AI content generation 27032024: различия между версиями
Patarakin (обсуждение | вклад) |
Patarakin (обсуждение | вклад) м (Защитил страницу AI content generation 27032024: популярная страница ([Редактирование=Разрешено только администраторам] (истекает 07:41, 27 апреля 2024 (UTC)) [Переименование=Разрешено только администраторам] (истекает 07:41, 27 апреля 2024 (UTC)))) |
||
(не показаны 32 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Событие | {{Событие | ||
|Description | |Description=Описание: | ||
; Как меняются | ; Как меняются миры вик и черепах под воздействием генеративного искусственного интеллекта? | ||
В переводе на формальный язык - Как меняется мир краудсорсинговой деятельности и многоагентного моделирования в связи развитием генеративного ИИ? Патаракин http://digida.mgpu.ru/index.php/User:Patarakin как раз тот человек, с которым можно вместе про это подумать, потому что этот древний викоид | В переводе на формальный язык - Как меняется мир краудсорсинговой деятельности и многоагентного моделирования в связи развитием генеративного ИИ? Патаракин http://digida.mgpu.ru/index.php/User:Patarakin как раз тот человек, с которым можно вместе про это подумать, потому что этот древний викоид | ||
# принёс в российское образование идею образовательного использование вики в 2003 году, создавал продвигал и администрировал проект Летописи.ру с 2006 года и сейчас это еще живой проект http://letopisi.org | # принёс в российское образование идею образовательного использование вики в 2003 году, создавал продвигал и администрировал проект Летописи.ру с 2006 года и сейчас это еще живой проект http://letopisi.org | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
|Field_of_knowledge=Информатика, Искусственный интеллект | |Field_of_knowledge=Информатика, Искусственный интеллект | ||
|Coordinate=55.99513201375627, 92.80169470197927 | |Coordinate=55.99513201375627, 92.80169470197927 | ||
}} | |||
; Строительные блоки | |||
<graphviz> | |||
digraph Concept { | |||
layout = "sfdp"; | |||
node[color="#2471A3",fontsize=14, fontcolor="white",style=filled, shape="box"] ; | |||
Язык [URL=":Категория:Язык программирования"]; | |||
Диаграмма [URL=":Category:Diagrams"]; | |||
Книга [URL=":Категория:Book"] ; | |||
Рецепт [URL=":Category:Scripting Tutorials"]; | |||
Паттерн [URL=":Категория:HowTo"]; | |||
Понятие [URL=":Категория:Понятие"] ; | |||
Робот [URL=":Категория:Robots"]; | |||
Сообщество [URL=":Категория:Сообщество"]; | |||
Умение [URL=":Категория:Competence"]; | |||
"Учебный курс" [URL=":Категория:РУП"]; | |||
Датасет [URL=":Category:Dataset"]; | |||
Писатель [URL=":Category:Person"]; | |||
Игра [URL=":Категория:DEG"]; | |||
Студент [URL=":Category:UserMGPU"]; | |||
Стандарт [URL=":Категория:Standard"]; | |||
Средство [URL=":Категория:DigitalTool"]; | |||
node[color="red",fontsize=14, fontcolor="white",style=filled, shape="box"] ; | |||
Событие [URL=":Category:Событие"]; | |||
} | |||
</graphviz> | |||
== Миры Черепах == | |||
=== Понятия === | |||
; [[:Категория:Понятие]] | |||
{{#ask: | |||
[[Конструктивизм]] | |||
OR [[Конструкционизм]] | |||
OR [[Агент]] | |||
OR [[Агентное моделирование]] | |||
OR [[Активное эссе]] | |||
OR [[Вычислительное мышление]] | |||
OR [[Субъектность продуктивная]] | |||
OR [[Объект, помогающий думать]] | |||
OR [[Школа самбы]] | |||
| ?Description }} | |||
=== Люди === | |||
; [[:Категория:Person]] | |||
{{#ask: | |||
[[Minsky]] | |||
OR | |||
[[Пейперт]] | |||
OR | |||
[[Hal Abelson]] | |||
OR | |||
[[Harvey]] | |||
OR | |||
[[Kay]] | |||
OR | |||
[[Repenning]] | |||
OR | |||
[[Resnick]] | |||
OR | |||
[[Wilensky]] | |||
OR | |||
[[Epstein]] | |||
| ?Description }} | |||
=== Книги === | |||
; [[:Категория:Book]] | |||
{{#ask: | |||
[[Perceptrons: an introduction to computational geometry]] | |||
OR [[Mindstorms]] | |||
OR [[Сообщество разума]] | |||
OR [[Turtles, termites, and traffic jams: explorations in massively parallel microworld]] | |||
OR [[Turtle Geometry: The Computer as a Medium for Exploring Mathematics]] | |||
OR [[Thinking Like a Tree]] | |||
OR [[Growing Artificial Societies: Social Science From the Bottom Up (Complex Adaptive Systems)]] | |||
| | |||
?Description }} | |||
=== Языки === | |||
; [[:Категория:Язык программирования]] | |||
; (Logo OR Ancestors:Logo) | |||
{{#ask: | |||
[[Category:Язык программирования]] [[Ancestors::Logo]] OR [[Logo]] | |||
|format=moderntimeline | |||
|?launch year | |||
|? Ancestors | |||
|?Descendants | |||
| background = grey | |||
}} | |||
=== Средства === | |||
; [[:Категория:DigitalTool]] | |||
{{#ask: [[PlantUML]] OR [[Graphviz]] OR [[BehaviorSpace]] OR [[RAWGraphs]] | ?Description }} | |||
=== Диаграммы === | |||
; [[:Категория:Diagrams]] | |||
=== Паттерны === | |||
; [[:Категория:HowTo]] | |||
{{#ask: | |||
[[Генерировать новых агентов]] | |||
OR [[Поглощать агентов]] | |||
OR [[Сталкиваться]] | |||
| ?Description of problem }} | |||
=== Сообщества === | |||
; [[:Категория:Сообщество]] | |||
{{#ask: | |||
[[Modeling Commons]] | |||
OR | |||
[[Сообщество Scratch]] | |||
OR | |||
[[Сообщество Snap!]] | |||
OR | |||
[[Сообщество StarLogo]] | |||
OR | |||
[[Roblox]] | |||
| ?Description }} | |||
=== Модели === | |||
; [[:Категория:Model]] | |||
{{#ask: | |||
[[Fire (model)]] | |||
OR | |||
[[Fireflies (model)]] | |||
OR | |||
[[Flocking (model)]] | |||
OR | |||
[[Piaget-Vygotsky (model)]] | |||
OR | |||
[[Slime (агрегация слизевиков)]] | |||
| ?Description }} | |||
=== Рецепты === | |||
=== События === | |||
* [[Путь черепахи: эволюция LOGO-подобных языков]] | |||
* [[Development of computational thinking based on collective interaction in MediaWiki and multi-agent approach]] | |||
* [[Simulation models on the field of computational didactics|Воздействие имитационных моделей на поле вычислительной дидактики]] | |||
== Вики миры == | |||
=== Понятия === | |||
; [[:Категория:Понятие]] | |||
{{#ask: | |||
[[Memex]] | |||
OR | |||
[[Вики]] | |||
OR | |||
[[Выполняемая статья]] | |||
OR | |||
[[Гипертекст]] | |||
OR | |||
[[WWW]] | |||
OR | |||
[[Гражданская наука]] | |||
OR | |||
[[Семантический поиск]] | |||
OR | |||
[[Сетевое мышление]] | |||
OR | |||
[[Семантический поиск]] | |||
| ?Description }} | |||
=== Люди === | |||
; [[:Категория:Person]] | |||
{{#ask: | |||
[[Cunningham]] | |||
OR | |||
[[Иллич]] | |||
| ?Description }} | |||
=== Книги === | |||
; [[:Категория:Book]] | |||
{{#ask: | |||
[[The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web]] | |||
OR | |||
[[Open Sources: Voices from the Open Source Revolution]] | |||
OR | |||
[[Working with MediaWiki]] | |||
OR | |||
[[Семиосфера: культура и взрыв, внутри мыслящих миров, статьи, исследования, заметки]] | |||
| ?Description }} | |||
=== Языки === | |||
; [[:Категория:Язык программирования]] | |||
{{#ask: | |||
[[PHP]] | |||
OR | |||
[[Lua]] | |||
OR | |||
[[Semantic MediaWiki]] | |||
| ?Description }} | |||
=== Средства === | |||
; [[:Категория:DigitalTool]] | |||
{{#ask: [[Wiki (инструмент)]] OR [[MediaWiki]] OR [[MediaWiki API]] OR [[База данных MediaWiki]] | |||
| ?Description }} | |||
=== Диаграммы === | |||
; [[:Категория:Diagrams]] | |||
<uml> | |||
@startuml | |||
package "Article text and association information" #DDDDDD { | |||
class REDIRECT { | |||
RD_FROM | |||
RD_TITLE | |||
} | |||
class PAGE_RESTRICTION { | |||
PR_PGE | |||
PR_TYPE | |||
} | |||
class PAGE { | |||
PAGE_ID | |||
PAGE_NAMESPACE | |||
PAGE_COUNTER | |||
PAGE_IS_REDIRECT | |||
PAGE_LEN | |||
} | |||
class RECENTCHANGES { | |||
RC_ID | |||
RC_TIMESTAMP | |||
RC_TITLE | |||
RC_NEW | |||
RC_TYPE | |||
RC_DELETED | |||
} | |||
class REVISION { | |||
REV_ID | |||
REV_USER | |||
REV_USER_TEXT | |||
} | |||
} | |||
package "User accounts" #FFA07A { | |||
class MWUSER { | |||
USER_ID | |||
USER_NAME | |||
} | |||
class IPBLOCKS { | |||
IPB_ID | |||
IPB_CREATE_ACCOUNT | |||
} | |||
class USER_GROUPS { | |||
} | |||
} | |||
package "Links" #C1F1E7 { | |||
class PAGELINKS { | |||
PL_FROM | |||
PL_TO | |||
PL_TITLE | |||
} | |||
class CATEGORYLINKS { | |||
CL_FROM | |||
CL_TO | |||
} | |||
} | |||
package "Images & Media" #AEB6BF { | |||
class IMAGE { | |||
IMG_NAME | |||
IMG_SIZE | |||
IMG_HEIGHT | |||
IMG_WIDTH | |||
} | |||
class IMAGELINKS { | |||
IL_TO | |||
IL_FLOM | |||
} | |||
} | |||
PAGE <|.. REDIRECT | |||
PAGE <|.. REVISION | |||
RECENTCHANGES <|.. MWUSER | |||
PAGELINKS .. PAGE | |||
CATEGORYLINKS .. PAGE | |||
PAGELINKS .. IMAGELINKS | |||
@enduml | |||
</uml> | |||
=== Сообщества === | |||
; [[:Категория:Сообщество]] | |||
{{#ask: | |||
[[Principia Cybernetica Web]] | |||
OR | |||
[[Wikipedia]] | |||
OR | |||
[[WikiHow]] | |||
| ?Description }} | |||
=== Модели === | |||
; [[:Категория:Model]] | |||
{{#ask: | |||
[[Preferential Attachment]] | |||
OR | |||
[[Team Assembly (model)]] | |||
OR | |||
[[Футбольное поле с множеством мячиков]] | |||
OR | |||
[[Термиты с журналом]] | |||
| ?Description }} | |||
=== Рецепты === | |||
=== События === | |||
{{#ask: | |||
[[Объединение языков многоагентного моделирования в учебном процессе на базе MediaWiki]] | |||
OR | |||
[[Мастер-класс «Совместная работа со знаниями на поле цифровой дидактики»]] | |||
OR | |||
[[Development of computational thinking based on collective interaction in MediaWiki and multi-agent approach]] | |||
| ?Description }} | |||
== Поле цифровой дидактики как поле для скрещивания вик и черепах == | |||
<graphviz> | |||
digraph Concept1 { | |||
layout = "sfdp"; | |||
ratio=compress; | |||
node[color="#2471A3",fontsize=12, fontcolor="white",style=filled, shape="box"] ; | |||
Язык [URL=":Категория:Язык программирования"]; | |||
Диаграмма [URL=":Category:Diagrams"]; | |||
Книга [URL=":Категория:Book"] ; | |||
Рецепт [URL=":Category:Scripting Tutorials"]; | |||
Паттерн [URL=":Категория:HowTo"]; | |||
Понятие [URL=":Категория:Понятие"] ; | |||
Робот [URL=":Категория:Robots"]; | |||
Сообщество [URL=":Категория:Сообщество"]; | |||
Умение [URL=":Категория:Competence"]; | |||
"Учебный курс" [URL=":Категория:РУП"]; | |||
Датасет [URL=":Category:Dataset"]; | |||
Писатель [URL=":Category:Person"]; | |||
Игра [URL=":Категория:DEG"]; | |||
Студент [URL=":Category:UserMGPU"]; | |||
Событие [URL=":Category:Событие"]; | |||
Стандарт [URL=":Категория:Standard"]; | |||
Средство [URL=":Категория:DigitalTool"]; | |||
node[color="red",fontsize=14, fontcolor="white",style=filled, shape="box"] ; | |||
ВКР ; | |||
Студент -> Диаграмма [label = "Использует" fontsize="10"] ; | |||
Студент -> Датасет [label = "Использует" fontsize="10"] ; | |||
Студент -> Книга [label = "Использует" fontsize="10"] ; | |||
Писатель -> Книга [label = "автор" fontsize="10"] ; | |||
Книга -> Понятие [label = "объясняет" fontsize="10"] ; | |||
Студент -> Рецепт [label = "Использует" fontsize="10"] ; | |||
Студент -> Рецепт [label = "Создаёт" fontsize="10"] ; | |||
Студент -> ВКР [label = "Конструирует" fontsize="10"] ; | |||
} | |||
</graphviz> | |||
Эта организационная схема предполагает, что навыки и умения создания компьютерных программ, умения создания диаграмм, умения разработки многоагентных моделей являются достаточно сложно организованными и сложно подделываемыми. | |||
== Как изменилось поле под воздействием [[Генеративный искусственный интеллект|генеративного искусственного интеллекта]] == | |||
=== Понятия === | |||
; [[:Категория:Понятие]] | |||
{{#ask: | |||
[[Большая языковая модель]] | |||
OR | |||
[[Генеративно-состязательная сеть]] | |||
OR | |||
[[Генеративный искусственный интеллект]] | |||
OR | |||
[[Игровой искусственный интеллект]] | |||
OR | |||
[[Языковая модель]] | |||
| ?Description }} | |||
=== Книги === | |||
; [[:Категория:Book]] | |||
{{#ask: | |||
[[What Is ChatGPT Doing ... and Why Does It Work?]] | |||
| | |||
?Description }} | |||
=== Средства === | |||
; [[:Категория:DigitalTool]] | |||
: <nowiki>{{#ask: [[Категория:DigitalTool]] [[Tool is made for::генерация контента]] [[AI::Да]] | ?Description | ?Affordances }}</nowiki> | |||
{{#ask: [[Artbreeder]] OR [[Craiyon]] OR [[Kandinsky 2.1]] OR [[PerplexityAI]] | ?Description }} | |||
=== Кейсы использования в образовании === | |||
{{#ask: [[Переформулируй текст в вопросы к учебнику]] | |||
OR [[Приведи примеры использования Graphviz на уроках химии]] | |||
OR [[Собери перечень информационных компетенций]] | |||
OR [[Создай иллюстрации к рассказу по биологии]] | |||
OR [[Создай управляющий алгоритм для робота]] | |||
OR [[Создай формулы химических соединений и реакций для начального курса химии]] | |||
| ?Description | |||
|?Prompt | |||
}} | |||
== Обсуждение == | |||
# Переведи с моего слабого научного английского языка на общепринятый научный английский | |||
# Переведи с моего слабого научного русского на общепринятый научный русский | |||
# Переведи моё текстовое описание на визуальный язык диаграмм | |||
# Переведи с одного языка программирования на другие | |||
# Переведи из одного языка диаграмм в другой | |||
# Пересобери игру из готовых строительных блоков в другие | |||
{{#ask: | |||
[[Семиосфера: культура и взрыв, внутри мыслящих миров, статьи, исследования, заметки]] OR | |||
[[Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции]] | |||
| ?Description | |||
| ?Inventor | |||
}} | }} |
Текущая версия на 10:41, 27 марта 2024
Описание события | Описание:
В переводе на формальный язык - Как меняется мир краудсорсинговой деятельности и многоагентного моделирования в связи развитием генеративного ИИ? Патаракин http://digida.mgpu.ru/index.php/User:Patarakin как раз тот человек, с которым можно вместе про это подумать, потому что этот древний викоид
|
---|---|
Тип события | Семинар |
Начало | 2024-03-27T12:00:22.000Z |
Окончание | 2024-03-27T13:30:22.000Z |
color | DarkOliveGreen |
Адрес события | http://digida.mgpu.ru/index.php?title=AI content generation 27032024 |
Видео запись события | |
Среды и средства, которые использовались в рамках события | NetLogo, Semantic MediaWiki, PlantUML, Генеративный искусственный интеллект |
Формируемые в рамках события компетенции | |
Область знаний | Информатика, Искусственный интеллект |
Местоположение | 55° 59' 42.48" N, 92° 48' 6.10" E |
Формат реализации | |
Карта |
- Строительные блоки
Миры Черепах
Понятия
Description | |
---|---|
Агент | Агенты - это автономные объекты, которые могут самостоятельно реагировать на внешние события и выбирать соответствующие действия. Это - некто или нечто, выполняющий инструкции. В информатике - сущность, которая расположена в некоторой среде и способна в этой среде к автономным целенаправленным действиям. |
Агентное моделирование | Агентное моделирование (agent-based model) (ABM)— метод имитационного моделирования, исследующий поведение децентрализованных агентов и то, как такое поведение определяет поведение всей системы в целом. В отличие от системной динамики аналитик определяет поведение агентов на индивидуальном уровне, а глобальное поведение возникает как результат деятельности множества агентов (моделирование «снизу вверх»). ABM представляют собой модели, в которых отдельные лица или агенты описываются как уникальные и автономные объекты, которые обычно взаимодействуют друг с другом и с окружающей их средой на местном уровне. Агентами могут быть организмы, люди, предприятия, учреждения и любые другие объекты, преследующие определенную цель. Когда мы даем агентам правила адаптации к изменениям в их среде и к тому, что делают другие агенты, тогда поведение каждого отдельного агента и, следовательно, поведение всей системы вытекает из этих правил, характеристик агентов и окружающей среды. Эмерджентность - это основная объясняющая концепция агентного моделирования. Эпштейн и Акстелл (1996) удачно описали этот вид объяснения своим знаменитым вопросом:
|
Активное эссе | An “Active Essay” is a new kind of literacy, combining a written essay, live simulations, and the programs that make them work in order to provide a deep explanation of a dynamic system. The reader works directly with multiple ways of representing the concepts under discussion. By “playing with” the simulations and code, the reader gets some hands-on experience with the topic. Active Essays -термин Алана Кея «активное эссе», где виды изложения и аргумента, которые можно ожидать в эссе, усиливаются благодаря тому, что интерактивная программа является одним из многих типов медиа для нового типа документа. |
Вычислительное мышление | Объединение способностей человека и возможностей вычислительной техники. Способность усиливать свою деятельность, привлекая к себе на помощь программных агентов. Производные понятия - вычислительная наука, вычислительная история. |
Конструктивизм | Конструктивизм в обучении связан с такими исследователями как Дж. Дьюи, Л.С. Выготский и Ж. Пиаже. При всех различиях в подходах этих ученых процесс обучения для них всегда был связан с наблюдением, обработкой, интерпретацией и последующим присвоением информации в виде личного знания. В работах Дж. Брунера, Дж. Келли и Р. Ганье обучение рассматривалось как внутренний процесс, который зависит от предыдущих знаний, усилий, которые вкладывает учащийся. В 1965 году Р. Ганье в работе «Условия обучения» обобщил принципы и задачи педагогического дизайна с позиций когнитивизма. |
Конструкционизм | Конструкционизм - философия обучения, развитая Сеймуром Пейпертом на основании конструктивизма. К активной позиции конструктивизма конструкционизм добавляет идею того, что люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом, будь то песочные замки, Лего машины или компьютерные программы. |
Объект, помогающий думать | Объекты, помогающие думать, или объекты, с которыми мы думаем. Термин введен Шерри Тёркл в книге про объекты, вызывающие воспоминания и вещи, с которыми мы думаем. |
Субъектность продуктивная | Субъектность продуктивная. Развитие субъектности непосредственно связано с участием в продуктивной деятельности, поскольку именно через участие в продуктивной деятельности люди могут проявить собственную субъектность. Авторы концепции продуктивной субъектности отмечают значение создания продуктов, доступных для обсуждения и критики другими субъектами образования |
Школа самбы | Модель того, как может быть устроено учащееся сообщество. развито чувство принадлежности к данной группе людей, их объединяет общая цель. Многое из того, чему обучают в такой школе, хотя и происходит естественным образом, но делается вполне продуманно. Скажем, опытные танцоры собирают вокруг себя группу детей. От пяти до двадцати минут идет специфическое овладение танцем - через наблюдение. Внимание детей сосредоточивается на исполнении, затем им разрешается присоединиться к танцующим |
Люди
Description | |
---|---|
Epstein | Epstein Joshua - Профессор эпидемиологии в Школе глобального общественного здравоохранения Нью-Йоркского университета; директор-основатель Лаборатории агентного моделирования Нью-Йоркского университета, аффилированной с Курантовским институтом математических наук. Джошуа Эпштейн – автор всемирно признанных и уже ставших классическими книг по агентному моделированию - «Growing artificial societies: Social science from the bottom up», «Agent_Zero: Toward Neurocognitive Foundations for Generative Social Science» и др., в прошлом веке развивал теорию клеточных автоматов и эволюционным путем разработал методологию моделирования социальных и экономических процессов с применением агент-ориентированного подхода. Являясь пионером в этой сфере, в 2006 г. совместно с Джоном Паркером разработал крупнейшую в мире агент-ориентированную модель, включающую в себя все население планеты, которая неоднократно использовалась для оценки скорости распространения эпидемий различных заболеваний. |
Hal Abelson | Гарольд (Хэл) Абельсон профессор электротехники и компьютерных наук в Массачусетском технологическом институте, член Института инженеров электротехники и электроники, и директор-основатель Creative Commons и Free Software Foundation. |
Harvey | Brian Harvey - Математик, программист, лектор, автор нескольких книг по обучению программированию. Автор UCB Logo, Snap! |
Kay | Алан Кёртис Кэй (англ. Alan Curtis Kay; 17 мая 1940) — американский учёный в области теории вычислительных систем. Один из пионеров в областях объектно-ориентированного программирования и графического интерфейса. Также известен благодаря высказыванию «лучший способ спрогнозировать будущее — изобрести его». Президент исследовательского института Вьюпоинта, адъюнкт-профессор информатики в Калифорнийском университете. |
Minsky |
|
Papert | Симур Паперт (Пейперт) — выдающийся математик, программист, психолог и педагог, создатель конструкционизма и языка Лого, один из основоположников теории искусственного интеллекта, |
Repenning | Исследователь, профессор в области компьютерных наук и образования. Создатель первых блочных обучающих сред |
Resnick | Митчел Резник - профессор MIT Media Lab, создатель сред обучения программированию - StarLogo, Scratch |
Wilensky | Wilensky - Ури Виленски - математик, педагог и программист, создатель языка NetLogo. Профессор в Северо-Западный университете — Чикаго. |
Книги
Description | |
---|---|
Growing Artificial Societies: Social Science From the Bottom Up (Complex Adaptive Systems) | Первая книга о выращивании искусственных сообществ. В книге представлена модель Sugarscape - простое искусственное общество, в котором агенты живут на двухмерной сетке и взаимодействуют друг с другом на основе правил, регулирующих передвижение, размножение и торговлю. Модель Sugarscape служит основой для изучения различных социальных явлений, таких как возникновение распределения богатства, передача культуры, сотрудничество и конфликты. |
Mindstorms | Mindstorms: Children, Computers, And Powerful Ideas - .. через бездну, разделяющую естественнонаучную, техническую культуру с культурой гуманитарной, необходимо перекинуть мост. И я думаю, что главным в конструкции такого моста может стать задача, как придать компьютерную форму плодотворным идеям, одинаково важным как поэту, так и инженеру. В моем понимании компьютер действует как переходный объект по установлению связей, которые в конечном счете оказываются связями между одной личностью и другой. Существуют матофобы, т. е. люди, не признающие математики, с очень развитой координацией движений собственного тела, и есть матофилы, т. е. люди, увлеченные математикой, никогда не вспоминающие о сенсомоторном происхождении своих математических знаний. Черепашка навела мост. Она стала посредником, объединившим в себе элементы геометрии тела с формальной геометрией. Осмысление жонглирования как структурного программирования помогло навести мосты между теми, у кого прекрасно развито матетическое чувство физических навыков, и теми, кто знает, как должна быть организована задача по написанию исторического эссе. Жонглирование и написание эссе, если смотреть на конечный результат, мало чем похожи друг на друга. Но процесс овладения обоими навыками во многом совпадает. |
Perceptrons: an introduction to computational geometry | Книга «Перцептроны» (англ. Perceptrons: an introduction to computational geometry) — написана Марвином Минским и Сеймуром Папертом, издана в 1969. Книга видных американских ученых посвящена параллельным вычислительным устройствам, известным под названием персептронов. В ней на примере нескольких конкретных задач распознавания "геометрических" свойств графических изображений подробно проанализированы принципиальные возможности подобных схем, рассмотрены вопросы, связанные с обучением персептронов, в частности длительность процесса обучения, эффективность схемы как адаптивного запоминающего устройства и т. п., а также исследованы потенциальные возможности персептронов как обучающихся распознающих устройств. |
Thinking Like a Tree | Thinking Like a Tree (and Other Forms of Ecological Thinking ) Мы можем сказать, что дерево следует стратегии TREE - T- test - пробуй, R - randomly - случайно, E-evaluate - оценивай (определяй, какие из корней нашли лучшую почву), E-elect - выбирай (направление, куда будем двигаться). Конечно, шагающее дерево в действительности не выбирает и не принимает решение, куда двигаться. Но, этот способ размышления о дереве, следующем определенной стратегии поведения, может оказаться полезным. |
Turtle Geometry: The Computer as a Medium for Exploring Mathematics | Одна из первых книг посвящённых использованию компьютеров в обучении математике. Она была опубликована в 1981 году и стала Книга описывает использование черепахи - графического объекта, который движется по экрану компьютера - для исследования геометрии и математических концепций. Авторы предлагают использовать черепаху для создания графических изображений, которые могут помочь студентам лучше понять математические концепции. Книга стала классикой в области обучения математике с использованием компьютеров и продолжает быть популярной среди преподавателей и учащихся по всему миру.
|
Turtles, termites, and traffic jams: explorations in massively parallel microworld | Книга "Черепахи, термиты и дорожные пробки: исследования в микромире массово-параллельных вычислений" Децентрализованный подход к феноменам окружающего мира - на основе использования микромира с тысячами черепашек |
Сообщество разума |
|
Языки
- (Logo OR Ancestors
- Logo)
Средства
Description | |
---|---|
BehaviorSpace | Специальная отдельная программа, встроенная в среду агентного моделирования NetLogo и предназначенная для постановки экспериментов. BehaviorSpace - это программный инструмент, интегрированный с NetLogo, который позволяет проводить эксперименты с моделями.
|
Graphviz | Graphviz — это разработанный специалистами лаборатории AT&T пакет утилит по автоматической визуализации графов, заданных в виде текстового описания. Пакет распространяется с открытыми исходными файлами и работает на всех операционных системах, включая Windows, Linux/Unix, Mac OS. Самой интересной программой пакета является «dot», автоматический визуализатор направленных графов, который принимает на вход текстовый файл со структурой графа, а на выходе формирует граф в виде графического, векторного или текстового файла. |
PlantUML | PlantUML позволяет генерировать диаграммы (по большей части в нотации UML) в виде текста, описывающего элементы и связи между ними. |
RAWGraphs | RAWGraphs - это веб-приложение с открытым исходным кодом для визуализаций статических данных. При этом формы представления данных можно изменять.
Не требует регистрации. По состоянию на 2 августа 2021 г - бета-версия. Язык интерфейса - английский |
Диаграммы
Паттерны
Description of problem | |
---|---|
Генерировать новых агентов | Агент порождает поток других агентов - например, в экологических моделях рождение используется для создания потомков, в играх из пистолета вылетают пули, которые он порождает, в историях Scratch капли дождя клонируются и падают из тучи на землю. |
Поглощать агентов |
|
Сталкиваться |
|
Сообщества
Description | |
---|---|
Modeling Commons | Сообщество, участники которого создают и обмениваются моделями NetLogo. |
Roblox | Roblox — игровая онлайн-платформа и система создания игр, позволяющая любому пользователю создавать свои собственные и играть в созданные другими игры. |
Сообщество Scratch | Сетевое сообщество детей и взрослых, обменивающихся своими проектами, написанными на языке Scratch |
Сообщество Snap! | Сообщество исследователей, учителей и учащихся, использующих в своей деятельности язык Snap! Участники могут делиться своими проектами (Share, Publish). Создавать коллекции проектов, следить с действиями других участников (following) |
Сообщество StarLogo | Сообщества обмена моделями и объектами в среде StarLogo Nova. Участники могут использовать код проектов других участников. Создавать свои коллекции и приглашать других участников к работе над версиями своих проектов. |
Модели
Description | |
---|---|
Fire (model) |
Запустите модель Fire несколько раз. Если мы запустим его с низкой плотностью деревьев, мы увидим, как и ожидалось, очень небольшое распространение огня. Если мы запустим его с очень высокой плотностью деревьев, мы, как и ожидалось, увидим, как лес уничтожается неумолимым маршем огня. Чего ожидать при средней плотности? Многие предполагают, что если плотность установлена на 50 процентов, то вероятность того, что огонь достигнет правого края леса, будет 50 процентов. Однако если мы попробуем это сделать, то увидим, что при 50-процентной плотности огонь не распространяется сильно. Если мы увеличим его до 57 процентов, огонь горит больше, но обычно все равно не достигает другой стороны леса. Однако если мы увеличим плотность до 61 процента, то есть всего на 2 процента больше, огонь неизбежно достигнет другой стороны. Это неожиданно. Мы ожидаем, что небольшое изменение плотности окажет относительно небольшое влияние на распространение огня. Но, как выясняется, модель Fire имеет «критический параметр» 59% плотности. |
Fireflies (model) | Модель синхронизации мигания светлячков
По ночам самцы светлячков Photinus carolinus мигают для привлечения самок. При этом вспышки отдельной особи не периодичны. Но если несколько насекомых оказываются рядом, они начинают мигать синхронно. Несколько ярких вспышек в течение пары секунд повторяются через более длительные промежутки времени. Координироваться светлячкам помогает зрение: наблюдая за миганием других особей, они начинают подстраиваться под их ритм.
|
Flocking (model) | Модель самопроизвольного формирования стаи в результате действий множества участников (птиц, рыб, людей). Модель формирования стаи - это классическая агентно-ориентированная модель, основанная на оригинальных моделях Рейнольдса (1987). Модель демонстрирует, что стаи птиц могут возникать даже в отсутствии специальных птиц-вожаков, которые ведут всех за собой. Скорее, каждая птица следует общему же набору правил, и из выполнения всеми простых правил появляются стаи. Каждая птица следует трем правилам: «выравнивание», «разделение» и «сплоченность».
Правило «разделения» имеет приоритет над двумя другими, что означает, что если две птицы приближаются друг к другу, они всегда будут разделяться. В этом случае два других правила отменяются до тех пор, пока не будет достигнуто минимальное разделение. Эти три правила влияют только на направление птицы. Каждая птица всегда движется вперед с одинаковой постоянной скоростью. Правила удивительно надежны и могут быть адаптированы к скоплению насекомых, стаям рыб и паттернам «V» стаи гусей (Stonedahl & Wilensky, 2010a). |
Piaget-Vygotsky (model) | Модель «обучения через игру» была создана для следующих целей:
|
Slime (агрегация слизевиков) | Эта модель показывает, как существа могут объединяться в кластеры без контроля со стороны клетки-лидера или пейсмейкера. Это открытие было впервые описано Эвелин Фокс Келлер и Ли Сигел в статье в 1970 году. До того, как Келлер начала свои исследования, общепринятым считалось, что рои слизевиков образуются по команде клеток-лидеров, которые приказывают другим клеткам начать агрегацию. |
Рецепты
События
- Путь черепахи: эволюция LOGO-подобных языков
- Development of computational thinking based on collective interaction in MediaWiki and multi-agent approach
- Воздействие имитационных моделей на поле вычислительной дидактики
Вики миры
Понятия
Description | |
---|---|
Memex | Мемекс (англ. memex, словослияние memory и index) — наименование гипотетического прототипа гипертекстовой системы, описанной Бушем в эссе «Как мы можем мыслить», опубликованном в журнале The Atlantic в 1945 году. Буш изобразил мемекс как устройство, в котором человек сможет хранить свои книги, записи и контакты и которое «выдаёт нужную информацию с достаточной скоростью и гибкостью». Мемекс позволял бы существенно расширить и дополнить возможности памяти человека. Концепция мемекса оказала большое влияние на разработку ранних гипертекстовых систем |
WWW | Всемирная паутина — глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре сети Интернет и гипертекстовом протоколе передачи данных HTTP. Всемирную паутину образуют миллионы веб-серверов — программ, запускаемых на подключённых к сети компьютерах и использующих протокол HTTP для передачи данных. |
Вики | Понятие обозначающее коллективное участие множества авторов в редактировании гипертекста |
Выполняемая статья | Формы научных публикаций, когда читатель может взаимодействовать с текстом и данными, которые содержаться в статье. Читатель может изменить форму представления данных, внести изменения и дополнения в код модели и т.п. |
Гипертекст | Гипертекстом называют любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки на другие фрагменты. Гипертекстовая система это - информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми "информационными единицами", хранящимися в ее памяти и вызывать их на экран монитора "простым нажатием кнопки". |
Гражданская наука | Гражданская наука (англ. Citizen science) — концепция проведения научных исследований с привлечением широкого круга добровольцев, многие из которых могут быть любителями |
Семантический поиск | Семантический поиск — это технология, которая должна обеспечить более тесное смысловое соответствие между текстом поискового запроса и результатами поисковой выдачи на основе анализа намерений пользователя, осуществляющего поиск, контекста его запроса и взаимосвязи между словами. семантический поиск — это технология, которая использует модель графа знаний и позволяет системам искусственного интеллекта понимать значение сущностей и связей между ними, давая таким образом возможность увеличить точность поиска и степень его персонализации. |
Сетевое мышление | Сетевое мышление - network thinking - как особый подход к рассмотрению сложных систем через их сетевые характеристики - распределение связей, коэффициенты кластеризации, длины путей и т.д. |
Люди
Description | |
---|---|
Cunningham | Ward Cunningham - программист и создатель первой wiki https://wiki.c2.com/?InformalHistoryOfProgrammingIdeas |
Иллич | Иван Иллич — американо-мексиканский богослов, педагог, философ, социальный критик смешанного хорватско-еврейского происхождения |
Книги
Description | |
---|---|
Open Sources: Voices from the Open Source Revolution | Книга, в создании которой принимали участие разработчики программного обеспечения. Создатель Perl - Larry Wall, Tim O'Reily и многие другие |
The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web | Первая книга о том, как устроена среда вики и как её использовать. Описано устройство WikiWiki движка и идеология среды совместного редактирования Книга о том, как устроен вики движок и как организовано взаимодействие участников |
Working with MediaWiki | Подробное и современное руководство по среде MediaWiki - с описанием форм, шаблонов, свойства |
Семиосфера: культура и взрыв, внутри мыслящих миров, статьи, исследования, заметки | Седьмая книга сочинений Ю. М. Лотмана представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотической теории и методологии.
|
Языки
Description | |
---|---|
Lua | Lua (лу́а, с порт. — «луна»— скриптовый язык программирования, разработанный в подразделении Tecgraf (Computer Graphics Technology Group) Католического университета Рио-де-Жанейро (Бразилия). Интерпретатор языка является свободно распространяемым, с открытым исходным кодом на языке программирования Си. По идеологии и реализации язык Lua ближе всего к JavaScript, в частности, он также реализует прототипную модель ООП, но отличается паскалеподобным синтаксисом и более мощными и гибкими конструкциями. Характерной особенностью Lua является реализация большого числа программных сущностей минимумом синтаксических средств. Так, все составные пользовательские типы данных (массивы, структуры, множества, очереди, списки) реализуются через механизм таблиц, а механизмы объектно-ориентированного программирования, включая множественное наследование — с использованием метатаблиц, которые также отвечают за перегрузку операций и ряд других возможностей. |
PHP | PHP - это скриптовый язык, разработанный для быстрого и удобного создания динамических web страниц. PHP работает на стороне сервера и может использоваться как сам по себе, так и для "встраивания" кусков динамического кода в уже имеющиеся HTML страницы. |
Semantic MediaWiki | Semantic MediaWiki (SMW) — это расширение MediaWiki (вики-движка, используемого Фондом Викимедиа для своих проектов, таких как Википедия), которое помогает искать, организовывать, маркировать, просматривать содержимое вики, а также производить вычисления над ним. В то время, как традиционные вики содержат только текст, который компьютер не может ни понять, ни обработать, SMW добавляет семантические аннотации, что позволяет вики функционировать, используя преимущества баз данных, превращая в полноценную семантическую вики |
Средства
Description | |
---|---|
MediaWiki | MediaWiki (рус. Медиавики) — вики-движок, написанный специально для Википедии, используется во многих других проектах фонда Викимедиа. MediaWiki написан на скриптовом языке общего назначения PHP и для хранения данных использует реляционную базу данных. |
MediaWiki API | Движок MediaWiki имеет свой API, который является веб-службой, обеспечивающей доступ к многим функциям вики. Благодаря этому инструменту мы можем собирать информацию с любой из внешних вики площадок. |
Wiki (инструмент) | Разнообразные инструменты, поддерживающие совместную работу пользователей с базой данных. Разнообразные вики движки используются для поддержки открытых энциклопедий. Принципы вики используются во множестве систем - OneNote, Atlassian |
База данных MediaWiki | База данных MediaWiki содержит
|
Диаграммы
Сообщества
Description | |
---|---|
Principia Cybernetica Web | Сообщество исследователей, объединенных идеей метаперехода на уровень суперорганизма, в котором люди объединены телекоммуникационными связями и цифровыми объектами |
WikiHow | Вариант вики энциклопедии - руководства «как сделать …». |
Wikipedia | Сообщество редакторов всемирной открытой энциклопедии |
Модели
Description | |
---|---|
Preferential Attachment | Модель предпочтительного присоединения - Preferential Attachment - Процесс предпочтительного присоединения - это любой из классов процессов, в которых некоторое количество, обычно некоторое форма богатства или кредита распределяется между несколькими людьми или объектами в зависимости от того, сколько они уже имеют, так что те, кто уже богат, получают больше, чем те, кто не богат. «Предпочтительная привязанность» - это лишь последнее из многих названий, которые были даны таким процессам. Они также упоминаются как «богатые становятся богаче». Процесс предпочтительного присоединения генерирует распределение «с длинным хвостом » после распределения Парето или степенной закон в его хвосте. Это основная причина исторического интереса к предпочтительной привязанности: распределение видов и многие другие явления наблюдаются эмпирически, следуя степенным законам, и процесс предпочтительной привязанности является ведущим механизмом для объяснения этого поведения. Предпочтительное прикрепление считается возможным основанием для распределения размеров городов, богатства чрезвычайно богатых людей, количества цитирований, полученных научными публикациями, и количества ссылок на страницы во всемирной паутине.
|
Team Assembly (model) | Эта модель коллаборативных сетей показывает, как поведение отдельных людей при формировании небольших команд для краткосрочных проектов может со временем привести к появлению множества крупномасштабных сетевых структур. |
Термиты с журналом | Дополненная журналом, куда записываются все действия термитов над палочками, модель термитов. Представим себе, что у термитов есть журнал учета рабочих действий, куда они записывают все свои действия со щепочками. Т.е. если участник совершает какое-то результативное действие с chip, то он об этом действии оставляет запись в журнале. Для того чтобы проверить, что дают нам попутные записи в журнал, мы несколько видоизменили исходный текст модели Termites добавив к модели новые переменные и правила. В модели появилась переменная список WIKILOG, куда термиты записывают отчеты о своих действиях. В процедурах search-for-chip и put-down-chip были сделаны небольшие добавления. В модель была добавлена процедура, которая на основании записей в журнале устанавливает связь между агентами, которые перетаскивали одну и ту же палочку. |
Футбольное поле с множеством мячиков | Модель сбора данных с поля, на котором множество игроков взаимодействуют со множеством мячиков. Модель используется для
|
Рецепты
События
Description | |
---|---|
Development of computational thinking based on collective interaction in MediaWiki and multi-agent approach | Vasiliy Burov and Evgeny Patarakin: Development of computational thinking based on collective interaction in MediaWiki and multi-agent approach (online) // ICEM annual conference 2023 in Kuching, Sarawak, Malaysia on 10 – 13 September 2023 |
Мастер-класс «Совместная работа со знаниями на поле цифровой дидактики» | В рамках мастер-класса будут продемонстрированы современные возможности вики-среды. Язык запросов. Языки построения диаграмм - Mermaid, PlantUML, GraphViz. Возможности встраивания проектов на языка блочного визуального программирования. |
Объединение языков многоагентного моделирования в учебном процессе на базе MediaWiki | 18 - 19 МАЯ 2023 Г. ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - 2023 ИТ-ОБРАЗОВАНИЕ - 2023 https://it-education.ru/ |
Поле цифровой дидактики как поле для скрещивания вик и черепах
Эта организационная схема предполагает, что навыки и умения создания компьютерных программ, умения создания диаграмм, умения разработки многоагентных моделей являются достаточно сложно организованными и сложно подделываемыми.
Как изменилось поле под воздействием генеративного искусственного интеллекта
Понятия
Description | |
---|---|
Большая языковая модель | LLM — нейросетевые модели, которые позволяют обобщать, понимать и писать тексты на разных языках. Нейросеть выучивает язык во время обучения, при котором ей «показывают» огромное количество художественной литературы, интернет-форумов, энциклопедий и других источников, хорошо представляющих человеческий язык во всем его многообразии. |
Генеративно-состязательная сеть | Генеративно-состязательная сеть (англ. Generative adversarial network, сокращённо GAN) — алгоритм машинного обучения без учителя, построенный на комбинации из двух нейронных сетей, одна из которых (сеть G) генерирует образцы,а другая (сеть D) старается отличить правильные («подлинные») образцы от неправильных. Так как сети G и D имеют противоположные цели — создать образцы и отбраковать образцы — между ними возникает антагонистическая игра. |
Генеративный искусственный интеллект | Генеративный искусственный интеллект — это метод машинного обучения, при котором нейросеть изучает массив данных и на основании этих данных создаёт собственный контент. |
Языковая модель | Языковая модель — это распределение вероятностей по последовательностям слов. Языковые модели генерируют вероятности путём обучения на корпусе текстов на одном или нескольких языках. Учитывая, что языки могут использоваться для выражения огромного множества верных предложений (так называемая цифровая бесконечность), языковое моделирование сталкивается с проблемой задания ненулевых вероятностей лингвистически верным последовательностям, которые могут никогда не встретиться в обучающих данных. |
Книги
Description | |
---|---|
What Is ChatGPT Doing ... and Why Does It Work? | Книга, в которой Вольфрам разбирает возможности генеративного искусственного интеллекта |
Средства
- Категория:DigitalTool
- {{#ask: [[Категория:DigitalTool]] [[Tool is made for::генерация контента]] [[AI::Да]] | ?Description | ?Affordances }}
Description | |
---|---|
Artbreeder | Средство генерации изображений |
Craiyon | Средство для генерации изображений по заданному тексту.
|
Kandinsky 2.1 | Генеративная модель, создающая изображения по описанию. |
PerplexityAI | Perplexity — чат-бот с искусственным интеллектом для поиска информации и генерации текста. Perplexity использует информацию из современного интернета, а не образца 2021 года. Страница с ответом состоит из трёх блоков: сам ответ, источники информации, «вопросы по теме» и поле для дополнительных запросов. |
Кейсы использования в образовании
Description | Prompt | |
---|---|---|
Переформулируй текст в вопросы к учебнику | Переформулируй текст в вопросы к учебнику. | ChatGPT: Ты учитель 5-го класса российской школы. Переформулируй текст {} в вопросы. Сделай 30 формулировок вопросов с ответами. Учитывай возраст детей. Perplexity: Переформулируй текст в форме 30 учебных задач на русском языке |
Приведи примеры использования Graphviz на уроках химии | Кейс использования возможностей graphviz для представления связей. Визуализация молекул: с помощью Graphviz можно создавать диаграммы, которые показывают структуру молекул. Для этого можно использовать язык DOT, который позволяет задавать связи между атомами и их координаты в трехмерном пространстве. | Как я могу использовать Graphviz на уроках химии? |
Собери перечень информационных компетенций | Кейс сбора компетенций, ожидаемых от школьников в области информационных технологий и искусственного интеллекта | Создать тему образовательных стандартов
|
Создай иллюстрации к рассказу по биологии | Кейс создания иллюстраций к рассказу о получении антибиотиков. В данном случае сравнивались различные системы генерации изображений по описанию | Two scientist cultivate penicillin in their kitchen in 1930 |
Создай управляющий алгоритм для робота | Кейс создания управляющих алгоритмов для роботов на различных языках | Создать тему
|
Создай формулы химических соединений и реакций для начального курса химии | Кейс создания бота, который помогает создавать формулы химический соединений и реакций для последующего их размещения на вики-страницах. | Создание бота - Chemical reactions for SimpleMathJax MediaWiki extension
|
Обсуждение
- Переведи с моего слабого научного английского языка на общепринятый научный английский
- Переведи с моего слабого научного русского на общепринятый научный русский
- Переведи моё текстовое описание на визуальный язык диаграмм
- Переведи с одного языка программирования на другие
- Переведи из одного языка диаграмм в другой
- Пересобери игру из готовых строительных блоков в другие
Description | Inventor | |
---|---|---|
Семиосфера: культура и взрыв, внутри мыслящих миров, статьи, исследования, заметки | Седьмая книга сочинений Ю. М. Лотмана представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотической теории и методологии.
| Лотман |
Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции | В книге изложена концепция метасистемного перехода и с ее позиций прослеживает эволюцию мира от простейших одноклеточных организмов до возникновения мышления, развития науки и культуры. | Турчин |