Дружественное средство
Материал из Поле цифровой дидактики
Описание | Дружественное средство - Convivial Tool - предложено Илличем в книге Tools for Conviviality - средство, которое каждый человек может использовать так, как он этого хочет. |
---|---|
Область знаний | NetSci, Информатика, Педагогика |
Авторы | Иллич, Фишер, Френе |
Поясняющее видео | https://www.youtube.com/watch?v=K-eauppsNf0 |
Близкие понятия | Социальный объект |
Среды и средства для освоения понятия | graphviz, PlantUML |
Tools foster conviviality to the extent to which they can be easily used, by anybody, as often or as seldom as desired, for the accomplishment of a purpose chosen by the user. The use of such tools by one person does not restrain another from using them equally. They do not require previous certification of the user. Their existence does not impose any obligation to use them. They allow the user to express his meaning in action.
Иллич
- http://letopisi.org/index.php/Тишина_как_общинное_достояние
- http://letopisi.org/index.php/Tools_for_Conviviality
Френе - примеры дружественных средств
- Кино
- По средам последний час занятий посвящен показу фильмов, который иногда сопровождается музыкой и песнями. У нас имеется маленький кинопроектор, а кооперативная фильмотека регулярно поставляет нам фильмы. Есть также кинокамера, с помощью которой мы снимаем свои фильмы в деревне, на прогулках и т.п. Эти фильмы живо и непосредственно отражают нашу жизнь и являются поэтому, так же как и составленные нами тексты, ценнейшим учебновоспитательным средством. Мы посылаем наши фильмы, как и тексты, нашим корреспондентам в обмен на их пленки. Благодаря этим кинодокументам наши киносеансы приобретают специфическую нравственную и духовную ценность, которая дополняет (что до сих пор абсолютно не учитывалось педагогами) учебную и развлекательную функции кинематографа <...>
- Пластинки
- В школе есть и проигрыватель, возведенный усилиями нашего Кооператива в ранг учебного средства, когда специально подобранные пластинки широко используются для обучения пению и организации школьных праздников с танцами и музыкальным сопровождением. Несколько лет назад в школе появилось новое учебное средство, Не менее ценное, чем кинопроектор и проигрыватель: это магнитофон. Его можно прекрасно использовать в разнообразных учебных целях, в частности записывать голоса учеников, рассказы рабочих и ремесленников, а также знакомиться с голосами наших друзей из Других городов.
- Радио
- Радио почти не используется в нашей работе. Так же как и усовершенствованный кинематограф, современное радио абсолютно не соответствует нашим методам. Даже так называемые учебные программы не только бесполезны, они могут и навредить, внося в учебный процесс нашей трудовой школы верхоглядство и разброд. Однако мы вовсе не собираемся окончательно отказываться от радио. Напротив, мы убеждены, что школа, чтобы отражать все богатство современного мира, должна сделать радио и кинематограф незаменимыми учебными средствами, имеющими богатейшие возможности. Сегодня то же самое можно сказать и о телевидении.
- Пишущая машинка
- До сих пор пишущая машинка была роскошью, недоступной народным школам. Но современный технический прогресс уже позволяет нам приобрести по приемлемой цене надежную саморегулирующуюся машинку, на которой дети смогут самостоятельно работать. Если нам это удастся, пишущая машинка станет важнейшим инструментом, неоценимым учебным средством как для учеников, так и для учителей. Она дополнит школьную типографию и копировальный аппарат, и это станет такой же революцией в учебной технике, какой было изобретение бумаги и замена гусиных перьев стальными.