Социальный объект

Материал из Поле цифровой дидактики


Описание Объект социальный — конкретный объект, служащий основой для формирования отношений и связей между людьми. Согласно концепции объектной социальности, людей связывают не общие формы деятельности, а конкретные объекты совместной деятельности. Например, статья вики, проект Scratch, модель NetLogo, документ Google. Понятие социальный объект вводит финский исследователь Юрий Энгестрем исходя из того, что основой для формирования отношений и связей между людьми служат не общие формы деятельности, а конкретные объекты.
Область знаний NetSci, Педагогика, Психология, Социология
Авторы Латур, Jyri Engestrom, Серр, Кнорр-Цетина
Поясняющее видео https://www.youtube.com/watch?v=5e6SrEAej20
Близкие понятия Место связности, Дружественное средство, Граф, Биграф
Среды и средства для освоения понятия Scratch, Snap!
  • Юрьё Энгестрём (от команд к узлам) ссылается на Леонтьева (Деятельность, Сознание, Личность)
    • Радикальная идея Леонтьева состояла в необходимости размещать мотивы не в субъектах, а в объектах деятельности. (On the life of the object Engeström, Y., Blackler, F., 2005. On the Life of the Object. Organization 12, 307–330. https://doi.org/10.1177/1350508405051268)
  • Младший Энгестрём ссылается на работу (объектная социальность) Карен Кнорр-Цетина.

Activity theory has highlighted that the object of activity indicates the motive of each activity (Engeström, 2015); “the object of an activity is its true motive” (Leontjev, 1978, p. 62). Leontjev, A. N. (1978). Activity, consciousness and personality. Englewood Cliffs: Prentice Hall.

Социальная сеть объединяет людей, но для объединения необходим катализатор, в роли которого выступает социальный объект, реальный и конкретный стимулятор связи. Энгестрем вслед да Серром и Латуром использует метафору группы детей, играющих на берегу. Дети собираются вокруг конкретного объекта - мяча. Во всех успешных социальных сетях можно выделить этот паттерн присутствия социального объекта.


Chess-media-01.png

Латур

Вы можете написать статью ..., но эта статья вряд ли станет исчерпывающим доказательством, если другие люди не подхватят эту идею и не начнут впоследствии использовать ее как несомненный факт. Чтобы ваша статья начала играть определяющую роль, нужны они. Если они посмеются над вами, если будут равнодушны, если с недоумением пожмут плечами, с вашей статьей будет покончено. Утверждение, таким образом, постоянно находится в опасности, как, например, мяч при игре в регби. Если ни один игрок его не схватит, он просто останется лежать на траве. Чтобы заставить его двигаться, нужно действие - например, чтобы кто-то схватил его и бросил; но результат броска зависит, в свою очередь, от его силы, скорости, точности и тактики других. В любой момент траектория мяча может измениться, его могут перехватить или отбить игроки противоположной команды, которые вступают в игру в роли несогласных, ил и то же самое могут сделать и ваши товарищи по команде. В целом движение мяча, или утверждения, или артефакта в известной степени будет зависеть от ваших действий, но в куда большей - от множества других людей, действия которых у вас мало возможностей контролировать. Конструирование фактов, как и игра в регби, - процесс коллективный.

  • Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества / Б. Латур, Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 413 c.

Серр

Этот квази-объект и не объект вовсе, но, тем не менее, именно объект, коль скоро не является субъектом и находится в мире; это также квази-субъект, поскольку обозначает или указывает на субъекта, который, не будь квази-объекта, не был бы субъектом. Тот, кого не застали с «хорьком» в руках, — аноним, часть монотонной цепи, в которой он неразличим. Он больше не является индивидом, он не узнан, не раскрыт, не отмечен. Он в цепи и принадлежит ей. Как и «хорек», он кружит в коллективе. Ниточка в его руках — наша простая связь, отсутствие «хорька» [имеется в виду игра в веревочку]; его путь и составляет нашу нераздельность. Кто мы? Мы — те, чьи руки передают этот предмет, те, кто не обладает им. Передача квази-объекта и формирует коллектив, если она прервется, возникнет индивид. Если последнего раскроют, он станет водить [mort]. Кто же субъект, кто «Я», или кто я? Движение «хорька» cплетает «мы», коллектив; если он остановится, то обозначит «Я».

Мяч — необычный объект, ибо он является собой лишь в руках субъекта. Оставленный где-то, он — ничто, никчемен, бессмыслен, бесцелен и бесполезен. В мяч не играют в одиночку. Тот, кто все же поступает так и не делится мячом — плохой игрок и вскоре будет исключен из игры. Про таких говорят, что они эгоисты [personnels]. Коллективная игра не нуждается в личностях, людях самих по себе. Посмотрим на того, у кого мяч. Если он начнет вращать его вокруг себя — он плохой игрок. Мяч не предназначен для тела, наоборот, тело — это объект мяча; субъект вращается вокруг этого солнца. Обращаться с мячом умеет тот, кто следует за мячом, служит ему, вместо того, чтобы подчинять и использовать его. Мяч — субъект тела, субъект тел и как будто субъект субъектов. Играть — значит превратиться в атрибут мяча как субстанции. Для него писаны законы, они определяются по отношению к нему, а мы только подчиняемся этим законам. Навыки владения мячом предполагают Птолемеевскую революцию, на которую способны немногие теоретики, так как мы слишком привыкли быть субъектами в Коперниканском мире, внутри которого объекты — всего лишь рабы.

Serres, M. (2007). The Parasite. University of Minnesota Press.