSTYPE(OA) ) )
    В статье "Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик" В вики тестируем анализ данных при помощи разных пакетов.
    Scopus Games (dataset)Датасет по публикациям о компьютерных играх, собранный в ScopusВКР Райкова Александра Дмитриевна Развитие навыков вычислительного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи видеоигр https://youtu.be/2-M1W-wnT-U
    Библиосет: публикационная активность ВВГУ120px-Vl_sci_schools.png Данные о публикационной активности Владивостокского государственного университета https://vvsu.ru/ выгружены из Scopus в формате RIS.Научная статья
    Взаимное копирование МЭШ (датасет)При изучении записей действий над учебными сценариями в МЭШ из всей таблицы действий учителей над объектами-сценариями были выделены только действия взаимного копирования. В результате был выделен граф совместных копирований состоящий из 145 компонент. При этом узлы и связи распределены крайне неравномерно. Главный компонент содержит 1174 узлов и 17928 связей, а на остальные 144 компоненты приходится всего 378 узлов и 3421 связи.
    375px-Giant_copies.png
    Патаракин Е.Д., Буров В.В. Незримый колледж МЭШ // Вестник Мгпу. Серия: Информатика И Информатизация Образования. 2022. № 2 (60). 38-52 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49058657
    Описание датасета При изучении записей действий над учебными сценариями в МЭШ из всей таблицы действий учителей над объектами-сценариями были выделены только действия взаимного копирования. В результате был выделен граф совместных копирований состоящий из 145 компонент. При этом узлы и связи распределены крайне неравномерно. Главный компонент содержит 1174 узлов и 17928 связей, а на остальные 144 компоненты приходится всего 378 узлов и 3421 связи.
    375px-Giant_copies.png
    Описание полей
    1. from - ID участника, который копирует сценарий
    2. to - ID участника, у которого копируют сценарий
    3. subject - предмет сценария копируемого урока
    4. date_of_action - время действия
    Форматы данных CSV
    Область знаний Математика, Педагогика, Психология, Управление
    Веб-сайт - ссылка на датасет http://www.uic.unn.ru/pustyn/data-sets/mesh/giant recicrop component.csv
    Примеры использования датасета Патаракин Е.Д., Буров В.В. Незримый колледж МЭШ // Вестник Мгпу. Серия: Информатика И Информатизация Образования. 2022. № 2 (60). 38-52 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49058657
    Год создания датасета 2022



    Что делают в МЭШ учителя иностранного языка

    Описание - в статье Незримый колледж МЭШ

    Главный компонент содержит 1174 узла и 17928 связей.

    {{#widget:YouTube|id=SHrzpd7YC7A|start=5}}

    Датасет в вики

    Копирующий Копируемый Предмет Время
    979 1207 Информатика 2017-04-16T07:19:07Z
    1439 1223 Информатика 2017-06-07T21:58:32Z
    1439 1188 Информатика 2017-06-08T13:48:08Z
    358 1223 Информатика 2017-11-12T19:55:48Z
    1188 1439 Информатика 2017-11-26T18:09:04Z
    492 1253 Информатика 2017-11-29T05:26:59Z
    1268 1050 Информатика 2017-12-04T13:11:13Z
    1319 1205 Информатика 2017-12-06T12:09:17Z
    1467 1223 Информатика 2017-12-12T07:07:28Z
    682 786 Информатика 2017-12-16T12:27:22Z
    756 181 Информатика 2017-12-18T10:06:31Z
    207 433 Информатика 2017-12-18T17:07:41Z
    1331 180 Информатика 2018-01-10T12:22:23Z
    1059 1223 Информатика 2018-01-11T20:04:07Z
    1162 180 Информатика 2018-01-15T08:03:40Z
    1447 1180 Информатика 2018-01-20T18:39:48Z
    1447 180 Информатика 2018-01-20T18:40:16Z
    1059 1301 Информатика 2018-01-23T10:54:39Z
    1319 1324 Информатика 2018-02-01T05:57:30Z
    180 437 Информатика 2018-02-02T07:53:14Z
    1476 258 Информатика 2018-02-02T13:19:03Z
    375 130 Информатика 2018-02-06T09:02:09Z
    180 1162 Информатика 2018-02-06T10:34:39Z
    1467 1161 Информатика 2018-02-06T19:52:17Z
    703 1180 Информатика 2018-02-08T07:00:28Z
    274 1482 Информатика 2018-02-16T22:11:02Z
    1253 492 Информатика 2018-02-19T12:02:28Z
    400 125 Информатика 2018-02-24T10:08:32Z
    180 1447 Информатика 2018-03-02T06:51:20Z
    258 1476 Информатика 2018-03-07T11:04:37Z
    204 1223 Информатика 2018-03-11T08:42:15Z
    437 180 Информатика 2018-03-13T02:59:15Z
    1301 1059 Информатика 2018-03-13T06:10:43Z
    1301 180 Информатика 2018-03-13T06:10:58Z
    1180 1447 Информатика 2018-03-14T05:54:42Z
    1180 703 Информатика 2018-03-14T05:56:23Z
    1331 601 Информатика 2018-03-14T17:11:21Z
    1015 1423 Информатика 2018-03-19T09:19:47Z
    205 180 Информатика 2018-03-29T08:12:08Z
    1221 786 Информатика 2018-04-02T14:44:40Z
    846 360 Информатика 2018-04-06T10:49:22Z
    92 70 Информатика 2018-04-10T17:22:29Z
    1395 818 Информатика 2018-04-15T06:47:50Z
    180 205 Информатика 2018-04-16T10:02:04Z
    711 70 Информатика 2018-04-17T17:34:14Z
    710 68 Информатика 2018-04-20T06:53:36Z
    120 180 Информатика 2018-04-20T10:25:14Z
    1395 415 Информатика 2018-04-22T08:18:38Z
    1395 1459 Информатика 2018-05-02T20:51:19Z
    1395 780 Информатика 2018-05-06T08:53:17Z
    1015 1223 Информатика 2018-05-08T11:19:21Z
    180 1331 Информатика 2018-05-10T08:01:17Z
    1324 1319 Информатика 2018-05-11T14:19:33Z
    180 1301 Информатика 2018-05-24T08:36:26Z
    1316 1164 Информатика 2018-05-29T08:26:46Z
    1281 1317 Информатика 2018-05-31T19:17:01Z
    1038 1386 Информатика 2018-06-06T13:20:06Z
    780 1395 Информатика 2018-06-13T07:53:07Z
    1489 601 Информатика 2018-07-18T07:34:27Z
    375 1315 Информатика 2018-07-18T15:59:55Z
    509 128 Информатика 2018-08-18T03:23:37Z
    69 1160 Информатика 2018-08-30T11:06:26Z
    1486 1315 Информатика 2018-09-02T08:48:07Z
    1164 1486 Информатика 2018-09-05T17:33:02Z
    1164 1316 Информатика 2018-09-05T17:37:51Z
    1459 1395 Информатика 2018-09-06T05:14:13Z
    1161 248 Информатика 2018-09-06T08:50:23Z
    1315 1486 Информатика 2018-09-17T16:05:01Z
    798 603 Информатика 2018-09-20T09:19:04Z
    511 128 Информатика 2018-09-20T11:04:00Z
    1044 1206 Информатика 2018-09-24T19:38:22Z
    1320 1205 Информатика 2018-09-30T07:20:42Z
    1315 375 Информатика 2018-09-30T14:30:31Z
    1486 1164 Информатика 2018-10-04T05:41:20Z
    204 1486 Информатика 2018-10-08T11:51:01Z
    125 400 Информатика 2018-10-09T09:01:11Z
    1161 1467 Информатика 2018-10-11T08:56:23Z
    1027 1404 Информатика 2018-10-15T16:23:11Z
    204 1495 Информатика 2018-10-22T17:55:20Z
    1179 1306 Информатика 2018-10-24T08:46:05Z
    1316 1206 Информатика 2018-10-26T06:37:45Z
    1316 818 Информатика 2018-10-26T06:38:50Z
    1223 1439 Информатика 2018-10-26T06:43:23Z
    1223 1467 Информатика 2018-11-02T12:09:10Z
    1224 1495 Информатика 2018-11-08T07:44:53Z
    1254 179 Информатика 2018-11-09T19:10:59Z
    66 1157 Информатика 2018-11-11T16:26:02Z
    1206 1316 Информатика 2018-11-12T07:47:57Z
    180 120 Информатика 2018-11-12T10:02:42Z
    1486 204 Информатика 2018-11-19T20:52:26Z
    1307 204 Информатика 2018-11-26T05:51:05Z
    1157 66 Информатика 2018-11-27T09:52:06Z
    1157 1486 Информатика 2018-11-27T09:57:16Z
    601 1489 Информатика 2018-11-30T05:51:57Z
    1163 66 Информатика 2018-12-07T15:50:05Z
    1224 756 Информатика 2018-12-10T10:36:58Z
    1440 1323 Информатика 2018-12-11T14:40:51Z
    66 1163 Информатика 2018-12-12T19:21:42Z
    106 1472 Информатика 2018-12-16T11:39:05Z
    1492 1481 Информатика 2018-12-19T06:23:04Z
    1481 1492 Информатика 2018-12-19T15:32:27Z
    1410 358 Информатика 2018-12-21T08:08:38Z
    717 358 Информатика 2018-12-21T08:12:15Z
    668 358 Информатика 2018-12-21T11:41:54Z
    910 358 Информатика 2018-12-24T06:20:27Z
    1048 358 Информатика 2018-12-25T09:46:30Z
    1048 438 Информатика 2018-12-25T11:55:07Z
    736 438 Информатика 2018-12-25T15:46:40Z
    1164 1177 Информатика 2018-12-26T07:27:00Z
    116 1177 Информатика 2018-12-26T07:28:09Z
    1533 1177 Информатика 2018-12-26T07:28:50Z
    1177 1164 Информатика 2018-12-26T07:38:38Z
    478 1177 Информатика 2018-12-26T07:43:44Z
    115 1177 Информатика 2018-12-26T07:48:18Z
    1423 1015 Информатика 2018-12-26T07:53:59Z
    480 1177 Информатика 2018-12-26T07:55:26Z
    667 358 Информатика 2018-12-27T05:32:55Z
    808 358 Информатика 2018-12-27T16:54:13Z
    438 358 Информатика 2018-12-28T05:59:02Z
    872 358 Информатика 2018-12-28T09:42:47Z
    1110 358 Информатика 2018-12-29T05:16:37Z
    696 1481 Информатика 2019-01-02T10:47:57Z
    20 438 Информатика 2019-01-08T13:29:59Z
    1394 204 Информатика 2019-01-08T16:15:05Z
    1428 359 Информатика 2019-01-09T09:32:56Z
    2 358 Информатика 2019-01-09T15:19:08Z
    1102 358 Информатика 2019-01-10T07:18:48Z
    750 358 Информатика 2019-01-10T08:06:04Z
    826 603 Информатика 2019-01-11T09:54:02Z
    602 603 Информатика 2019-01-11T09:54:53Z
    1523 603 Информатика 2019-01-11T09:56:57Z
    761 603 Информатика 2019-01-11T09:57:46Z
    167 603 Информатика 2019-01-11T09:58:54Z
    406 358 Информатика 2019-01-11T17:39:01Z
    358 406 Информатика 2019-01-11T18:50:58Z
    1356 603 Информатика 2019-01-12T13:07:00Z
    993 603 Информатика 2019-01-12T17:55:41Z
    1347 603 Информатика 2019-01-12T18:01:29Z
    1223 204 Информатика 2019-01-14T05:24:29Z
    1101 358 Информатика 2019-01-14T06:55:28Z
    117 358 Информатика 2019-01-14T15:12:28Z
    1205 818 Информатика 2019-01-14T17:44:44Z
    736 358 Информатика 2019-01-16T06:56:20Z
    655 846 Информатика 2019-01-16T07:38:56Z
    1110 438 Информатика 2019-01-16T18:15:01Z
    124 204 Информатика 2019-01-17T14:35:21Z
    601 1331 Информатика 2019-01-21T07:27:03Z
    601 1399 Информатика 2019-01-21T07:27:18Z
    846 655 Информатика 2019-01-21T14:36:35Z
    1321 375 Информатика 2019-01-21T16:54:10Z
    1321 206 Информатика 2019-01-21T16:58:23Z
    206 1321 Информатика 2019-01-22T13:20:03Z
    375 1321 Информатика 2019-01-23T06:48:13Z
    1080 846 Информатика 2019-01-24T04:48:13Z
    424 425 Информатика 2019-01-24T20:21:54Z
    1223 1015 Информатика 2019-01-25T08:52:38Z
    358 182 Информатика 2019-02-01T08:27:09Z
    1377 714 Информатика 2019-02-01T10:52:24Z
    1102 1110 Информатика 2019-02-03T08:02:57Z
    1512 150 Информатика 2019-02-07T08:43:33Z
    182 358 Информатика 2019-02-07T17:08:44Z
    358 438 Информатика 2019-02-12T09:32:41Z
    150 1512 Информатика 2019-02-17T07:45:20Z
    1223 1059 Информатика 2019-02-18T06:59:21Z
    360 846 Информатика 2019-02-19T04:54:12Z
    1486 846 Информатика 2019-03-01T05:42:38Z
    433 207 Информатика 2019-03-04T18:14:52Z
    1297 68 Информатика 2019-03-09T05:19:13Z
    1206 1044 Информатика 2019-03-15T07:11:24Z
    818 1205 Информатика 2019-03-21T09:19:56Z
    749 1181 Информатика 2019-04-02T13:05:48Z
    347 1285 Информатика 2019-04-02T20:34:14Z
    1223 358 Информатика 2019-04-11T08:10:48Z
    1495 204 Информатика 2019-04-14T08:27:06Z
    174 542 Информатика 2019-04-20T19:53:42Z
    867 570 Информатика 2019-04-22T08:59:28Z
    273 786 Информатика 2019-05-07T09:25:44Z
    273 126 Информатика 2019-05-08T05:37:46Z
    126 786 Информатика 2019-05-08T06:36:10Z
    853 285 Информатика 2019-05-08T08:01:56Z
    1398 126 Информатика 2019-05-10T17:52:22Z
    1398 786 Информатика 2019-05-10T17:54:08Z
    786 126 Информатика 2019-05-14T05:52:13Z
    1317 1281 Информатика 2019-05-16T12:16:13Z
    880 786 Информатика 2019-05-17T16:07:07Z
    221 786 Информатика 2019-05-20T16:26:46Z
    928 786 Информатика 2019-05-22T06:13:57Z
    67 786 Информатика 2019-05-22T06:57:12Z
    786 682 Информатика 2019-05-22T07:20:31Z
    786 67 Информатика 2019-05-22T07:33:45Z
    426 786 Информатика 2019-05-22T10:03:45Z
    874 1176 Информатика 2019-05-27T10:04:13Z
    1176 874 Информатика 2019-06-06T06:39:34Z
    1314 269 Информатика 2019-08-03T04:55:07Z
    269 1314 Информатика 2019-08-08T19:15:21Z
    1399 601 Информатика 2019-09-01T15:18:56Z
    1205 1320 Информатика 2019-09-03T12:22:57Z
    1495 1224 Информатика 2019-09-04T06:32:30Z
    204 124 Информатика 2019-09-07T18:34:17Z
    130 375 Информатика 2019-09-09T05:54:27Z
    438 1110 Информатика 2019-09-11T16:08:38Z
    1205 1319 Информатика 2019-09-17T11:01:29Z
    436 1204 Информатика 2019-09-22T12:20:40Z
    568 358 Информатика 2019-10-02T05:37:10Z
    1205 204 Информатика 2019-10-04T05:28:48Z
    1323 1440 Информатика 2019-10-10T07:57:30Z
    965 1551 Информатика 2019-10-16T18:54:37Z
    179 1254 Информатика 2019-10-18T03:52:40Z
    846 1486 Информатика 2019-10-20T09:00:54Z
    1477 128 Информатика 2019-10-21T07:44:45Z
    1204 436 Информатика 2019-10-21T09:42:10Z
    1498 1483 Информатика 2019-10-23T10:25:18Z
    1483 1498 Информатика 2019-10-23T11:50:02Z
    1440 1506 Информатика 2019-10-23T14:37:58Z
    1506 1440 Информатика 2019-10-24T13:10:31Z
    917 209 Информатика 2019-10-24T22:13:33Z
    1351 822 Информатика 2019-11-01T14:01:22Z
    1486 1157 Информатика 2019-11-04T16:43:53Z
    570 867 Информатика 2019-11-14T10:11:16Z
    818 1316 Информатика 2020-03-05T10:13:24Z
    1486 921 Информатика 2020-03-17T06:15:19Z
    204 1307 Информатика 2020-04-19T17:21:32Z
    181 756 Информатика 2020-04-28T14:52:26Z
    436 924 Информатика 2020-05-20T08:18:28Z
    128 509 Информатика 2020-05-21T10:35:01Z
    128 1477 Информатика 2020-05-21T13:35:55Z
    294 703 Информатика 2020-05-22T18:05:41Z
    319 703 Информатика 2020-05-22T18:21:50Z
    471 436 Информатика 2020-05-28T08:35:17Z
    471 703 Информатика 2020-05-28T08:57:05Z
    296 436 Информатика 2020-05-28T09:40:27Z
    753 703 Информатика 2020-05-28T11:10:51Z
    544 436 Информатика 2020-05-28T14:50:52Z
    754 703 Информатика 2020-05-28T15:14:33Z
    756 1224 Информатика 2020-06-04T08:11:28Z
    68 1297 Информатика 2020-06-18T06:36:17Z
    294 78 Информатика 2020-07-07T10:51:02Z
    290 78 Информатика 2020-07-07T11:55:20Z
    132 78 Информатика 2020-07-07T13:42:05Z
    133 78 Информатика 2020-07-07T13:53:04Z
    318 78 Информатика 2020-07-07T20:12:16Z
    291 78 Информатика 2020-07-14T13:01:10Z
    282 78 Информатика 2020-07-15T07:41:38Z
    289 78 Информатика 2020-07-15T13:34:28Z
    78 86 Информатика 2020-07-21T20:52:42Z
    68 710 Информатика 2020-07-23T08:00:22Z
    293 78 Информатика 2020-07-30T07:05:02Z
    290 86 Информатика 2020-08-01T21:34:06Z
    921 1486 Информатика 2020-09-02T11:33:56Z
    1482 274 Информатика 2020-09-14T06:40:14Z
    289 292 Информатика 2020-09-15T19:39:47Z
    837 1189 Информатика 2020-09-17T20:41:17Z
    415 1395 Информатика 2020-09-20T18:52:31Z
    470 703 Информатика 2020-09-27T08:03:07Z
    510 1460 Информатика 2020-10-07T20:12:32Z
    232 245 Информатика 2020-10-09T07:18:33Z
    133 86 Информатика 2020-10-09T22:34:39Z
    78 716 Информатика 2020-10-11T04:47:50Z
    245 716 Информатика 2020-10-11T07:04:10Z
    319 245 Информатика 2020-10-12T14:38:44Z
    638 245 Информатика 2020-10-12T16:39:55Z
    1460 510 Информатика 2020-10-17T18:36:47Z
    470 245 Информатика 2020-10-18T14:41:18Z
    204 1394 Информатика 2020-10-18T15:07:58Z
    92 992 Информатика 2020-10-19T08:30:38Z
    204 1205 Информатика 2020-10-19T13:00:43Z
    133 633 Информатика 2020-10-24T07:04:21Z
    289 633 Информатика 2020-10-26T13:03:14Z
    248 1161 Информатика 2020-10-29T06:58:23Z
    133 716 Информатика 2020-11-01T08:23:28Z
    716 78 Информатика 2020-11-02T09:37:04Z
    320 78 Информатика 2020-11-02T10:56:55Z
    283 78 Информатика 2020-11-02T11:19:44Z
    289 716 Информатика 2020-11-02T12:44:58Z
    294 133 Информатика 2020-11-02T13:20:26Z
    639 78 Информатика 2020-11-03T06:49:29Z
    284 78 Информатика 2020-11-03T11:17:14Z
    288 78 Информатика 2020-11-03T13:48:52Z
    287 295 Информатика 2020-11-06T07:41:18Z
    718 716 Информатика 2020-11-06T11:47:48Z
    550 133 Информатика 2020-11-06T17:34:26Z
    550 289 Информатика 2020-11-06T17:35:18Z
    550 78 Информатика 2020-11-06T17:35:45Z
    795 133 Информатика 2020-11-06T17:49:32Z
    795 289 Информатика 2020-11-06T17:50:24Z
    795 78 Информатика 2020-11-06T17:50:51Z
    289 1444 Информатика 2020-11-06T19:37:28Z
    294 289 Информатика 2020-11-07T17:08:34Z
    283 633 Информатика 2020-11-08T10:03:35Z
    718 289 Информатика 2020-11-08T17:28:25Z
    718 78 Информатика 2020-11-08T17:29:21Z
    924 436 Информатика 2020-11-09T13:55:24Z
    283 289 Информатика 2020-11-11T10:05:17Z
    318 289 Информатика 2020-11-11T14:30:06Z
    78 289 Информатика 2020-11-11T14:47:00Z
    133 289 Информатика 2020-11-12T16:33:56Z
    290 133 Информатика 2020-11-12T17:40:59Z
    288 289 Информатика 2020-11-15T19:53:23Z
    282 133 Информатика 2020-11-15T20:02:58Z
    292 289 Информатика 2020-11-16T09:53:44Z
    633 289 Информатика 2020-11-18T12:25:19Z
    718 133 Информатика 2020-11-18T12:43:21Z
    718 1444 Информатика 2020-11-18T12:43:49Z
    283 133 Информатика 2020-11-18T12:53:29Z
    1541 133 Информатика 2020-11-18T12:59:33Z
    1541 289 Информатика 2020-11-18T13:00:08Z
    1444 133 Информатика 2020-11-18T13:02:20Z
    1444 289 Информатика 2020-11-18T13:03:02Z
    639 133 Информатика 2020-11-18T13:19:15Z
    132 133 Информатика 2020-11-20T09:54:48Z
    716 133 Информатика 2020-11-20T17:10:11Z
    716 289 Информатика 2020-11-20T17:11:00Z
    133 1444 Информатика 2020-11-22T09:11:26Z
    639 289 Информатика 2020-11-22T10:02:26Z
    296 703 Информатика 2020-11-23T14:16:06Z
    471 245 Информатика 2020-11-24T05:44:19Z
    544 703 Информатика 2020-11-25T11:06:02Z
    318 133 Информатика 2020-11-25T11:19:07Z
    288 133 Информатика 2020-11-25T11:24:42Z
    78 133 Информатика 2020-11-25T12:34:00Z
    294 286 Информатика 2020-11-26T06:54:51Z
    78 286 Информатика 2020-11-28T01:00:43Z
    716 245 Информатика 2020-11-30T08:26:36Z
    294 245 Информатика 2020-11-30T08:35:39Z
    78 245 Информатика 2020-11-30T08:37:11Z
    443 133 Информатика 2020-11-30T09:29:05Z
    289 133 Информатика 2020-11-30T09:29:36Z
    544 245 Информатика 2020-11-30T09:47:12Z
    318 245 Информатика 2020-11-30T09:51:23Z
    633 133 Информатика 2020-11-30T18:33:25Z

    Представление агентов - учителей в Snap!

    Snap! + данные

    Примеры проектов и отдельных скриптов
    Пример, как можно обратиться из Snap! к внешним датасетам и совершить действия над данными: выделить столбец, сложить данные в столбце, отсортировать данные по значению, построить гистограмму




    Работа с медиа. Программирование игр и программирование внутри игр

    Описания игр

    Категория:DEG




    Критерии оценки по дисциплине

    Образовательный результат Тема Задание Пример


    Навыки совместной деятельности в среде Semantic MediaWiki Введение в курс, Языки высокого уровня. Зарегистрироваться на площадке, отметить странницу категориями, заполнить поля по форме
    Выбирать способы программирования Языки высокого уровня. Типология языков Создайте собственные концепты к статьям в категории Языки программирования
    Использовать языки визуального программирования для моделирования базовых паттернов Визуальное программирование Разместить в вики проект, выполненный в среде Scratch или Snap! или StarLogo Nova
    Создавать диаграммы классов Объектно-ориентированное программирование Разместите в вики собственную диаграмму класса см. Диаграмма, Диаграмма класса,
    Обращаться к объектам по их свойствам Объектно-ориентированное программирование Создайте примеры запросов к статьям вики с выводом результатов в виде географических карт, гистограмм и таблиц
    Обращаться к агентам на основе свойств Объектно-ориентированное программирование Разместите в вики пример проекта Snap!, в котором происходит обращение к клонам спрайта Примеры
    Использовать готовые модули и библиотеки Модули и библиотеки Разместите в вики проект Scratch или Snap! в которых используются библиотеки Периодическая система химических элементов
    Обрабатывать данные, загружать данные, сохранять данные Работа с данными Разместите в вики проект Scratch или Snap!, в которых происходит обработка данных