Mindstorms

Материал из Поле цифровой дидактики



Описание книги Mindstorms: Children, Computers, And Powerful Ideas - .. через бездну, разделяющую естественнонаучную, техническую культуру с культурой гуманитарной, необходимо перекинуть мост. И я думаю, что главным в конструкции такого моста может стать задача, как придать компьютерную форму плодотворным идеям, одинаково важным как поэту, так и инженеру. В моем понимании компьютер действует как переходный объект по установлению связей, которые в конечном счете оказываются связями между одной личностью и другой. Существуют матофобы, т. е. люди, не признающие математики, с очень развитой координацией движений собственного тела, и есть матофилы, т. е. люди, увлеченные математикой, никогда не вспоминающие о сенсомоторном происхождении своих математических знаний. Черепашка навела мост. Она стала посредником, объединившим в себе элементы геометрии тела с формальной геометрией. Осмысление жонглирования как структурного программирования помогло навести мосты между теми, у кого прекрасно развито матетическое чувство физических навыков, и теми, кто знает, как должна быть организована задача по написанию исторического эссе. Жонглирование и написание эссе, если смотреть на конечный результат, мало чем похожи друг на друга. Но процесс овладения обоими навыками во многом совпадает.
Область знаний Математика, Информатика, Робототехника, Педагогика, Психология
Год издания 1980
Веб-сайт где можно прочитать книгу или статью https://mindstorms.media.mit.edu/
Видео запись https://www.youtube.com/watch?v=NGmNvRXMhac
Авторы Papert
Среды и средства, на которые повлияла книга Лого, Lego Mindstorms

Перевод = Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. Москва, Педагогика, 1989.

Фрагменты книги
http://www.uic.unn.ru/pustyn/cgi-bin/htconvert.cgi?papert.txt

Позиция, которую я представляю,- это частный случай компьютерной культуры, культуры матетической, т. е. такой, которая помогает нам не только учиться, но и изучать учение. Я уже показывал, как эта культура может придать учению более гуманный характер, задав более личностные, менее чуждые ребенку отношения со знанием, и приводил некоторые примеры того, как могут улучшиться отношения с включенными в процесс учения другими людьми: с товарищами по учебе и учителями. Но заметки о социальном контексте, в котором может происходить такое учение, до сих пор делались от случая к случаю. Но теперь настало время поставить вопрос (хотя я не в состоянии на него ответить), который, должно быть, уже задали себе многие читатели: есть ли место в такой культуре школе? Предположение, что настанет день, когда школы прекратят свое существование, может вызвать у многих людей резкую реакцию. Ряд обстоятельств мешает нам ясно представить мир без школ. Одни из них чисто личностные. Большинство из нас часть своей жизни просто ходят в школу, и мы не очень озабочены размышлениями о ней. Например, мне уже было больше 50 лет и после моего окончания школы прошло немало лет, прежде чем я как-то изжил свои дошкольные и школьные годы. Представление мире без школы слишком сильно контрастирует с нашим жизненным опытом Другие обстоятельства по своей природе более концептуальны. Нельзя такой мир представлять негативным образом, т. е. просто убирая школу, не предлагая ничего взамен. Образующийся в наших представлениях вакуум неизбежно как-то заполняется, часто смутными, но пугающими образами детей, становящихся дикарями, отравляющихся наркотиками и превращающих жизнь своих родителей в кошмар.

Серьезные размышления о мире без школы требуют построения моделей внешкольной деятельности, в вторую могут быть вовлечены дети. Собирание таких моделей стало важной частью моих размышлений о будущем детей. Совсем недавно, проводя свой летний отпуск в Бразилии, я столкнулся с блестящим примером такой модели. Сердцем знаменитого карнавала в Рио-де-Жанейро является двенадцатичасовая процессия с песнями, танцами и уличными театральными представлениями. Одна труппа актеров сменяет другую. Обычно пьесы, которые они разыгрывают с музыкой, танцами, посвящены историческим событиям или народным сказкам. Стихотворный текст, хореография и костюмы всякий раз новые и оригинальные. Уровень технического исполнения - профессиональный, эффект - потрясающий. Хотя сюжет может быть и мифологическим, участники процессий наполняют его современным политическим содержанием. Участие в процессии планируется заранее. Подготовка к ней, так же как и разыгрываемые спектакли, является важной частью бразильской жизни. Каждая группа готовит свое представление независимо от других групп и, конкурируя с ними, в собственной среде обучения, называемой там школой самбы. Но это не школы, какими мы их знаем, это общественные клубы, включающие от нескольких сотен до многих тысяч членов. Каждый клуб имеет здание, в котором члены клуба занимаются танцами и вместе проводят время. Собираются они вместе вечерами в субботу и воскресенье, чтобы потанцевать, выпить и встретиться с друзьями. В течение года каждая школа самбы, выбрав тему своего представления на следующем карнавале, отбирает ведущих исполнителей, пишет и переписывает стихотворные тексты, ставит и разучивает танцы. Возрастной диапазон членов школы колеблется от детского возраста до возраста бабушек и дедушек, в нее входят как новички, так и профессионалы. Но они танцуют вместе и каждый учится и обучает, танцуя. Даже ведущие исполнители должны разучивать свои сложные роли. Каждый американский дискоклуб также является местом, где танцам учатся, танцуя. Но школа самбы принципиально отличается от дискоклуба. В ней люди более социально сплочены, у них более развито чувство принадлежности к данной группе людей, их объединяет общая цель. Многое из того, чему обучают в такой школе, хотя и происходит естественным образом, но делается вполне продуманно. Скажем, опытные танцоры собирают вокруг себя группу детей. От пяти до двадцати минут идет специфическое овладение танцем - через наблюдение. Внимание детей сосредоточивается на исполнении, затем им разрешается присоединиться к танцующим. В этой книге мы уже рассматривали, как можно учиться математике в обстановке, напоминающей бразильские школы самбы, в обстановке по-настоящему сплоченного сообщества людей, в котором и опытные взрослые, и новички учатся вместе.

Например, через бездну, разделяющую естественнонаучную, техническую культуру с куль-турой гуманитарной, необходимо перекинуть мост. И я думаю, что главным в конструкции такого моста может стать задача, как придать компьютерную форму плодотворным идеям, одинаково важным как поэту, так и инженеру. В моем понимании компьютер действует как переходный объект по установлению связей, которые в конечном счете оказываются связями между одной личностью и другой. Существуют матофобы, т. е. люди, не признающие математики, с очень развитой координацией движений собственного тела, и есть матофилы, т. е. люди, увлеченные математикой, никогда не вспоминающие о сенсомоторном происхождении своих математических знаний. Черепашка навела мост. Она стала посредником, объединившим в себе элементы геометрии тела с формальной геометрией. Осмысление жонглирования как структурного программирования помогло навести мосты между теми, у кого прекрасно развито матетическое чувство физических навыков, и теми, кто знает, как должна быть организована задача по написанию исторического эссе. Жонглирование и написание эссе, если смотреть на конечный результат, мало чем похожи друг на друга. Но процесс овладения обоими навыками во многом совпадает. Благодаря созданию интеллектуальной среды, в которой акцент делается на процессе, у людей с различными навыками и интересами появляется нечто общее, о чем они могут говорить друг с другом. Благодаря разработке экспрессивных языков для ведения разговора об этом процессе и благодаря преобразованию прежних знаний делаются прозрачными, по крайней мере мы надеемся на это, барьеры, отделяющие одну дисциплину от другой. В обычных школах математика - это только математика, а история - это только история, а жонглирование отделено частоколом от столь интеллектуальных занятий. Время покажет, смогут ли школы адаптировать преобразованные знания. Но более важно научиться воспринимать новые формы преобразованных знаний.

В этой книге мы уже наблюдали сложное взаимодействие новой техники и преобразованных учебных предметов. При обсуждении ; использования компьютеров для более легкого изучения ньютонвых законов движения мы не пытались "компьютеризовать" уравнения, приводимые в классических учебниках по физике. Мы занимались разработкой новой системы понятий для осмысления движения. Например, понятие Черепашки позволяет нам выявить качественный компонент ньютоновой физики. Результат такой реконцептуализации значим независимо от компьютера, но ее связь с компьютером не может быть сведена на нет. Такая реконцептуализация помогает продвинуться вперед на том пути использования компьютера, при котором иная концептуализация физики оказывается невозможной, и тем самым достигается матетическое могущество. Таким образом, весь процесс включает диалектическое взаимодействие между новой техникой и новыми способами понимания физики.