Построение сетевых сообществ

Материал из Поле цифровой дидактики



Планируемые результаты обучения (Знать, Уметь, Владеть) Целью освоения дисциплины является формирование у студентов понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.

Результаты обучения: обучающийся понимает, как устроены различные типы сетевых образовательных сообществ, как осуществляется воздействие на участников сообществ, какие источники данных об отдельных участниках и сообществе в целом могут быть доступны и как эти данные интерпретировать.

В результате освоения дисциплины слушатель должен:

Знать
  • основные типы сетевых ресурсов, на основании которых выстраивается деятельность сетевых сообществ;
  • различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ;
  • организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ
  • жизненные циклы и этапы развития сетевых сообществ;
  • стили и модели управления поведением участников сетевых сообществ;
  • источники данных, отражающих деятельности сетевых сообществ
  • среды моделирования коллективного поведения
Уметь
  • создавать и поддерживать группы участников сетевых сообществ
  • создавать и анализировать организационные схемы функционирования сетевых сообществ
  • использовать различные приёмы модерирования деятельности участников сетевых сообществ;
  • анализировать деятельность сетевых сообществ на основании данных лог-файлов ;
  • выявлять ключевых участников и устойчивые сетевые структуры, определяющие жизнеспособность сетевых сообществ.
  • использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
Владеть
  • навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ (например, категории, шаблоны, формы для определённой группы);
  • методами оценивания жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ
  • методами модерирования контента, создаваемого участниками сетевых сообществ
Содержание разделов курса
  1. Тема 1. Ключевые понятия и теории сообществ
  2. Тема 2. Организационные схемы сообществ
  3. Тема 3 Управление сетевой деятельностью
  4. Тема 4 Анализ динамики формирования и развития сообществ
  5. Тема 5 Карты сообществ
Видео запись https://youtu.be/lXuMyUrvMLc
Среды и средства, которые поддерживают учебный курс VOSviewer, VUE, Semantic MediaWiki, R, NetLogo, StarLogo Nova
Книги, на которых основывается учебный курс Growing Artificial Societies: Social Science From the Bottom Up (Complex Adaptive Systems), Agent-Based and Individual-Based Modeling: A Practical Introduction, R for Data Science, The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web


  1. Сетевые образовательные сообщества: анализ больших данных - краткое содержание курса в виде мастер-класса
  2. «Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования» https://www.mgpu.ru/dissertatsiya-patarakina-e-d/
  3. Изучение и моделирование совместной деятельности в сетевых сообществах: монография. – М.: МГПУ, 2023. – 133 с.

Цель, результаты освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов (Категория:ioe_2024) понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.


Результаты обучения: обучающийся понимает, как устроены различные типы сетевых образовательных сообществ, как осуществляется воздействие на участников сообществ, какие источники данных об отдельных участниках и сообществе в целом могут быть доступны и как эти данные интерпретировать.

В результате освоения дисциплины слушатель должен:

Знать
  • основные типы сетевых ресурсов, на основании которых выстраивается деятельность сетевых сообществ (Категория:Сообщество);
  • различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ;
  • организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ
  • жизненные циклы и этапы развития сетевых сообществ;
  • стили и модели управления поведением участников сетевых сообществ;
  • источники данных, отражающих деятельности сетевых сообществ
  • среды моделирования коллективного поведения StarLogo Nova, NetLogo
Уметь
  • создавать и поддерживать группы участников сетевых сообществ - на примере (Категория:ioe_2024) , ;
  • создавать и анализировать организационные схемы функционирования сетевых сообществ см. в категории (Категория:Diagrams);
  • использовать различные приёмы модерирования деятельности участников сетевых сообществ;
  • анализировать деятельность сетевых сообществ на основании данных лог-файлов - см. (Категория:Dataset);;
  • выявлять ключевых участников и устойчивые сетевые структуры, определяющие жизнеспособность сетевых сообществ.
  • использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
Владеть
  • навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ (например, категории, шаблоны, формы для определённой группы);
  • методами оценивания жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ
  • методами модерирования контента, создаваемого участниками сетевых сообществ

Содержание разделов дисциплины:

Тема 1. Ключевые понятия и теории сообществ

Понятие сообщества. Акторно-сетевая теория и её развитие на поле сообществ практики. Работы Латура, Энгестрёма, Кнорр-Цетины, Баукер и Стар, Джи, Венгер и Лав. Ресурсы, периферийное участие, социальные и граничные объекты, места связности, объединяющие членов сообщества практики.

Социальные объекты сообщества
Таблица, в которой выделены сообщества, для которых точно определены социальные объекты
 Адрес сообществаDescription
Academia.eduhttps://www.academia.edu/Academia.edu – социальная сеть для исследователей, где они могут размещать свои опубликованные или готовящиеся к публикации работы, следить за работами других участников, отслеживать цитируемость собственных работ.
CoMSEShttps://www.comses.net/CoMSES Net - Сеть для вычислительного моделирования в социальных и экологических науках. Это - открытое сообщество исследователей и преподавателей. Репозиторий - цифровое хранилище, поддерживающее исследования и передовые методы цитирования программного обеспечения, цифрового хранения, воспроизводимости и повторного использования моделей.
FoldIt сообществоhttps://foldit.fandom.com/wiki/Foldit WikiFoldIt – построение моделей молекулярных структур при помощи специального программного обеспечения.
GitHubhttps://github.comСоциальная сеть программистов, с возможностью хранить репозиторий проекта и все его изменения. GitHub - контроль доступа, багтрекинг, управлением задачами и вики для каждого проекта. Используется прежде всего для поддержания версий кода
Glitchhttps://glitch.com/Сообщество для разработки веб-приложений
Habrhttps://habr.com/ru/all/Хабр русскоязычный веб-сайт в формате системы тематических коллективных блогов (именуемых хабами) с элементами новостного сайта, созданный для публикации новостей, аналитических статей, мыслей, связанных с информационными технологиями, бизнесом и интернетом.
Hugging Facehttps://huggingface.co/Hugging Face - платформа, которая позволяет пользователям обмениваться моделями машинного обучения и наборами данных. После открытия исходного кода модели чат-бота компания сосредоточилась на том, чтобы стать платформой для демократизации машинного обучения.
Kagglehttps://www.kaggle.com/Kaggle — система организации конкурсов по исследованию данных, а также социальная сеть специалистов по обработке данных и машинному обучению. Принадлежит корпорации Google
LeMillhttp://lemill.net/Репозиторий образовательных материалов, которыми обмениваются учителя
Media MOOhttp://mediamoo.clemson.edu/Сообщество учителей в мире текстовом объектно-ориентированном многопользовательском мире. Одно из первых образовательных сообществ
Modeling Commonshttp://modelingcommons.orgСообщество, участники которого создают и обмениваются моделями NetLogo.
Principia Cybernetica Webhttp://pespmc1.vub.ac.be/Сообщество исследователей, объединенных идеей метаперехода на уровень суперорганизма, в котором люди объединены телекоммуникационными связями и цифровыми объектами
Robloxhttps://www.roblox.com/Roblox — игровая онлайн-платформа и система создания игр, позволяющая любому пользователю создавать свои собственные и играть в созданные другими игры.
Shinyappsiohttps://community.rstudio.com/tag/shinyappsioСообщество пользователей, обменивающихся знаниями о создании и использовании приложений Shiny
Stack OverFlowhttp://stackoverflow.com/Сеть создания контента в форме вопросов и ответов о программировании.
WikiHowhttp://www.wikihow.com/Вариант вики энциклопедии - руководства «как сделать …».
Wikipediahttps://www.wikipedia.org/Сообщество редакторов всемирной открытой энциклопедии
Репозиторий OpenGMShttps://geomodeling.njnu.edu.cn/Сообщество разработчиков и пользователей моделей OpenGMS
Сообщество GeoGebrahttps://www.geogebra.org/Социальная сеть, участники которой обмениваются материалами, созданными при помощи программы GeoGebra
Сообщество NetLogohttp://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/Сообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке NetLogo.
Сообщество Scratchhttp://scratch.mit.eduСетевое сообщество детей и взрослых, обменивающихся своими проектами, написанными на языке Scratch
Сообщество Snap!http://snap.berkeley.edu/Сообщество исследователей, учителей и учащихся, использующих в своей деятельности язык Snap! Участники могут делиться своими проектами (Share, Publish). Создавать коллекции проектов, следить с действиями других участников (following)
Сообщество StarLogohttps://www.slnova.org/Сообщества обмена моделями и объектами в среде StarLogo Nova. Участники могут использовать код проектов других участников. Создавать свои коллекции и приглашать других участников к работе над версиями своих проектов.
Сообщество Zoterohttps://www.zotero.org/Сообщество, использующее коллекции библиографических записей на базе инструментария Zotero
Сообщество МЭШМосковская электронная школа – одна из крупных информационных образовательных систем для школьного образования в Российской Федерации. Библиотека Московской электронной школы (МЭШ) является уникальным хранилищем образовательных материалов, которое доступно каждому школьнику, учителю и родителю.
Форум классных руководителей (ФКР)https://vk.com/vfkr ruВступив в команду ФКР, вы можете:

- общаться с коллегами в тематических чатах; - получить полезные материалы: методические рекомендации от педагогов и наших партнеров; - смотреть тематические эфиры от экспертов и выступить в “Открытом микрофоне”; - реализовать проект всероссийского уровня;

- стать участником Форума.

Тема 2. Организационные схемы сообществ

Типология сетевых сообществ. Примеры различных платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ (форумы, вики, блоги, фото и видео сервисы, сообщества вокруг инструментов создания игр, моделей).

Специализированные сообщества создателей образовательного контента.

Организационные схемы представления сетевых сообществ.

Mermaid

 Description
Activity diagramПростые и очень понятные диаграммы алгоритмов - последовательность совершаемых действий. Возможно с проверкой результатов.
BarsikПример использования диаграммы классов для представления отношений между кошкой, хозяином и домом. Сходные примеры можно найти в книге "Статистика и котики" или в советском фильме "Операция Ы".
Binary search (diagram)Diagrams_bcbc5b008eee157c25220950db41ace7.png
  • Представление алгоритма бинарного поиска в виде диаграммы. В статье представлены различные способы представления диаграммы бинарного поиска.
Mermaid/FlowchartFlowchart - примеры того, как могут быть использованы диаграммы потока
PDCA cycleThe PDCA cycle is a continuous improvement model that stands for Plan-Do-Check-Act. It is also known as the Deming cycle or the Shewhart cycle. The PDCA cycle is a problem-solving approach that helps organizations to improve their processes and products.

The four stages of the PDCA cycle are as follows:

1. Plan: This stage involves identifying the problem, setting goals, and developing a plan to achieve those goals. The plan should be specific, measurable, achievable, relevant, and time-bound (SMART).

2. Do: This stage involves implementing the plan. The plan should be executed according to the defined steps, and the results should be monitored.

3. Check: This stage involves evaluating the results of the implementation. The results should be compared to the goals set in the planning stage. If the results are not satisfactory, the plan should be revised.

4. Act: This stage involves taking action based on the results of the evaluation. If the results are satisfactory, the plan should be standardized and implemented. If the results are not satisfactory, the plan should be revised, and the cycle should start again.

The PDCA cycle is a continuous process, and it can be applied to any process or product. It helps organizations to identify and solve problems, improve processes, and achieve their goals.
Roblox (диаграмма)Диаграммы, описывающие сообщество Roblox
Use Case DiagramUML — диаграмма, отражающая отношения между акторами и прецедентами и являющаяся составной частью модели прецедентов, позволяющей описать систему на концептуальном уровне. Прецедент — возможность моделируемой системы (часть её функциональности), благодаря которой пользователь может получить конкретный, измеримый и нужный ему результат. Диаграмма вариантов использования - это визуальное представление, используемое в программной инженерии для отображения взаимодействий между участниками системы и самой системой. Она отражает динамическое поведение системы, иллюстрируя ее сценарии использования и роли, которые с ними взаимодействуют. Эти диаграммы необходимы для уточнения функциональных требований к системе и понимания того, как пользователи будут взаимодействовать с системой.
Диаграмма ГантаДиагра́мма Га́нта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта, календарный график) — это популярный тип столбчатых диаграмм (гистограмм), который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Является одним из методов планирования проектов. Используется в приложениях по управлению проектами.
Диаграмма Хазарского СловаряПример flowchart диаграммы - описание use case
Диаграмма деятельностиДиагра́мма де́ятельности (Activity Diagram)  — диаграмма, на которой показаны действия, состояния которых описаны на диаграммах состояний. Под деятельностью понимается спецификация исполняемого поведения в виде координированного последовательного и параллельного выполнения подчинённых элементов — вложенных видов деятельности и отдельных действий, соединённых между собой потоками, которые идут от выходов одного узла ко входам другого.
Диаграмма класса Studio ScratchЭто диаграмма класса объектов Scratch Studio - мы используем её при планировании проектов разработки мобильных приложений, которые обращаются к студиям по API
Диаграмма класса профессиональный стандартПример использования диаграммы классов classDiagram для понятия профессиональный стандарт. Профессиональный стандарт описывается как Профессия, для который необходим набор трудовых функций. Каждая функция предполагает действия, знания, умения и другие характеристики
Диаграмма классовДиаграмма классов (англ. class diagram) — структурная диаграмма языка моделирования UML, демонстрирующая общую структуру иерархии классов системы, их коопераций, атрибутов (полей), методов, интерфейсов и взаимосвязей (отношений) между ними. Целью создания диаграммы классов является графическое представление статической структуры декларативных элементов системы (классов, типов и т. п.). Целью создания диаграммы классов является графическое представление статической структуры декларативных элементов системы (классов, типов и т. п.)
Диаграмма курса «Технологии программирования»План изучения курса «Технологии программирования». Февраль.
Диаграмма последовательностиДиаграмма последовательности (англ. sequence diagram) — UML-диаграмма, на которой для некоторого набора объектов на единой временной оси показан жизненный цикл объекта (создание-деятельность-уничтожение некой сущности) и взаимодействие акторов (действующих лиц) информационной системы в рамках прецедента. Основными элементами диаграммы последовательности являются обозначения объектов (прямоугольники с названиями объектов), вертикальные «линии жизни» (англ. lifeline), отображающие течение времени, прямоугольники, отражающие деятельность объекта или исполнение им определенной функции (прямоугольники на пунктирной «линии жизни» — фокусы контроля, англ. focus of control), и стрелки, показывающие обмен сигналами или сообщениями между объектами.
Диаграмма прецедентовДиаграмма прецедентов или диаграмма вариантов использования (англ. use case diagram) в UML — диаграмма, отражающая отношения между акторами и прецедентами и являющаяся составной частью модели прецедентов, позволяющей описать систему на концептуальном уровне.
Пример flowchart диаграммы - описание use case
Диаграмма пути пользователя120px-Journay_d1.jpg
  • Это визуализированное путешествие пользователя по продукту. User Journey Map — это больше про пользователя: она описывает его чувства, мысли, действия при взаимодействии с продуктом.
Диаграмма состояний120px-State_dg.png
  • Диаграмма состояний - один из доступных видов диаграмм. Она показывает, как объект переходит из одного состояния в другое. Диаграммы состояний служат для моделирования динамических аспектов системы. Данная диаграмма полезна при моделировании жизненного цикла объекта. От других диаграмм диаграмма состояний отличается тем, что описывает процесс изменения состояний только одного экземпляра определенного класса - одного объекта, причем объекта реактивного, то есть объекта, поведение которого характеризуется его реакцией на внешние события.
  • Диаграмма формирования компетентного профиляПоследовательность формирования - что делает участник и что он осваивает в ходе этой деятельности.
    Медицинский центр (диаграмма)Как работает врач с пациентом
    Продвижение участникаДиаграмма продвижения участника на поле Вики (Mermaid) - вариант описания взаимодействия пользователя с системой
    Языки (диаграмма класса)Пример - classDiagram - для всех сущностей внутри можно и нужно создавать подобные графы


    GraphViz

     Description
    BN diagramДиаграмма использования Байесовских сетей в оценивании Diagrams_4b50e882c30a91e044f20865df094a76.png
    Binary search (diagram)Diagrams_bcbc5b008eee157c25220950db41ace7.png
    • Представление алгоритма бинарного поиска в виде диаграммы. В статье представлены различные способы представления диаграммы бинарного поиска.
    DICOM (диаграмма)Пример огромной диаграммы Digital Imaging and Communications in Medicine
    Diagram of EcosystemОбобщенная диаграмма экосистемы Diagrams_36d5947239f7d55ebccce58b75e7bf9d.png
    Diagrams Значения элементовЭлементы, из которых собираются диаграммы и их значения.

    Diagrams_56b317bad27d6ab65a39f1a99ddbaf1f.png

    ForumSchemeДиаграмма Сообщества "Classroom 2.0"
    Git diagramsДиаграмма Сообщества "LiderID"
    Habr diagramДиаграм авторизации в Habr
    MedicalOntologyDiagramОнтология медицинских знаний - несколько демонстраций Diagrams_4d02ab92a09a2535e60937f659aaede8.png
    Ontology of digital literacyОнтология цифровой грамотности
    Ontology of geographic literacyОнтология географической грамотности
    PDCA cycleThe PDCA cycle is a continuous improvement model that stands for Plan-Do-Check-Act. It is also known as the Deming cycle or the Shewhart cycle. The PDCA cycle is a problem-solving approach that helps organizations to improve their processes and products.

    The four stages of the PDCA cycle are as follows:

    1. Plan: This stage involves identifying the problem, setting goals, and developing a plan to achieve those goals. The plan should be specific, measurable, achievable, relevant, and time-bound (SMART).

    2. Do: This stage involves implementing the plan. The plan should be executed according to the defined steps, and the results should be monitored.

    3. Check: This stage involves evaluating the results of the implementation. The results should be compared to the goals set in the planning stage. If the results are not satisfactory, the plan should be revised.

    4. Act: This stage involves taking action based on the results of the evaluation. If the results are satisfactory, the plan should be standardized and implemented. If the results are not satisfactory, the plan should be revised, and the cycle should start again.

    The PDCA cycle is a continuous process, and it can be applied to any process or product. It helps organizations to identify and solve problems, improve processes, and achieve their goals.
    Roblox (диаграмма)Диаграммы, описывающие сообщество Roblox
    SMW diagramsДиаграмма отношений между сущностями Semantic MediaWiki Diagrams_425d489b70d7338d02e33c358bc78746.png
    Taxonomic sandboxНесколько таксономий обучающих языков программирования - от маленькой до огромной. Большинство объектов на карте кликабельны. Diagrams_2df5bce0f8e7ae3415b60c040c34a9c6.png
    Wiki DiagramДиаграмма устройства вики-сообщества Diagrams_29616b6886c7bad17e8df60f23f8cf4e.png
    ZooUniverse DiagramДиаграмма сообщества ZooUniverse Diagrams_74676af97a2ad5072c1c300ed1cb98f5.png
    Генеалогия многоагентных сред (диаграмма)Фрагмент генеалогической схемы происхождения агентных языков
    Диаграмма классовДиаграмма классов (англ. class diagram) — структурная диаграмма языка моделирования UML, демонстрирующая общую структуру иерархии классов системы, их коопераций, атрибутов (полей), методов, интерфейсов и взаимосвязей (отношений) между ними. Целью создания диаграммы классов является графическое представление статической структуры декларативных элементов системы (классов, типов и т. п.). Целью создания диаграммы классов является графическое представление статической структуры декларативных элементов системы (классов, типов и т. п.)
    Диаграмма профиля компетенцийПредставление профиля компетенций в виде диаграммы - 2 диаграммы, чтобы показать, как меняются компетенции в ходе обучения Diagrams_bf18b4a95f053cd684da5ae5bdc0d799.png
    Диаграмма связи школы и технологийСвязи школы и технологий из внешнего источника: 1-s2.0-S0360131518300812-gr1.jpg
    Классификация требований (диаграмма)Диаграмма классификации требований к программному обеспечению представляет отношения функциональный и нефункциональных требования
    • Функциональные требования functional requirements состоят из характеристик и функций, которые реализует программное обеспечение
    • Нефункциональные требования non functional requirements представляют из себя показатели(атрибуты) качества ПО, которым должно отвечать желаемое ПО
    Diagrams_ad0512b6ddd750a6ddc7678b2327bd68.png
    Модульное программирование (диаграмма)Диаграмма, в которой демонстрируются основные принципы модульного программирования
    Общая диаграмма взаимодействия в сетевых сообществахОбщая схема сетевого анализа, когда связи между агентами деятельности возникают в результате совместного создания или редактирования цифровых объектов.
    Схема алгоритма для робота-геологаСхема предложена ChatGPT 3.5
    Сценарное моделирование (диаграмма)Сценарное моделирование образовательной практики, через которое осуществляется запись последовательности действий при помощи выразительных средств языка IMS Learning Design.

    Тема 3 Управление сетевой деятельностью

    Управление деятельностью участников сетевых сообществ. Типология участников по видам совершаемых действий. Типология участников на основании главных мотивов их деятельности. Различные типы модерирования контента, создаваемого участниками. Делегирование участникам ролей и соответствующих этим ролям прав.

    Файл:Analytics Behavior Users 11 2022 w.pdf


    Таксономия Бартла


    Описание Р. Бартл предположил, что типология игроков определяется их потребностями по следующим шкалам: «Действие – Взаимодействие» и «Игроки – Мир», в котором происходит деятельность. В зависимости от того, какие потребности участник реализует внутри игровой системы, его поведение можно будет отнести к тому или иному типу.
    Область знаний Социология
    Авторы Бартл
    Поясняющее видео
    Близкие понятия Компьютерная игра, Таксономия, Таксономия Толлингеровой
    Среды и средства для освоения понятия


    Принципиальное значение имеет не столько сама предложенная Р. Бартлом типология, сколько его положение о том, что мы можем, меняя свойства среды, влиять на поведение участников совместной сетевой деятельности. Среда совместной деятельности поддерживает возможности для реализации тех или иных потребностей, которые заложены в участниках. Если в системе нет возможностей, которые поддерживают желание участников подавлять друг друга, то такая форма поведения реализовываться не будет. Организаторы совместной деятельности могут настраивать возможности, которые предоставляет их система, ориентируясь на шкалы интересов. В основании типологии среды совместной игровой деятельности, предложенной Р. Бартлом, лежит эколого-эволюционный подход и теория поля. Необходимо заметить, что всякое изменение шкалы интересов участников может иметь серьезные последствия, в результате которых система совместной деятельности может утратить важнейшие характеристики. Например, если излишне поддерживать возможности общения между игроками, то система совместной деятельности превратится в чат или форум. Если же поддерживать только возможности создания новых объектов, то система снизятся возможности для соревнования и общения.

    см. игры в категории Category:DEG

    Действия Взаимодействия
    Система (Мир) Карьеристы Исследователи
    Участники (Игроки) Киллеры Социофилы

    Типология Бартла как веерная матрица ?

    Человек Мир
    Человек Человек оказывает воздействие на других. Мир не интересен (Киллер) Мир задаёт правила, человек им следует, старается соответствовать (Карьерист)
    Мир Человек пытается диктовать правила (Исследователь) Мир никак не воздействует на человека и тот связывается с другими, потому что ничего в этом мире не может сделать. (Социофил)

    Тема 4 Анализ динамики формирования и развития сообществ


    Сетевой анализ деятельности участников сетевых сообществ.

    Группа, клика, ключевые участники, ключевые объекты

    Выявление групп, клик, ключевых участников и ключевых объектов совместной деятельности в сетевых сообществах.

    Показатели жизнеспособности

    Основные показатели, позволяющие судить о жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ.
    Где и как можно посмотреть данные о сообществах
    GOOGLE APRS - НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28969569 - анализ школьного сообщества на основании действий, совершаемых участниками
    На примере данной вики - см. Как пользоваться волшебными словами внутри вики
    1. Количество участников 307
    2. Количество созданных страниц 3506
    3. Полноценных статей - 1021
    4. Количество загруженных файлов
    5. Количество редактирований 17952,
    6. Продуктивность 3506 / 307


    Как получить данные из другой вики площадки

    Тема 5 Карты сообществ

    Визуализация отношений между акторами сетевых сообществ на основании данных лог-файлов. Статические и динамические графы, представляющие отношения между участниками сетевых сообществ.

    d8e7394af1f0dc57fdd27f3b85b6d405.png

    Использование визуализации отношений для рефлексии командной деятельности внутри сетевых сообществ.

    558d01d57ecd504234f3ddcd437fddf1.png


    Литература

    1. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Выращивание данных для школьных виртуальных лабораторий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2021. - Т. 18. - №4. - C. 347-359. doi: 10.22363/2312-8631-2021-18-4-347-359
    2. Патаракин Е.Д. Моделирование действий над объектами совместной деятельности в искусственных сообществах NetLogo и StarLogo Nova. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство “Экон-Информ,” 2020. P. 71–78. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44136098
    3. Патаракин Е.Д., Вачкова С.Н. Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами // Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Педагогика И Психология. 2019. № 4 (50). C. 101–112.
    4. Патаракин Е.Д. Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности // Образовательные технологии. 2017. № 2. С. 309 - 329 https://elibrary.ru/item.asp?id=29438094
    5. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Анализ связей между сотрудниками школы на основе их взаимодействия в домене Google Apps для образования // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. 2016. Vol. 19, № 2. P. 585–599.
    6. Патаракин Е.Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. № 2. P. 505–528. https://elibrary.ru/item.asp?id=19002846 pdf
    7. Патаракин Е.Д., Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 - М.: "Современные технологии в образовании и культуре", 2009. - 176 с.
    8. Патаракин Е.Д. , 2006, «Сетевые сообщества и обучение», М., ПЕР СЭ, 112 с.

    Видеоматериалы

    https://youtu.be/lXuMyUrvMLc
    Представление истории формирования команд методами сетевого анализа и агентного моделирования

    https://youtu.be/SlWh0aq69rg
    Использование многоагентного моделирования для изучения организационных и образовательных феноменов


    https://youtu.be/Az3S2m2fDvE
    The story of the MES educational community, told using network analysis and agent-based modelling


    https://youtu.be/_IRTKplE7nw
    Выращиваем данные в многоагентных моделях NetLogo


    https://youtu.be/PTZcS_Bsixc
    Моделирование организационного поведения


    Критерии оценки по дисциплине

    Образовательный результат Тема Задание Пример
    Знать различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ, и их связующие объекты Ключевые понятия и теории сообществ Принять участие в обсуждении понятия Социальный объект, привести собственные примеры социальных объектов Social Object: Научная статья, Social Object: Программный код, Social Object: Модель белка, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Модель, Social Object: Датасет, Social Object: Сценарий урока, Social Object: Цифровой учебный объект, Social Object: Программный код, Social Object: Научная статья, Social Object: Программный код, Social Object: Applet, Social Object: Программный код, Social Object: Вики статья, Social Object: Научная статья, Social Object: Модель, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Библиографическая запись, Social Object: Сценарий урока, Social Object: Мероприятие
    Знать и уметь создавать организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ Организационные схемы сообществ Category:Diagrams Создать организационную схему для одного из сообществ, уже размещенных в вики Wiki Diagram
    Владеть навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ Управление сетевой деятельностью Подготовить категорию, форму и шаблон для группы участников Пример - Категория:UserHSE
    Анализировать деятельность сетевых сообществ, выявлять ключевых участников Анализ динамики формирования и развития сообществ Построить и проинтерпретировать социограмму совместной деятельности на базе готового датасета

    (Категория:Dataset) - Как интерпретировать социограмму?

    Пример статья Социограмма, Викиграмма

    Использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности Карты сообществ, искусственные сообщества Собрать данные с искусственного поля