Заглавная страница: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показано 127 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
__NOTOC__
__NOTOC__
; Темы недели
* '''[[Data_in_Education_Seminar/19_12_2024|Агрегация экспертных мнений при построении карт знаний]]''' семинар 19.12.2024
* '''[[Dynamic Learning Environments: Creating Courses with Semantic MediaWiki|Дизайн учебных курсов в SMW]]''' - 30/11/2024 - для [[:Категория:ПОМ ЛПС-24|ПОМ ЛПС-24]] и [[:Категория:ОИ-241м|ОИ-241м]]
* '''[[Creating Active Essays Using Agent Models|Создание активных эссе (Active Essays) с использованием многоагентных моделей]]''' - мастер-класс 25.11.2024
* [[Patterns of Technology in Education|Паттерны технологий в образовании: как ИТ формируют образовательные практики]] 24 сентября 2024, Красноярск
* [[Проект «Мастерская знаний» Института ИИ МГУ]] - 10 апреля 2024
== Учебные курсы  ==
* '''Как работает [[ABM Constructor|конструктор использования многоагентого моделирования]]''' на примере подготовки курса [[Многоагентное моделирование в изучении группового поведения (Syllabus)|Многоагентное моделирование в изучении группового поведения]]
*  '''[[Программирование на языках высокого уровня]]''' для '''[[:Категория:ИВО-241м|ИВО-241м]]'''
*  '''[[Информационные системы (Syllabus)|Информационные системы]]''' для '''[[:Категория:ИНДОР-221|ИНДОР-221]]'''
* '''[[Визуализация данных в образовании (Syllabus)|Визуализация данных в образовании]]''' для '''[[:Категория:УСО-231м|УСО-231м]]'''
* '''[[Основы компьютерного моделирования (Syllabus)|Основы компьютерного моделирования]]''' для '''[[:Категория:ИНФА-231|ИНФА-231]]''' и '''[[:Категория:ИНДОР-211|ИНДОР-211]]'''
* [[Анализ_и_интерпретация_данных_(syllabus)|Анализ и интерпретация данных в образовании]]  для '''[[:Категория:УСК-2023|УСК-2023]]'''
* [[Разработка мобильных приложений (syllabus)|Разработка мобильных приложений]] для [[:Категория:АДЭУ-211|АДЭУ-211]]
*  '''[[Программирование (математики и физики)|Программирование]]''' для  [[:Категория:МФ-201|МФ-201]]
* '''[[Построение сетевых сообществ]]''' - Программа учебного курса для '''[[:Category:Ioe_2024|Ioe_2024]]'''
**  '''[[Сетевые образовательные сообщества: анализ больших данных]]''' - краткое содержание курса в виде мастер-класса
* [[Программирование на языках высокого уровня]]  - Программа учебного курса для [[:Категория:ИВО-231м|ИВО-231м]]
*  [[Cloud technologies (syllabus)|Облачные технологии]]  - Программа учебного курса для [[:Категория:ИВО-231м|ИВО-231м]]


== Cовместная работа со знаниями в образовании ==
== Cовместная работа со знаниями в образовании ==
Поле цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы по формированию вычислительного мышления. Здесь можно читать и использовать статьи из следующих категорий:  
Поле цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы по формированию вычислительного мышления. Здесь можно читать и использовать статьи из следующих категорий:  
* '''[[:Категория:Понятие|понятия]]'''  ( {{#ask: [[Категория:Понятие]] | format = count }});  
* [[:Категория:Competence|компетенции]] ({{#ask: [[Категория:Competence]] | format = count }});
* '''[[:Категория:Язык программирования|языки программирования]]''' ({{#ask: [[Категория:Язык программирования]]  | format = count }});  
* '''[[:Категория:Понятие|понятия]]'''  ( {{#ask: [[Категория:Понятие]] | format = count }})  [[Генеративный искусственный интеллект]], [[Активное эссе]] и др. ;
* '''[[:Category:Diagrams|схемы и диаграммы]]'''  ( {{#ask: [[Category:Diagrams]] | format = count }}).
* [[:Category:Book|книги]]  ({{#ask: [[Category:Book]] | format = count}});
* '''[[:Category:Dataset|датасеты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Dataset]] | format = count }}).
*  '''[[:Категория:Model|модели]]'''  ( {{#ask: [[Category:Model]] | format = count }} );  
* '''[[:Категория:Язык программирования|языки программирования]]''' ({{#ask: [[Категория:Язык программирования]]  | format = count }}) [[Lisp]], [[Scheme]], [[Scratch]], [[Snap!]] и др.;
* '''[[:Category:Dataset|датасеты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Dataset]] | format = count }}) [[ChatbotACM (dataset)]], [[Collaborative knowledge ACM (dataset)|Совместная работа со знаниями]], [[GoogleSchool 02(dataset)|Log файл школы]];  
* '''[[:Category:Diagrams|схемы и диаграммы]]'''  ( {{#ask: [[Category:Diagrams]] | format = count }}) [[Taxonomic sandbox]], [[Языки (диаграмма класса)]];
* '''[[:Category:Dataset|датасеты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Dataset]] | format = count }}) [[ChatbotACM (dataset)]], [[Collaborative knowledge ACM (dataset)|Совместная работа со знаниями]], [[GoogleSchool 02(dataset)|Log файл школы]];
* '''[[:Категория:DigitalTool|цифровые средства]]'''  ( {{#ask: [[Категория:DigitalTool]] | format = count }});  
* '''[[:Категория:DigitalTool|цифровые средства]]'''  ( {{#ask: [[Категория:DigitalTool]] | format = count }});  
* образовательные '''[[:Категория:DEG|видео игры]]''' ({{#ask: [[Категория:DEG]]  | format = count }});  
* образовательные '''[[:Категория:DEG|видео игры]]''' ({{#ask: [[Категория:DEG]]  | format = count }});  
Строка 12: Строка 36:
* [[:Категория:Сообщество|сетевые сообщества]] ({{#ask: [[Категория:Сообщество]] | format = count}});  
* [[:Категория:Сообщество|сетевые сообщества]] ({{#ask: [[Категория:Сообщество]] | format = count}});  
* [[:Категория:HowTo|паттерны]] ({{#ask: [[Категория:HowTo]] | format = count }});  
* [[:Категория:HowTo|паттерны]] ({{#ask: [[Категория:HowTo]] | format = count }});  
* [[:Категория:Competence|компетенции]] ({{#ask: [[Категория:Competence]] | format = count }});
* [[:Category:Person|писатели]]  ({{#ask: [[Category:Person]] | format = count}});  
* [[:Category:Person|писатели]]  ({{#ask: [[Category:Person]] | format = count}});  
* [[:Category:Scripting Tutorials|руководства - рецепты]]  ( {{#ask: [[Category:Scripting Tutorials]] | format = count }});  
* '''[[:Category:Scripting Tutorials|руководства - рецепты]]''' ( {{#ask: [[Category:Scripting Tutorials]] | format = count }});  
* [[:Category:Событие|события в вики]]  ( {{#ask: [[Category:Событие]] | format = count }}).
* [[:Category:Событие|события]]  ( {{#ask: [[Category:Событие]] | format = count }})
* [[Служебная:Список_участников|участники]] из [[:Category:UserMGPU|МГПУ]], [[:Category:UserHSE|ВШЭ]], [[:Category:СамГМУ|Самарского ГМУ]].
* [[Служебная:Список_участников|участники]] из [[:Category:UserMGPU|МГПУ]], [[:Category:UserHSE|ВШЭ]], [[:Category:СамГМУ|Самарского ГМУ]].


== Учебные курсы  ==
'''[[Data in Education Seminar|Семинары о данных в образовании]]'''
* '''[[Алгоритмы и структуры данных (syllabus)|Алгоритмы и структуры данных]]'''  - Программа учебного курса - для участников [[:Категория:ПБД211М|ПБД211М]]
* '''[[Анализ и интерпретация данных (syllabus)|Анализ и интерпретация данных]]''' - Программа учебного курса - для участников [[:Категория:МКО_22|МКО_22]]
* '''[[Построение сетевых сообществ]]''' - Программа учебного курса.
* '''[[Программирование робототехнических устройств]]''' - драфт программы для участников из [[:Категория:РМП211М]]


== Возможности поля ==
== Возможности поля ==
На этом поле мы думаем не отдельными статьями, но классами или породами статей. Т.е. сначала придумываем и договариваемся о том, какими свойствами будет обладать статья определённой породы, а потом заполняем [[Служебная:Properties|свойства]] по шаблону. Такой подход выглядит формальным, но позволяет собирать и представлять данные о классах. Например,  
На этом поле мы думаем не отдельными статьями, но классами или породами статей. Т.е. сначала придумываем и договариваемся о том, какими свойствами будет обладать статья определённой породы, а потом заполняем [[Служебная:Properties|свойства]] по шаблону. Такой подход выглядит формальным, но позволяет собирать и представлять данные о классах. Например,  


; Данные о географическом положении объектов
=== Данные о географическом положении объектов ===
: если статей из категории Объект культуры указано свойство координаты типа географические координаты, то мы можем собрать все или некоторые страницы из этой категории на карте:
Если статей из категории [[:Category:Cultural place|Объект культуры]] указано свойство координаты типа географические координаты, то мы можем собрать все или некоторые страницы из этой категории на карте:
 
{{#ask:
{{#ask:
[[Category:Cultural place]]
[[Category:Cultural place]]
Строка 36: Строка 56:
|width=500
|width=500
}}
}}
; Данные о времени создания объектов
 
: если для статей из категории язык программирования или видео игра указано свойство "год создания", то мы можем представить объекты этой категории на ленте времени и получить справочник, который мы можем листать
=== Данные о времени создания объектов ===
 
Если для статей из категории язык программирования или видео игра или человек указано свойство "год создания", то мы можем представить объекты этой категории на ленте времени и получить справочник, который мы можем листать
{{#ask:
{{#ask:
[[Category:Язык программирования]] OR [[Category:DEG]]  
[[Category:Язык программирования]] OR [[Category:DEG]] OR [[Category:Person]]  
  [[launch year::+]]
  [[launch year::+]]
  |format=moderntimeline
  |format=moderntimeline
Строка 46: Строка 68:
  |?Descendants
  |?Descendants
}}
}}
; Данные о предметной области
 
: если для статей из категории [[:Category:Понятие|понятие]] указана предметная область, то мы можем представить распределение всех опубликованных на экспериментальной площадке понятий по свойству "предметная область".
===  Данные о предметной области ===
Если для статей из категории [[:Category:Понятие|понятие]] указана предметная область, то мы можем представить распределение всех опубликованных на экспериментальной площадке понятий по свойству "предметная область".
{{#ask:[[Категория:Понятие]] [[Field_of_knowledge::+]]
{{#ask:[[Категория:Понятие]] [[Field_of_knowledge::+]]
|?Field_of_knowledge
|?Field_of_knowledge
Строка 56: Строка 79:
|distribution=yes
|distribution=yes
|width=80%
|width=80%
|datalabels=percent
|datalabels=value
}}
}}
; Данные об осваиваемых компетенциях
 
: если для статей из категории [[:Category:DEG|видео игры]] указаны предметная осваиваемые компетенции, то мы можем представить распределение всех опубликованных на экспериментальной видео игр по свойству "осваиваемые компетенции".
=== Формулы, визуальный код и выполняемые проекты ===
{{#ask: [[Category:DEG]] [[Competences::+]]
* [[Как вставлять химические формулы в тексты вики статей]]
|?Competences
<chem>Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$</chem>
|mainlabel=-
 
|format=jqplotchart
Мы можем включать примеры кода. Например, обсудить как устроено [[лямбда-исчисление]] <syntaxhighlight lang="python" inline>lambda x: x * 2</syntaxhighlight> на [[Python]] или понятие [[Объект первого класса]] на  [[Nim]]. Встраивать фрагменты визуального кода для [[Scratch]] и [[Snap!]] строчками текста, которые преобразуются на лету: <sb version="2.0">(((x::variables) + (3)) input names: (x::variables) @delInput @addInput :: grey ring)</sb> Можем добавлять сами проекты. Например, при обсуждении [[клон]]ов добавить в статью и код создания клонов и пример такого проекта [[Scratch]], где бабочка клонирует себя и потом её клоны надевают различные костюмы  <br clear=all />
|charttype=bar
 
|charttitle= Осваиваемые компетенции
|distribution=yes
|width=80%
|datalabels=percent
|direction=horizontal
}}
Внутри категорий вы найдёте разнообразные выборки статей по их свойствам. Формировать выборки статей на основании их свойств можно начать в разделе [[Служебная:Concepts|Концепты]], где уже представлены примеры динамических категорий. А ещё здесь множество примеров выполняемых публикаций и активных эссе. Например,
; Код, визуальный код и выполняемые проекты
: Мы можем в статьи о языках программирования включать примеры кода Например, обсудить как устроено [[лямбда-исчисление]] <syntaxhighlight lang="python" inline>lambda x: x * 2</syntaxhighlight> на [[Python]] или понятие [[Объект первого класса]] на  [[Nim]]. И мы мы можем встраивать фрагменты визуального кода для [[Scratch]] и [[Snap!]] строчками текста, которые преобразуются на лету: <sb version="2.0">(((x::variables) + (3)) input names: (x::variables) @delInput @addInput :: grey ring)</sb> И плюс к этому мы можем встраивать к коду и сами проекты. Например, при обсуждении [[клон]]ов добавить в статью и код создания клонов и пример такого проекта [[Scratch]], где бабочка клонирует себя и потом её клоны надевают различные костюмы  <br clear=all />
<scratch project="211029567 />
<scratch project="211029567 />
а потом показать как сходный проект может быть реализован в [[Snap!]], когда муравей клонирует себя и клоны начинают реагировать на феромоны.<br clear=all />
 
а потом показать как сходный проект может быть реализован в [[Snap!]], когда муравей клонирует себя и клоны начинают реагировать на феромоны, в [[StarLogo Nova]] или в [[NetLogo]]<br clear=all />


Дальнейшее развитие может пойти в сторону создания и использования различных моделей и симуляций для экологического и биологического образования. А с другой стороны это отличное поле для обсуждения проектов, связанных с агентами, играми, мобильными приложениями и роботами. Отдельный возможный класс объектов внутри экспериментальной площадки, где на страницах черепахи и драконы встречаются с роботами или симуляторами Роббо и параллельно идёт обсуждение того, какие навыки и умения осваивает ученик, который эти встречи организует. Отдельная прелесть заключается в том, что к страницам вики, черепахам и роботам мы обращаемся на одном и том же языке ask - страницы или черепахи со свойствами - делайте то, что я вам говорю.  
Дальнейшее развитие может пойти в сторону создания и использования различных моделей и симуляций для экологического и биологического образования. А с другой стороны это отличное поле для обсуждения проектов, связанных с агентами, играми, мобильными приложениями и роботами. Отдельный возможный класс объектов внутри экспериментальной площадки, где на страницах черепахи и драконы встречаются с роботами или симуляторами Роббо и параллельно идёт обсуждение того, какие навыки и умения осваивает ученик, который эти встречи организует. Отдельная прелесть заключается в том, что к страницам вики, черепахам и роботам мы обращаемся на одном и том же языке ask - страницы или черепахи со свойствами - делайте то, что я вам говорю.  


И в этот же раздел совместного создания, копирования и редактирования кода попадают тексты UML диаграмм, которые мы можем использовать и для дизайна учебной деятельности (сценарии уроков), и для разработки мобильных приложений, и для представления концепций образования.
И в этот же раздел совместного создания, копирования и редактирования кода попадают тексты UML диаграмм, которые мы можем использовать и для дизайна учебной деятельности (сценарии уроков), и для разработки мобильных приложений, и для представления концепций образования.
* [[Как вставлять химические формулы в тексты вики статей]]
<chem>Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$</chem>

Текущая версия на 10:46, 19 декабря 2024

Темы недели

Учебные курсы

Cовместная работа со знаниями в образовании

Поле цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы по формированию вычислительного мышления. Здесь можно читать и использовать статьи из следующих категорий:

Семинары о данных в образовании

Возможности поля

На этом поле мы думаем не отдельными статьями, но классами или породами статей. Т.е. сначала придумываем и договариваемся о том, какими свойствами будет обладать статья определённой породы, а потом заполняем свойства по шаблону. Такой подход выглядит формальным, но позволяет собирать и представлять данные о классах. Например,

Данные о географическом положении объектов

Если статей из категории Объект культуры указано свойство координаты типа географические координаты, то мы можем собрать все или некоторые страницы из этой категории на карте:

Идёт загрузка карты…

Данные о времени создания объектов

Если для статей из категории язык программирования или видео игра или человек указано свойство "год создания", то мы можем представить объекты этой категории на ленте времени и получить справочник, который мы можем листать

Данные о предметной области

Если для статей из категории понятие указана предметная область, то мы можем представить распределение всех опубликованных на экспериментальной площадке понятий по свойству "предметная область".

Загрузка...

Формулы, визуальный код и выполняемые проекты

[math]\ce{ Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$ }[/math]

Мы можем включать примеры кода. Например, обсудить как устроено лямбда-исчисление lambda x: x * 2 на Python или понятие Объект первого класса на Nim. Встраивать фрагменты визуального кода для Scratch и Snap! строчками текста, которые преобразуются на лету: (((x::variables) + (3)) input names: (x::variables) @delInput @addInput :: grey ring) Можем добавлять сами проекты. Например, при обсуждении клонов добавить в статью и код создания клонов и пример такого проекта Scratch, где бабочка клонирует себя и потом её клоны надевают различные костюмы

а потом показать как сходный проект может быть реализован в Snap!, когда муравей клонирует себя и клоны начинают реагировать на феромоны, в StarLogo Nova или в NetLogo

Дальнейшее развитие может пойти в сторону создания и использования различных моделей и симуляций для экологического и биологического образования. А с другой стороны это отличное поле для обсуждения проектов, связанных с агентами, играми, мобильными приложениями и роботами. Отдельный возможный класс объектов внутри экспериментальной площадки, где на страницах черепахи и драконы встречаются с роботами или симуляторами Роббо и параллельно идёт обсуждение того, какие навыки и умения осваивает ученик, который эти встречи организует. Отдельная прелесть заключается в том, что к страницам вики, черепахам и роботам мы обращаемся на одном и том же языке ask - страницы или черепахи со свойствами - делайте то, что я вам говорю.


И в этот же раздел совместного создания, копирования и редактирования кода попадают тексты UML диаграмм, которые мы можем использовать и для дизайна учебной деятельности (сценарии уроков), и для разработки мобильных приложений, и для представления концепций образования.

[math]\ce{ Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$ }[/math]