- Темы недели
Cовместная работа со знаниями в образовании
Поле цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы по формированию вычислительного мышления. Здесь можно читать и использовать статьи из следующих категорий:
Семинары о данных в образовании
Учебные курсы
Возможности поля
На этом поле мы думаем не отдельными статьями, но классами или породами статей. Т.е. сначала придумываем и договариваемся о том, какими свойствами будет обладать статья определённой породы, а потом заполняем свойства по шаблону. Такой подход выглядит формальным, но позволяет собирать и представлять данные о классах. Например,
Данные о географическом положении объектов
Если статей из категории Объект культуры указано свойство координаты типа географические координаты, то мы можем собрать все или некоторые страницы из этой категории на карте:
Идёт загрузка карты…
{"format":"leaflet","minzoom":false,"maxzoom":false,"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","import-annotation":false,"width":"500px","height":"300px","centre":false,"title":"","label":"","icon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"copycoords":false,"static":false,"zoom":false,"defzoom":14,"layers":["OpenStreetMap"],"image layers":[],"overlays":[],"resizable":false,"fullscreen":false,"scrollwheelzoom":true,"cluster":false,"clustermaxzoom":20,"clusterzoomonclick":true,"clustermaxradius":80,"clusterspiderfy":true,"geojson":"","clicktarget":"","showtitle":true,"hidenamespace":true,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%BC._%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%B3._%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%8C\" title=\"\u0411\u0438\u0431\u043b\u0438\u043e\u0442\u0435\u043a\u0430 \u0438\u043c. \u041f\u0443\u0448\u043a\u0438\u043d\u0430, \u0433. \u041f\u0435\u0440\u043c\u044c\"\u003E\u0411\u0438\u0431\u043b\u0438\u043e\u0442\u0435\u043a\u0430 \u0438\u043c. \u041f\u0443\u0448\u043a\u0438\u043d\u0430, \u0433. \u041f\u0435\u0440\u043c\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u0411\u0438\u0431\u043b\u0438\u043e\u0442\u0435\u043a\u0430 \u0438\u043c. \u041f\u0443\u0448\u043a\u0438\u043d\u0430, \u0433. \u041f\u0435\u0440\u043c\u044c","link":"","lat":58.014978,"lon":56.244462,"icon":""},{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B\" title=\"\u0411\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u043f\u043b\u0430\u043d\u0435\u0442\u0430\u0440\u0438\u0439 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u044b\"\u003E\u0411\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u043f\u043b\u0430\u043d\u0435\u0442\u0430\u0440\u0438\u0439 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u044b\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u0411\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u043f\u043b\u0430\u043d\u0435\u0442\u0430\u0440\u0438\u0439 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u044b","link":"","lat":55.761441,"lon":37.583652,"icon":""},{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%93%D0%90%D0%9E%D0%A3_%D0%92%D0%9E_%D0%9C%D0%93%D0%9F%D0%A3\" title=\"\u0413\u0410\u041e\u0423 \u0412\u041e \u041c\u0413\u041f\u0423\"\u003E\u0413\u0410\u041e\u0423 \u0412\u041e \u041c\u0413\u041f\u0423\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u0413\u0410\u041e\u0423 \u0412\u041e \u041c\u0413\u041f\u0423","link":"","lat":55.83,"lon":37.64,"icon":""},{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9\" title=\"\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0414\u0430\u0440\u0432\u0438\u043d\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0439\"\u003E\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0414\u0430\u0440\u0432\u0438\u043d\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0439\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0414\u0430\u0440\u0432\u0438\u043d\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0439","link":"","lat":55.69067,"lon":37.561436,"icon":""},{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B8%D0%BC._%D0%92.%D0%98._%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE\" title=\"\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0433\u0435\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0439 \u0438\u043c. \u0412.\u0418. \u0412\u0435\u0440\u043d\u0430\u0434\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e\"\u003E\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0433\u0435\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0439 \u0438\u043c. \u0412.\u0418. \u0412\u0435\u0440\u043d\u0430\u0434\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0433\u0435\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0439 \u0438\u043c. \u0412.\u0418. \u0412\u0435\u0440\u043d\u0430\u0434\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e","link":"","lat":55.756007,"lon":37.612603,"icon":""},{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8_%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B0\" title=\"\u041c\u0443\u0437\u0435\u0439 \u043d\u0430\u0443\u043a\u0438 \u041d\u0438\u0436\u0435\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442\u0430\"\u003E\u041c\u0443\u0437\u0435\u0439 \u043d\u0430\u0443\u043a\u0438 \u041d\u0438\u0436\u0435\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442\u0430\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u041c\u0443\u0437\u0435\u0439 \u043d\u0430\u0443\u043a\u0438 \u041d\u0438\u0436\u0435\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442\u0430","link":"","lat":56.3294043,"lon":44.0139272,"icon":""}],"imageLayers":[]}
Данные о времени создания объектов
Если для статей из категории язык программирования или видео игра или человек указано свойство "год создания", то мы можем представить объекты этой категории на ленте времени и получить справочник, который мы можем листать
Cunningham
January 1, 1949
Dragon Age (серия видеоигр)
1750
1760
1770
1780
1790
1800
1810
1820
1830
1840
1850
1860
1870
1880
1890
1900
1910
1920
1930
1940
1950
1960
1970
1980
1990
2000
2010
2020
2030
2040
2050
2060
2070
2080
2090
2100
2110
2120
2130
2140
2150
2160
2170
2180
2190
2200
1928
1929
1931
1932
1933
1934
1935
1936
1937
1938
1939
1941
1942
1943
1944
1945
1946
1947
1948
1949
1951
1952
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1961
1962
1963
1964
1965
1966
1967
1968
1969
1971
1972
1973
1974
1975
1976
1977
1978
1979
1981
1982
1983
1984
1985
1986
1987
1988
1989
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
2029
2031
2032
2033
2034
2035
2036
2037
2038
2039
Данные о предметной области
Если для статей из категории понятие указана предметная область, то мы можем представить распределение всех опубликованных на экспериментальной площадке понятий по свойству "предметная область".
Загрузка...
Предметная область
1
1
1
1
4
1
3
1
5
4
2
5
2
4
1
4
34
14
2
7
Формулы, визуальный код и выполняемые проекты
[math]\ce{ Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$ }[/math]
Мы можем включать примеры кода. Например, обсудить как устроено лямбда-исчисление lambda x: x * 2
на Python или понятие Объект первого класса на Nim. Встраивать фрагменты визуального кода для Scratch и Snap! строчками текста, которые преобразуются на лету: (((x::variables) + (3)) input names: (x::variables) @delInput @addInput :: grey ring)
Можем добавлять сами проекты. Например, при обсуждении клонов добавить в статью и код создания клонов и пример такого проекта Scratch, где бабочка клонирует себя и потом её клоны надевают различные костюмы
а потом показать как сходный проект может быть реализован в Snap!, когда муравей клонирует себя и клоны начинают реагировать на феромоны, в StarLogo Nova или в NetLogo
Дальнейшее развитие может пойти в сторону создания и использования различных моделей и симуляций для экологического и биологического образования. А с другой стороны это отличное поле для обсуждения проектов, связанных с агентами, играми, мобильными приложениями и роботами. Отдельный возможный класс объектов внутри экспериментальной площадки, где на страницах черепахи и драконы встречаются с роботами или симуляторами Роббо и параллельно идёт обсуждение того, какие навыки и умения осваивает ученик, который эти встречи организует. Отдельная прелесть заключается в том, что к страницам вики, черепахам и роботам мы обращаемся на одном и том же языке ask - страницы или черепахи со свойствами - делайте то, что я вам говорю.
И в этот же раздел совместного создания, копирования и редактирования кода попадают тексты UML диаграмм, которые мы можем использовать и для дизайна учебной деятельности (сценарии уроков), и для разработки мобильных приложений, и для представления концепций образования.
[math]\ce{ Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$ }[/math]