Анализ и интерпретация данных (syllabus): различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Строка 317: Строка 317:
=== Тексты на поле вычислительной дидактики ===
=== Тексты на поле вычислительной дидактики ===


{{#ask: [[Category:Book]] [[Environment::+] | ?Description | ?Environment }}
{{#ask: [[Category:Book]] [[Environment::+]] | ?Description | ?Environment }}


=== Дополнительная литература  ===
=== Дополнительная литература  ===

Версия от 15:20, 14 мая 2024



Планируемые результаты обучения (Знать, Уметь, Владеть) В результате освоения дисциплины слушатель должен:
Знать
  • особенности типов и источников данных
Уметь
  • планировать процесс обработки, визуализации, анализа и интерпретации данных при помощи UML диаграмм (plantUML, MerMaid)
  • использовать сетевые сервисы для экспресс-анализа и интерпретации данных (RAWGraphs)
  • очищать, обрабатывать и видоизменять данные, приводя их к опрятному виду tidy data (Snap!, R)
  • совершать операции статистического анализа
Владеть
  • навыками выстраивания процесс анализа и интерпретации данных от исходных сырых данных до публикации отчета или статьи
  • навыками выращивания данных в искусственных сообществах (NetLogo, GAMA)
Содержание разделов курса Разделы:
  1. Источники и типы данных, которые мы извлекаем или порождаем - информационные системы организаций, библиографические системы, сетевые опросы, игры, симуляции, сетевые сообщества
  2. Планирование операций над данными
  3. Блочные сервисы визуализации данных
  4. Блочные языки обработки и представления данных
Видео запись
Среды и средства, которые поддерживают учебный курс BehaviorSpace, NetLogo, Scratch, Snap!, Сообщество Scratch, CODAP, RStudio, RAWGraphs
Книги, на которых основывается учебный курс


Составляющие курса

Составляющие поля совместной деятельности

UML диаграмма - последовательность учебного курса

С какими данными и что мы будем делать

Источники и типы данных, которые мы извлекаем или порождаем - информационные системы организаций, библиографические системы, сетевые опросы, игры, симуляции, сетевые сообщества

Собственные данные вики и их визуализация

Dashboard
Страниц Статей Редактирований Участников Файлов
6066 1681 37209 1663 1376

Библиографические данные

Пример работы

Zotero + ACM https://m.youtube.com/watch?v=vNvRVTWYwlw

Библиографический датасет 1

Внешние данные

  1. https://corgis-edu.github.io/corgis/
    1. https://corgis-edu.github.io/corgis/csv/graduates/
        1. https://corgis-edu.github.io/corgis/datasets/csv/graduates/graduates.csv


См. Категория:Dataset


Выращивание данных

Как вырастить данные в искусственном сообществе

Многое как данные на примере Snap!

Планирование операций над данными

Планирование действий над данными при помощи UML диаграмм

Категория:Diagrams


Диаграммы классов

Диаграмма последовательности

Сетевые сервисы визуализации

Использование быстрых сетевых сервисов анализа и интерпретации данных – RAWGraphs, CODAP, NetBlox. Выбор способов представления данных

Задание с RAWGraphs

Патаракин Е. Д. Выращивание и Анализ Данных в Веб Красноярск - Сибирский федеральный университет, 2021.C. 238–242.
https://elibrary.ru/item.asp?id=46644731
https://www.slnova.org/patarakin/projects/694467/

Обработка, очистка

Обработка, очистка и манипуляции с данными

  • В Snap!
  • в пакетах R и Python – использование tidyverse & tidygraph

Мы берём исходный датасет - Cities (dataset)‎‎


Название Страна Население
Voronezh RU 1047549
Samara RU 1163399
Kazan RU 1243500
Rostov-na-Donu RU 1130305
Nizhniy Novgorod RU 1259013
Moscow RU 10381222
Saint Petersburg RU 5351935
Volgograd RU 1013533
Omsk RU 1172070
Yekaterinburg RU 1495066
Ufa RU 1120547
Chelyabinsk RU 1202371
Novosibirsk RU 1612833
Krasnoyarsk RU 1090811

Внутри множество городов - миллионников из разных стран. И у всех координаты в виде

Пример очистки и преобразования данных:

Статистический анализ и интерпретация данных

Основные операции статистического анализа - Анализ данных

Экспорт результатов

Подготовка результатов для публикаций, создание выполняемых публикаций и динамических визуализаций

Литература

Тексты на поле вычислительной дидактики

 DescriptionEnvironment
20 things to doThe concept of "Twenty Things to Do with a Computer," originally presented by Seymour Papert and Cynthia Solomon in 1971, highlights various engaging activities that can be accomplished through programming.
  1. Make a Turtle
  2. Program the Turtle to Draw a Man
  3. Turtle Biology
  4. Make a Display Turtle
  5. Play Spacewar
  6. Differential Geometry
  7. Draw Spirals
  8. Have a Heart (and learn to DEBUG)
  9. Growf lowers
  10. Make a Movie
  11. Make A Music Box and Program A Tune
  12. Play with Semi-Random Musical Effects and then Try Serious Composing
  13. Computerize an Erector Set Crane and Build a Tower of Blocks
  14. Make a Super Light Show
  15. Write Concrete Poetry
  16. Try C.A.I. (Computer-Assisted Instruction) and Psychology
  17. Physics in the Finger-Tips
  18. Explain Yourself
  19. Puppets
  20. Recursion Line
Лого
A new kind of scienceA New Kind of Science (Наука нового типа) — популярная, отмеченная многими наградами и вызывающая разногласия в оценках книга Стивена Вольфрама. Она содержит эмпирическое и систематическое обсуждение таких вычислительных систем, как клеточный автомат. Вольфрам называет эти системы простыми программами и утверждает, что научная философия и методы, применимые для изучения простых программ, также являются применимыми и в других областях науки. Основными положениями книги A New Kind of Science являются утверждение, что природу вычислений необходимо изучать экспериментально, а также утверждение, что результаты этих экспериментов имеют большое значение для понимания окружающего мира, который предполагается дискретным.Wolfram
APIs for social scientists: A collaborative reviewВ книге представлено множество API социальных сетей и основы их использования. В статье по этой книге собраны примеры API и особенности работы с ними. Код а книге - RR
RStudio
API
Agent-Based and Individual-Based Modeling: A Practical IntroductionПодробное руководство по дизайну экспериментов в среде Netlogo с использованием BehaviorSpace и использованием ODD принципов
  • 120px-Behavior_space_flocking.png
NetLogo
BehaviorSpace
Mesa
An Introduction to Agent-Based Modeling: Modeling Natural, Social, and Engineered Complex Systems with NetLogoВведение в моделирование систем при помощи языка NetLogo (от создателя языка) - использование NetLogo в естественно-научном, инженерном и общественном образованииNetLogo
App Inventor 2 (book)App Inventor 2 Create Your Own Android Apps // Wolber, D., Abelson, H., Spertus, E., & Looney, L. (2011). App Inventor. O’Reilly Media, Inc.App Inventor
Thunkable
As We May Think«Как Мы Можем Мыслить» — визионерское эссе, написанное Бушем в 1945 году, предвидевшее многие аспекты информационного общества. Оно было впервые опубликовано в журнале The Atlantic в июле 1945 года и переиздано в сокращённом варианте в сентябре 1945 — до и после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Буш выражает свою обеспокоенность тем, что усилия науки направлены на разрушение, вместо понимания. Он выражает надежду на создание гипотетической гипертекстовой системы, названной Бушем «Мемекс». По мнению учёного, такая система сделала бы знания более доступными. Буш надеялся, что создание такой системы превратит информационный взрыв во взрыв знаний.Гипертекст
WWW
Awash in DataЕсть базовые идеи и способы мышления, которые вы можете испытать прямо сейчас — и это то, что, как мы надеемся, даст вам эта книга. Мы будем использовать наборы данных среднего размера — максимум несколько тысяч случаев за раз, вместе с несколькими методами здравого смысла и платформой данных с функцией перетаскивания (CODAP), чтобы помочь вам получить представление о том, как пахнет наука о данных, за неимением лучшего термина. Когда вы закончите, вы сможете использовать этот «тест на запах», чтобы распознать проблему науки о данных; вы будете иметь лучшее представление о том, что вошло в данные, которые вы видите и используете, что сделает вас более критичным и компетентным гражданином; и вы сможете лучше изучать науку о данных всерьез, если захотите.CODAP
Big Data with RExploring, Visualizing, and Modeling Big Data with R
  • В образовании имеется огромное количество данных — от записей о студентах и наблюдений преподавателей до результатов тестов. Современные технологии, такие как распознавание лиц и биометрические сигналы, расширяют доступ к визуальной и аудиоинформации о студентах. Мультимодальная аналитика в образовательном тестировании и психометрике позволяет точнее оценивать знания учащихся, одновременно отслеживая их прогресс с помощью аналитики обучения. Анализ логов и времени реакции помогает понять уровень вовлеченности студентов, выявить списывание и наличие предварительных знаний по тестовым заданиям.
  • R
    SQL
    Spark
    Blown to BitsBlown to Bits - часто встречающаяся в учебных курсах по компьютерным дисциплинам книга АбельсонаScheme
    Causal Inference in RWelcome to Causal Inference in R. Answering causal questions is critical for scientific and business purposes, but techniques like randomized clinical trials and A/B testing are not always practical or successful. The tools in this book will allow readers to better make causal inferences with observational data with the R programming language. By its end, we hope to help you:
    1. Ask better causal questions.
    2. Understand the assumptions needed for causal inference
    3. Identify the target population for which you want to make inferences
    4. Fit causal models and check their problems
    5. Conduct sensitivity analyses where the techniques we use might be imperfect
    R
    Causal Inference: The MixtapeКнига "Causal Inference: The Mixtape" Скотта Каннингема — это современное и практическое введение в методы причинно-следственного вывода, которые позволяют исследователям в социальных науках определить, что именно вызывает те или иные эффекты. Книга посвящена инструментам и методам, с помощью которых можно ответить на вопросы причинно-следственных связей в сложном мире. Например, как повышение минимальной зарплаты влияет на занятость, как дошкольное образование влияет на вероятность заключения в тюрьму в будущем, или как распределение противомалярийных сеток влияет на экономический рост в развивающихся странах.Causal Inference in R
    Children Learning to CodeВ книге собраны различные международные практики обучения детей программированию. Различные обучающие среды, образовательные стандарты. Особое внимание уделено развитию среды Scratch в России - одним из побочных результатов книги стал рост числа участников сообщества Scratch в России. Проект был поддержан Всемирным Банком и МГПУ. ; На русском языке
    Обучение детей программированию: залог развития человеческого капитала в XXI веке. Руководство для российских законодателей и практиков в области образования / – Москва : Алекс (ИП Поликанин А.А.), 2019. – 164 с.
    225px-Learning_to_code.jpg
    Scratch
    Communities of PracticeКнига - описание сообщества практики или деятельностного сообщества, в котором отношения между людьми выстраиваются на основе объектов, которыми мы пользуемся вместе.
    Для того, чтобы оценить знания мы используем тесты, с которыми студент бьется один на один, где знание должно быть продемонстрировано в отрыве от контекста и где сотрудничество считается жульничеством. Как результат, многие из учебных курсов рассматриваются студентами как неуместные и неподходящие, большинство из нас считает, что учение является скучным и тяжелым и мы для него не приспособлены.
    Community of Practice (model)
    Computer Science Logo StyleТрехтомник -учебник по программированию в стиле Лого от Брайна ХарвиSnap!
    Лого
    Scheme
    Computer Science with Snap! by ExamplesОписание структур данных и алгоритмов, которые можно исследовать в среде Snap!Snap!
    Growing Artificial Societies: Social Science From the Bottom Up (Complex Adaptive Systems)Первая книга о выращивании искусственных сообществ. В книге представлена модель Sugarscape - простое искусственное общество, в котором агенты живут на двухмерной сетке и взаимодействуют друг с другом на основе правил, регулирующих передвижение, размножение и торговлю. Модель Sugarscape служит основой для изучения различных социальных явлений, таких как возникновение распределения богатства, передача культуры, сотрудничество и конфликты.
    • 120px-Lorenz_ginni.png
    NetLogo
    StarLogo Nova
    Head First. Паттерны проектированияРуководство по использованию паттернов проектированияJava
    How to Design ProgramsHow to Design Programs (HtDP) is a textbook on the systematic design of computer programs. (Racket)Scheme
    Racket
    Individual-Based Models of Cultural Evolution: A Step-by-Step Guide Using RКнига показывает как создавать агентно-ориентированные модели или ABM культурной эволюции. В тексте книги используется код на языке программирования R. От очень простых моделей основных процессов культурной эволюции, таких как предвзятая передача и культурная мутация, к более сложным темам, таким как эволюция социального обучения, демографические эффекты и анализ социальных сетей.R
    Ggplot
    Interactive web-based data visualization with R, plotly, and shinyКнига по разработке приложений в веб среде на основе языка R + Plotly + Shiny It makes heavy use of plotly for rendering graphics, but you’ll also learn about other R packages that augment a data science workflow, such as the tidyverse and shinyR
    RStudio
    Shiny
    Introduction to Econometrics with RВведение в эконометрику с R - учебник по эконометрике с использованием языка R - еще на стадии совместного редактированияR
    Introductory Statistics for EconomicsКнига "Introductory Statistics for Economics" предназначена для знакомства студентов с базовыми статистическими методами и их применением в экономике. Учебник содержит большое количество практических примеров и упражнений на языке программирования R, что формирует основные навыки данных и статистического анализа. Эти навыки отлично совмещаются с агентным моделированием в NetLogo, ведь полученные инструменты анализа данных и программирования применимы для анализа результатов симуляций и их визуализации.R
    Inventive Minds: Marvin Minsky on EducationСборник эссе Марвина Минского об образовании и программированииЛого
    Learn ggplot2 using Shiny AppСетевая книга по освоению приемов работы с пакетом ggplot2 языка R в среде ShinyR
    RStudio
    Shiny
    Learn2loveКнига "learn2love" – это пособие, предназначенное для обучения программированию с нуля на Lua и LÖVE. Она охватывает основы информатики и навыки разработки программного обеспечения, уделяя особое внимание обучению самостоятельному решению проблем и созданию решений. Автор, Джей Томас, делится своим опытом и лучшими практиками, чтобы помочь читателям избежать распространенных ошибок. Книга находится в процессе разработки, и любой желающий может внести свой вклад.Lua
    Love2d
    Replit
    Learning analytics methods and tutorials: A practical guide using RМетоды учебной аналитики с использованием языка R - открытое руководство с многочисленными примерами и ссылками на образовательные датасетыR
    RStudio
    Аналитика мультимодальная
    Literacy and EducationLiteracy and Education tells the story of how literacy—starting in the early 1980s—came to be seen not as a mental phenomenon, but as a social and cultural one. In this accessible introductory volume, acclaimed scholar James Paul Gee shows readers how literacy "left the mind and wandered out into the world." He traces the ways a sociocultural view of literacy melded with a social view of the mind and speaks to learning in and out of school in new and powerful ways. Gee concludes by showing how the very idea of "literacy" has broadened into new literacies with words, signs, and deeds in contexts enhanced, augmented, and transformed by new technologies.Gamestar Mechanic
    Mastering Shiny: Build Interactive Apps, Reports, and Dashboards Powered by RКнига о создании аналитических веб-приложений на языке R в среде ShinyR
    Shiny
    MindstormsMindstorms: Children, Computers, And Powerful Ideas - .. через бездну, разделяющую естественнонаучную, техническую культуру с культурой гуманитарной, необходимо перекинуть мост. И я думаю, что главным в конструкции такого моста может стать задача, как придать компьютерную форму плодотворным идеям, одинаково важным как поэту, так и инженеру. В моем понимании компьютер действует как переходный объект по установлению связей, которые в конечном счете оказываются связями между одной личностью и другой. Существуют матофобы, т. е. люди, не признающие математики, с очень развитой координацией движений собственного тела, и есть матофилы, т. е. люди, увлеченные математикой, никогда не вспоминающие о сенсомоторном происхождении своих математических знаний. Черепашка навела мост. Она стала посредником, объединившим в себе элементы геометрии тела с формальной геометрией. Осмысление жонглирования как структурного программирования помогло навести мосты между теми, у кого прекрасно развито матетическое чувство физических навыков, и теми, кто знает, как должна быть организована задача по написанию исторического эссе. Жонглирование и написание эссе, если смотреть на конечный результат, мало чем похожи друг на друга. Но процесс овладения обоими навыками во многом совпадает.Лого
    Lego Mindstorms
    Modeling Social Behavior: Mathematical and Agent-Based Models of Social Dynamics and Cultural EvolutionСоциальные, поведенческие и когнитивные науки исторически полагались на силу слова. Слова имеют силу. Богатые аналогии могут найти отклик в умах читателей и пролить свет на тайны природы. Я говорю о вербальных теориях, описательных объяснениях сложных явлений. Большинство теорий, вероятно, более точны, чем поэтичны, но они, как правило, опираются на свойство большинства языков, согласно которому фраз могут нести в себе несколько возможных импликатур — рассмотрим, например, такие слова, как «восприятие», «категория», «идентичность», «тождественность» обучение» и даже «реакция» достаточно двусмысленны, чтобы допускать множество интерпретаций. То есть язык по своей сути (и адаптивно) расплывчат и двусмыслен. В конечном счете, это проблема для ученых, потому что нам нужно предельно четко понимать, о чем мы говорим, чтобы выдвинуть полезные теории Вселенной.NetLogo
    BehaviorSpace
    R
    ODD принципы
    Центральная предельная теорема
    Open Sources: Voices from the Open Source RevolutionКнига, в создании которой принимали участие разработчики программного обеспечения. Создатель Perl - Larry Wall, Tim O'Reily и многие другиеPerl
    PHP
    Outstanding User Interfaces with ShinyA book about deeply customizing Shiny app for production.R
    Shiny
    Perceptrons: an introduction to computational geometryКнига «Перцептроны» (англ. Perceptrons: an introduction to computational geometry) — написана Марвином Минским и Сеймуром Папертом, издана в 1969. Книга видных американских ученых посвящена параллельным вычислительным устройствам, известным под названием персептронов. В ней на примере нескольких конкретных задач распознавания "геометрических" свойств графических изображений подробно проанализированы принципиальные возможности подобных схем, рассмотрены вопросы, связанные с обучением персептронов, в частности длительность процесса обучения, эффективность схемы как адаптивного запоминающего устройства и т. п., а также исследованы потенциальные возможности персептронов как обучающихся распознающих устройств.
    76px-Perceptrons_e.png
    Генеративный искусственный интеллект
    R for Data ScienceПодробное руководство по использованию языка R для обработки, модификации, визуализации и программировании данныхАнализ данных
    R
    RStudio
    Simply Scheme: Introducing Computer ScienceВведение в программирование с простой версией языка Scheme - иметь в виду, что Snap! это Scheme, прикидывающаяся ScratchSnap!
    Scheme
    Sorting Things OutКнига Джеффри С. Боукера и Сьюзан Ли Стар исследует роль классификаций и стандартов в формировании современного мира. Авторы анализируют различные системы классификации, такие как Международная классификация болезней, классификация рас в Южной Африке во время апартеида и классификация вирусов. Основное внимание уделяется тому, как категории формируют человеческое взаимодействие, а также тому, как многие из этих категорий остаются невидимыми. Боукер и Стар подчеркивают, что стандарты и классификации не только упрощают информацию, но и создают моральные и политические последствия, поскольку они могут давать преимущество одним группам людей в ущерб другим. Книга также рассматривает классификацию как часть построенной информационной среды, аналогично тому, как историк изучает разрешения на строительство и зонирование для понимания истории города.MediaWiki
    Community of Practice (model)
    Structure and Interpretation of Computer ProgramsIt is known as the "Wizard Book" in hacker cultureSnap!
    Lisp
    Scheme
    Text Mining with RКнига даёт завершённую картину современных аналитических подходов к тексту, систематизируя инструменты R и методику работы с данными на всех этапах анализа.R
    Tidytext
    The Media Equation: How People Treat Computers, Television, and New Media Like Real People and PlacesМногочисленные примеры, подтверждающие, что люди воспринимают компьютерные программы, машины и радиопередачи так, как будто это живые и человеческие существа.ChatGPT
    The Wiki Way: Quick Collaboration on the WebПервая книга о том, как устроена среда вики и как её использовать. Описано устройство WikiWiki движка и идеология среды совместного редактирования Книга о том, как устроен вики движок и как организовано взаимодействие участниковWikipedia
    Semantic MediaWiki
    Wiki (инструмент)
    Thinking Like a TreeThinking Like a Tree (and Other Forms of Ecological Thinking ) Мы можем сказать, что дерево следует стратегии TREE - T- test - пробуй, R - randomly - случайно, E-evaluate - оценивай (определяй, какие из корней нашли лучшую почву), E-elect - выбирай (направление, куда будем двигаться). Конечно, шагающее дерево в действительности не выбирает и не принимает решение, куда двигаться. Но, этот способ размышления о дереве, следующем определенной стратегии поведения, может оказаться полезным.NetLogo
    StarLogo Nova
    Flocking (model)
    Tidy Modeling with RРуководство по созданию и использованию моделей при помощи пакетов из пространства tidyverse: recipes, parsnip, workflows, yardstick, and others.R
    RStudio
    R for Data Science
    Turtle Geometry: The Computer as a Medium for Exploring MathematicsОдна из первых книг посвящённых использованию компьютеров в обучении математике. Она была опубликована в 1981 году и стала Книга описывает использование черепахи - графического объекта, который движется по экрану компьютера - для исследования геометрии и математических концепций. Авторы предлагают использовать черепаху для создания графических изображений, которые могут помочь студентам лучше понять математические концепции. Книга стала классикой в области обучения математике с использованием компьютеров и продолжает быть популярной среди преподавателей и учащихся по всему миру.
    Turtle Geometry presented a computational approach to geometry which has been cited as "the first step in a revolutionary change in the entire teaching/learning process."
    Лого
    Turtles, termites, and traffic jams: explorations in massively parallel microworldКнига "Черепахи, термиты и дорожные пробки: исследования в микромире массово-параллельных вычислений" Децентрализованный подход к феноменам окружающего мира - на основе использования микромира с тысячами черепашекNetLogo
    StarLogo Nova
    Scratch
    StarLogo
    Using Prototypical Objects to Implement Shared Behavior in Object Oriented SystemsСтатья о прототипировании объектов в объектно-ориентированном программированииSnap!
    JavaScript
    Наследование
    Делегирование
    What Is ChatGPT Doing ... and Why Does It Work?Книга, в которой Вольфрам разбирает возможности генеративного искусственного интеллектаWolfram
    ChatGPT
    Генеративный искусственный интеллект
    What video games have to teach us about learning and literacyДжи рассказывает об игровой грамотности и тому, как происходит обучение в гибриде (я-игрок + моё компьютерное расширение). Джи рассказывает о том, что в игре присутствует несколько уровней и сценарий прохождения игры для разных участников всегда разный. Например, он выходит из своего замка и пытается поразить врага и у него не получается и он возвращается и снова собирает войска и опять идет в поход и опять не удается. А на третий раз получается.Gamestar Mechanic
    Working with MediaWikiПодробное и современное руководство по среде MediaWiki - с описанием форм, шаблонов, свойстваSemantic MediaWiki
    MediaWiki
    Кибернетика и обществоНорберт Винер Кибернетика и общество Издательство Иностранной Литературы, М. 1958 г.Информатика
    Кибернетический манифест
    … следующие результаты

    Дополнительная литература

    1. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Выращивание данных для школьных виртуальных лабораторий // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Информатизация Образования. 2021. Vol. 18, № 4. c. 347–359.
    2. Патаракин Е.Д., Вачкова С.Н. Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами // Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Педагогика И Психология. 2019. № 4 (50). c. 101–112.

    Видеоматериалы

    Критерии оценки по дисциплине

    Образовательный результат Тема Задание Пример
    Знает особенности типов и источников данных Примеры источников данных Найти, оформить, вырастить данные для дальнейшего анализа В категории статей о датасетах Category:Dataset
    планировать процесс обработки, визуализации, анализа и интерпретации данных при помощи UML Планирование операций над данными Создать схему цикла работы с данными Пример
    Умеет использовать сетевые сервисы для экспресс-анализа и интерпретации данных Сетевые сервисы визуализации Использовать экспресс-методы RAWGraphs, CODAP, graphviz - примеры использования
    Обработать и очистить данные Обработка, очистка Подготовить и видоизменить данные Примеры видоизменения данных в Snap!, R, Python
    Операции статистического анализа Статистический анализ и интерпретация данных Операции над собственным датасетом Готовые датасеты Category:Dataset
    Подготовка выполняемой публикации Экспорт результатов Операции над собственным датасетом Выполняемая публикация