Объект, помогающий думать

Материал из Поле цифровой дидактики


Описание Объекты, помогающие думать, или объекты, с которыми мы думаем. Термин введен Шерри Тёркл в книге про объекты, вызывающие воспоминания и вещи, с которыми мы думаем.
Область знаний
Авторы Turkle, Papert
Поясняющее видео https://www.youtube.com/watch?v=t7Xr3AsBEK4
Близкие понятия
Среды и средства для освоения понятия Logo, Snap!
Turkle S. Evocative Objects
Things We Think with. MIT Press, 2007. 397 p.

Примеры таких вещей часто используются в конструкционизме при описании объектов, которые создаются для поддержки обучения. Так, черепашка Лого создавалась затем, чтобы поддержать обучение математике. При этом Пейперт не ограничивает множество помогающих думать объектов только теми, которые создавались в учебных целях. Для него гораздо важнее, что между человеком и объектом, помогающим думать возникает эмоциональная связь. Ш. Теркл сформулировала этот принцип

  • We think with the objects we love; we love the objects we think with - мы думаем с объектами, которые любим; мы любим объекты, с которыми думаем.


Сеймур Пейперт свое предислови к книге М. Резника Черепахи, термиты и дорожные пробки назвал провокационно "Резник-как-объект,-помогающий-думать". Пейперт полагает, что работа Резника позволяет рассмотреть два распространенных современных заблуждения о роли технологий в образовании. Техноцентрическое заблуждение может быть проиллюстрировано вопросом "Как компьютеры изменяют способы обучения детей?" Сам такой вопрос должен быть отвергнут как неправильный, поскольку компьютеры ничего не изменяют - изменения совершают люди. Люди могут использовать компьютеры по разному и это использование может приводить к различным результатам точно так же как письменность может использоваться и для создания порнографии и для создания высокой поэзии. Но, слишком простое опровержение техноцентрического заблуждения ведет к дополнительному заблуждению - заблуждению "это просто средство". Это заблуждение не позволяет увидеть различия между средствами, поскольку все они низводятся до положения "это просто средство". Меж тем эти различия могут быть крайне существенными, поскольку мы можем не заметить разницу между средствами, которые просто усиливают нашу способность выполнять какую-то работу (просто средство) и средствами, которые больше чем просто средство, поскольку они порождают возможность выполнять действия, о которых раньше никто и не думал, и которые никто раньше не мог совершить.