- Темы недели
Учебные курсы
Cовместная работа со знаниями в образовании
Поле цифровой дидактики представляет исследование технологий совместной работы со знаниями в образовании. Результатом работы является описание существующего поля цифровой дидактики (включая основные понятия, инструменты и кейсы) в формате вики-статей. Изначально мы собирали и викифицировали материалы по формированию вычислительного мышления. Здесь можно читать и использовать статьи из следующих категорий:
- компетенции (205);
- понятия ( 522) Генеративный искусственный интеллект, Активное эссе и др. ;
- книги (67);
- модели ( 67 );
- языки программирования (136) Lisp, Scheme, Scratch, Snap! и др.;
- датасеты ( 46) ChatbotACM (dataset), Совместная работа со знаниями, Log файл школы;
- схемы и диаграммы ( 72) Taxonomic sandbox, Языки (диаграмма класса);
- датасеты ( 46) ChatbotACM (dataset), Совместная работа со знаниями, Log файл школы;
- цифровые средства ( 136);
- образовательные видео игры (53);
- роботы ( 15);
- сетевые сообщества (56);
- паттерны (13);
- писатели (35);
- руководства - рецепты ( 313);
- события ( 58)
- участники из МГПУ, ВШЭ, Самарского ГМУ.
Семинары о данных в образовании
Возможности поля
На этом поле мы думаем не отдельными статьями, но классами или породами статей. Т.е. сначала придумываем и договариваемся о том, какими свойствами будет обладать статья определённой породы, а потом заполняем свойства по шаблону. Такой подход выглядит формальным, но позволяет собирать и представлять данные о классах. Например,
Данные о географическом положении объектов
Если статей из категории Объект культуры указано свойство координаты типа географические координаты, то мы можем собрать все или некоторые страницы из этой категории на карте:
Идёт загрузка карты…
{"format":"leaflet","minzoom":false,"maxzoom":false,"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","import-annotation":false,"width":"500px","height":"300px","centre":false,"title":"","label":"","icon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"copycoords":false,"static":false,"zoom":false,"defzoom":14,"layers":["OpenStreetMap"],"image layers":[],"overlays":[],"resizable":false,"fullscreen":false,"scrollwheelzoom":true,"cluster":false,"clustermaxzoom":20,"clusterzoomonclick":true,"clustermaxradius":80,"clusterspiderfy":true,"geojson":"","clicktarget":"","showtitle":true,"hidenamespace":true,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%BC._%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%B3._%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%8C\" title=\"\u0411\u0438\u0431\u043b\u0438\u043e\u0442\u0435\u043a\u0430 \u0438\u043c. \u041f\u0443\u0448\u043a\u0438\u043d\u0430, \u0433. \u041f\u0435\u0440\u043c\u044c\"\u003E\u0411\u0438\u0431\u043b\u0438\u043e\u0442\u0435\u043a\u0430 \u0438\u043c. \u041f\u0443\u0448\u043a\u0438\u043d\u0430, \u0433. \u041f\u0435\u0440\u043c\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u0411\u0438\u0431\u043b\u0438\u043e\u0442\u0435\u043a\u0430 \u0438\u043c. \u041f\u0443\u0448\u043a\u0438\u043d\u0430, \u0433. \u041f\u0435\u0440\u043c\u044c","link":"","lat":58.014978,"lon":56.244462,"icon":""},{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B\" title=\"\u0411\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u043f\u043b\u0430\u043d\u0435\u0442\u0430\u0440\u0438\u0439 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u044b\"\u003E\u0411\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u043f\u043b\u0430\u043d\u0435\u0442\u0430\u0440\u0438\u0439 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u044b\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u0411\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u043f\u043b\u0430\u043d\u0435\u0442\u0430\u0440\u0438\u0439 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u044b","link":"","lat":55.761441,"lon":37.583652,"icon":""},{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%93%D0%90%D0%9E%D0%A3_%D0%92%D0%9E_%D0%9C%D0%93%D0%9F%D0%A3\" title=\"\u0413\u0410\u041e\u0423 \u0412\u041e \u041c\u0413\u041f\u0423\"\u003E\u0413\u0410\u041e\u0423 \u0412\u041e \u041c\u0413\u041f\u0423\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u0413\u0410\u041e\u0423 \u0412\u041e \u041c\u0413\u041f\u0423","link":"","lat":55.83,"lon":37.64,"icon":""},{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9\" title=\"\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0414\u0430\u0440\u0432\u0438\u043d\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0439\"\u003E\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0414\u0430\u0440\u0432\u0438\u043d\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0439\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0414\u0430\u0440\u0432\u0438\u043d\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0439","link":"","lat":55.69067,"lon":37.561436,"icon":""},{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B8%D0%BC._%D0%92.%D0%98._%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE\" title=\"\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0433\u0435\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0439 \u0438\u043c. \u0412.\u0418. \u0412\u0435\u0440\u043d\u0430\u0434\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e\"\u003E\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0433\u0435\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0439 \u0438\u043c. \u0412.\u0418. \u0412\u0435\u0440\u043d\u0430\u0434\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0433\u0435\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0437\u0435\u0439 \u0438\u043c. \u0412.\u0418. \u0412\u0435\u0440\u043d\u0430\u0434\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e","link":"","lat":55.756007,"lon":37.612603,"icon":""},{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8_%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B0\" title=\"\u041c\u0443\u0437\u0435\u0439 \u043d\u0430\u0443\u043a\u0438 \u041d\u0438\u0436\u0435\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442\u0430\"\u003E\u041c\u0443\u0437\u0435\u0439 \u043d\u0430\u0443\u043a\u0438 \u041d\u0438\u0436\u0435\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442\u0430\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E","title":"\u041c\u0443\u0437\u0435\u0439 \u043d\u0430\u0443\u043a\u0438 \u041d\u0438\u0436\u0435\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442\u0430","link":"","lat":56.3294043,"lon":44.0139272,"icon":""}],"imageLayers":[]}
Данные о времени создания объектов
Если для статей из категории язык программирования или видео игра или человек указано свойство "год создания", то мы можем представить объекты этой категории на ленте времени и получить справочник, который мы можем листать
Данные о предметной области
Если для статей из категории понятие указана предметная область, то мы можем представить распределение всех опубликованных на экспериментальной площадке понятий по свойству "предметная область".
Формулы, визуальный код и выполняемые проекты
[math]\ce{ Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$ }[/math]
Мы можем включать примеры кода. Например, обсудить как устроено лямбда-исчисление lambda x: x * 2
на Python или понятие Объект первого класса на Nim. Встраивать фрагменты визуального кода для Scratch и Snap! строчками текста, которые преобразуются на лету: (((x::variables) + (3)) input names: (x::variables) @delInput @addInput :: grey ring)
Можем добавлять сами проекты. Например, при обсуждении клонов добавить в статью и код создания клонов и пример такого проекта Scratch, где бабочка клонирует себя и потом её клоны надевают различные костюмы
а потом показать как сходный проект может быть реализован в Snap!, когда муравей клонирует себя и клоны начинают реагировать на феромоны, в StarLogo Nova или в NetLogo
Дальнейшее развитие может пойти в сторону создания и использования различных моделей и симуляций для экологического и биологического образования. А с другой стороны это отличное поле для обсуждения проектов, связанных с агентами, играми, мобильными приложениями и роботами. Отдельный возможный класс объектов внутри экспериментальной площадки, где на страницах черепахи и драконы встречаются с роботами или симуляторами Роббо и параллельно идёт обсуждение того, какие навыки и умения осваивает ученик, который эти встречи организует. Отдельная прелесть заключается в том, что к страницам вики, черепахам и роботам мы обращаемся на одном и том же языке ask - страницы или черепахи со свойствами - делайте то, что я вам говорю.
И в этот же раздел совместного создания, копирования и редактирования кода попадают тексты UML диаграмм, которые мы можем использовать и для дизайна учебной деятельности (сценарии уроков), и для разработки мобильных приложений, и для представления концепций образования.
[math]\ce{ Zn^2+ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{amphoteres Hydroxid}}{\ce{Zn(OH)2 v}}$ <=>[+ 2OH-][+ 2H+] $\underset{\text{Hydroxozikat}}{\ce{[Zn(OH)4]^2-}}$ }[/math]