Построение сетевых сообществ: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показаны 22 промежуточные версии этого же участника)
Строка 35: Строка 35:
|Book=Growing Artificial Societies: Social Science From the Bottom Up (Complex Adaptive Systems), Agent-Based and Individual-Based Modeling: A Practical Introduction, R for Data Science, The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web
|Book=Growing Artificial Societies: Social Science From the Bottom Up (Complex Adaptive Systems), Agent-Based and Individual-Based Modeling: A Practical Introduction, R for Data Science, The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web
}}
}}
 
#  '''[[Сетевые образовательные сообщества: анализ больших данных]]''' - краткое содержание курса в виде мастер-класса
== Оценки курса ==
# «Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования» https://www.mgpu.ru/dissertatsiya-patarakina-e-d/
* https://www.hse.ru/en/edu/courses/843528442
# Изучение и моделирование совместной деятельности в сетевых сообществах: монография. – М.: МГПУ, 2023. – 133 с.
 


== Цель, результаты освоения дисциплины ==
== Цель, результаты освоения дисциплины ==


'''Целью освоения дисциплины''' является формирование у студентов ([[:Категория:ЦТО 2022]]) понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.  
'''Целью освоения дисциплины''' является формирование у студентов ([[:Категория:ioe_2024]]) понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.  




Строка 58: Строка 57:


; Уметь:  
; Уметь:  
* создавать и поддерживать группы участников сетевых сообществ - на примере ([[:Категория:ЦТО 2022]]), ;  
* создавать и поддерживать группы участников сетевых сообществ - на примере ([[:Категория:ioe_2024]]) , ;  
* '''создавать и анализировать организационные схемы функционирования сетевых сообществ''' см. в категории ([[:Категория:Diagrams]]);  
* '''создавать и анализировать организационные схемы функционирования сетевых сообществ''' см. в категории ([[:Категория:Diagrams]]);  
* использовать различные приёмы модерирования деятельности участников сетевых сообществ;  
* использовать различные приёмы модерирования деятельности участников сетевых сообществ;  
Строка 69: Строка 68:
* '''методами оценивания жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ'''
* '''методами оценивания жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ'''
* методами модерирования контента, создаваемого участниками сетевых сообществ
* методами модерирования контента, создаваемого участниками сетевых сообществ
== Диаграмма курса ==
<uml>
@startuml
skinparam NoteBackgroundColor tan
:Competence ;
note right
ISTE Commons
Create digital artifacts
Build a network of experts
Cultivate responsible online behavior
Use technology to communicate with others
end note
:Concept;
note left
Social object
Remix
Team Assembly
end note
:Book;
note right
Communities of Practice
Growing Artificial Societies
Modeling Social Behavior
The Wiki Way
end note
:Authors;
note left
Cunningham
Epstein
Wenger
end note
:Communities;
fork
  :Wikipedia;
fork again
  :GitHub;
fork again
  :Scratch;
fork again
  :CoMSES;
end fork
:Data;
note left
MediaWiki API
Scratch API
end note
note right
Invisible College Scopus
GoogleSchool 01(dataset)
Letopisi 2006 (dataset)
MES  (dataset)
Collab_Challenge_(dataset)
end note
:Digital tool;
fork
  :Graphviz ;
fork again
  :RAWGraphs;
fork again
  :Semantic MediaWiki;
end fork
:Scripting Tutorials ;
note left
How to use MediaWiki API
end note
note right
How to use Scratch API
end note
:Programming Language ;
fork
  :StarLogo Nova;
fork again
  :NetLogo;
fork again
  :GAMA;
end fork
:Model;
note left
Flocking
Leaders & Followers
Preferential Attachment
Slime
Team Assembly
Termits
end note
:Project;
note right
  end note
stop
@enduml
</uml>


== Содержание разделов дисциплины: ==
== Содержание разделов дисциплины: ==
Строка 94: Строка 198:
Организационные схемы представления сетевых сообществ.  
Организационные схемы представления сетевых сообществ.  


==== Mermaid ====
==== PlantUML ====
{{#ask: [[Category:Diagrams]] [[Description::+]]  [[Environment::Mermaid]] | ?Description }}
{{#ask: [[Category:Diagrams]] [[Description::+]]  [[Environment::PlantUML]] | ?Description }}
 
 
==== GraphViz ====
{{#ask: [[Category:Diagrams]] [[Description::+]]  [[Environment::Graphviz]] | ?Description }}
----


=== Тема 3 Управление сетевой деятельностью ===
=== Тема 3 Управление сетевой деятельностью ===
Строка 130: Строка 229:
# Количество созданных страниц {{NUMBEROFPAGES:R}}
# Количество созданных страниц {{NUMBEROFPAGES:R}}
# Полноценных статей - {{NUMBEROFARTICLES:R}}
# Полноценных статей - {{NUMBEROFARTICLES:R}}
# Количество загруженных файлов
# Количество загруженных файлов {{NUMBEROFFILES:R}}
# Количество редактирований  {{NUMBEROFEDITS:R}},  
# Количество редактирований  {{NUMBEROFEDITS:R}},  
# Продуктивность {{NUMBEROFPAGES:R}} / {{NUMBEROFUSERS:R}}
# Продуктивность {{NUMBEROFPAGES:R}} / {{NUMBEROFUSERS:R}}
Строка 163: Строка 262:
# Патаракин Е.Д. , 2006, «Сетевые сообщества и обучение», М., ПЕР СЭ, 112 с.
# Патаракин Е.Д. , 2006, «Сетевые сообщества и обучение», М., ПЕР СЭ, 112 с.


== Видеоматериалы ==
== Видеоматериалы Агентное моделирование совместной деятельности  ==
 
; https://youtu.be/lXuMyUrvMLc
: Представление истории формирования команд методами сетевого анализа и агентного моделирования
 
{{#widget:YouTube|id=lXuMyUrvMLc|start=5}}
 
; https://youtu.be/SlWh0aq69rg
: Использование многоагентного моделирования для изучения организационных и образовательных феноменов


{{#widget:YouTube|id=SlWh0aq69rg|start=5}}
; https://youtu.be/mdhOrBbuntc
----
: Агентное моделирование совместной деятельности


; https://youtu.be/Az3S2m2fDvE
{{#widget:YouTube|id=mdhOrBbuntc|start=5}}
: The story of the MES educational community, told using network analysis and agent-based modelling
 
{{#widget:YouTube|id=Az3S2m2fDvE|start=5}}
----
 
; https://youtu.be/_IRTKplE7nw
: Выращиваем данные в многоагентных моделях NetLogo
 
{{#widget:YouTube|id=_IRTKplE7nw|start=5}}
----
 
; https://youtu.be/PTZcS_Bsixc
: Моделирование организационного поведения
{{#widget:YouTube|id=PTZcS_Bsixc|start=5}}
----


== Критерии оценки по дисциплине ==
== Критерии оценки по дисциплине ==
Строка 204: Строка 280:
| Знать различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ, и их связующие объекты
| Знать различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ, и их связующие объекты
|  Ключевые понятия и теории сообществ
|  Ключевые понятия и теории сообществ
| Принять участие в обсуждении понятия [[Социальный объект]], привести собственные примеры социальных объектов
| Зарегистрироваться на площадке, отметить свою страницу участника нужными тегами категорий (Ioe 2024, UserHSE).  Изучить материалы в категории "Сетевые сообщества"
| {{#ask: [[Category:Сообщество]] [[Social Object::+]] | ?Social Object | mainlabel=-}}
[[:Category:Ioe 2024]],  [[:Category:UserHSE]][[:Category:Сообщество]]
|-  
|-  
| Знать и уметь создавать организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ
| Знать и уметь создавать организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ
|Организационные схемы сообществ [[:Category:Diagrams]]
|Организационные схемы сообществ [[:Category:Diagrams]]
| Создать организационную схему для одного из сообществ, уже размещенных в [[вики]]
| Заполнить свою страницу участника, используя форму (редактирование при помощи формы) В разделе "Проекты, статьи и рецепты, над которыми работает" указать название темы собственного учебного исследования. Создать страницу для своего проекта, отметить его категорий Категория:Scripting_Tutorials и на этой странице собрать информацию о том, что Вы можете как аналитик про эту категорию рассказать, пользуясь данными
| [[Wiki Diagram]]
| [[:Категория:Scripting_Tutorials]] [[Дашборд]]
|-  
|-  
| Владеть навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ
| Владеть навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ
Строка 224: Строка 300:
* [[Библиосет: публикационная активность МГПУ]],  
* [[Библиосет: публикационная активность МГПУ]],  
* [[Взаимное копирование МЭШ (датасет)]]
* [[Взаимное копирование МЭШ (датасет)]]
|Пример статья [[Социограмма]], [[Викиграмма]] <br clear=all>
|Пример статья [[Социограмма]], [[Викиграмма]]  
{{#widget:YouTube|id=lXuMyUrvMLc|start=5}}
|-  
|-  
| Использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
| Использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
| Карты сообществ, искусственные сообщества
| Карты сообществ, искусственные сообщества
| Собрать данные с искусственного поля
| Добавить на страницу своего проекта агентную  модель (StarLogo % NetLogo), которую Вы найдете интересной и полезной для анализа взаимодействия участников
| {{#widget:YouTube|id=_IRTKplE7nw|start=5}}
| [[Team Assembly (model)]]
|}
|}


[[Категория:РУП]]
[[Категория:РУП]]

Текущая версия на 21:03, 9 июля 2024



Планируемые результаты обучения (Знать, Уметь, Владеть) Целью освоения дисциплины является формирование у студентов понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.

Результаты обучения: обучающийся понимает, как устроены различные типы сетевых образовательных сообществ, как осуществляется воздействие на участников сообществ, какие источники данных об отдельных участниках и сообществе в целом могут быть доступны и как эти данные интерпретировать.

В результате освоения дисциплины слушатель должен:

Знать
  • основные типы сетевых ресурсов, на основании которых выстраивается деятельность сетевых сообществ;
  • различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ;
  • организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ
  • жизненные циклы и этапы развития сетевых сообществ;
  • стили и модели управления поведением участников сетевых сообществ;
  • источники данных, отражающих деятельности сетевых сообществ
  • среды моделирования коллективного поведения
Уметь
  • создавать и поддерживать группы участников сетевых сообществ
  • создавать и анализировать организационные схемы функционирования сетевых сообществ
  • использовать различные приёмы модерирования деятельности участников сетевых сообществ;
  • анализировать деятельность сетевых сообществ на основании данных лог-файлов ;
  • выявлять ключевых участников и устойчивые сетевые структуры, определяющие жизнеспособность сетевых сообществ.
  • использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
Владеть
  • навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ (например, категории, шаблоны, формы для определённой группы);
  • методами оценивания жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ
  • методами модерирования контента, создаваемого участниками сетевых сообществ
Содержание разделов курса
  1. Тема 1. Ключевые понятия и теории сообществ
  2. Тема 2. Организационные схемы сообществ
  3. Тема 3 Управление сетевой деятельностью
  4. Тема 4 Анализ динамики формирования и развития сообществ
  5. Тема 5 Карты сообществ
Видео запись https://youtu.be/lXuMyUrvMLc
Среды и средства, которые поддерживают учебный курс VOSviewer, VUE, Semantic MediaWiki, R, NetLogo, StarLogo Nova
Книги, на которых основывается учебный курс Growing Artificial Societies: Social Science From the Bottom Up (Complex Adaptive Systems), Agent-Based and Individual-Based Modeling: A Practical Introduction, R for Data Science, The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web
  1. Сетевые образовательные сообщества: анализ больших данных - краткое содержание курса в виде мастер-класса
  2. «Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования» https://www.mgpu.ru/dissertatsiya-patarakina-e-d/
  3. Изучение и моделирование совместной деятельности в сетевых сообществах: монография. – М.: МГПУ, 2023. – 133 с.

Цель, результаты освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов (Категория:ioe_2024) понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.


Результаты обучения: обучающийся понимает, как устроены различные типы сетевых образовательных сообществ, как осуществляется воздействие на участников сообществ, какие источники данных об отдельных участниках и сообществе в целом могут быть доступны и как эти данные интерпретировать.

В результате освоения дисциплины слушатель должен:

Знать
  • основные типы сетевых ресурсов, на основании которых выстраивается деятельность сетевых сообществ (Категория:Сообщество);
  • различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ;
  • организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ
  • жизненные циклы и этапы развития сетевых сообществ;
  • стили и модели управления поведением участников сетевых сообществ;
  • источники данных, отражающих деятельности сетевых сообществ
  • среды моделирования коллективного поведения StarLogo Nova, NetLogo
Уметь
  • создавать и поддерживать группы участников сетевых сообществ - на примере (Категория:ioe_2024) , ;
  • создавать и анализировать организационные схемы функционирования сетевых сообществ см. в категории (Категория:Diagrams);
  • использовать различные приёмы модерирования деятельности участников сетевых сообществ;
  • анализировать деятельность сетевых сообществ на основании данных лог-файлов - см. (Категория:Dataset);;
  • выявлять ключевых участников и устойчивые сетевые структуры, определяющие жизнеспособность сетевых сообществ.
  • использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
Владеть
  • навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ (например, категории, шаблоны, формы для определённой группы);
  • методами оценивания жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ
  • методами модерирования контента, создаваемого участниками сетевых сообществ

Диаграмма курса

Содержание разделов дисциплины:

Тема 1. Ключевые понятия и теории сообществ

Понятие сообщества. Акторно-сетевая теория и её развитие на поле сообществ практики. Работы Латура, Энгестрёма, Кнорр-Цетины, Баукер и Стар, Джи, Венгер и Лав. Ресурсы, периферийное участие, социальные и граничные объекты, места связности, объединяющие членов сообщества практики.

Социальные объекты сообщества
Таблица, в которой выделены сообщества, для которых точно определены социальные объекты
 Адрес сообществаDescription
Academia.eduhttps://www.academia.edu/Academia.edu – социальная сеть для исследователей, где они могут размещать свои опубликованные или готовящиеся к публикации работы, следить за работами других участников, отслеживать цитируемость собственных работ.
CoMSEShttps://www.comses.net/CoMSES Net - Сеть для вычислительного моделирования в социальных и экологических науках. Это - открытое сообщество исследователей и преподавателей. Репозиторий - цифровое хранилище, поддерживающее исследования и передовые методы цитирования программного обеспечения, цифрового хранения, воспроизводимости и повторного использования моделей.
FoldIt сообществоhttps://foldit.fandom.com/wiki/Foldit WikiFoldIt – построение моделей молекулярных структур при помощи специального программного обеспечения.
GitHubhttps://github.comСоциальная сеть программистов, с возможностью хранить репозиторий проекта и все его изменения. GitHub - контроль доступа, багтрекинг, управлением задачами и вики для каждого проекта. Используется прежде всего для поддержания версий кода
Glitchhttps://glitch.com/Сообщество для разработки веб-приложений
Habrhttps://habr.com/ru/all/Хабр русскоязычный веб-сайт в формате системы тематических коллективных блогов (именуемых хабами) с элементами новостного сайта, созданный для публикации новостей, аналитических статей, мыслей, связанных с информационными технологиями, бизнесом и интернетом.
Hugging Facehttps://huggingface.co/Hugging Face - платформа, которая позволяет пользователям обмениваться моделями машинного обучения и наборами данных. После открытия исходного кода модели чат-бота компания сосредоточилась на том, чтобы стать платформой для демократизации машинного обучения.
Kagglehttps://www.kaggle.com/Kaggle — система организации конкурсов по исследованию данных, а также социальная сеть специалистов по обработке данных и машинному обучению. Принадлежит корпорации Google
LeMillhttp://lemill.net/Репозиторий образовательных материалов, которыми обмениваются учителя
Media MOOhttp://mediamoo.clemson.edu/Сообщество учителей в мире текстовом объектно-ориентированном многопользовательском мире. Одно из первых образовательных сообществ
Modeling Commonshttp://modelingcommons.orgСообщество, участники которого создают и обмениваются моделями NetLogo.
Principia Cybernetica Webhttp://pespmc1.vub.ac.be/Сообщество исследователей, объединенных идеей метаперехода на уровень суперорганизма, в котором люди объединены телекоммуникационными связями и цифровыми объектами
Robloxhttps://www.roblox.com/Roblox — игровая онлайн-платформа и система создания игр, позволяющая любому пользователю создавать свои собственные и играть в созданные другими игры.
Shinyappsiohttps://community.rstudio.com/tag/shinyappsioСообщество пользователей, обменивающихся знаниями о создании и использовании приложений Shiny
Stack OverFlowhttp://stackoverflow.com/Сеть создания контента в форме вопросов и ответов о программировании.
WikiHowhttp://www.wikihow.com/Вариант вики энциклопедии - руководства «как сделать …».
Wikipediahttps://www.wikipedia.org/Сообщество редакторов всемирной открытой энциклопедии
Репозиторий OpenGMShttps://geomodeling.njnu.edu.cn/Сообщество разработчиков и пользователей моделей OpenGMS
Сообщество GeoGebrahttps://www.geogebra.org/Социальная сеть, участники которой обмениваются материалами, созданными при помощи программы GeoGebra
Сообщество NetLogohttp://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/Сообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке NetLogo.
Сообщество Scratchhttp://scratch.mit.eduСетевое сообщество детей и взрослых, обменивающихся своими проектами, написанными на языке Scratch
Сообщество Snap!http://snap.berkeley.edu/Сообщество исследователей, учителей и учащихся, использующих в своей деятельности язык Snap! Участники могут делиться своими проектами (Share, Publish). Создавать коллекции проектов, следить с действиями других участников (following)
Сообщество StarLogohttps://www.slnova.org/Сообщества обмена моделями и объектами в среде StarLogo Nova. Участники могут использовать код проектов других участников. Создавать свои коллекции и приглашать других участников к работе над версиями своих проектов.
Сообщество Zoterohttps://www.zotero.org/Сообщество, использующее коллекции библиографических записей на базе инструментария Zotero
Сообщество МЭШМосковская электронная школа – одна из крупных информационных образовательных систем для школьного образования в Российской Федерации. Библиотека Московской электронной школы (МЭШ) является уникальным хранилищем образовательных материалов, которое доступно каждому школьнику, учителю и родителю.
Форум классных руководителей (ФКР)https://vk.com/vfkr ruВступив в команду ФКР, вы можете:

- общаться с коллегами в тематических чатах; - получить полезные материалы: методические рекомендации от педагогов и наших партнеров; - смотреть тематические эфиры от экспертов и выступить в “Открытом микрофоне”; - реализовать проект всероссийского уровня;

- стать участником Форума.

Тема 2. Организационные схемы сообществ

Типология сетевых сообществ. Примеры различных платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ (форумы, вики, блоги, фото и видео сервисы, сообщества вокруг инструментов создания игр, моделей).

Специализированные сообщества создателей образовательного контента.

Организационные схемы представления сетевых сообществ.

PlantUML

 Description
Activity diagramПростые и очень понятные диаграммы алгоритмов - последовательность совершаемых действий. Возможно с проверкой результатов.
ForkДиаграммы ветвления (Fork)
Use Case DiagramUML — диаграмма, отражающая отношения между акторами и прецедентами и являющаяся составной частью модели прецедентов, позволяющей описать систему на концептуальном уровне. Прецедент — возможность моделируемой системы (часть её функциональности), благодаря которой пользователь может получить конкретный, измеримый и нужный ему результат. Диаграмма вариантов использования - это визуальное представление, используемое в программной инженерии для отображения взаимодействий между участниками системы и самой системой. Она отражает динамическое поведение системы, иллюстрируя ее сценарии использования и роли, которые с ними взаимодействуют. Эти диаграммы необходимы для уточнения функциональных требований к системе и понимания того, как пользователи будут взаимодействовать с системой.
Диаграмма деятельностиДиагра́мма де́ятельности (Activity Diagram)  — диаграмма, на которой показаны действия, состояния которых описаны на диаграммах состояний. Под деятельностью понимается спецификация исполняемого поведения в виде координированного последовательного и параллельного выполнения подчинённых элементов — вложенных видов деятельности и отдельных действий, соединённых между собой потоками, которые идут от выходов одного узла ко входам другого.
Диаграмма класса Studio ScratchЭто диаграмма класса объектов Scratch Studio - мы используем её при планировании проектов разработки мобильных приложений, которые обращаются к студиям по API
Диаграмма класса профессиональный стандартПример использования диаграммы классов classDiagram для понятия профессиональный стандарт. Профессиональный стандарт описывается как Профессия, для который необходим набор трудовых функций. Каждая функция предполагает действия, знания, умения и другие характеристики
Диаграмма классовДиаграмма классов (англ. class diagram) — структурная диаграмма языка моделирования UML, демонстрирующая общую структуру иерархии классов системы, их коопераций, атрибутов (полей), методов, интерфейсов и взаимосвязей (отношений) между ними. Целью создания диаграммы классов является графическое представление статической структуры декларативных элементов системы (классов, типов и т. п.). Целью создания диаграммы классов является графическое представление статической структуры декларативных элементов системы (классов, типов и т. п.)
Диаграмма последовательностиДиаграмма последовательности (англ. sequence diagram) — UML-диаграмма, на которой для некоторого набора объектов на единой временной оси показан жизненный цикл объекта (создание-деятельность-уничтожение некой сущности) и взаимодействие акторов (действующих лиц) информационной системы в рамках прецедента. Основными элементами диаграммы последовательности являются обозначения объектов (прямоугольники с названиями объектов), вертикальные «линии жизни» (англ. lifeline), отображающие течение времени, прямоугольники, отражающие деятельность объекта или исполнение им определенной функции (прямоугольники на пунктирной «линии жизни» — фокусы контроля, англ. focus of control), и стрелки, показывающие обмен сигналами или сообщениями между объектами.
Диаграмма состояний120px-State_dg.png
  • Диаграмма состояний - один из доступных видов диаграмм. Она показывает, как объект переходит из одного состояния в другое. Диаграммы состояний служат для моделирования динамических аспектов системы. Данная диаграмма полезна при моделировании жизненного цикла объекта. От других диаграмм диаграмма состояний отличается тем, что описывает процесс изменения состояний только одного экземпляра определенного класса - одного объекта, причем объекта реактивного, то есть объекта, поведение которого характеризуется его реакцией на внешние события.
Диаграмма учебного курсаЗдесь собраны диаграммы, которые могут быть использованы для описания учебного курса и его рассмотрения с различных точек зрения.
Общая диаграмма взаимодействия в сетевых сообществахОбщая схема сетевого анализа, когда связи между агентами деятельности возникают в результате совместного создания или редактирования цифровых объектов.

Тема 3 Управление сетевой деятельностью

Управление деятельностью участников сетевых сообществ. Типология участников по видам совершаемых действий. Типология участников на основании главных мотивов их деятельности. Различные типы модерирования контента, создаваемого участниками. Делегирование участникам ролей и соответствующих этим ролям прав.

Файл:Analytics Behavior Users 11 2022 w.pdf


Таксономия Бартла


Описание Р. Бартл предположил, что типология игроков определяется их потребностями по следующим шкалам: «Действие – Взаимодействие» и «Игроки – Мир», в котором происходит деятельность. В зависимости от того, какие потребности участник реализует внутри игровой системы, его поведение можно будет отнести к тому или иному типу.
Область знаний Социология
Авторы Бартл
Поясняющее видео
Близкие понятия Компьютерная игра, Таксономия, Таксономия Толлингеровой
Среды и средства для освоения понятия


Принципиальное значение имеет не столько сама предложенная Р. Бартлом типология, сколько его положение о том, что мы можем, меняя свойства среды, влиять на поведение участников совместной сетевой деятельности. Среда совместной деятельности поддерживает возможности для реализации тех или иных потребностей, которые заложены в участниках. Если в системе нет возможностей, которые поддерживают желание участников подавлять друг друга, то такая форма поведения реализовываться не будет. Организаторы совместной деятельности могут настраивать возможности, которые предоставляет их система, ориентируясь на шкалы интересов. В основании типологии среды совместной игровой деятельности, предложенной Р. Бартлом, лежит эколого-эволюционный подход и теория поля. Необходимо заметить, что всякое изменение шкалы интересов участников может иметь серьезные последствия, в результате которых система совместной деятельности может утратить важнейшие характеристики. Например, если излишне поддерживать возможности общения между игроками, то система совместной деятельности превратится в чат или форум. Если же поддерживать только возможности создания новых объектов, то система снизятся возможности для соревнования и общения.

см. игры в категории Category:DEG

Действия Взаимодействия
Система (Мир) Карьеристы Исследователи
Участники (Игроки) Киллеры Социофилы

Типология Бартла как веерная матрица ?

Человек Мир
Человек Человек оказывает воздействие на других. Мир не интересен (Киллер) Мир задаёт правила, человек им следует, старается соответствовать (Карьерист)
Мир Человек пытается диктовать правила (Исследователь) Мир никак не воздействует на человека и тот связывается с другими, потому что ничего в этом мире не может сделать. (Социофил)

Тема 4 Анализ динамики формирования и развития сообществ


Сетевой анализ деятельности участников сетевых сообществ.

Группа, клика, ключевые участники, ключевые объекты

Выявление групп, клик, ключевых участников и ключевых объектов совместной деятельности в сетевых сообществах.

Показатели жизнеспособности

Основные показатели, позволяющие судить о жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ.
Где и как можно посмотреть данные о сообществах
GOOGLE APRS - НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28969569 - анализ школьного сообщества на основании действий, совершаемых участниками
На примере данной вики - см. Как пользоваться волшебными словами внутри вики
  1. Количество участников 373
  2. Количество созданных страниц 3632
  3. Полноценных статей - 1076
  4. Количество загруженных файлов 660
  5. Количество редактирований 18615,
  6. Продуктивность 3632 / 373


Как получить данные из другой вики площадки

Тема 5 Карты сообществ

Визуализация отношений между акторами сетевых сообществ на основании данных лог-файлов. Статические и динамические графы, представляющие отношения между участниками сетевых сообществ.

d8e7394af1f0dc57fdd27f3b85b6d405.png

Использование визуализации отношений для рефлексии командной деятельности внутри сетевых сообществ.

558d01d57ecd504234f3ddcd437fddf1.png


Литература

  1. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Выращивание данных для школьных виртуальных лабораторий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2021. - Т. 18. - №4. - C. 347-359. doi: 10.22363/2312-8631-2021-18-4-347-359
  2. Патаракин Е.Д. Моделирование действий над объектами совместной деятельности в искусственных сообществах NetLogo и StarLogo Nova. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство “Экон-Информ,” 2020. P. 71–78. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44136098
  3. Патаракин Е.Д., Вачкова С.Н. Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами // Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Педагогика И Психология. 2019. № 4 (50). C. 101–112.
  4. Патаракин Е.Д. Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности // Образовательные технологии. 2017. № 2. С. 309 - 329 https://elibrary.ru/item.asp?id=29438094
  5. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Анализ связей между сотрудниками школы на основе их взаимодействия в домене Google Apps для образования // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. 2016. Vol. 19, № 2. P. 585–599.
  6. Патаракин Е.Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. № 2. P. 505–528. https://elibrary.ru/item.asp?id=19002846 pdf
  7. Патаракин Е.Д., Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 - М.: "Современные технологии в образовании и культуре", 2009. - 176 с.
  8. Патаракин Е.Д. , 2006, «Сетевые сообщества и обучение», М., ПЕР СЭ, 112 с.

Видеоматериалы Агентное моделирование совместной деятельности

https://youtu.be/mdhOrBbuntc
Агентное моделирование совместной деятельности

Критерии оценки по дисциплине

Образовательный результат Тема Задание Пример
Знать различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ, и их связующие объекты Ключевые понятия и теории сообществ Зарегистрироваться на площадке, отметить свою страницу участника нужными тегами категорий (Ioe 2024, UserHSE). Изучить материалы в категории "Сетевые сообщества" Category:Ioe 2024, Category:UserHSE, Category:Сообщество
Знать и уметь создавать организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ Организационные схемы сообществ Category:Diagrams Заполнить свою страницу участника, используя форму (редактирование при помощи формы) В разделе "Проекты, статьи и рецепты, над которыми работает" указать название темы собственного учебного исследования. Создать страницу для своего проекта, отметить его категорий Категория:Scripting_Tutorials и на этой странице собрать информацию о том, что Вы можете как аналитик про эту категорию рассказать, пользуясь данными Категория:Scripting_Tutorials Дашборд
Владеть навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ Управление сетевой деятельностью Подготовить категорию, форму и шаблон для группы участников Пример - Категория:UserHSE
Анализировать деятельность сетевых сообществ, выявлять ключевых участников Анализ динамики формирования и развития сообществ Построить и проинтерпретировать социограмму совместной деятельности на базе готового датасета

(Категория:Dataset) - Как интерпретировать социограмму?

Пример статья Социограмма, Викиграмма
Использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности Карты сообществ, искусственные сообщества Добавить на страницу своего проекта агентную модель (StarLogo % NetLogo), которую Вы найдете интересной и полезной для анализа взаимодействия участников Team Assembly (model)