Использование генеративного искусственного интеллекта для формирования вычислительного мышления школьников

Материал из Поле цифровой дидактики


Описание события Использование генеративного искусственного интеллекта для формирования вычислительного мышления школьников Е.Д. Патаракин, В.В.Буров, Д.В. Сошников, Доклад. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ VII Международная научная конференция Красноярск, 19-22 сентября 2023 г.
Тип события
Начало 2023-09-19T11:20:03.000Z
Окончание 2023-09-19T11:45:03.000Z
color orange
Адрес события https://conf.sfu-kras.ru/DTE-2023
Видео запись события
Среды и средства, которые использовались в рамках события
Формируемые в рамках события компетенции
Область знаний NetSci, Информатика, Большие данные
Местоположение 55° 59' 42.48" N, 92° 48' 6.10" E
Формат реализации
Карта
Идёт загрузка карты…


Использование генеративного искусственного интеллекта для формирования вычислительного мышления школьников

Аннотация

В работе рассматриваются возможности для поддержки формирования вычислительного мышления школьников, которые привносит генеративный искусственный интеллект на поле вычислительной дидактики. В качестве теоретической рамки в работе используется теория творческой коммуникации внутри семиосферы Ю. Лотмана и теория субъектной продуктивности С. Пейперта. Приведены примеры использования генеративного искусственного интеллекта для поддержки перевода сообщений на языки диаграмм, программ управления роботами, изображений и многоагентных моделей.

Keywords
MediaWiki, Semantic MediaWiki, Scratch, Snap!, UML, graphviz, AI-generated content

Введение

Формирование и развитие вычислительного мышления в цифровой среде исследуется достаточно активно [1,2] Поле вычислительной дидактики развивается достаточно давно и предполагает формирование у обучаемого вычислительного мышления, как способности человека использовать возможности вычислительных систем. Особенность этой области знаний подчеркивает определение вычислительного мышления, данное А. Репеннингом [3] — «синтез способностей человека и возможностей вычислительных систем». При этом вычислительная грамотность предполагает способность человека говорить с компьютерными сущностями на языке, который они понимают, обращаться к ним с запросами, которые они способны выполнить, учить их тому, чему они способны научиться.

Развитие генеративного искусственного интеллекта (GenAI) серьёзно изменит требования к навыкам вычислительного мышления, и мы уже сейчас можем рассмотреть возможные изменения на примере поля вычислительной дидактики. Для изучения области вычислительной дидактики, в которой для обучаемого создаются возможности выступить в роли обучающего для обучаемого программного агента или робота, была использована площадка MediaWiki с расширением Semantic MediaWiki, которое позволяет добавлять семантические аннотации к вики-страницам, существенно расширяя возможности совместной работы не только над текстами статей, но и над совместной онтологией знаний. Экспериментальная площадка использует технологию Semantic MediaWiki и главная особенность заключается в том, что мы думаем сразу о классах статей объектов, которые относятся к определенной категории и обладают определёнными свойствами.

Возможности поля

Вики площадка открыта для совместного использования преподавателями и студентами по адресу http://digida.mgpu.ru . Исходная онтология в среде Semantic MediaWiki предполагала взаимодействие объектов из следующих классов: понятия, языки программирования, обучающие видеоигры, датасеты, диаграммы, цифровые средства, сетевые сообщества, паттерны вычислительного мышления, стандарты, компетенции, руководства и учебные курсы. Исходно мы рассматривали вики-площадку как сообщество практики вычислительной дидактики, в котором представители естественно-научных дисциплин могли бы использовать понятия , языки программирования, схемы и диаграммы, датасеты, цифровые средства, образовательные видео игры, сетевые сообщества,паттерны, компетенции в качестве граничных объектов.

when [up arrow v] key pressed
point in direction (0)
move (10) steps
when [down arrow v] key pressed
point in direction (180)
move (10) steps
when [right arrow v] key pressed
point in direction (90)
move (10) steps
when [left arrow v] key pressed
point in direction (-90)
move (10) steps

Now your sprite will turn when it moves.

Прилагательное «вычислительный» по отношению к области знаний одними из первых предложили использовать Пейперт и Минский в своей книге о персептронах и вычислительной геометрии в 1969 году [4]. В дальнейшем эта традиция была успешно перенесена в другие области археологии, экономики, экологии, социологии и вычислительной психологии. Термин подчеркивает особенности в процессах формулировки задач, подготовки решений и способах их проверки таким образом, чтобы в этих процессах могли принимать участие и люди, и компьютеры.

Воздействие GenAI на поле вычислительной дидактики

Подробнее - AI_content_generation_28062023


Примеры GenAI >>
Писатели - создают книги, игры, инструменты, языки программирования, объединяют людей в сообщества
  • 120px-Artbreeder-Minsky.png
Лотман, Турчин, Bobiloket/Алгоритмы и структуры данных, Cunningham, DiSessa, Epstein, Gee, Hal Abelson, Harvey, Kay, Lieberman, Minsky, Norman, Papert, Repenning, Resnick, Rybakinaea/Алгоритмы и структуры данных… следующие результаты >>: Собери тексты авторов. Переведи на мой родной язык. Объедини, сократи, видоизмени. Проиллюстрируй. Встрой в модуль учебного курса.
  • 120px-Freir_papert_merlin_tranl.jpg
Книги - задают теоретическую рамку, объединяют понятия
  • 120px-General_books.jpg
Семиосфера: культура и взрыв, Сообщество разума, Феномен науки, 20 things to do, A new kind of science, APIs for social scientists: A collaborative review, Agent-Based and Individual-Based Modeling: A Practical Introduction, An Introduction to Agent-Based Modeling: Modeling Natural, Social, and Engineered Complex Systems with NetLogo, App Inventor 2 (book), As We May Think… следующие результаты GenAI:>> Собери краткое описание. Создай сборник вопросов по тексту книги. Создай сценарий обучающий игры.
Понятия
  • 120px-Ed_theory.png
Большие данные, Вики, Возможность, Гипертекст, Искусственный интеллект, Квест, Макроскоп, 1 ученик:1 компьютер, API, Backpack, Big O notation, CORS… следующие результаты GenAI:>> Объясни значение понятия. Сгенерируй онтологию предметной области. Предложи многоагентную модель, которая позволяет исследовать понятие. Создай пояснение к понятию цифровая дидактика.
Языки программирования - инструменты для создания историй и моделей
  • 120px-Snap_Ages_Plots.jpg
ABC, APL, AgentCubes, AgentScript, Agentsheets, AlgoBlock, AlgoBrix, Algol, Alice, App Inventor, AppLab, Arduino (язык)… следующие результаты GenAI:>> Приведи пример решения задачи на данном языке. Переведи с одного языка на другой. Проверь, улучши и прокомментируй мой код. Создай помощника для создания программ на языках блочного программирования
Данные - материал для построения и корректировки моделей
  • 120px-Tablescript.png
Astronauts (dataset), Billionaires (dataset), Bills of Mortality (dataset), Books (dataset), COVID (dataset 1), ChatbotACM (dataset), Cities (dataset), Coffee (dataset), Collaborative knowledge ACM (dataset), Computational thinking (ACM)… следующие результаты GenAI:>> Возьми мои данные и представь их читаемом виде. Используй данные для отчёта. Преврати данные в диаграмму.
Схемы и диаграммы - инструменты для представления информации, анализа данных, размышления при помощи карт
  • 120px-Journay_d1.jpg
Activity diagram, BN diagram, Barsik, Binary search (diagram), DICOM (диаграмма), Diagram of Ecosystem, Diagram of Educational Theories, Diagram of competences, Diagrams, Diagrams Значения элементов… следующие результаты GenAI:>> Отвечай на все вопросы на языке Dot GraphViz. Предложи схему алгоритма для робота-геолога.
Цифровые средства - инструменты, которые помогают думать
  • 120px-Comp_Thinking.png
ABM Constructor, Artbreeder, Audionotes, ChatGPT, Connectedpapers, Craiyon, DreamAI, Face generator, GigaChat, Google Colab, Google Collab, Humata… следующие результаты GenAI:>> Сгенерируй 10 формул химических соединений для начального курса химии и объясни их значение. Создай диаграмму классов для взаимодействия доктор - пациент.
Учебные видео игры - современные чудесные истории, в которых представлены примеры управления поведением агентов

120px-Cozy_borrow.jpg

ARQuest, Ai dungeon, Algebrace, AutoThinking, Bina's Adventure, Breaking Out The Bats, Bucket and Tiles, Ceebot 4, Cell Game, Cellverse… следующие результаты GenAI:>> Собери мне учебный мир. Добавь новые объекты и новых актёров. Задай правила, управляющие поведением пород агентов.
Учебные роботы - взаимодействуют с окружающим миром, следуют командам

120px-First_logo_turtle.jpg

Arduino, Codey Rocky, Ergo Jr, Finch Robot, Hummingbird, LEGO Boost, LEGO Mindstorms EV3, LEGO WeDo, Lego Mindstorms, Lego Spike Prime… следующие результаты GenAI: Предложи задачи по курсу робототехники. Создай схемы алгоритмов для образовательных роботов.
Сетевые сообщества - собираются вокруг средств, моделей и рецептов
  • 120px-Science-community.gif
AO3, Academia.edu, Amazon Turk, CloudWorks, ClubHouse, CoMSES, CyberForum.ru, Eyewire, FaceBook, FoldIt сообщество… следующие результаты GenAI:>> Приведи 10 примеров специализированных сетевых образовательных и научных сообществ UGC со ссылками на них. Создай диаграммы взаимодействия внутри сетевых сообществ.
Руководства - рецепты - объединяют сообщества вокруг языков и инструментов 3-Dimensional Sound, 3D Patterns, 3D Wireframes, Additional Keys, Advanced Clone Usage, Advanced Platformer Physics, Advanced Platformer Tutorial, Advanced Scrolling Platformer Tutorial, AlexandraSemina, AlexandraSemina2… следующие результаты GenAI:>> Как оценить вычислительное мышление. Как встроить математические формулы в вики статьи. Как сгенерировать онтологию понятий в области искусственного интеллекта.
Многоагентные модели - позволяют выращивать данные, проверять гипотезы, имитировать управление поведением агентов
  • 120px-Piage_Vyg.png
Air Pollution - Buses and Cars, Artificial Anasazi, Basketball analytics, Bears, Big money kills, Butterfly model, Community of Practice (model), Dawkins Weasel, Elephants giraffes dragons, Fire (model)… следующие результаты GenAI:>> Приведи 10 примеров модификации модели Team Assembly NetLogo.
Кейсы использования Gen AI Алиса придумай задания для школьников, Напиши статью о понятии prompt и новой профессии учителя создателя промптов для создания учебных задач, Переформулируй текст в вопросы к учебнику, Поиск виртуальных математических лабораторий, Приведи примеры использования Graphviz на уроках химии, Приведи примеры учебных задач по математике 5 класс, Профессия учителя-создателя промптов… следующие результаты GenAI:>> Создать онтологию географической грамотности. Собери перечень информационных компетенций

Использование GenAI в образовании происходит неравномерно. Наибольший прорыв наблюдается в сфере обучения компьютерным дисциплинам. Во многом это связано с тем, что нейросеть обучали на материалах репозитория GitHub и с тем, что возможности использования искусственного интеллекта в обучении программированию исследуются достаточно давно. Среди работ последних двух лет отметим изучение способности роботов-агентов решать задачи из области информатики [5], объяснение программой ученику способа получения решений [6], создания при помощи GenAI условий для обучения вычислительному мышлению (через комиксы) [7], использование GenAI для имитации обучающего микромира, подобного известной системе генерации Boxer [8], генерация ситуаций, когда от учеников требуется умение решать задачи вместе с GenAI [9].

Особый интерес с точки зрения конструкционистского подхода к организации обучения вызывают работы, в которых осуществляется генерация текстов рассказов [10,11] и проектирование игр подобных Mario и Minecraft на основе генерации правил и объектов при помощи GenAI [12–14]. Для сравнительного анализа инструментов GenAI мы дополнили категорию цифровых инструментов (Категория:DigitalTool ) Semantic MediaWiki свойством «Поддерживается ИИ» и получили возможность выделять средства, поддерживающие генерацию контента искусственным интеллектом по запросу:

{{#ask: [[Категория:DigitalTool]] [[AI::Да]] [[Description::+]] [[Website::+]] | ?Description | ?Website }}

 DescriptionWebsite
ABM ConstructorКонструктор использования многоагентого моделирования - позволяет конструировать структуру учебных курсов из готовых блоков и включать в состав материалов многоагентные модели для экспериментов и дальнейшей модификации.http://digida.mgpu.ru/index.php?title=ABM Constructor
ArtbreederСредство генерации изображений 120px-Artbreeder_mixer.jpghttps://www.artbreeder.com/
AudionotesСредства перевода из голоса в текст и улучшения качества текста.https://audionotes.ai/en/
ChatGPTChatGPT — это прототип чат-бота с искусственным интеллектом, разработанный OpenAI и специализирующийся на диалогах. ChatGPT — большая языковая модель, отлаженная как с помощью методов обучения с учителем, так и с подкреплением. The acronym stands for Generative Pre-trained Transformer.https://chat.openai.com/chat
ConnectedpapersConnected Papers - это визуальный инструмент, помогающий исследователям и находить и изучать документы, относящиеся к их сфере деятельности. Пользователь может ввести название статьи или URL-адрес и получить график, показывающий ее контекст и релевантность. Это может помочь открыть новые направления исследований, сравнить разные подходы и следить за актуальными темами.https://www.connectedpapers.com/
CraiyonСредство для генерации изображений по заданному тексту.
  • 120px-Craiyon_cat.jpg
https://www.craiyon.com/
DreamAIСоздание изображений по описанию Трансформация готовых изображений под нужные параметры.https://dream.ai/create
Face generatorСоздание лиц несуществующих людей.
101px-Does-not-exist.png
https://this-person-does-not-exist.com/en
Google ColabGoogle Colab — сервис, созданный Google, который предоставляет возможность работать с кодом на языке Python через Jupyter Notebook, не устанавливая на свой компьютер дополнительных программ.https://colab.research.google.com/
Google CollabGoogle Colaboratory — среда, чтобы писать код аналогично jupyter notebook.https://colab.research.google.com/
HumataПоддержка в написании текстов статей 60 страниц. Помощник берет готовый pdf документ и позволяет с ним работать, улучшать, дополнять, находить заимствованияhttps://www.humata.ai/
Hypotenuse AIПревращает несколько ключевых слов в оригинальные, проницательные статьи, описания продуктов и копию социальных сетей с помощью копирайтинга ИИ - всего за несколько минут.https://hypotenuse.ai/
JupyterJupyter — интерактивный блокнот, ориентированным на работу со множеством сред выполнения Python, но и R, Julia, Scala и ряда других.https://jupyter.org/about
Kandinsky 2.1Генеративная модель, создающая изображения по описанию.
  • 114px-Ru_dalle3.png
https://rudalle.ru/
LangChainLangChain – это инструмент, основанный на нейросетевых моделях, который способен анализировать естественный язык и автоматически формировать структурированные SQL-запросы. – это мощная платформа, помогающая разработчикам создавать комплексные приложения. используя языковые модели. Он предлагает набор инструментов, компонентов и интерфейсов, которые упрощают процесс создания приложений на основе больших языковых моделей (LLM) и моделей чата. LangChain позволяет легко управлять взаимодействием с языковыми моделями, объединять несколько компонентов и интегрировать дополнительные ресурсы, такие как API и базы данных.https://js.langchain.com/docs/
LogseqLogseq - это локальный структурный редактор (аутлайнер) с открытым исходным кодом, который работает с использованием локальных текстовых файлов Markdown и Org-mode. Подходит для базы знаний, организации мыслей, ведения списка дел. Распространёнными назначениями в использовании таких программ могут быть организация идей, задач, многоуровневые чек-листы и управление проектами.https://logseq.com/
Mc tutor botТелеграм-бот МГПУ, использующий возможности генеративного ИИ. 84px-Mcu_bot.pnghttps://t.me/mcu tutor bot
Merlin ChatGPT AppMerlin — это приложение ChatGPT для Chrome, позволяющее получить бесплатный доступ к чату GPT 4, обобщателю блогов и YouTube, автору ИИ для Gmail, Twitter и LinkedIn.
120px-Freir_papert_merlin_tranl.jpg
https://chrome.google.com/webstore/detail/chatgpt-app-for-chrome-me/camppjleccjaphfdbohjdohecfnoikec
MidjourneyMidjourney — программное обеспечение, создающее изображения по текстовым описаниямhttps://discord.com/invite/midjourney
NotionNotion — приложение для ведения, планирования рабочих и личных дел. Оно одно может заменить сразу несколько популярных инструментов, в том числе Evernote, Trello и Google Docs.https://www.notion.so/
OpenAI CodexOpenAI Codex — это модель искусственного интеллекта, разработанная OpenAI. Он анализирует естественный язык и генерирует код в ответ. Codex разработан на основе GPT-3, известной модели естественного языка от OpenAI. Инструмент обучен на миллиардах строк кода, а также письменного текста — именно это позволяет ему переводить человеческий язык в компьютерный.https://platform.openai.com/docs/guides/code
OraИнструмент для создания собственных ботов на основе chatGPT
  • 120px-Ora_AI.jpg
https://ora.ai/
PaperBrainСобирает статьи по тематике и помогает их читать - можно задавать вопросы по статье.https://www.paperbrain.study/
PapercupПеревод исходного видео на любой (30*) язык + профессиональная ИИ озвучка различными голосами.https://www.papercup.com/
PerplexityAIPerplexity — чат-бот с искусственным интеллектом для поиска информации и генерации текста. Perplexity использует информацию из современного интернета, а не образца 2021 года. Страница с ответом состоит из трёх блоков: сам ответ, источники информации, «вопросы по теме» и поле для дополнительных запросов.
  • 120px-Perplexity01.jpg
  • https://www.perplexity.ai/
    PoeПриложение с искусственным интеллектом Poe позволяет создавать собственных чат-ботов с помощью подсказок. Пользователь может переключаться между Sage, ChatGPT, GPT‑4, Claude Instant и Claude+. Платформа доступна через браузер.
  • 120px-Poe_python.jpg
  • https://poe.com/
    Roam researchХранение и организация заметок в виде огромного списка с перекрёстными ссылками. интеграция с ChatGPT позволяет делегировать задачи внутри - переформулируй текст, запиши краткое содержание статьи по ссылкеhttps://roamresearch.com/
    RytrНаписать статью в блог, рекламное сообщение, электронное письмо и много всего другого. Бесплатный план позволяет писать тексты длинной до 5000 в символов в месяц.https://rytr.me/
    Spin Rewriter 13Spin Rewriter - это одно из самых продвинутых средств рерайтинга. Это также один из лучших инструментов для создания статей с алгоритмом обработки естественного языка, который позволяет создавать высококачественные тексты, удобочитаемые и не содержащие плагиата.https://www.spinrewriter.com/free/june-sale
    TutorAIПользователь задаёт тему и система показывает учебные материалы по этой теме, разбитые на учебные модули.https://www.tutorai.me/
    YandexGPTНейросеть Яндекса, доступна через голосовой помощник Алису и в окне браузера
  • 116px-YandexGPT_logo.jpg
  • https://ya.ru/
    ИринаШкуратова Ирина Васильевна
    ChatGPT — это прототип чат-бота с искусственным интеллектом, разработанный OpenAI и специализирующийся на диалогах. ChatGPT — большая языковая модель, отлаженная как с помощью методов обучения с учителем, так и с подкреплением. The acronym stands for Generative Pre-trained Transformer.
    https://chat.openai.com/chat


    Этот запрос на площадке возвращает перечень всех страниц, связанных с генерацией контента. Кейсы использования GenAI удобнее всего изучать и сравнивать на площадке в категории Категория:GenAIcase где есть все данные о каждом кейсе и приведены тексты, коды и изображения. В рамках данной статьи наибольший интерес представляют примеры, когда генеративный интеллект помогает ученику создавать новые продукты деятельности, переводя с одного способа представления информации на другие. При подборе таких примеров мы использовали в качестве теоретической рамки положение о творческом переводе Юрия Лотмана, сформулированное им в рамках концепции семиосферы – «любое устройство, претендующее на качество интеллектуальности, должно обладать таким механизмом генерации текстов, который в определенном звене не давал бы однозначной предопределенности в развёртывании» [15].

    Примеры

    Несколько примеров из категории кейсов использования возможностей генеративного искусственного интеллекта для поддержки самостоятельной творческой деятельности школьников приведены ниже:


    Пример 1 Приведи (примеры решения задачи на данном языке)

    Приведи пример решения задачи на данном языке. Переведи с одного языка на другой. Проверь, улучши и прокомментируй мой код. Создай помощника для создания программ на языках блочного программирования.

    Talk to me like an expert in block-based educational languages. Generate code example in Scratch language 3.0
    How to use clones in Snap!

    Here is an example of how to use clones in Snap!:

    when @greenFlag clicked	::control
    make [ ]  clones of [myself v]  
    wait [ ] secs  
    end 
    repeat  
       move [ ]  steps
       if on edge, bounce  
    end  
    delete this clone
    

    Пример 2 (схемы алгоритмов для образовательных роботов)

    Создай схемы алгоритмов для образовательных роботов. Отвечай на все вопросы на языке Dot GraphViz. Предложи схему алгоритма для робота-геолога.

    Предложи схему алгоритма для робота-геолога. Представь эту схему на языке graphviz


    Пример 3 (схемы формул химических соединений)

    Сгенерируй 10 формул химических соединений для начального курса химии и объясни их значение. Создай диаграмму кристаллической структуры алмаза, используя языке Dot GraphViz

    Визуализация молекул: с помощью Graphviz можно создавать диаграммы, которые показывают структуру молекул. Для этого можно использовать язык DOT, который позволяет задавать связи между атомами и их координаты в трехмерном пространстве. Например, можно создать диаграмму молекулы воды следующим образом:

    Визуализация кристаллических структур: с помощью Graphviz можно создавать диаграммы, которые показывают кристаллические структуры материалов. Для этого можно использовать язык DOT, который позволяет задавать координаты атомов в кристаллической решетке. Например, можно создать диаграмму кристаллической структуры алмаза следующим образом:

    Пример 4 (иллюстрации к волшебному миру)

    Создай иллюстрации к волшебному миру, в котором есть летающие драконы. Slnova dragons AI.jpg

    Добавь жилища, в которых обитают жители этих мест.

    Cozy borrow.jpg

    Добавь к жилищам обитателей, учитывая, что они варят эль. Задай правила, управляющие поведением пород агентов.

    Cozy people.jpg


    Пример 5 (модификации модели Team Assembly)

    Приведи 10 примеров модификации модели Team Assembly на языке NetLogo. Предложи варианты реализации этой модели в средах блочного программирования Snap! и StarLogo Nova


    Подробнее в категории кейсов использования GenAI

    Заключение

    Системы генеративного искусственного интеллекта рассматриваются в нашей работе как дружественные ученику средства, позволяющие ему экспериментировать и генерировать различные формы и варианты контента в зависимости от тех параметров, которые он выбирает. Эта деятельность ученика во многом напоминает учебные эксперименты с многоагентными моделями, где ученику даётся возможность выращивать различные физические, химические, биологические и социальные феномены, подбирая параметры, управляющие поведением агентов. Во всех перечисленных случаях у ученика формируется продуктивная субъектность как способность разговаривать с программными агентами, контролировать и направлять их деятельность из позиции собственной продуктивной субъектности, когда он нацелен на создание продукта собственной деятельности, а не на выполнение выполнение задач, которые для него генерирует искусственный интеллект.


    Список литературы

    1. Патаракин Е.Д. Игровое поле вычислительной дидактики // Современная “цифровая” дидактика. Москва: Общество с ограниченной ответственностью “ГринПринт,” 2022. P. 35–70.
    2. Белолуцкая Анастасия К., Вачкова Светлана Н., Патаракин Евгений Д. Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик // Образование И Саморазвитие. 2023. Vol. 18, № 2. P. 37–55.
    3. Repenning A., Basawapatna A.R., Escherle N.A. Principles of Computational Thinking Tools // Emerging Research, Practice, and Policy on Computational Thinking / ed. Rich P.J., Hodges C.B. Cham: Springer International Publishing, 2017. P. 291–305.
    4. Minsky M., Papert S.A. Perceptrons: An Introduction to Computational Geometry. MIT Press, 2017. 317 p.
    5. Finnie-Ansley J. et al. The Robots Are Coming: Exploring the Implications of OpenAI Codex on Introductory Programming // Proceedings of the 24th Australasian Computing Education Conference. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2022. P. 10–19.
    6. Kim C. et al. Learn, Generate, Rank, Explain: A Case Study of Visual Explanation by Generative Machine Learning // ACM Trans. Interact. Intell. Syst. 2021. Vol. 11, № 3–4. P. 23:1-23:34.
    7. Suh S., An P. Leveraging Generative Conversational AI to Develop a Creative Learning Environment for Computational Thinking // 27th International Conference on Intelligent User Interfaces. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2022. P. 73–76.
    8. Lewis C. Automatic Programming and Education // Companion Proceedings of the 6th International Conference on the Art, Science, and Engineering of Programming. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2022. P. 70–80.
    9. Jonsson M., Tholander J. Cracking the code: Co-coding with AI in creative programming education // Creativity and Cognition. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2022. P. 5–14.
    10. Wang Y. et al. Open-world Story Generation with Structured Knowledge Enhancement: A Comprehensive Survey: arXiv:2212.04634. arXiv, 2023.
    11. Trichopoulos G., Alexandridis G., Caridakis G. A Survey on Computational and Emergent Digital Storytelling // Heritage. 2023. Vol. 6, № 2. P. 1227–1263.
    12. Sudhakaran S. et al. MarioGPT: Open-Ended Text2Level Generation through Large Language Models: arXiv:2302.05981. arXiv, 2023.
    13. González-Duque M. et al. Mario Plays on a Manifold: Generating Functional Content in Latent Space through Differential Geometry // 2022 IEEE Conference on Games (CoG). IEEE, 2022. P. 385–392.
    14. Salge C. et al. Generative Design in Minecraft: Chronicle Challenge: arXiv:1905.05888. arXiv, 2019.
    15. Лотман Ю.М. Семиосфера : культура и взрыв, внутри мыслящих миров, статьи, исследования, заметки. Искусство-СПБ, 2001. 712 p.