Использование генеративного искусственного интеллекта для формирования вычислительного мышления школьников

Материал из Поле цифровой дидактики
Версия от 20:05, 26 декабря 2023; Patarakin (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)


Описание события Использование генеративного искусственного интеллекта для формирования вычислительного мышления школьников Е.Д. Патаракин, В.В.Буров, Д.В. Сошников, Доклад. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ VII Международная научная конференция Красноярск, 19-22 сентября 2023 г.
Тип события
Начало 2023-09-19T11:20:03.000Z
Окончание 2023-09-19T11:45:03.000Z
color orange
Адрес события https://conf.sfu-kras.ru/DTE-2023
Видео запись события
Среды и средства, которые использовались в рамках события
Формируемые в рамках события компетенции
Область знаний NetSci, Информатика, Большие данные
Местоположение 55° 59' 42.48" N, 92° 48' 6.10" E
Формат реализации
Карта
Идёт загрузка карты…


Использование генеративного искусственного интеллекта для формирования вычислительного мышления школьников

Аннотация

В работе рассматриваются возможности для поддержки формирования вычислительного мышления школьников, которые привносит генеративный искусственный интеллект на поле вычислительной дидактики. В качестве теоретической рамки в работе используется теория творческой коммуникации внутри семиосферы Ю. Лотмана и теория субъектной продуктивности С. Пейперта. Приведены примеры использования генеративного искусственного интеллекта для поддержки перевода сообщений на языки диаграмм, программ управления роботами, изображений и многоагентных моделей.

Keywords
MediaWiki, Semantic MediaWiki, Scratch, Snap!, UML, graphviz, AI-generated content

Введение

Формирование и развитие вычислительного мышления в цифровой среде исследуется достаточно активно [1,2] Поле вычислительной дидактики развивается достаточно давно и предполагает формирование у обучаемого вычислительного мышления, как способности человека использовать возможности вычислительных систем. Особенность этой области знаний подчеркивает определение вычислительного мышления, данное А. Репеннингом [3] — «синтез способностей человека и возможностей вычислительных систем». При этом вычислительная грамотность предполагает способность человека говорить с компьютерными сущностями на языке, который они понимают, обращаться к ним с запросами, которые они способны выполнить, учить их тому, чему они способны научиться.

Развитие генеративного искусственного интеллекта (GenAI) серьёзно изменит требования к навыкам вычислительного мышления, и мы уже сейчас можем рассмотреть возможные изменения на примере поля вычислительной дидактики. Для изучения области вычислительной дидактики, в которой для обучаемого создаются возможности выступить в роли обучающего для обучаемого программного агента или робота, была использована площадка MediaWiki с расширением Semantic MediaWiki, которое позволяет добавлять семантические аннотации к вики-страницам, существенно расширяя возможности совместной работы не только над текстами статей, но и над совместной онтологией знаний. Экспериментальная площадка использует технологию Semantic MediaWiki и главная особенность заключается в том, что мы думаем сразу о классах статей объектов, которые относятся к определенной категории и обладают определёнными свойствами.

Возможности поля

Вики площадка открыта для совместного использования преподавателями и студентами по адресу http://digida.mgpu.ru . Исходная онтология в среде Semantic MediaWiki предполагала взаимодействие объектов из следующих классов: понятия, языки программирования, обучающие видеоигры, датасеты, диаграммы, цифровые средства, сетевые сообщества, паттерны вычислительного мышления, стандарты, компетенции, руководства и учебные курсы. Исходно мы рассматривали вики-площадку как сообщество практики вычислительной дидактики, в котором представители естественно-научных дисциплин могли бы использовать понятия , языки программирования, схемы и диаграммы, датасеты, цифровые средства, образовательные видео игры, сетевые сообщества,паттерны, компетенции в качестве граничных объектов.

when [up arrow v] key pressed
point in direction (0)
move (10) steps
when [down arrow v] key pressed
point in direction (180)
move (10) steps
when [right arrow v] key pressed
point in direction (90)
move (10) steps
when [left arrow v] key pressed
point in direction (-90)
move (10) steps

Now your sprite will turn when it moves.

Прилагательное «вычислительный» по отношению к области знаний одними из первых предложили использовать Пейперт и Минский в своей книге о персептронах и вычислительной геометрии в 1969 году [4]. В дальнейшем эта традиция была успешно перенесена в другие области археологии, экономики, экологии, социологии и вычислительной психологии. Термин подчеркивает особенности в процессах формулировки задач, подготовки решений и способах их проверки таким образом, чтобы в этих процессах могли принимать участие и люди, и компьютеры.

Воздействие GenAI на поле вычислительной дидактики

Подробнее - AI_content_generation_28062023


Примеры GenAI >>
Писатели - создают книги, игры, инструменты, языки программирования, объединяют людей в сообщества
  • 120px-Artbreeder-Minsky.png
Лотман, Турчин, Bobiloket/Алгоритмы и структуры данных, Cunningham, DiSessa, Epstein, Gee, Hal Abelson, Harvey, Kay, Lieberman, Minsky, Norman, Papert, Repenning, Resnick, Rybakinaea/Алгоритмы и структуры данных… следующие результаты >>: Собери тексты авторов. Переведи на мой родной язык. Объедини, сократи, видоизмени. Проиллюстрируй. Встрой в модуль учебного курса.
  • 120px-Freir_papert_merlin_tranl.jpg
Книги - задают теоретическую рамку, объединяют понятия
  • 120px-General_books.jpg
Семиосфера: культура и взрыв, Сообщество разума, Феномен науки, 20 things to do, A new kind of science, APIs for social scientists: A collaborative review, Agent-Based and Individual-Based Modeling: A Practical Introduction, An Introduction to Agent-Based Modeling: Modeling Natural, Social, and Engineered Complex Systems with NetLogo, App Inventor 2 (book), As We May Think… следующие результаты GenAI:>> Собери краткое описание. Создай сборник вопросов по тексту книги. Создай сценарий обучающий игры.
Понятия
  • 120px-Ed_theory.png
Большие данные, Вики, Возможность, Гипертекст, Искусственный интеллект, Квест, Макроскоп, 1 ученик:1 компьютер, API, Backpack, Big O notation, CORS… следующие результаты GenAI:>> Объясни значение понятия. Сгенерируй онтологию предметной области. Предложи многоагентную модель, которая позволяет исследовать понятие. Создай пояснение к понятию цифровая дидактика.
Языки программирования - инструменты для создания историй и моделей
  • 120px-Snap_Ages_Plots.jpg
ABC, APL, AgentCubes, AgentScript, Agentsheets, AlgoBlock, AlgoBrix, Algol, Alice, App Inventor, AppLab, Arduino (язык)… следующие результаты GenAI:>> Приведи пример решения задачи на данном языке. Переведи с одного языка на другой. Проверь, улучши и прокомментируй мой код. Создай помощника для создания программ на языках блочного программирования
Данные - материал для построения и корректировки моделей
  • 120px-Tablescript.png
Astronauts (dataset), Billionaires (dataset), Bills of Mortality (dataset), Books (dataset), COVID (dataset 1), ChatbotACM (dataset), Cities (dataset), Coffee (dataset), Collaborative knowledge ACM (dataset), Computational thinking (ACM)… следующие результаты GenAI:>> Возьми мои данные и представь их читаемом виде. Используй данные для отчёта. Преврати данные в диаграмму.
Схемы и диаграммы - инструменты для представления информации, анализа данных, размышления при помощи карт
  • 120px-Journay_d1.jpg
Activity diagram, BN diagram, Barsik, Binary search (diagram), DICOM (диаграмма), Diagram of Ecosystem, Diagram of Educational Theories, Diagram of competences, Diagrams, Diagrams Значения элементов… следующие результаты GenAI:>> Отвечай на все вопросы на языке Dot GraphViz. Предложи схему алгоритма для робота-геолога.
Цифровые средства - инструменты, которые помогают думать
  • 120px-Comp_Thinking.png
ABM Constructor, Artbreeder, Audionotes, ChatGPT, Connectedpapers, Craiyon, DreamAI, Face generator, GigaChat, Google Colab, Google Collab, Humata… следующие результаты GenAI:>> Сгенерируй 10 формул химических соединений для начального курса химии и объясни их значение. Создай диаграмму классов для взаимодействия доктор - пациент.
Учебные видео игры - современные чудесные истории, в которых представлены примеры управления поведением агентов

120px-Cozy_borrow.jpg

ARQuest, Ai dungeon, Algebrace, AutoThinking, Bina's Adventure, Breaking Out The Bats, Bucket and Tiles, Ceebot 4, Cell Game, Cellverse… следующие результаты GenAI:>> Собери мне учебный мир. Добавь новые объекты и новых актёров. Задай правила, управляющие поведением пород агентов.
Учебные роботы - взаимодействуют с окружающим миром, следуют командам

120px-First_logo_turtle.jpg

Arduino, Codey Rocky, Ergo Jr, Finch Robot, Hummingbird, LEGO Boost, LEGO Mindstorms EV3, LEGO WeDo, Lego Mindstorms, Lego Spike Prime… следующие результаты GenAI: Предложи задачи по курсу робототехники. Создай схемы алгоритмов для образовательных роботов.
Сетевые сообщества - собираются вокруг средств, моделей и рецептов
  • 120px-Science-community.gif
AO3, Academia.edu, Amazon Turk, CloudWorks, ClubHouse, CoMSES, CyberForum.ru, Eyewire, FaceBook, FoldIt сообщество… следующие результаты GenAI:>> Приведи 10 примеров специализированных сетевых образовательных и научных сообществ UGC со ссылками на них. Создай диаграммы взаимодействия внутри сетевых сообществ.
Руководства - рецепты - объединяют сообщества вокруг языков и инструментов 3-Dimensional Sound, 3D Patterns, 3D Wireframes, Additional Keys, Advanced Clone Usage, Advanced Platformer Physics, Advanced Platformer Tutorial, Advanced Scrolling Platformer Tutorial, AlexandraSemina, AlexandraSemina2… следующие результаты GenAI:>> Как оценить вычислительное мышление. Как встроить математические формулы в вики статьи. Как сгенерировать онтологию понятий в области искусственного интеллекта.
Многоагентные модели - позволяют выращивать данные, проверять гипотезы, имитировать управление поведением агентов
  • 120px-Piage_Vyg.png
Air Pollution - Buses and Cars, Artificial Anasazi, Basketball analytics, Bears, Big money kills, Butterfly model, Community of Practice (model), Dawkins Weasel, Elephants giraffes dragons, Fire (model)… следующие результаты GenAI:>> Приведи 10 примеров модификации модели Team Assembly NetLogo.
Кейсы использования Gen AI Алиса придумай задания для школьников, Напиши статью о понятии prompt и новой профессии учителя создателя промптов для создания учебных задач, Переформулируй текст в вопросы к учебнику, Поиск виртуальных математических лабораторий, Приведи примеры использования Graphviz на уроках химии, Приведи примеры учебных задач по математике 5 класс, Профессия учителя-создателя промптов… следующие результаты GenAI:>> Создать онтологию географической грамотности. Собери перечень информационных компетенций

Использование GenAI в образовании происходит неравномерно. Наибольший прорыв наблюдается в сфере обучения компьютерным дисциплинам. Во многом это связано с тем, что нейросеть обучали на материалах репозитория GitHub и с тем, что возможности использования искусственного интеллекта в обучении программированию исследуются достаточно давно. Среди работ последних двух лет отметим изучение способности роботов-агентов решать задачи из области информатики [5], объяснение программой ученику способа получения решений [6], создания при помощи GenAI условий для обучения вычислительному мышлению (через комиксы) [7], использование GenAI для имитации обучающего микромира, подобного известной системе генерации Boxer [8], генерация ситуаций, когда от учеников требуется умение решать задачи вместе с GenAI [9].

Особый интерес с точки зрения конструкционистского подхода к организации обучения вызывают работы, в которых осуществляется генерация текстов рассказов [10,11] и проектирование игр подобных Mario и Minecraft на основе генерации правил и объектов при помощи GenAI [12–14]. Для сравнительного анализа инструментов GenAI мы дополнили категорию цифровых инструментов (Категория:DigitalTool ) Semantic MediaWiki свойством «Поддерживается ИИ» и получили возможность выделять средства, поддерживающие генерацию контента искусственным интеллектом по запросу:

{{#ask: [[Категория:DigitalTool]] [[AI::Да]] [[Description::+]] [[Website::+]] | ?Description | ?Website }}

 DescriptionWebsite
ABM ConstructorКонструктор использования многоагентого моделирования - позволяет конструировать структуру учебных курсов из готовых блоков и включать в состав материалов многоагентные модели для экспериментов и дальнейшей модификации.http://digida.mgpu.ru/index.php?title=ABM Constructor
ArtbreederСредство генерации изображений 120px-Artbreeder_mixer.jpghttps://www.artbreeder.com/
AudionotesСредства перевода из голоса в текст и улучшения качества текста.https://audionotes.ai/en/
ChatGPTChatGPT — это прототип чат-бота с искусственным интеллектом, разработанный OpenAI и специализирующийся на диалогах. ChatGPT — большая языковая модель, отлаженная как с помощью методов обучения с учителем, так и с подкреплением. The acronym stands for Generative Pre-trained Transformer.https://chat.openai.com/chat
ConnectedpapersConnected Papers - это визуальный инструмент, помогающий исследователям и находить и изучать документы, относящиеся к их сфере деятельности. Пользователь может ввести название статьи или URL-адрес и получить график, показывающий ее контекст и релевантность. Это может помочь открыть новые направления исследований, сравнить разные подходы и следить за актуальными темами.https://www.connectedpapers.com/
CraiyonСредство для генерации изображений по заданному тексту.
  • 120px-Craiyon_cat.jpg
https://www.craiyon.com/
DreamAIСоздание изображений по описанию Трансформация готовых изображений под нужные параметры.https://dream.ai/create
Face generatorСоздание лиц несуществующих людей.
101px-Does-not-exist.png
https://this-person-does-not-exist.com/en
Google ColabGoogle Colab — сервис, созданный Google, который предоставляет возможность работать с кодом на языке Python через Jupyter Notebook, не устанавливая на свой компьютер дополнительных программ.https://colab.research.google.com/
Google CollabGoogle Colaboratory — среда, чтобы писать код аналогично jupyter notebook.https://colab.research.google.com/
HumataПоддержка в написании текстов статей 60 страниц. Помощник берет готовый pdf документ и позволяет с ним работать, улучшать, дополнять, находить заимствованияhttps://www.humata.ai/
Hypotenuse AIПревращает несколько ключевых слов в оригинальные, проницательные статьи, описания продуктов и копию социальных сетей с помощью копирайтинга ИИ - всего за несколько минут.https://hypotenuse.ai/
JupyterJupyter — интерактивный блокнот, ориентированным на работу со множеством сред выполнения Python, но и R, Julia, Scala и ряда других.https://jupyter.org/about
Kandinsky 2.1Генеративная модель, создающая изображения по описанию.
  • 114px-Ru_dalle3.png
https://rudalle.ru/
LangChainLangChain – это инструмент, основанный на нейросетевых моделях, который способен анализировать естественный язык и автоматически формировать структурированные SQL-запросы. – это мощная платформа, помогающая разработчикам создавать комплексные приложения. используя языковые модели. Он предлагает набор инструментов, компонентов и интерфейсов, которые упрощают процесс создания приложений на основе больших языковых моделей (LLM) и моделей чата. LangChain позволяет легко управлять взаимодействием с языковыми моделями, объединять несколько компонентов и интегрировать дополнительные ресурсы, такие как API и базы данных.https://js.langchain.com/docs/
LogseqLogseq - это локальный структурный редактор (аутлайнер) с открытым исходным кодом, который работает с использованием локальных текстовых файлов Markdown и Org-mode. Подходит для базы знаний, организации мыслей, ведения списка дел. Распространёнными назначениями в использовании таких программ могут быть организация идей, задач, многоуровневые чек-листы и управление проектами.https://logseq.com/
Mc tutor botТелеграм-бот МГПУ, использующий возможности генеративного ИИ. 84px-Mcu_bot.pnghttps://t.me/mcu tutor bot
Merlin ChatGPT AppMerlin — это приложение ChatGPT для Chrome, позволяющее получить бесплатный доступ к чату GPT 4, обобщателю блогов и YouTube, автору ИИ для Gmail, Twitter и LinkedIn.
120px-Freir_papert_merlin_tranl.jpg
https://chrome.google.com/webstore/detail/chatgpt-app-for-chrome-me/camppjleccjaphfdbohjdohecfnoikec
MidjourneyMidjourney — программное обеспечение, создающее изображения по текстовым описаниямhttps://discord.com/invite/midjourney
NotionNotion — приложение для ведения, планирования рабочих и личных дел. Оно одно может заменить сразу несколько популярных инструментов, в том числе Evernote, Trello и Google Docs.https://www.notion.so/
OpenAI CodexOpenAI Codex — это модель искусственного интеллекта, разработанная OpenAI. Он анализирует естественный язык и генерирует код в ответ. Codex разработан на основе GPT-3, известной модели естественного языка от OpenAI. Инструмент обучен на миллиардах строк кода, а также письменного текста — именно это позволяет ему переводить человеческий язык в компьютерный.https://platform.openai.com/docs/guides/code
OraИнструмент для создания собственных ботов на основе chatGPT
  • 120px-Ora_AI.jpg
https://ora.ai/
PaperBrainСобирает статьи по тематике и помогает их читать - можно задавать вопросы по статье.https://www.paperbrain.study/
PapercupПеревод исходного видео на любой (30*) язык + профессиональная ИИ озвучка различными голосами.https://www.papercup.com/
PerplexityAIPerplexity — чат-бот с искусственным интеллектом для поиска информации и генерации текста. Perplexity использует информацию из современного интернета, а не образца 2021 года. Страница с ответом состоит из трёх блоков: сам ответ, источники информации, «вопросы по теме» и поле для дополнительных запросов.
  • 120px-Perplexity01.jpg
  • https://www.perplexity.ai/
    PoeПриложение с искусственным интеллектом Poe позволяет создавать собственных чат-ботов с помощью подсказок. Пользователь может переключаться между Sage, ChatGPT, GPT‑4, Claude Instant и Claude+. Платформа доступна через браузер.
  • 120px-Poe_python.jpg
  • https://poe.com/
    Roam researchХранение и организация заметок в виде огромного списка с перекрёстными ссылками. интеграция с ChatGPT позволяет делегировать задачи внутри - переформулируй текст, запиши краткое содержание статьи по ссылкеhttps://roamresearch.com/
    RytrНаписать статью в блог, рекламное сообщение, электронное письмо и много всего другого. Бесплатный план позволяет писать тексты длинной до 5000 в символов в месяц.https://rytr.me/
    Spin Rewriter 13Spin Rewriter - это одно из самых продвинутых средств рерайтинга. Это также один из лучших инструментов для создания статей с алгоритмом обработки естественного языка, который позволяет создавать высококачественные тексты, удобочитаемые и не содержащие плагиата.https://www.spinrewriter.com/free/june-sale
    TutorAIПользователь задаёт тему и система показывает учебные материалы по этой теме, разбитые на учебные модули.https://www.tutorai.me/
    YandexGPTНейросеть Яндекса, доступна через голосовой помощник Алису и в окне браузера
  • 116px-YandexGPT_logo.jpg
  • https://ya.ru/


    Этот запрос на площадке возвращает перечень всех страниц, связанных с генерацией контента. Кейсы использования GenAI удобнее всего изучать и сравнивать на площадке в категории Категория:GenAIcase где есть все данные о каждом кейсе и приведены тексты, коды и изображения. В рамках данной статьи наибольший интерес представляют примеры, когда генеративный интеллект помогает ученику создавать новые продукты деятельности, переводя с одного способа представления информации на другие. При подборе таких примеров мы использовали в качестве теоретической рамки положение о творческом переводе Юрия Лотмана, сформулированное им в рамках концепции семиосферы – «любое устройство, претендующее на качество интеллектуальности, должно обладать таким механизмом генерации текстов, который в определенном звене не давал бы однозначной предопределенности в развёртывании» [15].

    Примеры

    Несколько примеров из категории кейсов использования возможностей генеративного искусственного интеллекта для поддержки самостоятельной творческой деятельности школьников приведены ниже:


    Пример 1 Приведи (примеры решения задачи на данном языке)

    Приведи пример решения задачи на данном языке. Переведи с одного языка на другой. Проверь, улучши и прокомментируй мой код. Создай помощника для создания программ на языках блочного программирования.

    Talk to me like an expert in block-based educational languages. Generate code example in Scratch language 3.0
    How to use clones in Snap!

    Here is an example of how to use clones in Snap!:

    when @greenFlag clicked	::control
    make [ ]  clones of [myself v]  
    wait [ ] secs  
    end 
    repeat  
       move [ ]  steps
       if on edge, bounce  
    end  
    delete this clone
    

    Пример 2 (схемы алгоритмов для образовательных роботов)

    Создай схемы алгоритмов для образовательных роботов. Отвечай на все вопросы на языке Dot GraphViz. Предложи схему алгоритма для робота-геолога.

    Предложи схему алгоритма для робота-геолога. Представь эту схему на языке graphviz


    Пример 3 (схемы формул химических соединений)

    Сгенерируй 10 формул химических соединений для начального курса химии и объясни их значение. Создай диаграмму кристаллической структуры алмаза, используя языке Dot GraphViz

    Визуализация молекул: с помощью Graphviz можно создавать диаграммы, которые показывают структуру молекул. Для этого можно использовать язык DOT, который позволяет задавать связи между атомами и их координаты в трехмерном пространстве. Например, можно создать диаграмму молекулы воды следующим образом:

    Визуализация кристаллических структур: с помощью Graphviz можно создавать диаграммы, которые показывают кристаллические структуры материалов. Для этого можно использовать язык DOT, который позволяет задавать координаты атомов в кристаллической решетке. Например, можно создать диаграмму кристаллической структуры алмаза следующим образом:

    Пример 4 (иллюстрации к волшебному миру)

    Создай иллюстрации к волшебному миру, в котором есть летающие драконы. Slnova dragons AI.jpg

    Добавь жилища, в которых обитают жители этих мест.

    Cozy borrow.jpg

    Добавь к жилищам обитателей, учитывая, что они варят эль. Задай правила, управляющие поведением пород агентов.

    Cozy people.jpg


    Пример 5 (модификации модели Team Assembly)

    Приведи 10 примеров модификации модели Team Assembly на языке NetLogo. Предложи варианты реализации этой модели в средах блочного программирования Snap! и StarLogo Nova


    Подробнее в категории кейсов использования GenAI

    Заключение

    Системы генеративного искусственного интеллекта рассматриваются в нашей работе как дружественные ученику средства, позволяющие ему экспериментировать и генерировать различные формы и варианты контента в зависимости от тех параметров, которые он выбирает. Эта деятельность ученика во многом напоминает учебные эксперименты с многоагентными моделями, где ученику даётся возможность выращивать различные физические, химические, биологические и социальные феномены, подбирая параметры, управляющие поведением агентов. Во всех перечисленных случаях у ученика формируется продуктивная субъектность как способность разговаривать с программными агентами, контролировать и направлять их деятельность из позиции собственной продуктивной субъектности, когда он нацелен на создание продукта собственной деятельности, а не на выполнение выполнение задач, которые для него генерирует искусственный интеллект.


    Список литературы

    1. Патаракин Е.Д. Игровое поле вычислительной дидактики // Современная “цифровая” дидактика. Москва: Общество с ограниченной ответственностью “ГринПринт,” 2022. P. 35–70.
    2. Белолуцкая Анастасия К., Вачкова Светлана Н., Патаракин Евгений Д. Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик // Образование И Саморазвитие. 2023. Vol. 18, № 2. P. 37–55.
    3. Repenning A., Basawapatna A.R., Escherle N.A. Principles of Computational Thinking Tools // Emerging Research, Practice, and Policy on Computational Thinking / ed. Rich P.J., Hodges C.B. Cham: Springer International Publishing, 2017. P. 291–305.
    4. Minsky M., Papert S.A. Perceptrons: An Introduction to Computational Geometry. MIT Press, 2017. 317 p.
    5. Finnie-Ansley J. et al. The Robots Are Coming: Exploring the Implications of OpenAI Codex on Introductory Programming // Proceedings of the 24th Australasian Computing Education Conference. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2022. P. 10–19.
    6. Kim C. et al. Learn, Generate, Rank, Explain: A Case Study of Visual Explanation by Generative Machine Learning // ACM Trans. Interact. Intell. Syst. 2021. Vol. 11, № 3–4. P. 23:1-23:34.
    7. Suh S., An P. Leveraging Generative Conversational AI to Develop a Creative Learning Environment for Computational Thinking // 27th International Conference on Intelligent User Interfaces. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2022. P. 73–76.
    8. Lewis C. Automatic Programming and Education // Companion Proceedings of the 6th International Conference on the Art, Science, and Engineering of Programming. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2022. P. 70–80.
    9. Jonsson M., Tholander J. Cracking the code: Co-coding with AI in creative programming education // Creativity and Cognition. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2022. P. 5–14.
    10. Wang Y. et al. Open-world Story Generation with Structured Knowledge Enhancement: A Comprehensive Survey: arXiv:2212.04634. arXiv, 2023.
    11. Trichopoulos G., Alexandridis G., Caridakis G. A Survey on Computational and Emergent Digital Storytelling // Heritage. 2023. Vol. 6, № 2. P. 1227–1263.
    12. Sudhakaran S. et al. MarioGPT: Open-Ended Text2Level Generation through Large Language Models: arXiv:2302.05981. arXiv, 2023.
    13. González-Duque M. et al. Mario Plays on a Manifold: Generating Functional Content in Latent Space through Differential Geometry // 2022 IEEE Conference on Games (CoG). IEEE, 2022. P. 385–392.
    14. Salge C. et al. Generative Design in Minecraft: Chronicle Challenge: arXiv:1905.05888. arXiv, 2019.
    15. Лотман Ю.М. Семиосфера : культура и взрыв, внутри мыслящих миров, статьи, исследования, заметки. Искусство-СПБ, 2001. 712 p.