Построение сетевых сообществ
Планируемые результаты обучения (Знать, Уметь, Владеть) | Целью освоения дисциплины является формирование у студентов понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.
Результаты обучения: обучающийся понимает, как устроены различные типы сетевых образовательных сообществ, как осуществляется воздействие на участников сообществ, какие источники данных об отдельных участниках и сообществе в целом могут быть доступны и как эти данные интерпретировать. В результате освоения дисциплины слушатель должен:
|
---|---|
Содержание разделов курса |
|
Видео запись | https://youtu.be/lXuMyUrvMLc |
Среды и средства, которые поддерживают учебный курс | VOSviewer, VUE, Semantic MediaWiki, R, NetLogo, StarLogo Nova |
Книги, на которых основывается учебный курс | Growing Artificial Societies: Social Science From the Bottom Up (Complex Adaptive Systems), Agent-Based and Individual-Based Modeling: A Practical Introduction, R for Data Science, The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web |
Оценка курса
- https://www.hse.ru/en/edu/courses/843528442 - Community building and networking
Цель, результаты освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов (Категория:ЦТО 2022) понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.
Результаты обучения: обучающийся понимает, как устроены различные типы сетевых образовательных сообществ, как осуществляется воздействие на участников сообществ, какие источники данных об отдельных участниках и сообществе в целом могут быть доступны и как эти данные интерпретировать.
В результате освоения дисциплины слушатель должен:
- Знать
- основные типы сетевых ресурсов, на основании которых выстраивается деятельность сетевых сообществ (Категория:Сообщество);
- различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ;
- организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ
- жизненные циклы и этапы развития сетевых сообществ;
- стили и модели управления поведением участников сетевых сообществ;
- источники данных, отражающих деятельности сетевых сообществ
- среды моделирования коллективного поведения StarLogo Nova, NetLogo
- Уметь
- создавать и поддерживать группы участников сетевых сообществ - на примере (Категория:ЦТО 2022), ;
- создавать и анализировать организационные схемы функционирования сетевых сообществ см. в категории (Категория:Diagrams);
- использовать различные приёмы модерирования деятельности участников сетевых сообществ;
- анализировать деятельность сетевых сообществ на основании данных лог-файлов - см. (Категория:Dataset);;
- выявлять ключевых участников и устойчивые сетевые структуры, определяющие жизнеспособность сетевых сообществ.
- использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
- Владеть
- навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ (например, категории, шаблоны, формы для определённой группы);
- методами оценивания жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ
- методами модерирования контента, создаваемого участниками сетевых сообществ
Содержание разделов дисциплины:
Тема 1. Ключевые понятия и теории сообществ
Понятие сообщества. Акторно-сетевая теория и её развитие на поле сообществ практики. Работы Латура, Энгестрёма, Кнорр-Цетины, Баукер и Стар, Джи, Венгер и Лав. Ресурсы, периферийное участие, социальные и граничные объекты, места связности, объединяющие членов сообщества практики.
- Добавить работы в категорию книг Категория:Book
- Социальные объекты сообщества
- Таблица, в которой выделены сообщества, для которых точно определены социальные объекты
Адрес сообщества | Description | Social Object | |
---|---|---|---|
Academia.edu | https://www.academia.edu/ | Academia.edu – социальная сеть для исследователей, где они могут размещать свои опубликованные или готовящиеся к публикации работы, следить за работами других участников, отслеживать цитируемость собственных работ. | Научная статья |
CoMSES | https://www.comses.net/ | CoMSES Net - Сеть для вычислительного моделирования в социальных и экологических науках. Это - открытое сообщество исследователей и преподавателей. Репозиторий - цифровое хранилище, поддерживающее исследования и передовые методы цитирования программного обеспечения, цифрового хранения, воспроизводимости и повторного использования моделей. | Программный код |
FoldIt сообщество | https://foldit.fandom.com/wiki/Foldit Wiki | FoldIt – построение моделей молекулярных структур при помощи специального программного обеспечения. | Модель белка |
GitHub | https://github.com | Социальная сеть программистов, с возможностью хранить репозиторий проекта и все его изменения. GitHub - контроль доступа, багтрекинг, управлением задачами и вики для каждого проекта. Используется прежде всего для поддержания версий кода | Программный код |
Glitch | https://glitch.com/ | Сообщество для разработки веб-приложений | Программный код |
Habr | https://habr.com/ru/all/ | Хабр русскоязычный веб-сайт в формате системы тематических коллективных блогов (именуемых хабами) с элементами новостного сайта, созданный для публикации новостей, аналитических статей, мыслей, связанных с информационными технологиями, бизнесом и интернетом. | Программный код |
Kaggle | https://www.kaggle.com/ | Kaggle — система организации конкурсов по исследованию данных, а также социальная сеть специалистов по обработке данных и машинному обучению. Принадлежит корпорации Google | Датасет |
LeMill | http://lemill.net/ | Репозиторий образовательных материалов, которыми обмениваются учителя | Сценарий урока |
Media MOO | http://mediamoo.clemson.edu/ | Сообщество учителей в мире текстовом объектно-ориентированном многопользовательском мире. Одно из первых образовательных сообществ | Цифровой учебный объект |
Modeling Commons | http://modelingcommons.org | Сообщество, участники которого создают и обмениваются моделями NetLogo. | Программный код |
Principia Cybernetica Web | http://pespmc1.vub.ac.be/ | Сообщество исследователей, объединенных идеей метаперехода на уровень суперорганизма, в котором люди объединены телекоммуникационными связями и цифровыми объектами | Научная статья |
Roblox | https://www.roblox.com/ | Roblox — игровая онлайн-платформа и система создания игр, позволяющая любому пользователю создавать свои собственные и играть в созданные другими игры. | Программный код |
Shinyappsio | https://community.rstudio.com/tag/shinyappsio | Сообщество пользователей, обменивающихся знаниями о создании и использовании приложений Shiny | Applet |
Stack OverFlow | http://stackoverflow.com/ | Сеть создания контента в форме вопросов и ответов о программировании. | Программный код |
WikiHow | http://www.wikihow.com/ | Вариант вики энциклопедии - руководства «как сделать …». | Вики статья |
Wikipedia | https://www.wikipedia.org/ | Сообщество редакторов всемирной открытой энциклопедии | Научная статья |
Сообщество GeoGebra | https://www.geogebra.org/ | Социальная сеть, участники которой обмениваются материалами, созданными при помощи программы GeoGebra | Программный код |
Сообщество NetLogo | http://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/ | Сообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке NetLogo. | Программный код |
Сообщество Scratch | http://scratch.mit.edu | Сетевое сообщество детей и взрослых, обменивающихся своими проектами, написанными на языке Scratch | Программный код |
Сообщество Snap! | http://snap.berkeley.edu/ | Сообщество исследователей, учителей и учащихся, использующих в своей деятельности язык Snap! Участники могут делиться своими проектами (Share, Publish). Создавать коллекции проектов, следить с действиями других участников (following) | Программный код |
Сообщество StarLogo | https://www.slnova.org/ | Сообщества обмена моделями и объектами в среде StarLogo Nova. Участники могут использовать код проектов других участников. Создавать свои коллекции и приглашать других участников к работе над версиями своих проектов. | Программный код |
Сообщество Zotero | https://www.zotero.org/ | Сообщество, использующее коллекции библиографических записей на базе инструментария Zotero | Библиографическая запись |
Сообщество МЭШ | Московская электронная школа – одна из крупных информационных образовательных систем для школьного образования в Российской Федерации. Библиотека Московской электронной школы (МЭШ) является уникальным хранилищем образовательных материалов, которое доступно каждому школьнику, учителю и родителю. | Сценарий урока | |
Форум классных руководителей (ФКР) | https://vk.com/vfkr ru | Вступив в команду ФКР, вы можете:
- общаться с коллегами в тематических чатах; - получить полезные материалы: методические рекомендации от педагогов и наших партнеров; - смотреть тематические эфиры от экспертов и выступить в “Открытом микрофоне”; - реализовать проект всероссийского уровня; - стать участником Форума. | Мероприятие |
Тема 2. Организационные схемы сообществ
Типология сетевых сообществ. Примеры различных платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ (форумы, вики, блоги, фото и видео сервисы, сообщества вокруг инструментов создания игр, моделей).
Специализированные сообщества создателей образовательного контента.
Организационные схемы представления сетевых сообществ.
Mermaid
Description | |
---|---|
Activity diagram | Простые и очень понятные диаграммы алгоритмов - последовательность совершаемых действий. Возможно с проверкой результатов. |
Barsik | Пример использования диаграммы классов для представления отношений между кошкой, хозяином и домом. Сходные примеры можно найти в книге "Статистика и котики" или в советском фильме "Операция Ы". |
Binary search (diagram) | ![]()
|
Mermaid/Flowchart | Flowchart - примеры того, как могут быть использованы диаграммы потока |
PDCA cycle | The PDCA cycle is a continuous improvement model that stands for Plan-Do-Check-Act. It is also known as the Deming cycle or the Shewhart cycle. The PDCA cycle is a problem-solving approach that helps organizations to improve their processes and products.
The four stages of the PDCA cycle are as follows: 1. Plan: This stage involves identifying the problem, setting goals, and developing a plan to achieve those goals. The plan should be specific, measurable, achievable, relevant, and time-bound (SMART). 2. Do: This stage involves implementing the plan. The plan should be executed according to the defined steps, and the results should be monitored. 3. Check: This stage involves evaluating the results of the implementation. The results should be compared to the goals set in the planning stage. If the results are not satisfactory, the plan should be revised. 4. Act: This stage involves taking action based on the results of the evaluation. If the results are satisfactory, the plan should be standardized and implemented. If the results are not satisfactory, the plan should be revised, and the cycle should start again. The PDCA cycle is a continuous process, and it can be applied to any process or product. It helps organizations to identify and solve problems, improve processes, and achieve their goals. |
Roblox (диаграмма) | Диаграммы, описывающие сообщество Roblox |
Use Case Diagram | UML — диаграмма, отражающая отношения между акторами и прецедентами и являющаяся составной частью модели прецедентов, позволяющей описать систему на концептуальном уровне. Прецедент — возможность моделируемой системы (часть её функциональности), благодаря которой пользователь может получить конкретный, измеримый и нужный ему результат. Диаграмма вариантов использования - это визуальное представление, используемое в программной инженерии для отображения взаимодействий между участниками системы и самой системой. Она отражает динамическое поведение системы, иллюстрируя ее сценарии использования и роли, которые с ними взаимодействуют. Эти диаграммы необходимы для уточнения функциональных требований к системе и понимания того, как пользователи будут взаимодействовать с системой. |
Диаграмма Ганта | Диагра́мма Га́нта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта, календарный график) — это популярный тип столбчатых диаграмм (гистограмм), который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Является одним из методов планирования проектов. Используется в приложениях по управлению проектами. |
Диаграмма Хазарского Словаря | Пример flowchart диаграммы - описание use case |
Диаграмма класса профессиональный стандарт | Еще один пример использования диаграммы классов classDiagram |
Диаграмма классов | Диаграмма классов (англ. class diagram) — структурная диаграмма языка моделирования UML, демонстрирующая общую структуру иерархии классов системы, их коопераций, атрибутов (полей), методов, интерфейсов и взаимосвязей (отношений) между ними. Целью создания диаграммы классов является графическое представление статической структуры декларативных элементов системы (классов, типов и т. п.). Целью создания диаграммы классов является графическое представление статической структуры декларативных элементов системы (классов, типов и т. п.) |
Диаграмма курса «Технологии программирования» | План изучения курса «Технологии программирования». Февраль. |
Диаграмма последовательности | Диаграмма последовательности (англ. sequence diagram) — UML-диаграмма, на которой для некоторого набора объектов на единой временной оси показан жизненный цикл объекта (создание-деятельность-уничтожение некой сущности) и взаимодействие акторов (действующих лиц) информационной системы в рамках прецедента. Основными элементами диаграммы последовательности являются обозначения объектов (прямоугольники с названиями объектов), вертикальные «линии жизни» (англ. lifeline), отображающие течение времени, прямоугольники, отражающие деятельность объекта или исполнение им определенной функции (прямоугольники на пунктирной «линии жизни» — фокусы контроля, англ. focus of control), и стрелки, показывающие обмен сигналами или сообщениями между объектами. |
Диаграмма прецедентов | Диаграмма прецедентов или диаграмма вариантов использования (англ. use case diagram) в UML — диаграмма, отражающая отношения между акторами и прецедентами и являющаяся составной частью модели прецедентов, позволяющей описать систему на концептуальном уровне. Пример flowchart диаграммы - описание use case |
Диаграмма пути пользователя | ![]()
|
Диаграмма состояний | ![]() |
Диаграмма формирования компетентного профиля | Последовательность формирования - что делает участник и что он осваивает в ходе этой деятельности. |
Медицинский центр (диаграмма) | Как работает врач с пациентом |
Продвижение участника | Диаграмма продвижения участника на поле Вики (Mermaid) - вариант описания взаимодействия пользователя с системой |
Языки (диаграмма класса) | Пример - classDiagram - для всех сущностей внутри можно и нужно создавать подобные графы |
GraphViz
Description | |
---|---|
BN diagram | Диаграмма использования Байесовских сетей в оценивании
![]() |
Binary search (diagram) | ![]()
|
DICOM (диаграмма) | Пример огромной диаграммы Digital Imaging and Communications in Medicine |
Diagram of Ecosystem | Обобщенная диаграмма экосистемы
![]() |
Diagrams Значения элементов | Элементы, из которых собираются диаграммы и их значения.
|
ForumScheme | Диаграмма Сообщества "Classroom 2.0" |
Git diagrams | Диаграмма Сообщества "LiderID" |
Habr diagram | Диаграм авторизации в Habr |
MedicalOntologyDiagram | Онтология медицинских знаний - несколько демонстраций
![]() |
Ontology of digital literacy | Онтология цифровой грамотности |
Ontology of geographic literacy | Онтология географической грамотности |
PDCA cycle | The PDCA cycle is a continuous improvement model that stands for Plan-Do-Check-Act. It is also known as the Deming cycle or the Shewhart cycle. The PDCA cycle is a problem-solving approach that helps organizations to improve their processes and products.
The four stages of the PDCA cycle are as follows: 1. Plan: This stage involves identifying the problem, setting goals, and developing a plan to achieve those goals. The plan should be specific, measurable, achievable, relevant, and time-bound (SMART). 2. Do: This stage involves implementing the plan. The plan should be executed according to the defined steps, and the results should be monitored. 3. Check: This stage involves evaluating the results of the implementation. The results should be compared to the goals set in the planning stage. If the results are not satisfactory, the plan should be revised. 4. Act: This stage involves taking action based on the results of the evaluation. If the results are satisfactory, the plan should be standardized and implemented. If the results are not satisfactory, the plan should be revised, and the cycle should start again. The PDCA cycle is a continuous process, and it can be applied to any process or product. It helps organizations to identify and solve problems, improve processes, and achieve their goals. |
Roblox (диаграмма) | Диаграммы, описывающие сообщество Roblox |
SMW diagrams | Диаграмма отношений между сущностями Semantic MediaWiki
![]() |
Taxonomic sandbox | Несколько таксономий обучающих языков программирования - от маленькой до огромной. Большинство объектов на карте кликабельны.
![]() |
Wiki Diagram | Диаграмма устройства вики-сообщества
![]() |
ZooUniverse Diagram | Диаграмма сообщества ZooUniverse
![]() |
Генеалогия многоагентных сред (диаграмма) | Фрагмент генеалогической схемы происхождения агентных языков |
Диаграмма классов | Диаграмма классов (англ. class diagram) — структурная диаграмма языка моделирования UML, демонстрирующая общую структуру иерархии классов системы, их коопераций, атрибутов (полей), методов, интерфейсов и взаимосвязей (отношений) между ними. Целью создания диаграммы классов является графическое представление статической структуры декларативных элементов системы (классов, типов и т. п.). Целью создания диаграммы классов является графическое представление статической структуры декларативных элементов системы (классов, типов и т. п.) |
Диаграмма профиля компетенций | Представление профиля компетенций в виде диаграммы - 2 диаграммы, чтобы показать, как меняются компетенции в ходе обучения
![]() |
Диаграмма связи школы и технологий | Связи школы и технологий из внешнего источника:
![]() |
Классификация требований (диаграмма) | Диаграмма классификации требований к программному обеспечению представляет отношения функциональный и нефункциональных требования
![]() |
Модульное программирование (диаграмма) | Диаграмма, в которой демонстрируются основные принципы модульного программирования |
Общая диаграмма взаимодействия в сетевых сообществах | Общая схема сетевого анализа, когда связи между агентами деятельности возникают в результате совместного создания или редактирования цифровых объектов. |
Схема алгоритма для робота-геолога | Схема предложена ChatGPT 3.5 |
Сценарное моделирование (диаграмма) | Сценарное моделирование образовательной практики, через которое осуществляется запись последовательности действий при помощи выразительных средств языка IMS Learning Design. |
Тема 3 Управление сетевой деятельностью
Управление деятельностью участников сетевых сообществ. Типология участников по видам совершаемых действий. Типология участников на основании главных мотивов их деятельности. Различные типы модерирования контента, создаваемого участниками. Делегирование участникам ролей и соответствующих этим ролям прав.
Файл:Analytics Behavior Users 11 2022 w.pdf
Таксономия Бартла
Описание | Р. Бартл предположил, что типология игроков определяется их потребностями по следующим шкалам: «Действие – Взаимодействие» и «Игроки – Мир», в котором происходит деятельность. В зависимости от того, какие потребности участник реализует внутри игровой системы, его поведение можно будет отнести к тому или иному типу. |
---|---|
Область знаний | Социология |
Авторы | Бартл |
Поясняющее видео | |
Близкие понятия | Компьютерная игра, Таксономия, Таксономия Толлингеровой |
Среды и средства для освоения понятия |
Принципиальное значение имеет не столько сама предложенная Р. Бартлом типология, сколько его положение о том, что мы можем, меняя свойства среды, влиять на поведение участников совместной сетевой деятельности. Среда совместной деятельности поддерживает возможности для реализации тех или иных потребностей, которые заложены в участниках. Если в системе нет возможностей, которые поддерживают желание участников подавлять друг друга, то такая форма поведения реализовываться не будет. Организаторы совместной деятельности могут настраивать возможности, которые предоставляет их система, ориентируясь на шкалы интересов. В основании типологии среды совместной игровой деятельности, предложенной Р. Бартлом, лежит эколого-эволюционный подход и теория поля. Необходимо заметить, что всякое изменение шкалы интересов участников может иметь серьезные последствия, в результате которых система совместной деятельности может утратить важнейшие характеристики. Например, если излишне поддерживать возможности общения между игроками, то система совместной деятельности превратится в чат или форум. Если же поддерживать только возможности создания новых объектов, то система снизятся возможности для соревнования и общения.
см. игры в категории Category:DEG
Действия | Взаимодействия | |
---|---|---|
Система (Мир) | Карьеристы | Исследователи |
Участники (Игроки) | Киллеры | Социофилы |
Тема 4 Анализ динамики формирования и развития сообществ
Сетевой анализ деятельности участников сетевых сообществ.
Группа, клика, ключевые участники, ключевые объекты
Выявление групп, клик, ключевых участников и ключевых объектов совместной деятельности в сетевых сообществах.
Показатели жизнеспособности
- Основные показатели, позволяющие судить о жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ.
- Где и как можно посмотреть данные о сообществах
- GOOGLE APRS - НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28969569 - анализ школьного сообщества на основании действий, совершаемых участниками
- На примере данной вики - см. Как пользоваться волшебными словами внутри вики
- Количество участников 221
- Количество созданных страниц 2800
- Полноценных статей - 769
- Количество загруженных файлов
- Количество редактирований 13569,
- Продуктивность 2800 / 221
Как получить данные из другой вики площадки
Тема 5 Карты сообществ
Визуализация отношений между акторами сетевых сообществ на основании данных лог-файлов. Статические и динамические графы, представляющие отношения между участниками сетевых сообществ.
Использование визуализации отношений для рефлексии командной деятельности внутри сетевых сообществ.
Литература
- Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Выращивание данных для школьных виртуальных лабораторий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2021. - Т. 18. - №4. - C. 347-359. doi: 10.22363/2312-8631-2021-18-4-347-359
- Патаракин Е.Д. Моделирование действий над объектами совместной деятельности в искусственных сообществах NetLogo и StarLogo Nova. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство “Экон-Информ,” 2020. P. 71–78. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44136098
- Патаракин Е.Д., Вачкова С.Н. Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами // Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Педагогика И Психология. 2019. № 4 (50). C. 101–112.
- Патаракин Е.Д. Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности // Образовательные технологии. 2017. № 2. С. 309 - 329 https://elibrary.ru/item.asp?id=29438094
- Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Анализ связей между сотрудниками школы на основе их взаимодействия в домене Google Apps для образования // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. 2016. Vol. 19, № 2. P. 585–599.
- Патаракин Е.Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. № 2. P. 505–528. https://elibrary.ru/item.asp?id=19002846 pdf
- Патаракин Е.Д., Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 - М.: "Современные технологии в образовании и культуре", 2009. - 176 с.
- Патаракин Е.Д. , 2006, «Сетевые сообщества и обучение», М., ПЕР СЭ, 112 с.
Видеоматериалы
- https://youtu.be/lXuMyUrvMLc
- Представление истории формирования команд методами сетевого анализа и агентного моделирования
- https://youtu.be/SlWh0aq69rg
- Использование многоагентного моделирования для изучения организационных и образовательных феноменов
- https://youtu.be/Az3S2m2fDvE
- The story of the MES educational community, told using network analysis and agent-based modelling
- https://youtu.be/_IRTKplE7nw
- Выращиваем данные в многоагентных моделях NetLogo
- https://youtu.be/PTZcS_Bsixc
- Моделирование организационного поведения
Критерии оценки по дисциплине
Образовательный результат | Тема | Задание | Пример |
---|---|---|---|
Знать различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ, и их связующие объекты | Ключевые понятия и теории сообществ | Принять участие в обсуждении понятия Социальный объект, привести собственные примеры социальных объектов | Social Object: Научная статья, Social Object: Программный код, Social Object: Модель белка, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Датасет, Social Object: Сценарий урока, Social Object: Цифровой учебный объект, Social Object: Программный код, Social Object: Научная статья, Social Object: Программный код, Social Object: Applet, Social Object: Программный код, Social Object: Вики статья, Social Object: Научная статья, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Библиографическая запись, Social Object: Сценарий урока, Social Object: Мероприятие |
Знать и уметь создавать организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ | Организационные схемы сообществ Category:Diagrams | Создать организационную схему для одного из сообществ, уже размещенных в вики | Wiki Diagram |
Владеть навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ | Управление сетевой деятельностью | Подготовить категорию, форму и шаблон для группы участников | Пример - Категория:UserHSE |
Анализировать деятельность сетевых сообществ, выявлять ключевых участников | Анализ динамики формирования и развития сообществ | Построить и проинтерпретировать социограмму совместной деятельности на базе готового датасета | Пример статья Социограмма, Викиграмма
|
Использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности | Карты сообществ, искусственные сообщества | Собрать данные с искусственного поля |