Категория:Понятие
Материал из Поле цифровой дидактики
Эта категория использует форму Понятие.
Добавлять новые понятия на поле цифровой трансформации следует используя форму
Категория Понятия содержит 591 объектов
| Description | |
|---|---|
| 1 ученик:1 компьютер | Модель мобильного обучения «1 ученик : 1 компьютер» («модель 1:1», eLearning 1:1) - это образовательная ситуация, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Оптимальным вариантом реализации модели является тот, при котором в распоряжении каждого учащегося и каждого учителя имеется собственный портативный, связанный с компьютерами других учащихся по беспроводной локальной сети, ноутбук, имеющий доступ к школьному или классному серверу (роль последнего может выполнять компьютер учителя) и имеющий выход в сеть интернет. |
| A/B тестирование | A/B тестирование (также известное как сплит-тестирование или bucket testing) — это метод статистического сравнения двух или более вариантов (A и B), основанный на случайном распределении участников эксперимента по группам для определения того, какой вариант показывает лучшие результаты по выбранной метрике. Метод использует принципы проверки статистических гипотез (hypothesis testing) или двухвыборочной проверки гипотез, применяемой в статистике. |
| API | Интерфейс прикладного программирования application programming interface (API) - — описание способов взаимодействия одной компьютерной программы с другими. API (интерфейс прикладного программирования) упрощает процесс программирования при создании приложений, абстрагируя базовую реализацию и предоставляя только объекты или действия, необходимые разработчику. Если графический интерфейс для почтового клиента может предоставить пользователю кнопку, которая выполнит все шаги для выборки и выделения новых писем, то API для ввода/вывода файлов может дать разработчику функцию, которая копирует файл из одного места в другое, не требуя от разработчика понимания операций файловой системы. |
| Backpack | Backpack - Рюкзак - понятие инструмента, куда можно положить функции, скрипты, звуки, картинки и т.п. полезные вещи для дальнейшего использования в своих программах.
|
| Big O notation | «O» большое — математические обозначения для сравнения асимптотического поведения (асимптотики) функций. Используются в различных разделах математики, но активнее всего — в математическом анализе, теории чисел и комбинаторике, а также в информатике и теории алгоритмов. |
| Blended learning («смешанное обучение») | Этот термин обозначает интеграцию традиционных форм обучения (лекций, практических занятий) с электронными ресурсами и технологиями, такими как онлайн-платформы, виртуальные классы, мобильные приложения и интерактивные задания. Blended learning позволяет создавать гибкую и адаптивную среду обучения, сочетающую личное общение преподавателей и студентов с возможностями самостоятельного изучения материалов в удобном режиме. |
| CORS | Cross-Origin Resource Sharing (CORS или “совместное использование ресурсов различными источниками”) — это контролируемый и применяемый в принудительном порядке клиентом (браузером) механизм обеспечения безопасности на основе HTTP. Он позволяет службе (API) указывать любой источник (origin), помимо себя, из которого клиент может запрашивать ресурсы. Он был разработан в соответствии с same-origin policy (SOP или “политика одинакового источника”), которая ограничивает взаимодействие сайта (HTML-документа или JS-скрипта), загруженного из одного источника, с ресурсом из другого источника. CORS используется для явного разрешения определенных cross-origin запросов и отклонения всех остальных. |
| CSS | (англ. Cascading Style Sheets «каскадные таблицы стилей») — формальный язык декодирования и описания внешнего вида документа (веб-страницы), написанного с использованием языка разметки (чаще всего HTML или XHTML). Также может применяться к любым XML-документам, например, к SVG или XUL. |
| CSV | CSV (от англ. Comma-Separated Values — значения, разделённые запятыми) — текстовый формат, предназначенный для представления табличных данных. Строка таблицы соответствует строке текста, которая содержит одно или несколько полей, разделенных запятыми. |
| Case Study | Case Study - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра, которая отражает реальную жизненную ситуацию и включает проблему или ряд затруднений, противоречий или скрытых задач для исследователя |
| Causal Inference | Causal Inference — это область статистики и научных исследований, направленная на выявление и измерение причинно‑следственных связей между переменными. Она помогает определить, какое воздействие оказывает изменение одной переменной на другую, отличая это воздействие от простых корреляций. |
| Complex network analysis | Complex network analysis refers to the study of large networks that possess properties which could not be found otherwise in simple graphs. They generally represent bigger systems, like the networks of all web pages on the WWW. It has emerged as a new field comprising basics of graph theory, community detection and machine learning. These networks can be studied in static or dynamic arrangement, depending on the nature of the problem and the data available. Complex networks are of two basic types that are scale-free networks and random or small-world network. Scale-free networks are more loosely connected, having long tails and fewer paths between pairs of nodes. |
| Cyberleninka | «КиберЛенинка» — российская научная электронная библиотека, построенная на концепции открытой науки. |
| DREAM | Спецификация Descriptive Agent based Modeling DREAM используется для описания и представления многоагентных моделей. |
| Dashboard | Дашборд — это информационная панель, которая получает данные из других систем и отображает их в понятном виде. — «приборная панель» или «приборная доска». Дашборды бывают интерактивными и данные в нем - кликабельными. Информация из различных источников автоматически собирается, группируется и представляется на дашборде. |
| DataLens | Инструмент для визуализации |
| Dynabook | Dynabook — концепция устройства для обучения. Создана Аланом Кеем в 1968 году, за два года до основания Xerox PARC. Кей хотел сделать «персональный компьютер для детей всех возрастов». |
| EM-алгоритм | EM-алгоритм (англ. Expectation-maximization (EM) algorithm) — алгоритм, используемый в математической статистике для нахождения оценок максимального правдоподобия параметров вероятностных моделей, в случае, когда модель зависит от некоторых скрытых переменных. Каждая итерация алгоритма состоит из двух шагов. На E-шаге (expectation) вычисляется ожидаемое значение функции правдоподобия, при этом скрытые переменные рассматриваются как наблюдаемые. На M-шаге (maximization) вычисляется оценка максимального правдоподобия, таким образом увеличивается ожидаемое правдоподобие, вычисляемое на E-шаге. Затем это значение используется для E-шага на следующей итерации. Алгоритм выполняется до сходимости. |
| Economic Disparity | Модель «Экономическое неравенство» представляет собой симуляцию городской среды, в которой две категории населения — богатые и бедные — выбирают место жительства, учитывая три ключевых параметра: стоимость земли, качество территории и близость к рабочим местам. Модель иллюстрирует процессы пространственной сегрегации по доходам, формирование кластеров услуг в более состоятельных районах и динамическое изменения характеристик территории под влиянием социально-экономического состава населения. Она служит инструментом для изучения взаимосвязи социально-экономических факторов и распределения населения, а также демонстрирует принципы гедонистического выбора и положительную обратную связь в городской экономике. Каждый агент действует согласно собственным правилам и целям, что делает модель более реалистичной по сравнению с подходами, основанными на оптимизации общесистемных критериев. Изучение эмерджентных свойств. Модель показывает, как индивидуальные предпочтения агентов приводят к крупномасштабным структурам - сегрегации населения по доходам и кластеризации услуг в более состоятельных районах. Это демонстрирует концепцию эмерджентности в сложных системах. |
| FaaS | Уровень абстракции, более известный как бессерверные вычисления, ориентирован скорее на тех, кто занимается разработкой . Аппаратные ресурсы абстрагированы, и пользователь может сосредоточиться на создании ПО, а не на управлении инфраструктурой : это забота поставщика. FaaS может быть особенно интересным вариантом для микро- и наносервисов, актуальных для мобильных приложений и интернета вещей. Примеры FaaS — AWS Lambda и Google Cloud Functions. |
| Flocking | Стая, образование стаи - процесс формирования коллективного поведения без каких-либо руководящих указаний в результате наблюдения за поведением товарищей по стае. |
| Flowchart | Блок-схема — распространённый тип схем (графических моделей), описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединённых между собой линиями, указывающими направление последовательности. В вики создаются и отображаются при помощи языков graphviz, PlanUML и mermaid
![]() |
| Foo | Foobar или foo — это метапеременная, а также текст-заполнитель, используемый в программировании или в документациях, связанных с программированием. Этот термин используется для наименования переменных, функций или команд, точная идентичность которых не важна и служит только для демонстрации концепции. |
| GFF | GFF (англ. General Feature Format, GFF) — формат файлов, используемый для хранения разметки генов и других элементов последовательностей ДНК, РНК и белков. Используемое для такого типа файлов расширение обозначается как .GFF. |
| GIS | Геоинформационная система (географическая информационная система, ГИС) — система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах. Понятие геоинформационной системы также используется в более узком смысле — как инструмента (программного продукта), позволяющего пользователям искать, анализировать и редактировать как цифровую карту местности, так и дополнительную информацию об объектах |
| GPT | GPT = stands for generation Generative Pre-trained Transformer |
| Game design | Область разработки компьютерных игр |
| HTML | HTML — язык гипертекстовой разметки |
| HTTP | HTTP является основой обмена данными для Всемирной паутины. Это независимый от языка программирования протокол, предназначенный для обмена документами (также называемыми ресурсами) между приложениями через интернет. Протокол HTTP используется широким спектром приложений, наиболее известными из которых являются веб-браузеры. |
| Human-AI teams | Искусственные товарищи по команде |
| Inquiry based learning | Исследовательское обучение или обучение через открытия — педагогический подход, разработанный в 1960-х годах как ответ на традиционные формы обучения, в которых требовалось запоминания информации из учебных материалов. Философия «обучения через открытие» происходит из конструктивистских теорий обучения, таких, как работы Пиаже, Дьюи, Выготского и Паулу Фрейре |
| Internet | Интернет — это глобальная система взаимосвязанных компьютерных сетей, обеспечивающая обмен данными и доступ к разнообразным информационным ресурсам. Возникновение интернета связано с созданием в 1969 году первой сети ARPANET, а затем постепенным развитием технологий передачи данных и внедрением протокола TCP/IP в 1983 году. |
| JSON | JSON (англ. JavaScript Object Notation) — текстовый формат обмена данными, основанный на JavaScript. Как и многие другие текстовые форматы, JSON легко читается людьми. Формат JSON был разработан Дугласом Крокфордом. Несмотря на то, что он очень похож на буквенный синтаксис объекта JavaScript, его можно использовать независимо от JavaScript, и многие среды программирования имеют возможность читать (анализировать) и генерировать JSON. |
| K-means | Метод k-средних (англ. k-means) — наиболее популярный метод кластеризации. Действие алгоритма таково, что он стремится минимизировать суммарное квадратичное отклонение точек кластеров от центров этих кластеров. |
| LMS | Lms (learning management system) - программное приложение для администрирования учебных курсов в рамках дистанционного обучения. |
| Learning design | Термин учебный дизайн (Learning Design) дизайн учебных сценариев, сформировался в период 2000 – 2007 гг. Основной подход дизайна учебных сценариев связан с разработкой спецификации формального языка, который могли бы понимать и выполнять не только люди, но и компьютерные программы. Второй, более неформальный подход, связан с тем, что большее внимание уделяется педагогике и действиям, которые совершает ученик, а не учебным материалам и учебным объектам, которые представляются учебными центрами. |
| Learning mechanic | In the context of "The ABCs of How We Learn," a learning mechanic refers to a fundamental interaction or strategy that facilitates learning. Механика обучения (learning mechanic) в контексте книги "The ABCs of How We Learn" представляет собой фундаментальное взаимодействие или стратегию, которая облегчает процесс обучения. Эти механики являются модульными, что позволяет комбинировать их различными способами для улучшения учебных стратегий. Авторы заимствуют термин из видеоигр, где основная механика — это базовый шаблон взаимодействия, продвигающий игровой процесс вперед. В образовании механики обучения включают в себя такие техники, как аналогия, обратная связь и самообъяснение, каждая из которых связана с конкретными результатами обучения. |
| Lua/Таблица | Таблицы являются главным единственным механизмом структурирования данных в Lua. Таблицы используются для представления обычных массивов, множеств, записей и других структур данных простым, однородным и эффективным способом. |
| MQTT | MQTT (Message Queue Telemetry Transport) – это основанный на стандартах протокол, или набор правил, обмена сообщениями, используемый для взаимодействия между компьютерами. Интеллектуальные датчики, носимые устройства и другие устройства Интернета вещей (IoT) обычно передают и получают данные по сетям с ограниченными ресурсами и пропускной способностью. Эти устройства IoT используют MQTT для передачи данных, поскольку он прост в реализации и может эффективно передавать данные IoT. MQTT поддерживает передачу сообщений от устройств в облако и в обратном направлении. |
| Mann–Whitney U test | U-критерий Манна — Уитни (англ. Mann–Whitney U test) — статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. |
| Markdown | Markdown (Маркдаун) - это облегченный язык разметки с синтаксисом форматирования обычного текста, на основе которой могут быть созданы документы разного формата - HTML (веб страницы), PDF, документы в формате MS Word, интерактивные приложения. |
| Memex | Мемекс (англ. memex, словослияние memory и index) — наименование гипотетического прототипа гипертекстовой системы, описанной Бушем в эссе «Как мы можем мыслить», опубликованном в журнале The Atlantic в 1945 году. Буш изобразил мемекс как устройство, в котором человек сможет хранить свои книги, записи и контакты и которое «выдаёт нужную информацию с достаточной скоростью и гибкостью». Мемекс позволял бы существенно расширить и дополнить возможности памяти человека. Концепция мемекса оказала большое влияние на разработку ранних гипертекстовых систем |
| Microsoft Teams | Программа для коммуникаций |
| Multiple choice | Вопросы множественного выбора (multiple choice questions, MCQ) - один из наиболее часто используемых письменных инструментов оценки. Вопросы типа «Множественный выбор» ещё называют вопросами в закрытой форме, являются очень популярными при формировании тестов. |
| ODD принципы | Протокол описания модели при её публикации: The Overview, Design concepts and Details (ODD) protocol for describing Individual- and Agent-Based Models (ABMs) is now widely accepted and used to document such models in journal articles.
Протокол ODD состоит из 21 элемента, которые разделены на три категории: «Обзор» (Overview), «Концепции проектирования» (Design concepts) и «Детали» (Details); отсюда и аббревиатура ODD. Каждая из этих категорий служит своей цели: дать обзор, объяснить, как использовались концепции дизайна, важные для модели, и объяснить все детали концепции модели. Принципы дизайна исследовательской многоагентной модели. 21 принцип разбит по группам. Например:
|
| Prompt | Промпт (от англ. prompt – «побуждать») – это запрос, вводные данные, которые вводит пользователь, когда общаетесь с нейросетью. «Промптинг (prompting) — это способ программного управления планированием вашей модели машинного обучения, который позволяет пользователю задать начальные условия для модели, такие как фраза или ключевые слова, которые модель должна использовать для создания ответа.
|
| RDF | Resource Description Framework (RDF) — это разработанная консорциумом Всемирной паутины модель для представления данных, в особенности — метаданных. |
| REST | REST (от англ. Representational State Transfer — «передача репрезентативного состояния» или «передача „самоописываемого“ состояния») — архитектурный стиль взаимодействия компонентов распределённого приложения в сети. Другими словами, REST — это набор правил того, как программисту организовать написание кода серверного приложения, чтобы все системы легко обменивались данными и приложение можно было масштабировать. REST представляет собой согласованный набор ограничений, учитываемых при проектировании распределённой гипермедиа-системы. |
| RGB | RGB (аббревиатура английских слов Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий, произносится "эрджиби") — аддитивная цветовая модель, описывающая способ кодирования цвета для цветовоспроизведения с помощью трёх цветов, которые принято называть основными. Выбор основных цветов обусловлен особенностями физиологии восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза. |
| Remix | Реми́кс (англ. remix) — версия музыкального произведения, записанная позже оригинальной версии, как правило, в более современном варианте аранжировки. Иногда создаётся путём «перемешивания» нескольких частей исходной композиции, наложения на неё различных звуков, спецэффектов, изменения темпа, тональности и т. п |
| … следующие результаты | |
Подкатегории
В этой категории отображается 2 подкатегории из имеющихся 2.
Страницы в категории «Понятие»
Показано 200 страниц из 604, находящихся в данной категории.
(Предыдущая страница) (Следующая страница)G
J
K
M
P
W
X
А
- Абстрактный тип данных
- Абстракция
- Автокорреляция
- Автокорреляция в остатках
- Автокорреляция уровней временного ряда
- Автономия
- Автономия в обучении
- Авторегрессионная модель
- Агент
- Агентное моделирование
- Адаптация
- Адаптивное обучение
- Активное эссе
- Актор
- Акторно-сетевая теория
- Алгоритм
- Алгоритм бога
- Анализ временных рядов
- Анализ социальных сетей/Ключевые понятия
- Анализ тональности текста
- Аналитика
- Аналитика мультимодальная
- Аналитика учебная
- Аркада
- Археология
- Астрономия
Б
В
- Валидация
- Валидность
- Веб-приложение
- Веб-скрепинг
- Веерная матрица
- Вектор
- Векторная графика
- Вероятностное программирование
- Ветвление
- Виджет
- Вики
- Викиграмма
- Виртуальная реальность
- Виртуальный пациент
- Возможность
- Воспроизводимость
- Временная сложность алгоритма
- Временной ряд
- Время
- Выборка
- Выполняемая статья
- Выращивание данных
- Вычислительная биология
- Вычислительная дидактика
- Вычислительная история
- Вычислительная наука
- Вычислительная сложность
- Вычислительная экономика
- Вычислительное мышление
- Вычислительное участие
Г
- Галлюцинация нейросетей
- Ген
- Генеральная совокупность
- Генеративная социология
- Генеративно-состязательная сеть
- Генеративный искусственный интеллект
- Генетика
- Генетический алгоритм
- Генная инженерия
- Генная онтология
- Геном
- Генотип
- Географическая карта
- Географические координаты
- География
- Геоинформатика
- Геометрия
- Гетероскедастичность
- Гибридное обучение
- Гигантская компонента
- Гигиена
- Гипертекст
- Гипотеза
- Гистограмма
- Глубокое обучение
- Гомоскедастичность
- Город
- Гражданская наука
- Грамотность
- Граф
- Граф знаний
- График функции
- Группа
Д
- Данные
- Данные образовательные
- Датасет
- Двигатель
- Декомпозиция
- Делегирование
- Демографическая статистика
- Демократия
- Дерево решений
- Детерминация
- Деятельностный подход
- Деятельность
- Джон Дьюи (John Dewey)
- Диаграмма
- Диаграмма класса
- Диаграмма рассеяния
- Диаграмма связей
- Дидактика
- Дизайн
- Дизайн мышление
- Дилемма заключённого
- Дисперсионный анализ
- Дисперсия
- Дисперсия случайной ошибки
- Дифференциальное уравнение

