Построение сетевых сообществ
Планируемые результаты обучения (Знать, Уметь, Владеть) | Целью освоения дисциплины является формирование у студентов понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.
Результаты обучения: обучающийся понимает, как устроены различные типы сетевых образовательных сообществ, как осуществляется воздействие на участников сообществ, какие источники данных об отдельных участниках и сообществе в целом могут быть доступны и как эти данные интерпретировать. В результате освоения дисциплины слушатель должен:
|
---|---|
Содержание разделов курса |
|
Видео запись | https://youtu.be/lXuMyUrvMLc |
Среды и средства, которые поддерживают учебный курс | VOSviewer, VUE, Semantic MediaWiki, R, NetLogo, StarLogo Nova |
Книги, на которых основывается учебный курс | Growing Artificial Societies: Social Science From the Bottom Up (Complex Adaptive Systems), Agent-Based and Individual-Based Modeling: A Practical Introduction, R for Data Science, The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web |
- Сетевые образовательные сообщества: анализ больших данных - краткое содержание курса в виде мастер-класса
- «Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования» https://www.mgpu.ru/dissertatsiya-patarakina-e-d/
- Изучение и моделирование совместной деятельности в сетевых сообществах: монография. – М.: МГПУ, 2023. – 133 с.
Цель, результаты освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов (Категория:ioe_2024) понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.
Результаты обучения: обучающийся понимает, как устроены различные типы сетевых образовательных сообществ, как осуществляется воздействие на участников сообществ, какие источники данных об отдельных участниках и сообществе в целом могут быть доступны и как эти данные интерпретировать.
В результате освоения дисциплины слушатель должен:
- Знать
- основные типы сетевых ресурсов, на основании которых выстраивается деятельность сетевых сообществ (Категория:Сообщество);
- различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ;
- организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ
- жизненные циклы и этапы развития сетевых сообществ;
- стили и модели управления поведением участников сетевых сообществ;
- источники данных, отражающих деятельности сетевых сообществ
- среды моделирования коллективного поведения StarLogo Nova, NetLogo
- Уметь
- создавать и поддерживать группы участников сетевых сообществ - на примере (Категория:ioe_2024) , ;
- создавать и анализировать организационные схемы функционирования сетевых сообществ см. в категории (Категория:Diagrams);
- использовать различные приёмы модерирования деятельности участников сетевых сообществ;
- анализировать деятельность сетевых сообществ на основании данных лог-файлов - см. (Категория:Dataset);;
- выявлять ключевых участников и устойчивые сетевые структуры, определяющие жизнеспособность сетевых сообществ.
- использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
- Владеть
- навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ (например, категории, шаблоны, формы для определённой группы);
- методами оценивания жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ
- методами модерирования контента, создаваемого участниками сетевых сообществ
Диаграмма курса
Содержание разделов дисциплины:
Тема 1. Ключевые понятия и теории сообществ
Понятие сообщества. Акторно-сетевая теория и её развитие на поле сообществ практики. Работы Латура, Энгестрёма, Кнорр-Цетины, Баукер и Стар, Джи, Венгер и Лав. Ресурсы, периферийное участие, социальные и граничные объекты, места связности, объединяющие членов сообщества практики.
- Добавить работы в категорию книг Категория:Book
- Социальные объекты сообщества
- Таблица, в которой выделены сообщества, для которых точно определены социальные объекты
Адрес сообщества | Description | Social Object | |
---|---|---|---|
Academia.edu | https://www.academia.edu/ | Academia.edu – социальная сеть для исследователей, где они могут размещать свои опубликованные или готовящиеся к публикации работы, следить за работами других участников, отслеживать цитируемость собственных работ. | Научная статья |
CoMSES | https://www.comses.net/ | CoMSES Net - Сеть для вычислительного моделирования в социальных и экологических науках. Это - открытое сообщество исследователей и преподавателей. Репозиторий - цифровое хранилище, поддерживающее исследования и передовые методы цитирования программного обеспечения, цифрового хранения, воспроизводимости и повторного использования моделей. | Программный код |
FoldIt сообщество | https://foldit.fandom.com/wiki/Foldit Wiki | FoldIt – построение моделей молекулярных структур при помощи специального программного обеспечения. | Модель белка |
GitHub | https://github.com | Социальная сеть программистов, с возможностью хранить репозиторий проекта и все его изменения. GitHub - контроль доступа, багтрекинг, управлением задачами и вики для каждого проекта. Используется прежде всего для поддержания версий кода | Программный код |
Glitch | https://glitch.com/ | Сообщество для разработки веб-приложений | Программный код |
Habr | https://habr.com/ru/all/ | Хабр русскоязычный веб-сайт в формате системы тематических коллективных блогов (именуемых хабами) с элементами новостного сайта, созданный для публикации новостей, аналитических статей, мыслей, связанных с информационными технологиями, бизнесом и интернетом. | Программный код |
Hugging Face | https://huggingface.co/ | Hugging Face - платформа, которая позволяет пользователям обмениваться моделями машинного обучения и наборами данных. После открытия исходного кода модели чат-бота компания сосредоточилась на том, чтобы стать платформой для демократизации машинного обучения. | Модель |
Kaggle | https://www.kaggle.com/ | Kaggle — система организации конкурсов по исследованию данных, а также социальная сеть специалистов по обработке данных и машинному обучению. Принадлежит корпорации Google | Датасет |
LeMill | http://lemill.net/ | Репозиторий образовательных материалов, которыми обмениваются учителя | Сценарий урока |
Media MOO | http://mediamoo.clemson.edu/ | Сообщество учителей в мире текстовом объектно-ориентированном многопользовательском мире. Одно из первых образовательных сообществ | Цифровой учебный объект |
Modeling Commons | http://modelingcommons.org | Сообщество, участники которого создают и обмениваются моделями NetLogo. | Программный код |
Principia Cybernetica Web | http://pespmc1.vub.ac.be/ | Сообщество исследователей, объединенных идеей метаперехода на уровень суперорганизма, в котором люди объединены телекоммуникационными связями и цифровыми объектами | Научная статья |
Roblox | https://www.roblox.com/ | Roblox — игровая онлайн-платформа и система создания игр, позволяющая любому пользователю создавать свои собственные и играть в созданные другими игры. | Программный код |
Shinyappsio | https://community.rstudio.com/tag/shinyappsio | Сообщество пользователей, обменивающихся знаниями о создании и использовании приложений Shiny | Applet |
Stack OverFlow | http://stackoverflow.com/ | Сеть создания контента в форме вопросов и ответов о программировании. | Программный код |
WikiHow | http://www.wikihow.com/ | Вариант вики энциклопедии - руководства «как сделать …». | Вики статья |
Wikipedia | https://www.wikipedia.org/ | Сообщество редакторов всемирной открытой энциклопедии | Научная статья |
Репозиторий OpenGMS | https://geomodeling.njnu.edu.cn/ | Сообщество разработчиков и пользователей моделей OpenGMS | Модель |
Сообщество GeoGebra | https://www.geogebra.org/ | Социальная сеть, участники которой обмениваются материалами, созданными при помощи программы GeoGebra | Программный код |
Сообщество NetLogo | http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/ | Сообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке NetLogo. | Программный код |
Сообщество Scratch | http://scratch.mit.edu | Сетевое сообщество детей и взрослых, обменивающихся своими проектами, написанными на языке Scratch | Программный код |
Сообщество Snap! | http://snap.berkeley.edu/ | Сообщество исследователей, учителей и учащихся, использующих в своей деятельности язык Snap! Участники могут делиться своими проектами (Share, Publish). Создавать коллекции проектов, следить с действиями других участников (following) | Программный код |
Сообщество StarLogo | https://www.slnova.org/ | Сообщества обмена моделями и объектами в среде StarLogo Nova. Участники могут использовать код проектов других участников. Создавать свои коллекции и приглашать других участников к работе над версиями своих проектов. | Программный код |
Сообщество Zotero | https://www.zotero.org/ | Сообщество, использующее коллекции библиографических записей на базе инструментария Zotero | Библиографическая запись |
Сообщество МЭШ | Московская электронная школа – одна из крупных информационных образовательных систем для школьного образования в Российской Федерации. Библиотека Московской электронной школы (МЭШ) является уникальным хранилищем образовательных материалов, которое доступно каждому школьнику, учителю и родителю. | Сценарий урока | |
Форум классных руководителей (ФКР) | https://vk.com/vfkr ru | Вступив в команду ФКР, вы можете:
- общаться с коллегами в тематических чатах; - получить полезные материалы: методические рекомендации от педагогов и наших партнеров; - смотреть тематические эфиры от экспертов и выступить в “Открытом микрофоне”; - реализовать проект всероссийского уровня; - стать участником Форума. | Мероприятие |
Тема 2. Организационные схемы сообществ
Типология сетевых сообществ. Примеры различных платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ (форумы, вики, блоги, фото и видео сервисы, сообщества вокруг инструментов создания игр, моделей).
Специализированные сообщества создателей образовательного контента.
Организационные схемы представления сетевых сообществ.
PlantUML
Description | |
---|---|
Activity diagram | Простые и очень понятные диаграммы алгоритмов - последовательность совершаемых действий. Возможно с проверкой результатов. |
Fork | Диаграммы ветвления (Fork) |
Use Case Diagram | UML — диаграмма, отражающая отношения между акторами и прецедентами и являющаяся составной частью модели прецедентов, позволяющей описать систему на концептуальном уровне. Прецедент — возможность моделируемой системы (часть её функциональности), благодаря которой пользователь может получить конкретный, измеримый и нужный ему результат. Диаграмма вариантов использования - это визуальное представление, используемое в программной инженерии для отображения взаимодействий между участниками системы и самой системой. Она отражает динамическое поведение системы, иллюстрируя ее сценарии использования и роли, которые с ними взаимодействуют. Эти диаграммы необходимы для уточнения функциональных требований к системе и понимания того, как пользователи будут взаимодействовать с системой. |
Диаграмма деятельности | Диагра́мма де́ятельности (Activity Diagram) — диаграмма, на которой показаны действия, состояния которых описаны на диаграммах состояний. Под деятельностью понимается спецификация исполняемого поведения в виде координированного последовательного и параллельного выполнения подчинённых элементов — вложенных видов деятельности и отдельных действий, соединённых между собой потоками, которые идут от выходов одного узла ко входам другого. |
Диаграмма класса Studio Scratch | Это диаграмма класса объектов Scratch Studio - мы используем её при планировании проектов разработки мобильных приложений, которые обращаются к студиям по API |
Диаграмма класса профессиональный стандарт | Пример использования диаграммы классов classDiagram для понятия профессиональный стандарт. Профессиональный стандарт описывается как Профессия, для который необходим набор трудовых функций. Каждая функция предполагает действия, знания, умения и другие характеристики |
Диаграмма классов | Диаграмма классов (англ. class diagram) — структурная диаграмма языка моделирования UML, демонстрирующая общую структуру иерархии классов системы, их коопераций, атрибутов (полей), методов, интерфейсов и взаимосвязей (отношений) между ними. Целью создания диаграммы классов является графическое представление статической структуры декларативных элементов системы (классов, типов и т. п.). Целью создания диаграммы классов является графическое представление статической структуры декларативных элементов системы (классов, типов и т. п.) |
Диаграмма последовательности | Диаграмма последовательности (англ. sequence diagram) — UML-диаграмма, на которой для некоторого набора объектов на единой временной оси показан жизненный цикл объекта (создание-деятельность-уничтожение некой сущности) и взаимодействие акторов (действующих лиц) информационной системы в рамках прецедента. Основными элементами диаграммы последовательности являются обозначения объектов (прямоугольники с названиями объектов), вертикальные «линии жизни» (англ. lifeline), отображающие течение времени, прямоугольники, отражающие деятельность объекта или исполнение им определенной функции (прямоугольники на пунктирной «линии жизни» — фокусы контроля, англ. focus of control), и стрелки, показывающие обмен сигналами или сообщениями между объектами. |
Диаграмма состояний |
|
Диаграмма учебного курса | Здесь собраны диаграммы, которые могут быть использованы для описания учебного курса и его рассмотрения с различных точек зрения. |
Общая диаграмма взаимодействия в сетевых сообществах | Общая схема сетевого анализа, когда связи между агентами деятельности возникают в результате совместного создания или редактирования цифровых объектов. |
Тема 3 Управление сетевой деятельностью
Управление деятельностью участников сетевых сообществ. Типология участников по видам совершаемых действий. Типология участников на основании главных мотивов их деятельности. Различные типы модерирования контента, создаваемого участниками. Делегирование участникам ролей и соответствующих этим ролям прав.
Файл:Analytics Behavior Users 11 2022 w.pdf
Таксономия Бартла
Описание | Р. Бартл предположил, что типология игроков определяется их потребностями по следующим шкалам: «Действие – Взаимодействие» и «Игроки – Мир», в котором происходит деятельность. В зависимости от того, какие потребности участник реализует внутри игровой системы, его поведение можно будет отнести к тому или иному типу. |
---|---|
Область знаний | Социология |
Авторы | Бартл |
Поясняющее видео | |
Близкие понятия | Компьютерная игра, Таксономия, Таксономия Толлингеровой |
Среды и средства для освоения понятия |
Принципиальное значение имеет не столько сама предложенная Р. Бартлом типология, сколько его положение о том, что мы можем, меняя свойства среды, влиять на поведение участников совместной сетевой деятельности. Среда совместной деятельности поддерживает возможности для реализации тех или иных потребностей, которые заложены в участниках. Если в системе нет возможностей, которые поддерживают желание участников подавлять друг друга, то такая форма поведения реализовываться не будет. Организаторы совместной деятельности могут настраивать возможности, которые предоставляет их система, ориентируясь на шкалы интересов. В основании типологии среды совместной игровой деятельности, предложенной Р. Бартлом, лежит эколого-эволюционный подход и теория поля. Необходимо заметить, что всякое изменение шкалы интересов участников может иметь серьезные последствия, в результате которых система совместной деятельности может утратить важнейшие характеристики. Например, если излишне поддерживать возможности общения между игроками, то система совместной деятельности превратится в чат или форум. Если же поддерживать только возможности создания новых объектов, то система снизятся возможности для соревнования и общения.
см. игры в категории Category:DEG
Действия | Взаимодействия | |
---|---|---|
Система (Мир) | Карьеристы | Исследователи |
Участники (Игроки) | Киллеры | Социофилы |
Типология Бартла как веерная матрица ?
Человек | Мир | |
---|---|---|
Человек | Человек оказывает воздействие на других. Мир не интересен (Киллер) | Мир задаёт правила, человек им следует, старается соответствовать (Карьерист) |
Мир | Человек пытается диктовать правила (Исследователь) | Мир никак не воздействует на человека и тот связывается с другими, потому что ничего в этом мире не может сделать. (Социофил) |
Тема 4 Анализ динамики формирования и развития сообществ
Сетевой анализ деятельности участников сетевых сообществ.
Группа, клика, ключевые участники, ключевые объекты
Выявление групп, клик, ключевых участников и ключевых объектов совместной деятельности в сетевых сообществах.
Показатели жизнеспособности
- Основные показатели, позволяющие судить о жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ.
- Где и как можно посмотреть данные о сообществах
- GOOGLE APRS - НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28969569 - анализ школьного сообщества на основании действий, совершаемых участниками
- На примере данной вики - см. Как пользоваться волшебными словами внутри вики
- Количество участников 405
- Количество созданных страниц 3682
- Полноценных статей - 1084
- Количество загруженных файлов 663
- Количество редактирований 18986,
- Продуктивность 3682 / 405
Как получить данные из другой вики площадки
Тема 5 Карты сообществ
Визуализация отношений между акторами сетевых сообществ на основании данных лог-файлов. Статические и динамические графы, представляющие отношения между участниками сетевых сообществ.
Использование визуализации отношений для рефлексии командной деятельности внутри сетевых сообществ.
Литература
- Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Выращивание данных для школьных виртуальных лабораторий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2021. - Т. 18. - №4. - C. 347-359. doi: 10.22363/2312-8631-2021-18-4-347-359
- Патаракин Е.Д. Моделирование действий над объектами совместной деятельности в искусственных сообществах NetLogo и StarLogo Nova. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство “Экон-Информ,” 2020. P. 71–78. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44136098
- Патаракин Е.Д., Вачкова С.Н. Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами // Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Педагогика И Психология. 2019. № 4 (50). C. 101–112.
- Патаракин Е.Д. Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности // Образовательные технологии. 2017. № 2. С. 309 - 329 https://elibrary.ru/item.asp?id=29438094
- Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Анализ связей между сотрудниками школы на основе их взаимодействия в домене Google Apps для образования // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. 2016. Vol. 19, № 2. P. 585–599.
- Патаракин Е.Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. № 2. P. 505–528. https://elibrary.ru/item.asp?id=19002846 pdf
- Патаракин Е.Д., Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 - М.: "Современные технологии в образовании и культуре", 2009. - 176 с.
- Патаракин Е.Д. , 2006, «Сетевые сообщества и обучение», М., ПЕР СЭ, 112 с.
Видеоматериалы Агентное моделирование совместной деятельности
- https://youtu.be/mdhOrBbuntc
- Агентное моделирование совместной деятельности
Критерии оценки по дисциплине
Образовательный результат | Тема | Задание | Пример |
---|---|---|---|
Знать различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ, и их связующие объекты | Ключевые понятия и теории сообществ | Зарегистрироваться на площадке, отметить свою страницу участника нужными тегами категорий (Ioe 2024, UserHSE). Изучить материалы в категории "Сетевые сообщества" | Category:Ioe 2024, Category:UserHSE, Category:Сообщество |
Знать и уметь создавать организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ | Организационные схемы сообществ Category:Diagrams | Заполнить свою страницу участника, используя форму (редактирование при помощи формы) В разделе "Проекты, статьи и рецепты, над которыми работает" указать название темы собственного учебного исследования. Создать страницу для своего проекта, отметить его категорий Категория:Scripting_Tutorials и на этой странице собрать информацию о том, что Вы можете как аналитик про эту категорию рассказать, пользуясь данными | Категория:Scripting_Tutorials Дашборд |
Владеть навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ | Управление сетевой деятельностью | Подготовить категорию, форму и шаблон для группы участников | Пример - Категория:UserHSE |
Анализировать деятельность сетевых сообществ, выявлять ключевых участников | Анализ динамики формирования и развития сообществ | Построить и проинтерпретировать социограмму совместной деятельности на базе готового датасета | Пример статья Социограмма, Викиграмма |
Использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности | Карты сообществ, искусственные сообщества | Добавить на страницу своего проекта агентную модель (StarLogo % NetLogo), которую Вы найдете интересной и полезной для анализа взаимодействия участников | Team Assembly (model) |