Обсуждение категории:Язык программирования

Материал из Поле цифровой дидактики
Версия от 20:32, 3 ноября 2022; Patarakin (обсуждение | вклад) (→‎Отбор по свойствам:: новая тема)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

Отбор по свойствам:

  1. ABC (Launch year: 1987, Descendants: Python)
  2. APL (Description: APL (назван по книге A Programming Language) — язык программирования, оптимизированный для работы с массивами, предшественник современных научных вычислительных сред, таких как MATLAB, использует функциональную парадигму программирования.
    1. https://aplwiki.com/wiki/Main_Page
    2. https://tryapl.org/, Launch year: 1964, Descendants: Snap!, J, MATLAB, K)
    3. AgentCubes (Description: Учебный блочный язык программирования, ориентированный на создание трёхмерных игр, цифровых историй и симуляций, Launch year: 2006, Descendants: Scratch)
    4. Agentsheets (Description: Первый язык блочного программирования для создания игр, симуляций и освоения вычислительного мышления. Разработан лабораторией масштабируемого дизайна, Launch year: 1995, Descendants: AgentCubes)
    5. Algol (Description: Algol от algorithmic language — «алгоритмический язык»)— название ряда языков программирования, применяемых при составлении программ для решения научно-технических задач на ЭВМ. Разработан комитетом по языку высокого уровня IFIP в 1958-1960 годах Один из первых языков высокого уровня. Оказал заметное влияние на все разработанные позднее императивные языки программирования — в частности, на язык Pascal., Launch year: 1958, Descendants: Pascal, Basic, Scheme, Algol 68)
    6. Alice (Description: Язык для создания трехмерных миров и обучения основам программирования. Alice представляет собой среду, в которой можно манипулировать 3D-объектами (двигать, вращать, менять цвет и т. д.) и создавать программы, генерирующие анимацию в виртуальных мирах. Она очень похожа на профессиональные современные IDE. Рабочая плоскость разбита на несколько окон: в одном в реальном времени отображается виртуальный мир; в другом присутствует дерево объектов, и для каждого из них предоставляется набор доступных свойств; центральной часть отведена, естественно, под редактор исходного кода; имеется и специальная область событий, позволяющая управлять всем происходящим., Launch year: 1998, Descendants: Looking Glass, Storytelling Alice)
    7. App Inventor (Description: App Inventor является бесплатным инструментом для программирования для создания мобильных приложений для Android. Он был разработан Массачусетским технологическим институтом и предоставляет простой интерфейс для создания мобильных приложений, который доступен для любого пользователя. Для программирования в App Inventor используется визуальный язык программирования, очень похожий на язык Scratch и StarLogo Nova.
    webapis-get-all-posts.png, Launch year: 2010, Descendants: Thunkable)
  3. Basic (Description: Бейсик — семейство высокоуровневых языков программирования. Был разработан в у профессорами Дартмутского колледжа Томасом Куртом и Джоном Кемени. Язык предназначался для обучения программированию и получил широкое распространение в виде различных диалектов, прежде всего, как язык для домашних микрокомпьютеров., Launch year: 1963, Descendants: Small Basic)
  4. Blockly (Descendants: App Inventor, GameBlox, Blockly Games)
  5. Boxer (Launch year: 1984, Descendants: OpenAI Codex)
  6. C (Description: Си (от лат. буквы C) — компилируемый статически типизированный язык программирования общего назначения. Первоначально был разработан для реализации операционной системы UNIX, но впоследствии был перенесён на множество других платформ, Launch year: 1972, Descendants: Java, C++, Objective-C)
  7. Cargo-Bot (Descendants: Lightbot)
  8. Clojure (Description: Clojure является функциональным языком программирования с поддержкой функций в качестве объектов первого класса (first class objects) и неизменяемыми (за исключением специальных случаев) данными, включая поддержку "ленивых" коллекций данных. Современный диалект Лиспа, язык программирования общего назначения с поддержкой разработки в интерактивном режиме, поощряющий функциональное программирование и упрощающий поддержку многопоточности. Clojure работает на платформах JVM и CLR. Clojure отличает философия «код как данные» (гомоиконность) и развитая система лисп-макросов., Launch year: 2007, Descendants: Elixir)
  9. CoffeeScript (Descendants: Pencil Code)
  10. Etoys (Launch year: 1996, Descendants: Scratch)
  11. HyperCard (Description: Гиперкард - «организатор информации», позволяющий собирать воедино тексты, картинки, звуки, анимацию, предлагая их пользователю в удобном интерактивном виде. В HyperCard используется язык программирования HyperTalk («гиперток»), Launch year: 1987, Descendants: Squeak, Wiki (инструмент))
  12. J (Description: J — функциональный векторный язык программирования, диалект APL, не требующий в отличие от прототипа специальной раскладки клавиатуры для ввода математических символов., Launch year: 1990, Descendants: K)
  13. Java (Description: Java — строго типизированный объектно-ориентированный язык программирования общего назначения, разработанный компанией Sun Microsystems (в последующем приобретённой компанией Oracle). Разработка ведётся сообществом, организованным через Java Community Process; язык и основные реализующие его технологии распространяются по лицензии GPL., Launch year: 1995, Descendants: BlueJ)
  14. JavaScript (Description: JavaScript обычно используется как встраиваемый язык для программного доступа к объектам приложений. Наиболее широкое применение находит в браузерах как язык сценариев для придания интерактивности веб-страницам. Основные архитектурные черты: динамическая типизация, слабая типизация, автоматическое управление памятью, прототипное программирование, функции как объекты первого класса., Launch year: 1995, Descendants: Snap!, CoffeeScript)
  15. Josef (Description: Язык для обучения, в котором учащийся управлял поведением робота, Launch year: 1980, Descendants: Karel)
  16. Karel (Description: Программа на языке Karel управляет простым роботом Карелом, который живет в клеточном мире, расчерченном сеткой из улиц — стриты (слева направо) и авеню (сверху вниз). Карел понимает пять базовых команд: move (робот перемещается на одну клетку вперед), turnLeft (робот поворачивает на 90° влево), putBeeper (робот кладет бипер — издающее сигналы устройство, пищалка — на текущую клетку), pickBeeper (робот подбирает пищалку с текущей клетки) и turnoff (робот выключает себя, программа завершается). Задачи для Karel: Некоторые примеры задач, которые можно выполнять с помощью Karel, включают в себя следующее:
    1. Проехать по лабиринту
    2. Найти предмет в массиве
    3. Собрать предметы в определенном порядке
    4. Написать алгоритм для поиска предметов в массиве
    5. Написать программу для поиска кратчайшего пути до определенной точки в лабиринте
    6. Написать программу для определения количества предметов в массиве, Launch year: 1981, Descendants: Karel++, Guido van Robot)
    7. Karel++ (Description: Karel++ концептуально основан на Karel-е, но использует совершенно другой синтаксис, аналогичный Java., Descendants: ObjectKarel)
    8. Kawa (Launch year: 1996, Descendants: App Inventor)
    9. Kumir (Description: Аббревиатуру КуМир можно расшифровать как Комплект Учебных МИРов или Миры Кушниренко. Назначение КуМира состоит в поддержке обучения основам алгоритмизации и программирования на уровне от начальных курсов информатики до программирования в основной и средней школе. В программе используется простой алгоритмический язык программирования на базе русской лексики и встроенных команд управления., Launch year: 1990, Descendants: Piktomir)
    10. Lisp (Description: LISP (от англ. LISt Processing language — «язык обработки списков», современное написание: Lisp) — семейство языков программирования, программы и данные в которых представляются в виде списков., Launch year: 1960, Descendants: Snap!, Лого, Scheme, Julia, Clojure, Lua)
    11. LogoBlocks (Description: Графический блочный язык для программирования кирпичиков Programmable Brick, Launch year: 1996, Descendants: Lego Mindstorms)
    12. Lua (Description: Lua (лу́а, с порт. — «луна»— скриптовый язык программирования, разработанный в подразделении Tecgraf (Computer Graphics Technology Group) Католического университета Рио-де-Жанейро (Бразилия). Интерпретатор языка является свободно распространяемым, с открытым исходным кодом на языке программирования Си. По идеологии и реализации язык Lua ближе всего к JavaScript, в частности, он также реализует прототипную модель ООП, но отличается паскалеподобным синтаксисом и более мощными и гибкими конструкциями. Характерной особенностью Lua является реализация большого числа программных сущностей минимумом синтаксических средств. Так, все составные пользовательские типы данных (массивы, структуры, множества, очереди, списки) реализуются через механизм таблиц, а механизмы объектно-ориентированного программирования, включая множественное наследование — с использованием метатаблиц, которые также отвечают за перегрузку операций и ряд других возможностей., Launch year: 1993, Descendants: JavaScript, Fennel)
    13. Modelica (Description: Modelica — объектно-ориентированный, декларативный, мультидоменный язык моделирования для компонентно-ориентированного моделирования сложных систем, в частности, систем, содержащих механические, электрические, электронные, гидравлические, тепловые, энергетические компоненты, а также компоненты управления и компоненты, ориентированные на отдельные процессы. Во-первых, Modelica является языком моделирования, а не обычным языком программирования. Классы Modelica не компилируются в обычном смысле, но преобразуются в объекты, которые затем используются специализированным процессором. Специализированный процессор языком не определятся, хотя к нему предъявляются определённые требования. Во-вторых, хотя классы могут содержать алгоритмические компоненты, аналогичные операторам или блокам в языках программирования, их основное содержание составляют множества уравнений. В терминах языка Modelica точки, уравнения не задают заранее определенную причинно-следственную связь (causality)., Launch year: 1997, Descendants: OpenModelica, Wolfram System Modeler)
    14. NetLogo (Description: Язык программирования и среда для построения многоагентных моделей. В качестве агентов в системе действуют пятна, черепашки и связи. Ко всем агентам можно обратится. При этом пятна нельзя уничтожить, а связи исчезают, если погибают черепашки, которых они связывают. NetLogo чаще других используется при создании многоагентных моделей, поскольку программы не этом языке понятны специалистам различных предметных областей. Библиотека NetLogo содержит множество готовых моделей по биологии, математике, химии, социология. С этими моделями могут ознакомиться и поиграть ученики., Launch year: 1999, Descendants: StarLogo Nova, AgentScript, GAMA)
    15. Oberon (Description: Оберон — язык программирования высокого уровня, предназначенный для исполнения программ на одноимённой операционной системе, Launch year: 1986, Descendants: Free Oberon)
    16. PHP (Description: PHP - это скриптовый язык, разработанный для быстрого и удобного создания динамических web страниц. PHP работает на стороне сервера и может использоваться как сам по себе, так и для "встраивания" кусков динамического кода в уже имеющиеся HTML страницы., Descendants: Hack)
    17. Pascal (Descendants: Genie, Oberon)
    18. Perl (Description: Perl — высокоуровневый интерпретируемый динамический язык программирования общего назначения, созданный Ларри Уоллом, лингвистом по образованию. Название языка официально расшифровывается как Practical Extraction and Report Language («практический язык для извлечения данных и составления отчётов»). Используется в веб-программировании. Мощный механизм регулярных выражений. Средство для разработки веб-сайтов, обработки текстов, проведения лингвистических исследований, Launch year: 1983, Descendants: JavaScript, Raku, PHP, Ruby)
    19. Prolog (Description: Пролог, благодаря своим особенностям, используется в области искусственного интеллекта, компьютерной лингвистики и нечислового программирования в целом. В некоторых случаях реализация символьных вычислений на других стандартных языках вызывает необходимость создавать большое количество кода, сложного в понимании, в то время как реализация тех же алгоритмов на языке Пролог даёт простую программу, легко помещающуюся на одной странице., Launch year: 1972, Descendants: Agentsheets, Visual Prolog)
    20. Python (Launch year: 1991, Descendants: JavaScript, CoffeeScript, Nim)
    21. R (Description: R — язык программирования для статистической обработки данных и работы с графикой, а также свободная программная среда вычислений с открытым исходным кодом в рамках проекта GNU. Используется для обработки, анализа и визуализации данных, Launch year: 1993, Descendants: Julia)
    22. Rapira (Descendants: Kumir)
    23. Ruby (Launch year: 1995, Descendants: Raku)
    24. Scala (Description: Scala — мультипарадигмальный язык программирования, спроектированный кратким и типобезопасным для простого и быстрого создания компонентного программного обеспечения, сочетающий возможности функционального и объектно-ориентированного программирования., Launch year: 2003, Descendants: Kotlin)
    25. Scheme (Description: Scheme — функциональный язык программирования, один из трёх наиболее популярных диалектов Лиспа. Обладает минималистичным дизайном, содержит минимум примитивных конструкций и позволяет выразить всё необходимое путём надстройки над ними. Например, использует всего два механизма организации циклов — хвостовую рекурсию и итеративный подход (в котором используются временные переменные для сохранения промежуточного результата)., Launch year: 1975, Descendants: Snap!, Ruby, Clojure, Racket)
    26. Scratch (Description: Среда программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, игры и другие произведения. Этими произведениями можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет.
    Scratch — это учебный блочный язык программирования, позволяющий ученикам создавать игры, цифровые истории. Среда разработки дает возможность детям редактировать аудиофайлы и монтировать небольшие, но полноценные видеоролики. В новые версии языка создатели обещают добавить функционал для создания собственных мобильных приложений.
    , Launch year: 2006, Descendants: Snap!, App Inventor, GP, ScratchJR)
  17. Smalltalk (Description: Smalltalk (ˈsmɔːltɔːk) — объектно-ориентированный язык программирования с динамической типизацией, основанный на идее посылки сообщений Представляет собой интегрированную среду разработки и исполнения, объекты которой доступны для модификации через неё саму, и программирование в которой в итоге сводится к модификации её собственного поведения. Язык был представлен как Smalltalk-80. Всё в Smalltalk является объектами, а объекты могут принимать сообщения., Launch year: 1980, Descendants: Squeak, Etoys, Ruby, Pharo)
  18. Snap! (Description: Блочный язык программирования для преподавания алгоритмов и структур данных. Snap! - потомок языка Scratch. В отличие от Scratch Snap! поддерживает лямбда-исчисление, объекты первого класса, процедуры, рекурсия и множество других возможностей. С версии 4.0 Snap! получил современное название и был переписан на JavaScript. Moscow_city_univ.png, Launch year: 2010, Descendants: NetsBlox, SciSnap!, SQLsnap!, DBSnap)
  19. Squeak (Description: Среда разработки живых интерактивных программ на основе SmallTalk, Launch year: 1996, Descendants: Scratch, Croquet)
  20. StarLogo (Description: Язык программирования, разработанный Резником на основе языка Лого. Резник предложил и реализовал возможность параллельной деятельности десятков и сотен черепашек. Базовые принципы визуального программирования перенесены Резником в язык Скретч., Launch year: 1989, Descendants: NetLogo, StarLogo Nova, Scratch)
  21. Thunkable (Description: Thunkable был создан в 2015 году на основе более известного конструктора приложений MIT App Inventor 2, как платформа для разработки на Android. Со временем инструмент обрел кросс-платформенность (iOS и Android) и стал платформой для разработки веб-приложений. Пользователи Thunkable могут добавлять кнопки, текст, изображения и даже карты, чтобы создать полнофункциональное приложение с такими функциями, как push-уведомления, датчики, геолокация, камера, Bluetooth, автономные возможности, и другое. Создание приложений в базовом аккаунте является бесплатным, но при этом можно создавать только общедоступные приложения., Launch year: 2016, Descendants: Thunkable X)
  22. UCB Logo (Description: UCBLogo, also termed Berkeley Logo, is a programming language, a dialect of Logo, which derived from Lisp. It is a dialect of Logo intended to be a "minimum Logo standard". It can be used to teach most computer science concepts, as University of California, Berkeley lecturer Brian Harvey did in his Computer Science Logo Style trilogy, Launch year: 1992, Descendants: NetLogo, Etoys, FMSLogo)
  23. Wolfram (Description: Wolfram — мультипарадигмальный язык программирования, разработанный компанией Wolfram Research для системы Mathematica. Спроектирован как максимально универсальный язык с акцентом на символьные вычисления, функциональное и логическое программирование, с поддержкой произвольных структур данных., Launch year: 1988, Descendants: Julia, Clojure, Jupiter)
  24. Лого (Description: Лого - первый язык созданный для обучения детей математике при помощи компьютера. Язык Лого получил очень широкое распространение и популярность благодаря работам Пейперта и его книге "Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи". В восьмидесятые годы Logo и LogoWriter были установлены в США на каждом четвертом школьном компьютере. Черепашка Лого, способная принимать облик различных видов растений и животных, активно использовалась для образовательных и исследовательских проектов. Многочисленные языки с роботами исполнителями являются потомками Лого., Launch year: 1967, Descendants: NetLogo, Scratch, Snap!, Squeak, Boxer, Lynx)