Small group discussion

Материал из Поле цифровой дидактики


Описание модели Модель обсуждения в малой группе. Модель
  • Различает роли студента и преподавателя — позволяет моделировать педагогические стратегии, а не только традиционные подходы к моделированию популяции агентов
  • Агенты имеют убеждения о собственных состояниях и состояниях других агентов, которые изменяются в результате вербальных транзакций
  • Учитывает конкуренцию и кооперацию как факторы, формирующие характер групповой дискуссии
  • Предоставляет теоретическую перспективу для анализа индивидуального и группового развития вовлечённости в задачу (активность) и социальной вовлечённости с одноклассниками (дискурсивность) в независимых и модерируемых преподавателем малых группах
Область знаний Педагогика, Психология, Социология, Лингвистика
Веб-страница - ссылка на модель
Видео запись
Разработчики
Среды и средства, в которых реализована модель NetLogo
Диаграмма модели
Описание полей данных, которые модель порождает
Модель создана студентами? Нет

Теоретическое основание модели

Социокультурный подход Выготского

Модель строится на фундаментальном положении Выготского о том, что развитие происходит через социальное взаимодействие.
 Description
Зона ближайшего развитияПонятие в культурно-исторической теории Выготского обозначающее расхождение в уровне трудности задач, которые решаются ребёнком самостоятельно и с помощью медиаторов-помощников, в роли которых могут выступать взрослые, учителя, старшие братья, товарищи по учебе или компьютерные программы.

Условимся называть … уровнем актуального развития ребенка тот уровень, которого ребенок достиг в ходе своего развития и который определяется с помощью задач, решаемых ребенком самостоятельно… Зона ближайшего развития ребенка — это расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослого и в сотрудничестве с более умелыми сотоварищами

  • Выготский Л.С. Динамика умственного развития ребенка в связи с обучением // Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

В контексте этой модели это означает:

  • Развитие активности и социальной ориентации не является врождённым или неизменным, а формируется через участие в групповых транзакциях
  • Каждый участник дискуссии имеет индивидуальную зону ближайшего развития, определяемую его личной толерантностью к различиям в убеждениях
  • Обучение происходит не через передачу информации «учитель → ученик», а через изменение убеждений участников в результате взаимодействия

Ключевая инновация: вместо классического представления о ZPD как одностороннего руководства, модель представляет ZPD как двусторонний процесс, где каждый участник может как влиять на других, так и быть изменённым ими.

Теория сообществ практики (Communities of Practice)

Модель опирается на идеи Лав и Этьена Венгера о постепенном вхождении в социальную практику:

  • Участники не все одинаково вовлечены в дискуссию
  • Некоторые находятся в центре (high activity, high discursivity), другие на периферии
  • Траектория развития каждого участника уникальна и зависит от его взаимодействий с другими членами группы
 Description
Сообщество практикиМножество субъектов, объединенных общими интересами, объектами и общей продуктивной деятельностью. Теория «сообщества практики» или «сообщество обмена знаниями» впервые использовали Дж. Лав и Э. Венгер для того, чтобы обозначить группу людей, вовлеченных в совместную деятельность. В дальнейшем концепция сообщества обмена знаниями получила развитие в работах Венгера и активно использовалась для анализа отношений, которые складываются внутри организаций и сетей самого разного типа 120px-Science-community.gif

Теория конфликта и кооперации

Модель различает два режима развития:

Конфликтный режим (высокая конкурентность)

  • Когнитивный конфликт как стимул к развитию
  • Большие различия в убеждениях провоцируют изменения
  • Может привести как к интеллектуальному росту, так и к фрагментации группы

Кооперативный режим (высокая кооперативность)

  • Взаимное согласие и признание как основа развития
  • Умеренные различия в убеждениях способствуют учению
  • Способствует сплочению группы, но может привести к конформизму

Теория сетевого анализа (Social Network Analysis)

Модель использует концепции сетевого анализа для описания структуры группового взаимодействия:

  • Связность (tie strength) — интенсивность взаимодействия между двумя участниками, отражаемая в социальной ориентации
  • Централизация — наличие лидеров и их влияние на структуру группы
  • Сплочённость — степень, в которой все члены группы взаимодействуют друг с другом
  • Изоляция — отсутствие связей, приводящее к полной маргинализации участника

Словарь основных терминов модели

Термин на английском Термин на русском Определение
Activity Активность (синонимы: учебная активность, инициативность) Убеждение агента о своей способности инициировать обсуждение; математически: вероятность для агента выступить источником транзакции; колеблется от 0 (полная пассивность) до 1 (постоянная инициатива)
Discursivity (Kij) Социальная ориентация (синонимы: ориентация на партнёра, социальная адресованность, ориентация на конкретного человека) Убеждение агента о своей склонности взаимодействовать с конкретным партнёром; степень, в которой агент «видит» другого как потенциального собеседника; может различаться для разных партнёров; колеблется от 0 (полная изоляция от данного партнёра) до 1 (максимальное желание общаться)
Task Engagement Вовлечённость в задачу (синонимы: предметная включённость, когнитивная задействованность, ориентация на содержание) Аспект личного развития в групповой дискуссии, связанный с активностью; готовность и желание участвовать в содержательной работе; желание выступить с идеей, предложением, вопросом
Social Engagement Социальная включённость (синонимы: включённость в общение, социальная вовлечённость, ориентация на других) Аспект личного развития в групповой дискуссии, связанный с дискурсивностью; готовность и желание взаимодействовать с другими людьми; стремление быть услышанным и услышать других
Zone of Proximal Development (ZPD) Зона ближайшего развития (ЗБР) По Выготскому — промежуток между самостоятельными возможностями и возможностями с помощью компетентного партнёра; в модели — диапазон допустимых различий в убеждениях, в котором агент может изменить свои представления через взаимодействие; ширина этой зоны определяется параметрами толерантности (tolerance)
Belief (Kii, Kij) Убеждение (или представление, мнение) Субъективное восприятие агентом собственных способностей (Kii — убеждение о себе) или отношения к другим (Kij — убеждение о другом); не объективный факт, а личная интерпретация; может не совпадать с реальностью и изменяться через транзакции
Transaction Транзакция (или речевой ход, взаимодействие, вербальная единица) Единица моделируемого процесса: один момент времени (один тик), на протяжении которого двое или трое агентов участвуют в вербальном взаимодействии; каждая транзакция может привести к изменению убеждений участников
Dyadic Transaction (2-агентная) Двусторонняя транзакция (или диадная транзакция, диада) Транзакция между двумя агентами: один источник (Source) — говорит, один адресат (Target) — слушает; форма записи: [A → B]; оба участника могут изменить свои убеждения в результате взаимодействия
Triadic Transaction (3-агентная) Трёхсторонняя транзакция (или триадная транзакция, триада) Транзакция между тремя агентами: один источник (Source) — говорит, один первичный адресат (Primary Target) — основной адресат, один побочный адресат (Collateral Target) — слышит, но не является основной целью; форма записи: [A → [B, C]]; все трое могут изменить свои убеждения; моделирует реальность классной комнаты, где высказывание обращено к одному ученику, но слышат все
Source Agent Источник (или инициатор, говорящий) Агент, инициирующий транзакцию (совершающий высказывание); выбирается в зависимости от значения параметра Activity каждого агента и от параметра teacher_talk
Target Agent Адресат (или получатель, слушающий) Агент, к которому обращена транзакция; в двусторонней транзакции — один; в трёхсторонней — может быть первичным (Primary Target) или побочным (Collateral Target)
Competitivity Конкурентность (или конкурентные мотивации, конкурентный режим) Параметр, регулирующий уровень конкурентного взаимодействия в группе; вероятность того, что текущая транзакция будет конкурентной; высокие значения (0.7–1.0) способствуют когнитивному конфликту и разнообразию мнений; низкие значения (0.0–0.3) подавляют конфликт; влияет на дисперсию убеждений в группе
Cooperativity Кооперативность (или кооперативные мотивации, кооперативный режим) Параметр, регулирующий уровень кооперативного взаимодействия в группе; вероятность того, что транзакция будет кооперативной; высокие значения (0.7–1.0) способствуют взаимному согласию и сплочению; низкие значения (0.0–0.3) подавляют согласие; влияет на консенсус в группе
Competitive Tolerancecomp) Толерантность к конкуренции (или чувствительность к конфликту) Диапазон допускаемых различий в убеждениях между агентами, при котором конкурентное взаимодействие триггирует изменение убеждений; низкие значения (0.01–0.2) означают узкую зону реагирования (агент стабилен); высокие значения (0.5–1.0) означают широкую зону реагирования (агент легче поддаётся влиянию); определяет ширину ЗБР в конкурентном режиме
Cooperative Tolerancecoop) Толерантность к кооперации (или чувствительность к согласию) Диапазон допускаемых различий в убеждениях, при котором кооперативное взаимодействие триггирует подкрепление убеждений; низкие значения (0.01–0.2) означают высокий риск фрагментации; высокие значения (0.5–1.0) означают лучшую способность достичь консенсуса; определяет ширину ЗБР в кооперативном режиме
Overall Sensitivityi) Общая чувствительность к обучению (или индивидуальный коэффициент развития) Параметр, определяющий скорость, с которой конкретный агент изменяет свои убеждения; случайно назначается каждому агенту при инициализации; низкие значения (≈0.05) — агент медленно учится, стабилен; высокие значения (≈0.35) — агент быстро адаптируется; влияет на крутизну кривой логистического роста
Happiness Удовлетворённость (или эмоциональное благополучие, настроение) Взвешенное среднее активности и социальной ориентации агента; служит для визуализации эмоционального состояния через лица агентов (улыбка, нейтраль, нахмуренность); агенты с Happiness > 0.5 отображаются с улыбкой; 0.4–0.5 — нейтраль; < 0.4 — нахмуренность
Social Isolate Социальный изолят (или социально исключённый участник, маргинализованный агент) Агент, чья социальная ориентация ко всем остальным членам группы упала близко к нулю (Kij ≈ 0 для всех j); такой участник теряет влияние на группу и сам прекращает меняться под влиянием других; остаётся индивидуально активным, но социально изолирован; риск такого состояния возрастает при низкой кооперативности и высокой конкурентности
Triad Proportion Пропорция триад (или соотношение типов транзакций) Параметр, устанавливающий соотношение между двусторонними (диадными) и трёхсторонними (триадными) транзакциями; значение от 0 (только диады) до 1 (только триады); влияет на структуру группового взаимодействия (узкая сеть vs. широкая сеть)
Teacher Talk Вероятность учителя как источника (или уровень инициативы учителя) Параметр, устанавливающий вероятность того, что источником текущей транзакции будет учитель; значение 0.0 означает, что учитель молчит (студент-центрированная дискуссия); 0.5 — учитель инициирует примерно половину высказываний; 1.0 — учитель монополизирует инициативу (традиционный класс с лекцией)
Fixed Inst Activity Фиксированная активность учителя Параметр, контролирующий активность учителя; если значение = 0.0, активность учителя автоматически выравнивается со средней активностью студентов; если значение > 0.0, активность учителя принимает фиксированное значение, независимо от изменений в классе
Fixed Inst Discursivity Фиксированная социальная ориентация учителя (или фиксированная дискурсивность учителя) Параметр, контролирующий склонность учителя инициировать взаимодействие с разными студентами; если значение = 0.0, выравнивается со средней ориентацией студентов; если значение > 0.0, учитель с фиксированной вероятностью обращается к студентам; влияет на сбалансированность учительского внимания
Belief List (belieflist) Система убеждений (или профиль убеждений, вектор убеждений) Совокупность всех убеждений агента: собственная активность (Kii) и социальные ориентации на всех остальных членов группы (Kij для j ≠ i); описывает полное психологическое состояние агента на данный момент времени
Belief Change Изменение убеждения (или трансформация убеждения, переоценка) Процесс, при котором убеждение агента изменяется в результате транзакции; вероятность изменения зависит от логистической функции, определяемой параметрами толерантности и различиями в убеждениях
Utility Function Функция полезности (или личная функция оценки) Математическая функция, используемая для определения того, будет ли агент менять своё убеждение на основе разницы между его убеждением и убеждением партнёра; логистическая функция, преобразующая различия в убеждениях в вероятность изменения
Logistic Function Логистическая функция (или S-образная кривая) Математическая функция, моделирующая нелинейное отношение к различиям в убеждениях; используется для расчёта вероятности изменения убеждений; отражает психологическую дистанцию (слишком близко — нет вызова; слишком далеко — непонимание; оптимально — обучение)
Asymptotic Growth Асимптотический рост (или логистический рост, насыщающийся рост) Тип роста, при котором изменение убеждения замедляется по мере приближения к максимальному значению (1.0); моделируется множителем (1 − Kii) в формуле обновления; отражает реальность, что развитие замедляется к пределам
Fragmentation Фрагментация (или раскол группы, образование подгрупп) Сценарий развития, при котором группа разбивается на несколько отдельных подгрупп с низкой взаимосвязью между ними; развивается при competitivity > cooperativity; характеристики: высокая дисперсия активности, низкая средняя дискурсивность между подгруппами
Consolidation Консолидация (или сплочение группы, единение) Сценарий развития, при котором группа развивается как единое целое; развивается при cooperativity > competitivity; характеристики: низкая дисперсия активности, высокая средняя дискурсивность, почти все студенты активно взаимодействуют
Marginalization Маргинализация (или социальное исключение, остракизм) Сценарий развития, при котором один или несколько студентов полностью исключаются из взаимодействия; характеристики: социальная ориентация маргинализованного студента ко всем остальным → 0; такой студент перестаёт учиться и перестаёт влиять на других; педагогический риск
Scaffolding Скаффолдинг (или поддержка, временная помощь, опора) По Выготскому — процесс, при котором опытный партнёр предоставляет временную поддержку менее опытному; в модели не моделируется явно, но концептуально представлен в идее о том, что учитель модулирует параметры competitivity/cooperativity для поддержания развития каждого студента в его ЗБР

Центральное допущение

Каждый участник дискуссии описывается системой убеждений, которая эволюционирует во времени в результате речевых транзакций:

  • Kii — убеждение агента *i* о своей собственной активности (способности инициировать)
  • Kij — убеждение агента *i* о его социальной ориентации на агента *j* (склонности взаимодействовать именно с *j*)


Транзакция — это вербальное взаимодействие между двумя или более агентами, состоящее из
  • Источник (Source Agent) — агент, который говорит
  • Целевой агент (Target Agent) — агент или агенты, с которыми взаимодействует источник

Диадная транзакция

Диадная транзакция (A B)

  • Участвуют два агента (источник A и целевой агент B)
  • Основной тип взаимодействия в парных обсуждениях
Двусторонняя транзакция [A → B]
  • Агент A выступает источником (говорит)
  • Агент B выступает адресатом (слушает и может ответить)
  • Оба могут изменить свои убеждения


Триадная транзакция [A [B C]]

  • Участвуют три агента: источник (A), первичный адресат (B) и побочный адресат (C)
  • Создаёт возможности для развития больших интерактивных групп
  • Математически может быть представлена как: [math]\displaystyle{ \tau_{triadic} = S \to ( B, C) }[/math], где S — источник, B — первичный адресат, C — побочный адресат
  • Агент A выступает источником
  • Агент B — первичный адресат (основной получатель сообщения)
  • Агент C — побочный адресат (слышит, но не основной целевой адресат)
  • Все трое могут изменить свои убеждения


Модель использует логистическую функцию для моделирования вероятности того, что агент изменит свои убеждения в результате транзакции. Эта функция зависит от расстояния между убеждениями участников и от типа взаимодействия (конкурентное или кооперативное):

При конкурентном взаимодействии

[math]\displaystyle{ P_{\text{comp}}(change) = \frac{1}{1 + e^{-(K_{ij} * K_{ii}) / \tau_{\text{comp}}}} }[/math]

При кооперативном взаимодействии

[math]\displaystyle{ P_{\text{coop}}(change) = \frac{1}{1 + e^{-(K_{ji} * K_{ij}) / \tau_{\text{coop}}}} }[/math]

где
  • Kij, Kii — убеждения участников
  • τcomp, τcoop — параметры толерантности (ширина зоны ближайшего развития)

Модель обсуждения ( NetLogo)

Агенты

Каждый агент характеризуется двумя основными переменными:

  1. Активность (Activity) [math]\displaystyle{ a_i(t) }[/math]
    • Отражает вероятность или склонность агента инициировать транзакцию
    • Интерпретируется как задачная вовлечённость
    • Начальное значение: случайная величина из равномерного распределения [math]\displaystyle{ a_i(0) \sim U(0.333, 0.667) }[/math]
    • Изменяется в результате участия в транзакциях
  2. Дискурсивность (Discursivity) [math]\displaystyle{ d_{ij}(t) }[/math]
    • Вероятность или склонность агента i обращаться к конкретному агенту j
    • Интерпретируется как социальная вовлечённость с одноклассниками
    • Специфична для каждой пары агентов
    • Отражает сетевые свойства группы

Счастье агента

Счастье агента (Agent Happiness) - Счастье — взвешенное среднее активности и дискурсивности: [math]\displaystyle{ h_i(t) = \alpha \cdot a_i(t) + (1-\alpha) \cdot \bar{d}_i(t) }[/math]

Где
  • [math]\displaystyle{ \bar{d}_i(t) }[/math] — средняя дискурсивность агента i ко всем другим
  • [math]\displaystyle{ \alpha }[/math] — вес активности

Чувствительность к обучению (Overall Sensitivity)

Общая чувствительность (OS) — случайно назначаемый параметр, определяющий способность агента к обучению: [math]\displaystyle{ OS_i \sim U(0.05, 0.35) }[/math] Низкие значения OS ограничивают способность агента изменять своё состояние, тогда как высокие значения способствуют более быстрому обучению.

Базовые концепции статистики

  1. Случайные переменные
    • Начальные значения активности: [math]\displaystyle{ a_i(0) \sim U(0.333, 0.667) }[/math]
    • Вероятность изменения состояния: стохастическое событие
  2. Распределения вероятностей
    • Равномерное распределение для инициализации
    • Нормальное распределение для средних значений в группе
  3. Корреляция и ковариация
    • Корреляция между [math]\displaystyle{ a_i(t) }[/math] и [math]\displaystyle{ \bar{d}_i(t) }[/math]
    • Ковариация между агентами в группе

Описательная статистика

  1. Среднее значение активности в группе: [math]\displaystyle{ \bar{a}(t) = \frac{1}{n}\sum_{i=1}^n a_i(t) }[/math]
  2. Дисперсия дискурсивности: [math]\displaystyle{ \sigma^2_d(t) = \frac{1}{n}\sum_{i=1}^n (d_i(t) - \bar{d}(t))^2 }[/math]

Модель генерирует данные для анализа:

  1. Временной ряд активности каждого агента
  2. Матрица смежности — дискурсивность между всеми парами агентов
  3. Статистика транзакций — количество, типы и последовательность взаимодействий

Вариант модели с созданием графа

Переменная Тип Диапазон Интерпретация
Competitivity Параметр (слайдер) 0.0–1.0 Вероятность конкурентного режима взаимодействия; выше → больше разнообразия, риск фрагментации; ниже → более однородная группа
Cooperativity Параметр (слайдер) 0.0–1.0 Вероятность кооперативного режима; выше → лучше согласие и консенсус; ниже → риск конфликта и разобщённости
Competitive Tolerance Параметр (слайдер) 0.01–1.0 Ширина ЗБР в конкурентном режиме; ниже → узкая зона (агент стабилен); выше → широкая зона (агент пластичен)
Cooperative Tolerance Параметр (слайдер) 0.01–1.0 Ширина ЗБР в кооперативном режиме; ниже → низкий консенсус; выше → высокий консенсус
Teacher Talk Параметр (слайдер) 0.0–1.0 Уровень инициативы учителя; 0.0 = полностью молчит; 0.5 = равная инициатива с учениками; 1.0 = монополизирует речь
Transactions Параметр (слайдер) 1–∞ Количество тиков (речевых актов) для одного запуска моделирования
Triad Proportion Параметр (слайдер) 0.0–1.0 Соотношение трёхсторонних к двусторонним транзакциям; выше → сложнее структура взаимодействия
Activity (Kii) Переменная агента 0.0–1.0 Убеждение агента о способности инициировать; изменяется во времени через транзакции
Discursivity (Kij) Переменная агента 0.0–1.0 Убеждение агента о склонности взаимодействовать с агентом j; может отличаться для каждого партнёра; изменяется во времени
Overall Sensitivity (πi) Переменная агента (случайная) ≈0.05–0.35 Индивидуальная скорость обучения; распределена нормально (μ ≈ 0.2, σ ≈ 0.06); не меняется во времени
Happiness (Hi) Переменная агента (производная) 0.0–1.0 Взвешенное среднее активности и социальной ориентации; используется для визуализации настроения

На основе модели можно сформулировать проверяемые гипотезы о развитии групповой дискуссии:

  1. Гипотеза критической точки: существует оптимальное соотношение competitivity/cooperativity для каждого класса, при котором достигается максимальная вовлечённость всех студентов
  2. Гипотеза асимметрии: конкурентность быстрее приводит к фрагментации, чем кооперативность приводит к консолидации (эффект асимметрии)
  3. Гипотеза толерантности: индивидуальные различия в чувствительности к обучению (overall_sensitivity) коррелируют с риском социальной маргинализации
  4. Гипотеза учительского вмешательства: модуляция учителем глобальных параметров (competitivity/cooperativity) более эффективна, чем прямые индивидуальные вмешательства

Эксперименты с веб-версией

Рычажки (sliders) Competitive Tolerance и Cooperative Tolerance действительно предусмотрены в модели: они указаны как параметры интерфейса и используются для управления шириной зоны допустимых различий в убеждениях между агентами во время транзакций. В исходном коде NetLogo эти параметры обозначены переменными competitivetolerance и cooperativetolerance, для которых явно задан диапазон значений — от 0.01 до 1.0 с шагом 0.03.