Систематизация образовательных практик взаимодействия людей и генеративных ИИ-агентов
| Описание события | Доклад "Систематизация образовательных практик взаимодействия людей и генеративных ИИ-агентов посредством различных способов представления и моделирования совместной деятельности"
|
|---|---|
| Тип события | Доклад |
| Начало | 2025-09-22T16:15:44.000Z |
| Окончание | 2025-09-22T16:30:44.000Z |
| color | orange |
| Адрес события | |
| Видео запись события | |
| Среды и средства, которые использовались в рамках события | NetLogo |
| Формируемые в рамках события компетенции | |
| Область знаний | Педагогика, Моделирование |
| Местоположение | 55° 59' 42.48" N, 92° 48' 6.10" E |
| Формат реализации | Гибрид |
| Карта |
Введение
Определение нового исследовательского поля – уточнить, каким образом мы мыслим о человеко-машинных командах и как описываем их когнитивный потенциал. Сегодня под человеко-машинными командами понимаются формы взаимодействия, в которых люди и искусственные агенты работают как взаимодополняющие партнёры: одни вносят контекст, опыт и ценностные ориентиры, другие – вычислительные возможности, вариативность решений и скорость обработки информации. Такие команды можно описывать в терминах гибридных сообществ, где совместная деятельность строится на балансе человеческой интуиции и машинной аналитики. В более общем виде это проявляется в концепции супермозга, то есть систем, интеллект которых превосходит сумму компонентов благодаря правильной организации коммуникации и распределения задач.
| Description | |
|---|---|
| Человеко-машинная команда | Человеко-машинная команда — это система совместной деятельности, в которой люди и машины (в том числе искусственный интеллект и робототехнические устройства) выступают партнёрами в решении задач, активно координируют свои действия и разделяют ответственность за результаты. В такой команде машина не просто инструмент, а агент, способный извлекать знания, учиться на опыте, формировать и проверять гипотезы, а также принимать решения вместе с человеком. |
- Социальный объект + object to think with (Sherry Turkle)
мыслители, которые уже раньше показывали пути к интеграции человека и технологий. Валентин Турчин говорил о метакогнитивном переходе к суперорганизму и супермозгу, где развитие общества связано с усилением способов коллективного мышления.
| Description | |
|---|---|
| Principia Cybernetica Web | Сообщество исследователей, объединенных идеей метаперехода на уровень суперорганизма, в котором люди объединены телекоммуникационными связями и цифровыми объектами |
| Турчин | Валентин Фёдорович Турчин - физик и кибернетик, создатель языка Рефал и новых направлений в программировании и информатике |
| Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции | В книге изложена концепция метасистемного перехода и с ее позиций прослеживает эволюцию мира от простейших одноклеточных организмов до возникновения мышления, развития науки и культуры. |
Мы должны не только находить новые определения, но и опираться на уже имеющиеся инструменты и наследие тех исследователей, которые раньше учили нас правильно описывать, что значит мыслить вместе – неважно, внутри человеческого коллектива или в партнерстве с машинами. Это позволяет соединять мощь новых технологий с глубокой культурой педагогики и философии науки, создавая язык, на котором можно будет говорить о будущих формах совместного интеллекта.
- Fiore, S. M., & Wiltshire, T. J. (2016). Technology as Teammate. Frontiers in Psychology.
- Wang, D., Weisz, J. D., et al. (2019). Human-AI Collaboration in Data Science.
- Malone, T. W. (2020). How Can Human-Computer “Superminds” Develop Business Strategies? Springer.
Репертуарные решетки
Метод, основанный на теории персональных конструктов Дж. Келли позволяет участникам выстраивать и систематизировать признаки, по которым они оценивают и различают взаимодействия с ИИ-агентами. Шоу и Гейнc (Mildred L. G. Shaw, Brian R. Gaines) развили метод репертуарных решёток в образовательных и научно-исследовательских контекстах, главным образом через создание серии программных инструментов RepGrid и WebGrid. Интерактивные веб-версии (WebGrid V) и десктопные приложения (RepGrid Plus) дают преподавателям возможность быстро развернуть анкеты для студентов, собрать данные и визуализировать когнитивные карты классов или групп.
- Patarakin, E. D., & Travina, L. L. (1996). Knowledge acquisition and Manipulation with the constructs on the Psychological Web-site. The Second International Conference on Distance Education in Russia, 2–5.
- Travina, L. L., & Patarakin, E. D. (1997). Kelly’s RG Test in Logo Media—Play with Results. В P. A. M. Kommers, A. Dovgiallo, V. Petrushin, & P. Brusilovsky (Ed.), New media and telematic technologies for education in eastern European countries (pp. 335–339).
Эксперимент 1
В первом эксперименте участникам (студентам вузов) были предложены средства, которые они чаще всего используют при написании курсовых и выпускных квалификационных работ:
- ChatGPT
- ConsultantPlus,
- Cyberleninka
- ELibrary.Ru
- Google Scholar
- ResearchGate
- Wikipedia
- Yandex.GPT
Эти ресурсы использовались как элементы репертуарной решетки. Совместно с участниками обсуждались достоинства и недостатки каждого из ресурсов. В ходе обсуждения были предложены следующие полярные конструкты:
- «Недостоверность» <--> «Достоверность»
- «Популярность» <--> «Научность»
- «Сложность» <--> «Удобство»
- «Ограниченность» <--> «Объем информации»,
- «Статичность»<--> «Диалог»
- «Медленно» <--> «Быстро»
- «Платно» <--> «Бесплатно»
- «Устаревание» <--> «Актуальность»
В результате студенты получили решетки размером 8×8 (элементы × конструкты), где каждое средство ранжировалось по каждому конструкту на индивидуальных и командных решетках. Это позволило участникам увидеть общие и различающиеся представления о том, как они воспринимают различные инструменты, и способствовало выработке общей онтологии поля командной деятельности — общего языка для обсуждения преимуществ и недостатков разных ресурсов.
Эксперимент 2
В рамках второго эксперимента в качестве исходных элементов решетки были взяты наиболее известные и доступные для студентов университетов языковые модели
Аналогично первому эксперименты, в ходе групповой дискуссии были выработаны релевантные полярные конструкты:
- «Медлительность» <--> «Быстрый отклик»
- «Непрозрачность работы» <--> «Прозрачность работы»
- «Не вызывает доверия» <--> «Вызывает доверие»
- «Шаблонность» <--> «Креативность»
- «Потеря контекста» <--> «Понимание контекста»
- «Специализированность»<--> «Универсальность»
- «Закрытость» <--> «Открытость»
- «Просто выдаёт ответ» <--> «Показывает путь к результату»
Студенты ранжировали каждую языковую модель по этим характеристикам, формируя индивидуальные и коллективные решетки. Это позволило выявить коллективные ожидания и сомнения относительно ИИ-инструментов для совместной работы в образовательных командах, а также выявить различия в восприятии современных языковых моделей. С полученными решётками можно продолжать эксперименты, использую инструмент WebGridPlus.
| Description | |
|---|---|
| WebGrid | WebGrid - это система представления концепций, которая помогает выявлять и анализировать ментальные модели отдельных людей, группы или сообщества в определённых областях знаний. В основании инструмента лежит теория персональных конструктов Джорджа Келли |
Веерная матрица
| Description | |
|---|---|
| Веерная матрица | Веерная матрица — таблицы, используемые в методологии, семиотике, теории классификаций для описания таксономий и онтологий. В веерных матрицах по горизонтали стоят понятия (например, неживое, живое, обладающее психикой), по вертикали — соответствующие прилагательные соответственно — физический, химический, психологический), а на пересечении оказываются получившиеся из пары существительное-прилагательное понятия (биофизика — физический подход к живому). Метод строится на двух взаимно-ортогональных осях, каждая из которых содержит градуированное множество однородных категорий. Пересечение строк и столбцов порождает ячейки, где фиксируются существующие или потенциальные понятия; главная диагональ отображает «чистые» сочетания, а вне-диагональные клетки выявляют гибридные поля и прогностические лакуны. Согласно методологии Чебанова, особую ценность представляют ячейки матрицы, которые расположены вне главной диагонали и указывают на потенциальные области развития. |
| Типы агентов / Виды работ | Отдельный человек | Команды людей | Системы ИИ | Гибридные команды |
|---|---|---|---|---|
| Индивидуальная работа | Область саморефлексии и личностного развития | Работа с отдельными участниками команды | Использование ИИ-ассистентов | Персонализация в гибридной среде |
| Командная работа | Включение человека в команду | Анализ командных процессов и сетевого анализа | Оркестрация ИИ-систем | Командная динамика человек–ИИ |
| Автоматизированная работа | Автоматизация индивидуальных процессов | Автоматизация командных процессов | Область непрерывного обучения и адаптации ИИ-систем | Автоматизация гибридных процессов |
| Гибридная работа | Человек как часть гибридной системы | Команда как часть гибридной системы | ИИ как часть гибридной системы | Область синергии человеческого и искусственного интеллекта |
Многоагентные модели
Компьютерные симуляции, в которых участники (люди и ИИ-агенты) моделируются как отдельные агенты с собственными правилами поведения, способные взаимодействовать и обучаться в рамках системы. Данный подход позволяет наблюдать возникновение коллективных паттернов и социальных объектов в динамике, а также тестировать гипотезы о взаимодействии. При разработке многоагентной модели совместной деятельности команды, в состав которой входят люди и агенты искусственного интеллекта мы опирались на теоретические положения Брэдшоу и на фреймворк HUMAT, предложенный Ягером и уже используемый для моделирования феноменов взаимодействий людей и агентов.
- Jager, W., Antosz, P., Bouman, L., Li, T., Polhill, J. G., Szczepanska, T., & Wang, S. (2025). HUMAT: An Integrated Framework for Modelling Individual Motivations, Social Exchange and Network Dynamics. Journal of Artificial Societies and Social Simulation, 28(1), 4.
- Manseau, J. (2025). Understanding The Effects Of AI Tasks And Social Deskilling: An Agent-Based Model. https://aisel.aisnet.org/amcis2025/sigadit/sigadit/4/
- Newton, O. B., Saadat, S., Song, J., Fiore, S. M., & Sukthankar, G. (2024). EveryBOTy Counts: Examining Human–Machine Teams in Open Source Software Development. Topics in Cognitive Science, 16(3), 450–484. https://doi.org/10.1111/tops.12613
| Description | |
|---|---|
| HUMAT | HUMAT (Human Motives, Social Exchange and Network Dynamics) — это интегрированный каркас моделирования, разработанный для симуляции социальной динамики в агентно-ориентированных моделях. Каркас объединяет теоретические представления о человеческих мотивах, когнитивном диссонансе, индивидуальных и социальных стратегиях принятия решений, а также процессах влияния, происходящих в сетевых сообществах. HUMAT не навязывает предопределённую структуру сети, а позволяет агентам самостоятельно решать, с кем устанавливать связи. Ключевыми факторами являются:
|
Классическая модель формирования команд
Формирование гигантской компоненты МЭШ
SSMN
Данная модель представляет собой агент-ориентированную реализацию концепции мутуалистических социо-семантических сетей, основанную на работе St-Onge et al. (2022) "Socio-semantic networks as mutualistic networks". Модель моделирует взаимодействие между социальными сообществами (учителя) и семантическими объектами (образовательные сценарии) по аналогии с экологическими сетями опыления растений насекомыми.
В экологическом контексте пчелы посещают цветы для получения нектара, одновременно опыляя растения. В нашей модели учителя (users) выступают как "посещающие виды" (аналог пчел), образовательные сценарии (balls) - как "посещаемые виды" (аналог растений). Учителя "посещают" сценарии для использования в своей педагогической деятельности, а сценарии получают развитие через повторное использование.
Вместо заключения
к докладу про учебное моделирование Бровка Наталья Владимировна
| Description | |
|---|---|
| Piaget-Vygotsky (model) | Модель «обучения через игру» была создана для следующих целей:
|


