Заглавная страница: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показана 231 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
__NOTOC__
__NOTOC__
; Темы недели
: '''[[Учебное взаимодействие с искусственным интеллектом]]''' - Москва, 23.12.2025
: [[Сетевые сообщества (социо-технические и социо-семантические сети)]] - Москва, 14.10.2025
: [[Систематизация образовательных практик взаимодействия людей и генеративных ИИ-агентов]] - Красноярск, 23.09.2025


<table noborder cellpadding=5 cellspacing=3>
== Учебные курсы осень 2025 ==
<tr>
* '''[[Тенденции развития международного образования 2025|Тенденции развития международного образования]]''' для '''[[:Категория:СЦТО-241м|СЦТО-241м]]'''
* '''[[Информационно-коммуникативные технологии в научной деятельности (syllabus) 2025|Информационно-коммуникативные технологии в научной деятельности]]''' для [[:Категория:ППРК-241|ППРК-241]]
* '''[[Технологии и инструменты цифрового образования (syllabus) 2025| Технологии и инструменты цифрового образования]]''' [[:Категория:ППРК-241|ППРК-241]]
* '''[[Методы информационного анализа текста (syllabus) 2025|Методы информационного анализа текста]]''' [[:Категория:ППРК-241|ППРК-241]]


<td>
* '''[[Социально-экономическая статистика и эконометрика (syllabus)|Социально-экономическая статистика и эконометрика]]''' - '''[[:Категория:АБП-231|АБП-231]]'''
<btn class="btn-primary">
Игры
* {{#ask:[[Category:DEG]] | limit = 20}}
</btn>
</td>
<td>
<btn class="btn-primary">
Языки
* {{#ask:[[Category:Язык программирования]] | limit = 20}}
</btn>
</td>
<td>
<btn class="btn-primary">
Понятия
* {{#ask:[[Category:Понятие]] | limit = 20}}
</btn>
</td>


<td>
* '''[[Информационные системы (Syllabus) 2025|Информационные системы]]'''  '''[[:Категория:ИНФ-241|ИНФ-241]]'''
<btn class="btn-primary">
* [[Основы компьютерного моделирования (Syllabus) 2025|Основы компьютерного моделирования]] '''[[:Категория:ИНФА-241|ИНФА-241]]'''
Сообщества
* '''[[Методы анализа больших данных (Syllabus) 2025|Методы анализа больших данных]]''' '''[[:Категория:ИНФА-221|ИНФА-221]]'''
* {{#ask:[[Категория:Сообщество]] | limit = 20}}
* [[Облачные технологии (Syllabus) 2025|Облачные технологии]] '''[[:Категория:УСИВО-251|УСИВО-251]]'''
</btn>
</td>


<td>
== Учебные курсы  осень 2024 - весна 2025 ==
<btn class="btn-primary">
* '''Как работает [[ABM Constructor|конструктор использования многоагентого моделирования]]''' на примере подготовки курса [[Многоагентное моделирование в изучении группового поведения (Syllabus)|Многоагентное моделирование в изучении группового поведения]]
Паттерны
*  [[Программирование (математики и физики)|Программирование]] для  [[:Категория:МФ-211|МФ-211]] и [[:Категория:МФ-201|МФ-201]]
* {{#ask:[[Категория:HowTo]] | limit = 14}}
*  '''[[Информационные системы (Syllabus)|Информационные системы]]''' и '''[[Основы компьютерного моделирования (Syllabus)|Компьютерное моделирование]]''' для '''[[:Категория:ИНДОР-231|ИНДОР-231]]'''
</btn>
* '''[[Анализ_и_интерпретация_данных_(syllabus)|Анализ и интерпретация данных в образовании]]'''  для '''[[:Категория:УСО-241]]''' 
</td>
* [[Разработка мобильных приложений (syllabus)|Разработка мобильных приложений]] для [[:Категория:АДЭУ-221|АДЭУ-221]] и [[:Категория:АДЭУ-211|АДЭУ-211]] (архив)
* '''[[Построение сетевых сообществ]]''' - Программа учебного курса для '''[[:Category:Ioe_2025|Ioe_2025]]''' и [[:Category:Ioe_2024|Ioe_2024]]
**  '''[[Сетевые образовательные сообщества: анализ больших данных]]''' - краткое содержание курса в виде мастер-класса
* [[Программирование на языках высокого уровня]]  - Программа учебного курса для [[:Категория:ИВО-231м|ИВО-231м]]
*  [[Cloud technologies (syllabus)|Облачные технологии]]  - Программа учебного курса для [[:Категория:ИВО-231м|ИВО-231м]]
* '''[[Визуализация данных в образовании (Syllabus)|Визуализация данных в образовании]]''' для '''[[:Категория:УСО-231м|УСО-231м]]'''
*  '''[[Программирование на языках высокого уровня|Программирование на языках высокого уровня]]''' для '''[[:Категория:ИВО-241м|ИВО-241м]]'''


<td>
== Cовместная работа со знаниями в образовании ==
<btn class="btn-primary">
Поле цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы по формированию вычислительного мышления. Здесь можно читать и использовать статьи из следующих категорий:
Руководства
* [[:Категория:Competence|компетенции]] ({{#ask: [[Категория:Competence]] | format = count }});
* {{#ask:[[Category:Scripting Tutorials]] | limit = 15}}
* '''[[:Категория:Понятие|понятия]]'''  ( {{#ask: [[Категория:Понятие]] | format = count }})  [[Генеративный искусственный интеллект]], [[Активное эссе]] и др. ;
</btn>
* [[:Category:Book|книги]]  ({{#ask: [[Category:Book]] | format = count}});
</td>
*  '''[[:Категория:Model|модели]]'''  ( {{#ask: [[Category:Model]] | format = count }} );
* '''[[:Категория:Язык программирования|языки программирования]]''' ({{#ask: [[Категория:Язык программирования]]  | format = count }}) [[Lisp]], [[Scheme]], [[Scratch]], [[Snap!]] и др.;
* '''[[:Category:Dataset|датасеты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Dataset]] | format = count }}) [[ChatbotACM (dataset)]], [[Collaborative knowledge ACM (dataset)|Совместная работа со знаниями]], [[GoogleSchool 02(dataset)|Log файл школы]];
* '''[[:Category:Diagrams|схемы и диаграммы]]'''  ( {{#ask: [[Category:Diagrams]] | format = count }}) [[Taxonomic sandbox]], [[Языки (диаграмма класса)]];
* '''[[:Category:Dataset|датасеты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Dataset]] | format = count }}) [[ChatbotACM (dataset)]], [[Collaborative knowledge ACM (dataset)|Совместная работа со знаниями]], [[GoogleSchool 02(dataset)|Log файл школы]];
* '''[[:Категория:DigitalTool|цифровые средства]]'''  ( {{#ask: [[Категория:DigitalTool]] | format = count }});
* образовательные '''[[:Категория:DEG|видео игры]]''' ({{#ask: [[Категория:DEG]]  | format = count }});
* [[:Категория:Robots|роботы]]  ( {{#ask: [[Категория:Robots]] | format = count }});
* [[:Категория:Сообщество|сетевые сообщества]] ({{#ask: [[Категория:Сообщество]] | format = count}});
* [[:Категория:HowTo|паттерны]] ({{#ask: [[Категория:HowTo]] | format = count }});
* [[:Category:Person|писатели]]  ({{#ask: [[Category:Person]] | format = count}});
* '''[[:Category:Scripting Tutorials|руководства - рецепты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Scripting Tutorials]] | format = count }});
* [[:Category:Событие|события]]  ( {{#ask: [[Category:Событие]] | format = count }})
* [[Служебная:Список_участников|участники]] из [[:Category:UserMGPU|МГПУ]], [[:Category:UserHSE|ВШЭ]], [[:Category:СамГМУ|Самарского ГМУ]].


</tr>
'''[[Data in Education Seminar|Семинары о данных в образовании]]'''
</table>


----
== Возможности поля ==
На этом поле мы думаем не отдельными статьями, но классами или породами статей. Т.е. сначала придумываем и договариваемся о том, какими свойствами будет обладать статья определённой породы, а потом заполняем [[Служебная:Properties|свойства]] по шаблону. Такой подход выглядит формальным, но позволяет собирать и представлять данные о классах. Например,


Поле цифровой дидактики или вики цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы про формирование вычислительного мышления. Поэтому здесь можно читать и использовать статьи из следующих категорий:
=== Данные о географическом положении объектов ===
# [[:Категория:Язык программирования|языки программирования]] ({{#ask: [[Категория:Язык программирования]]  | format = count }} статей). Новые статьи создаются при помощи [[Форма:Добавить язык программирования|Формы для добавления языка]]
Если статей из категории [[:Category:Cultural place|Объект культуры]] указано свойство координаты типа географические координаты, то мы можем собрать все или некоторые страницы из этой категории на карте:
# образовательные [[:Категория:DEG|видео игры]] ({{#ask: [[Категория:DEG]]  | format = count }} статей), [[Форма:DEG|Формы для добавления видео игры ]]
# [[:Категория:Robots|роботы]]  ( {{#ask: [[Категория:Robots]] | format = count }} статей),
# [[:Категория:Понятие|понятия вычислительного мышления]]  ( {{#ask: [[Категория:Понятие]] | format = count }} статей),
# [[:Категория:Сообщество|сетевые сообщества]]  ({{#ask: [[Категория:Сообщество]] | format = count }} статей),
# [[:Категория:HowTo|паттерны]], которые учат агентов прыгать, прятаться, рождать и умирать ( {{#ask: [[Категория:HowTo]] | format = count }} статей),
# [[:Категория:Competence|компетенции]] ( {{#ask: [[Категория:Competence]] | format = count }} статей), 
# [[:Category:Scripting Tutorials|руководства]] ( {{#ask: [[Category:Scripting Tutorials]] | format = count }} статей).


Мы надеемся, что поле будет расширяться и на нём будут появляться новые области, такие как вычислительная экология, история, география, литература.
{{#ask:
[[Category:Cultural place]]
|?Coordinate
|format=map
|height=300
|width=500
}}
 
=== Данные о времени создания объектов ===
 
Если для статей из категории язык программирования или видео игра или человек указано свойство "год создания", то мы можем представить объекты этой категории на ленте времени и получить справочник, который мы можем листать
 
 
{{#ask:
[[Category:Язык программирования]] OR [[Category:DEG]] OR [[Category:Person]]
[[launch year::+]]
|format=moderntimeline
|?launch year
  |? Ancestors
  |?Descendants
}}


При этом The medium is the message - и сама среда и возможности, которые она открывает перед соавторами, значат больше чем тот цифровой контент, который мы здесь собран. Подробное описание возможностей дано на странице [[Поле цифровой дидактики:Описание|Описание]]. Здесь есть обычные и чудесные возможности вики + возможности [[Semantic MediaWiki]], благодаря которым можно экспериментировать с построением информационных онтологий, встраивать в страницы формы и запросы, строить ленты времени, географические карты, визуализировать внутренние и внешние данные. Например,
===  Данные о предметной области ===
{{#ask:[[Category:Язык программирования]] [[Dimension::+]]
Если для статей из категории [[:Category:Понятие|понятие]] указана предметная область, то мы можем представить распределение всех опубликованных на экспериментальной площадке понятий по свойству "предметная область".
|?Dimension
{{#ask:[[Категория:Понятие]] [[Field_of_knowledge::+]]
|?Field_of_knowledge
|mainlabel=-
|mainlabel=-
|format=jqplotchart
|format=jqplotchart
|charttype=bar
|charttype=bar
|charttitle= Dimension
|charttitle= Предметная область
|distribution=yes
|distribution=yes
|width=80%
|width=80%
|datalabels=percent
|datalabels=value
}}
}}


Различные языки поля позволяют показывать и обсуждать фрагменты программ на множестве языков. Например, обсудить пример <br clear=all />
=== Формулы, визуальный код и выполняемые проекты ===  
<syntaxhighlight lang="python" inline>lambda x: x * 2</syntaxhighlight> is a [[w:Lambda (programming)|lambda expression]] на [[Python]]
* [[Как вставлять химические формулы в тексты вики статей]]
<chem>Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$</chem>


Возможность визуально представлять блоки визуального программирования языка [[Scratch]]. Возможность запускается внутри '''sb'''  для одной строчки кода <br />
Мы можем включать примеры кода. Например, обсудить как устроено [[лямбда-исчисление]] <syntaxhighlight lang="python" inline>lambda x: x * 2</syntaxhighlight> на [[Python]] или понятие [[Объект первого класса]] на  [[Nim]]. Встраивать фрагменты визуального кода для [[Scratch]] и [[Snap!]] строчками текста, которые преобразуются на лету: <sb version="2.0">(((x::variables) + (3)) input names: (x::variables) @delInput @addInput :: grey ring)</sb> Можем добавлять сами проекты. Например, при обсуждении [[клон]]ов добавить в статью и код создания клонов и пример такого проекта [[Scratch]], где бабочка клонирует себя и потом её клоны надевают различные костюмы  <br clear=all />
Например, set x to () <sb>set x to ()</sb>


Возможность встраивать в страницы проекты, написанные на языке [[Snap!]]
<scratch project="211029567 />


Возможности языков построения диаграмм - UML, [[mermaid]], [[graphviz]] - позволяют обсуждать различные модели и представлять состав категорий внутри отдельных категорий.
а потом показать как сходный проект может быть реализован в [[Snap!]], когда муравей клонирует себя и клоны начинают реагировать на феромоны, в [[StarLogo Nova]] или в [[NetLogo]]<br clear=all />


{{#mermaid:classDiagram
Дальнейшее развитие может пойти в сторону создания и использования различных моделей и симуляций для экологического и биологического образования. А с другой стороны это отличное поле для обсуждения проектов, связанных с агентами, играми, мобильными приложениями и роботами. Отдельный возможный класс объектов внутри экспериментальной площадки, где на страницах черепахи и драконы встречаются с роботами или симуляторами Роббо и параллельно идёт обсуждение того, какие навыки и умения осваивает ученик, который эти встречи организует. Отдельная прелесть заключается в том, что к страницам вики, черепахам и роботам мы обращаемся на одном и том же языке ask - страницы или черепахи со свойствами - делайте то, что я вам говорю.
  direction RL
 
Страница <|-- Игра
 
    Страница : + List вики-редакторы
И в этот же раздел совместного создания, копирования и редактирования кода попадают тексты UML диаграмм, которые мы можем использовать и для дизайна учебной деятельности (сценарии уроков), и для разработки мобильных приложений, и для представления концепций образования.
    Страница: +естьКатегория()
 
    Страница: +естьСвойство()
* [[Как вставлять химические формулы в тексты вики статей]]
    class Игра{
<chem>Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$</chem>
        +String Область знаний
        +String Жанр
        +String Теоретическая рамка
        +String Аффективные цели
        +int возраст освоения
        +List Формируемые компетенции
        +bool Русский интерфейс
        +bool Справочная информация
        +bool Инструменты содействия
        +date Год запуска
        +String Сообщество игроков
        +List предки
        +List потомки
        +bool Сетевое использование
    }
   
}}

Текущая версия от 16:50, 23 декабря 2025

Темы недели
Учебное взаимодействие с искусственным интеллектом - Москва, 23.12.2025
Сетевые сообщества (социо-технические и социо-семантические сети) - Москва, 14.10.2025
Систематизация образовательных практик взаимодействия людей и генеративных ИИ-агентов - Красноярск, 23.09.2025

Учебные курсы осень 2025

Учебные курсы осень 2024 - весна 2025

Cовместная работа со знаниями в образовании

Поле цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы по формированию вычислительного мышления. Здесь можно читать и использовать статьи из следующих категорий:

Семинары о данных в образовании

Возможности поля

На этом поле мы думаем не отдельными статьями, но классами или породами статей. Т.е. сначала придумываем и договариваемся о том, какими свойствами будет обладать статья определённой породы, а потом заполняем свойства по шаблону. Такой подход выглядит формальным, но позволяет собирать и представлять данные о классах. Например,

Данные о географическом положении объектов

Если статей из категории Объект культуры указано свойство координаты типа географические координаты, то мы можем собрать все или некоторые страницы из этой категории на карте:

Идёт загрузка карты…

Данные о времени создания объектов

Если для статей из категории язык программирования или видео игра или человек указано свойство "год создания", то мы можем представить объекты этой категории на ленте времени и получить справочник, который мы можем листать


Данные о предметной области

Если для статей из категории понятие указана предметная область, то мы можем представить распределение всех опубликованных на экспериментальной площадке понятий по свойству "предметная область".

Формулы, визуальный код и выполняемые проекты

[math]\ce{ Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$ }[/math]

Мы можем включать примеры кода. Например, обсудить как устроено лямбда-исчисление lambda x: x * 2 на Python или понятие Объект первого класса на Nim. Встраивать фрагменты визуального кода для Scratch и Snap! строчками текста, которые преобразуются на лету: (((x::variables) + (3)) input names: (x::variables) @delInput @addInput :: grey ring) Можем добавлять сами проекты. Например, при обсуждении клонов добавить в статью и код создания клонов и пример такого проекта Scratch, где бабочка клонирует себя и потом её клоны надевают различные костюмы

а потом показать как сходный проект может быть реализован в Snap!, когда муравей клонирует себя и клоны начинают реагировать на феромоны, в StarLogo Nova или в NetLogo

Дальнейшее развитие может пойти в сторону создания и использования различных моделей и симуляций для экологического и биологического образования. А с другой стороны это отличное поле для обсуждения проектов, связанных с агентами, играми, мобильными приложениями и роботами. Отдельный возможный класс объектов внутри экспериментальной площадки, где на страницах черепахи и драконы встречаются с роботами или симуляторами Роббо и параллельно идёт обсуждение того, какие навыки и умения осваивает ученик, который эти встречи организует. Отдельная прелесть заключается в том, что к страницам вики, черепахам и роботам мы обращаемся на одном и том же языке ask - страницы или черепахи со свойствами - делайте то, что я вам говорю.


И в этот же раздел совместного создания, копирования и редактирования кода попадают тексты UML диаграмм, которые мы можем использовать и для дизайна учебной деятельности (сценарии уроков), и для разработки мобильных приложений, и для представления концепций образования.

[math]\ce{ Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$ }[/math]