Заглавная страница: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показано 208 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
__NOTOC__
__NOTOC__
; Темы недели
* '''[[Data_in_Education_Seminar/19_12_2024|Агрегация экспертных мнений при построении карт знаний]]''' семинар 19.12.2024
* '''[[Dynamic Learning Environments: Creating Courses with Semantic MediaWiki|Дизайн учебных курсов в SMW]]''' - 30/11/2024 - для [[:Категория:ПОМ ЛПС-24|ПОМ ЛПС-24]] и [[:Категория:ОИ-241м|ОИ-241м]]
* '''[[Creating Active Essays Using Agent Models|Создание активных эссе (Active Essays) с использованием многоагентных моделей]]''' - мастер-класс 25.11.2024


<table noborder cellpadding=5 cellspacing=3>
== Учебные курсы  ==
<tr>
* '''Как работает [[ABM Constructor|конструктор использования многоагентого моделирования]]''' на примере подготовки курса [[Многоагентное моделирование в изучении группового поведения (Syllabus)|Многоагентное моделирование в изучении группового поведения]]
*  '''[[Программирование (математики и физики)|Программирование]]''' для  [[:Категория:МФ-211|МФ-211]] и [[:Категория:МФ-201|МФ-201]]
*  '''[[Информационные системы (Syllabus)|Информационные системы]]''' и '''[[Основы компьютерного моделирования (Syllabus)|Компьютерное моделирование]]''' для '''[[:Категория:ИНДОР-231|ИНДОР-231]]'''
* [[Анализ_и_интерпретация_данных_(syllabus)|Анализ и интерпретация данных в образовании]]  для '''[[:Категория:УСК-2023|УСК-2023]]'''
* [[Разработка мобильных приложений (syllabus)|Разработка мобильных приложений]] для [[:Категория:АДЭУ-221|АДЭУ-221]] и [[:Категория:АДЭУ-211|АДЭУ-211]] (архив)
* '''[[Построение сетевых сообществ]]''' - Программа учебного курса для '''[[:Category:Ioe_2025|Ioe_2025]]''' и [[:Category:Ioe_2024|Ioe_2024]]
**  '''[[Сетевые образовательные сообщества: анализ больших данных]]''' - краткое содержание курса в виде мастер-класса
* [[Программирование на языках высокого уровня]]  - Программа учебного курса для [[:Категория:ИВО-231м|ИВО-231м]]
*  [[Cloud technologies (syllabus)|Облачные технологии]]  - Программа учебного курса для [[:Категория:ИВО-231м|ИВО-231м]]
* '''[[Визуализация данных в образовании (Syllabus)|Визуализация данных в образовании]]''' для '''[[:Категория:УСО-231м|УСО-231м]]'''
*  '''[[Программирование на языках высокого уровня|Программирование на языках высокого уровня]]''' для '''[[:Категория:ИВО-241м|ИВО-241м]]'''


<td>
== Cовместная работа со знаниями в образовании ==
<btn class="btn-primary">
Поле цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы по формированию вычислительного мышления. Здесь можно читать и использовать статьи из следующих категорий:
Игры
* [[:Категория:Competence|компетенции]] ({{#ask: [[Категория:Competence]] | format = count }});
* {{#ask:[[Category:DEG]] | limit = 20}}
* '''[[:Категория:Понятие|понятия]]'''  ( {{#ask: [[Категория:Понятие]] | format = count }})  [[Генеративный искусственный интеллект]], [[Активное эссе]] и др. ;
</btn>
* [[:Category:Book|книги]]  ({{#ask: [[Category:Book]] | format = count}});
</td>
*  '''[[:Категория:Model|модели]]'''  ( {{#ask: [[Category:Model]] | format = count }} );
<td>
* '''[[:Категория:Язык программирования|языки программирования]]''' ({{#ask: [[Категория:Язык программирования]]  | format = count }}) [[Lisp]], [[Scheme]], [[Scratch]], [[Snap!]] и др.;
<btn class="btn-primary">
* '''[[:Category:Dataset|датасеты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Dataset]] | format = count }}) [[ChatbotACM (dataset)]], [[Collaborative knowledge ACM (dataset)|Совместная работа со знаниями]], [[GoogleSchool 02(dataset)|Log файл школы]];
Языки
* '''[[:Category:Diagrams|схемы и диаграммы]]'''  ( {{#ask: [[Category:Diagrams]] | format = count }}) [[Taxonomic sandbox]], [[Языки (диаграмма класса)]];
* {{#ask:[[Category:Язык программирования]] | limit = 20}}
* '''[[:Category:Dataset|датасеты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Dataset]] | format = count }}) [[ChatbotACM (dataset)]], [[Collaborative knowledge ACM (dataset)|Совместная работа со знаниями]], [[GoogleSchool 02(dataset)|Log файл школы]];
</btn>
* '''[[:Категория:DigitalTool|цифровые средства]]'''  ( {{#ask: [[Категория:DigitalTool]] | format = count }});
</td>
* образовательные '''[[:Категория:DEG|видео игры]]''' ({{#ask: [[Категория:DEG]]  | format = count }});
<td>
* [[:Категория:Robots|роботы]]  ( {{#ask: [[Категория:Robots]] | format = count }});
<btn class="btn-primary">
* [[:Категория:Сообщество|сетевые сообщества]] ({{#ask: [[Категория:Сообщество]] | format = count}});
Понятия
* [[:Категория:HowTo|паттерны]] ({{#ask: [[Категория:HowTo]] | format = count }});
* {{#ask:[[Category:Понятие]] | limit = 20}}
* [[:Category:Person|писатели]]  ({{#ask: [[Category:Person]] | format = count}});
</btn>
* '''[[:Category:Scripting Tutorials|руководства - рецепты]]'''  ( {{#ask: [[Category:Scripting Tutorials]] | format = count }});
</td>
* [[:Category:Событие|события]]  ( {{#ask: [[Category:Событие]] | format = count }})
* [[Служебная:Список_участников|участники]] из [[:Category:UserMGPU|МГПУ]], [[:Category:UserHSE|ВШЭ]], [[:Category:СамГМУ|Самарского ГМУ]].


<td>
'''[[Data in Education Seminar|Семинары о данных в образовании]]'''
<btn class="btn-primary">
Сообщества
* {{#ask:[[Категория:Сообщество]] | limit = 20}}
</btn>
</td>


<td>
== Возможности поля ==
<btn class="btn-primary">
На этом поле мы думаем не отдельными статьями, но классами или породами статей. Т.е. сначала придумываем и договариваемся о том, какими свойствами будет обладать статья определённой породы, а потом заполняем [[Служебная:Properties|свойства]] по шаблону. Такой подход выглядит формальным, но позволяет собирать и представлять данные о классах. Например,  
Паттерны
* {{#ask:[[Категория:HowTo]] | limit = 14}}
</btn>
</td>
</tr>
</table>
----
== Содержание ==
Поле цифровой дидактики или вики цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы про формирование вычислительного мышления. Поэтому здесь можно читать и использовать статьи про [[:Категория:Язык программирования|языки программирования]] ({{#ask: [[Категория:Язык программирования]]  | format = count }} статей), образовательные ([[:Категория:DEG|видео игры]] ( {{#ask: [[Категория:DEG]]  | format = count }} статей , [[:Категория:Понятие|понятия вычислительного мышления]] ( {{#ask: [[Категория:Понятие]] | format = count }} статей), [[:Категория:Сообщество|сетевые сообщества]]  ({{#ask: [[Категория:Сообщество]] | format = count }} статей), [[:Категория:HowTo|паттерны]], которые учат агентов прыгать, прятаться, рождать и умирать ( {{#ask: [[Категория:HowTo]] | format = count }} статей). Мы надеемся, что поле будет расширяться и на нём будут появляться новые области, такие как  вычислительная  экология, история, география, литература.


== Свойства среды ==
=== Данные о географическом положении объектов ===
При этом The medium is the message - и сама среда и возможности, которые она открывает перед соавторами, значат больше чем тот цифровой контент, который мы здесь собран. Подробное описание возможностей дано на странице [[Поле цифровой дидактики:Описание|Описание]]. Здесь есть обычные и чудесные возможности вики +
Если статей из категории [[:Category:Cultural place|Объект культуры]] указано свойство координаты типа географические координаты, то мы можем собрать все или некоторые страницы из этой категории на карте:


=== Semantic MediaWiki ===
{{#ask:
Мы можем экспериментировать с построением информационных онтологий, встраивать в страницы формы и запросы. Строить ленты времени и географические карты. Например:
[[Category:Cultural place]]
|?Coordinate
|format=map
|height=300
|width=500
}}
 
=== Данные о времени создания объектов ===


Если для статей из категории язык программирования или видео игра или человек указано свойство "год создания", то мы можем представить объекты этой категории на ленте времени и получить справочник, который мы можем листать
{{#ask:
{{#ask:
[[Category:Язык программирования]]  
[[Category:Язык программирования]] OR [[Category:DEG]] OR [[Category:Person]]  
  [[Год создания::+]]
  [[launch year::+]]
  |format=moderntimeline
  |format=moderntimeline
  |?Год создания
  |?launch year
  |? Ancestors
  |? Ancestors
  |?Descendants
  |?Descendants
}}
}}


===  Данные о предметной области ===
Если для статей из категории [[:Category:Понятие|понятие]] указана предметная область, то мы можем представить распределение всех опубликованных на экспериментальной площадке понятий по свойству "предметная область".
{{#ask:[[Категория:Понятие]] [[Field_of_knowledge::+]]
|?Field_of_knowledge
|mainlabel=-
|format=jqplotchart
|charttype=bar
|charttitle= Предметная область
|distribution=yes
|width=80%
|datalabels=value
}}
=== Формулы, визуальный код и выполняемые проекты ===
* [[Как вставлять химические формулы в тексты вики статей]]
<chem>Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$</chem>
Мы можем включать примеры кода. Например, обсудить как устроено [[лямбда-исчисление]] <syntaxhighlight lang="python" inline>lambda x: x * 2</syntaxhighlight> на [[Python]] или понятие [[Объект первого класса]] на  [[Nim]]. Встраивать фрагменты визуального кода для [[Scratch]] и [[Snap!]] строчками текста, которые преобразуются на лету: <sb version="2.0">(((x::variables) + (3)) input names: (x::variables) @delInput @addInput :: grey ring)</sb> Можем добавлять сами проекты. Например, при обсуждении [[клон]]ов добавить в статью и код создания клонов и пример такого проекта [[Scratch]], где бабочка клонирует себя и потом её клоны надевают различные костюмы  <br clear=all />
<scratch project="211029567 />
а потом показать как сходный проект может быть реализован в [[Snap!]], когда муравей клонирует себя и клоны начинают реагировать на феромоны, в [[StarLogo Nova]] или в [[NetLogo]]<br clear=all />


=== Языки поля ===
Дальнейшее развитие может пойти в сторону создания и использования различных моделей и симуляций для экологического и биологического образования. А с другой стороны это отличное поле для обсуждения проектов, связанных с агентами, играми, мобильными приложениями и роботами. Отдельный возможный класс объектов внутри экспериментальной площадки, где на страницах черепахи и драконы встречаются с роботами или симуляторами Роббо и параллельно идёт обсуждение того, какие навыки и умения осваивает ученик, который эти встречи организует. Отдельная прелесть заключается в том, что к страницам вики, черепахам и роботам мы обращаемся на одном и том же языке ask - страницы или черепахи со свойствами - делайте то, что я вам говорю.
Возможность показывать и обсуждать фрагменты программ на множестве языков. Например, обсудить пример <syntaxhighlight lang="python" inline>lambda x: x * 2</syntaxhighlight> is a [[w:Lambda (programming)|lambda expression]] на [[Python]]


Возможность визуально представлять блоки визуального программирования языка [[Scratch]]. Возможность запускается внутри '''sb'''  для одной строчки кода <br />
Например, set x to () <sb>set x to ()</sb>


Возможность встраивать в страницы проекты, написанные на языке [[Snap!]]
И в этот же раздел совместного создания, копирования и редактирования кода попадают тексты UML диаграмм, которые мы можем использовать и для дизайна учебной деятельности (сценарии уроков), и для разработки мобильных приложений, и для представления концепций образования.


Возможность использовать языки построения диаграмм - UML, [[mermaid]], [[graphviz]]
* [[Как вставлять химические формулы в тексты вики статей]]
<chem>Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$</chem>

Текущая версия на 11:22, 21 февраля 2025

Темы недели

Учебные курсы

Cовместная работа со знаниями в образовании

Поле цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы по формированию вычислительного мышления. Здесь можно читать и использовать статьи из следующих категорий:

Семинары о данных в образовании

Возможности поля

На этом поле мы думаем не отдельными статьями, но классами или породами статей. Т.е. сначала придумываем и договариваемся о том, какими свойствами будет обладать статья определённой породы, а потом заполняем свойства по шаблону. Такой подход выглядит формальным, но позволяет собирать и представлять данные о классах. Например,

Данные о географическом положении объектов

Если статей из категории Объект культуры указано свойство координаты типа географические координаты, то мы можем собрать все или некоторые страницы из этой категории на карте:

Данные о времени создания объектов

Если для статей из категории язык программирования или видео игра или человек указано свойство "год создания", то мы можем представить объекты этой категории на ленте времени и получить справочник, который мы можем листать

Данные о предметной области

Если для статей из категории понятие указана предметная область, то мы можем представить распределение всех опубликованных на экспериментальной площадке понятий по свойству "предметная область".

Предметная область
0
10
20
30
40
1
1
1
1
4
1
3
1
5
4
2
5
2
4
1
3
34
14
2
7

Формулы, визуальный код и выполняемые проекты

ZnA2++2OHA+2HA+Zn(OH)A2amphoteres Hydroxid+2OHA+2HA+[Zn(OH)A4]A2Hydroxozikat

Мы можем включать примеры кода. Например, обсудить как устроено лямбда-исчисление lambda x: x * 2 на Python или понятие Объект первого класса на Nim. Встраивать фрагменты визуального кода для Scratch и Snap! строчками текста, которые преобразуются на лету: x+3inputnames:x Можем добавлять сами проекты. Например, при обсуждении клонов добавить в статью и код создания клонов и пример такого проекта Scratch, где бабочка клонирует себя и потом её клоны надевают различные костюмы

а потом показать как сходный проект может быть реализован в Snap!, когда муравей клонирует себя и клоны начинают реагировать на феромоны, в StarLogo Nova или в NetLogo

Дальнейшее развитие может пойти в сторону создания и использования различных моделей и симуляций для экологического и биологического образования. А с другой стороны это отличное поле для обсуждения проектов, связанных с агентами, играми, мобильными приложениями и роботами. Отдельный возможный класс объектов внутри экспериментальной площадки, где на страницах черепахи и драконы встречаются с роботами или симуляторами Роббо и параллельно идёт обсуждение того, какие навыки и умения осваивает ученик, который эти встречи организует. Отдельная прелесть заключается в том, что к страницам вики, черепахам и роботам мы обращаемся на одном и том же языке ask - страницы или черепахи со свойствами - делайте то, что я вам говорю.


И в этот же раздел совместного создания, копирования и редактирования кода попадают тексты UML диаграмм, которые мы можем использовать и для дизайна учебной деятельности (сценарии уроков), и для разработки мобильных приложений, и для представления концепций образования.

ZnA2++2OHA+2HA+Zn(OH)A2amphoteres Hydroxid+2OHA+2HA+[Zn(OH)A4]A2Hydroxozikat