Гипертекст
Описание | Гипертекстом называют любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки на другие фрагменты. Гипертекстовая система это - информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми "информационными единицами", хранящимися в ее памяти и вызывать их на экран монитора "простым нажатием кнопки". |
---|---|
Область знаний | Информатика, Психология, Социология |
Авторы | Нельсон, Буш, Энгельбарт, Бернерс-Ли, Вард Кэннингем |
Поясняющее видео | |
Близкие понятия | Memex, Вики |
Среды и средства для освоения понятия | Semantic MediaWiki |
Определение
Гипертекст изначально мыслился создателям как система общественной деятельности. Группа взаимосвязанных сообщений образовывала сеть, и эта гипертекстовая сеть документов поддерживала социальную сеть отношений между сообществом авторов коллективного гипертекста. С технической точки зрения гипертекстовая система это - информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми "информационными единицами", хранящимися в ее памяти
Гипертекстом называют любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки на другие фрагменты. Показательный пример – Библия. Книга Книг сделана как гипертекст с множеством взаимных отсылок к различным главам и строкам документа, именно в связи с тем, что многие происходящие события описываются сразу группой авторов. С технической точки зрения гипертекстовая система это - информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми "информационными единицами", хранящимися в ее памяти. Специальные механизмы и правила позволяют компьютеру поддерживать ссылки из одних текстовых фрагментов в другие. Человек или программный агент может устанавливать новые связи между текстовыми фрагментами.
Предшествующая история
Джон Дьюи - How we think - Как мы думаем
Прообраз гипертекстового устройства – система Memex, которую Ваннавер Буш описал в статье "Как бы могли мыслить", по своей сути, представляла систему для обмена "мемами" - теми элементарными единицами культурной эволюции, о которых писал Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген».
Memex
Прообраз гипертекстового устройства – система Memex, которую Ваннавер Буш описал в статье "Как бы могли мыслить", по своей сути, представляла систему для обмена элементарными единицами культурной эволюции.
Гипертекст изначально мыслился создателям как система общественной деятельности. Группа взаимосвязанных сообщений образовывала сеть, и эта гипертекстовая сеть документов поддерживала социальную сеть отношений между сообществом авторов коллективного гипертекста.
Принципы нового совместного мышления
- Cегодня уже существуют новые мощные инструменты, которые могут кардинально изменить положение вещей. Фотокамеры, которые могут фиксировать события и объекты так быстро и с такими подробностями, что они полностью меняют наше представление о научных записях. Вычислительные машины Лейбница и Беббиджа были уникальны и не могло быть и речи об их массовом производстве. Даже если бы фараон знал как построить автомобиль, то такой автомобиль разбился бы и был утрачен в одну из первых поездок.
- Прогресс в области фотографии, кинематографии и телевидения. Сухая фотография. Факсимильная передача. Сканирование. Микрофильмирование. Сжатие данных. Если прогресс в этой области будет продолжаться теми же темпами, то в ближайшие годы мы получим микрофильм Британской энциклопедии, который будет стоить пятак, а процесс его пересылки будет стоит копейку.
- Образ исследователя будущего - его руки свободны и он не связан с определенным рабочим местом. В процессе своих передвижений он фотографирует и комментирует увиденное. К этим фотографиям и записям автоматически добавляется время и связывает между собой два эти потока записей. Если он попадает в поле, то его записи доступны ему по радио.
- Математик - прежде всего человек, который приучен применять логику символов в широком плане.
- Учёный - не единственный человек, который работает с данными и исследует мир, используя логические процессы. Всякий раз, когда используются логические процессы, возникает возможность использовать машинное вычисления. Формальная логика в качестве инструмента при обучении студентов. Принятие решений, выбор возможностей, прием на работу, покупки, взаимоотношения между продавцом и покупателем.
- Различие между тем как устроено хранение данных через индексирование и дробление на подклассы и тем как мыслит человек. Наш мозг оперирует данными через ассоциации, создавая паутину из цепочек, в которые вовлечены клетки головного мозга. Представим будущее возможное устройство - назовем его "memex" - которое помогает человеку хранить все его книжки, все его записи и все его коммуникации с другими людьми Устройство выглядит как обычный стол, на котором клавиатура, кнопки и рычажки. Небольшая часть стола занята данными в виде микрофильмов, остальная часть - рабочий механизм. Книги всех типов, картинки, газеты могут быть немедленно получены и включены в систему. На верху устройства находится прозрачный валик, куда попадают записи, фотографии, меморандумы и прочие документы. Эта система использует индексирование - если человек хочет получить доступ к книге - он набирает необходимый код на клавиатуре и нужная книга или страница возникает перед ним на экране мемикса.
- Когда пользователь строит ассоциативную цепочку между двумя документами, то он записывает название цепочки в книгу кодов. Сохраненные цепочки могут быть доступны пользователю в любое время. Они образуют совершенно новую книгу, которая хранится внутри мемикса и может быть вызвана из его памяти и через много лет.
- Возникают совершенно новые формы энциклопедий, которые содержат цепочки документов. Эти цепочки облегчают работу специалистов в области физиологии, химии, истории и других дисциплин. Возникает новая профессия проходчиков виртуальных троп (trail blazers), людей которые находят удовольствие в создании и построении полезных путей сквозь массу обычных данных. Возможно, душе человеческой будет легче летать, если мы облегчим процедуру сохранения прошлого и позволим более полно анализировать проблемы настоящего. Человек построил столь сложную цивилизацию, что он нуждается в механизмах обработки данных, которые уже не вмещаются в его ограниченную память. Его экскурсии в прошлое и настоящее станут значительно приятнее если он получит возможность забывать некоторые вещи, будучи уверен, что он в дальнейшем легко сможет восстановить свои записи.
The Mother of All Demos - Douglas Engelbart (1968)
Даглас Энгельбарт: его группа сосредоточила свои усилия на обеспечении и расширении познавательных возможностей группы людей. Работы Энгельбарта всегда были направлены на использование программного обеспечения для увеличения и расширения коллективных возможностей группы, расширяли возможности сохранения записей в коллективной памяти и, самое главное, заметно упрощали механизмы обмена записями внутри сетевого сообщества. Энгельбарт рассматривает отношения людей и программ как гетерогенное сообщество, в котором происходит эволюция всех вовлеченных в систему агентов.
что между техническими средствами и людьми, которые их используют, происходит постоянный совместный процесс коэволюционных изменений. В любой ситуации есть взаимосвязанные элементы: орудия деятельности, деятельность и люди, как субъекты деятельности. Изменения в каждом из взаимосвязанных элементов, составляющих социотехническую систему деятельности, приводит к изменениям и в других элементах. Как только создаются и начинают использоваться новые технические средства деятельности, они изменяют привычные условия существования и вокруг них начинают формироваться новые формы совместной деятельности, люди начинают осваивать новые роли, вырабатывают новые привычки и осваивают новые методы деятельности.
Nelsom - Xanadu Space
Тед Нельсон, последователь Энгельбарта, работал над созданием всеобщей системы электронных публикаций и всеобщего архива. Нельсон предложил сам термин "гипертекст" и многое сделал для того, чтобы идеи гипертекста получили широкое распространение. Он неоднократно подчеркивал, что гипертекст в его понимании не является иерархической структурой. С его точки зрения, знак равенства, который ставят между понятиями «иерархия» и «структура», представляет собой популярный миф. Гипертекст видится Нельсону как мультиагентное сообщество, внутри которого существуют сложные неиерархические отношения между агентами.
WWW Всемирная паутина
Тим Бернерс-Ли описывал Всемирную Паутину как абстрактное пространство информации. Паутина делает сеть полезной, поскольку люди на самом деле интересуются информацией и не хотят ничего знать про провода и компьютеры. Паутина существует, потому что программы работают и поддерживают постоянный обмен информацией между компьютерами. В начале работ по созданию Всемирной Паутины Бернерс-Ли представлял ее как общее информационное пространство, в котором люди общаются и делятся информацией. Мы можем использовать компьютеры для того, чтобы анализировать эти отношения, находить смысл в наших действиях и находить лучшие способы для совместных действий.
Феномен науки и распределённый мозг
Валентин Турчин - Феномен науки, Кибернетический Манифест, Principia Cybernetica Web, Global Brain
Гипертекст в художественной литературе
Борхес - Сад Расходящихся Тропок
Милорад Павич - Хазарский Словарь
Это открытая книга, а когда её закроешь, можно продолжать писать её; раз она имеет своих лексикографов в прошлом и настоящем, то и в будущем могут появиться те, кто будут ее переписывать, продолжать и дополнять. В ней есть словарные статьи, перекрёстные ссылки и комментарии как в священных книгах или кроссвордах, и все имена и понятия, которые в ней отмечены знаком креста, полумесяца или звезды Давида, нужно искать в соответствующем разделе словаря, если кому-то понадобятся более подробные разъяснения. То есть слово с той или иной пометкой следует искать соответственно:
- в Красной книге словаря (христианские источники)
- в Зеленой книге (исламские источники)
- в Желтой книге (еврейские источники).
Погадать на Хазарском Словаре - http://www.uic.unn.ru/pustyn/lib/Pavich/khaz-prediction.ru.html
Анимационный фильм по истории хазарского словаря