Информационные системы (Syllabus): различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
Строка 63: Строка 63:


== Модели информационных систем ==
== Модели информационных систем ==
== Разработка собственных систем на базе digida ==
*[[:Category:Robots]]

Текущая версия на 08:57, 25 октября 2024



Планируемые результаты обучения (Знать, Уметь, Владеть)
  • Понимать основы социо-технических систем
  • Понимать принципы работы ИС
  • Разрабатывать и внедрять ИС
  • Анализировать и интерпретировать данные ИС
  • Использовать Semantic MediaWiki для организации ИС
  • Моделировать поведение информационных систем
Содержание разделов курса
  1. Информационные системы = Социо-технические системы
  2. Сетевые сообщества как социо-технические системы
Видео запись
Среды и средства, которые поддерживают учебный курс Semantic MediaWiki, Lua
Книги, на которых основывается учебный курс Head First. Паттерны проектирования, Разработка компьютерных учебников и обучающих систем, Незримый колледж МЭШ, Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы, The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web, Working with MediaWiki

Структура курса

Infosyst digida.png

Знания и умения

Книги и авторы

Категория:Book
 DescriptionInventor
As We May Think«Как Мы Можем Мыслить» — визионерское эссе, написанное Бушем в 1945 году, предвидевшее многие аспекты информационного общества. Оно было впервые опубликовано в журнале The Atlantic в июле 1945 года и переиздано в сокращённом варианте в сентябре 1945 — до и после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Буш выражает свою обеспокоенность тем, что усилия науки направлены на разрушение, вместо понимания. Он выражает надежду на создание гипотетической гипертекстовой системы, названной Бушем «Мемекс». По мнению учёного, такая система сделала бы знания более доступными. Буш надеялся, что создание такой системы превратит информационный взрыв во взрыв знаний.Bush
Communities of PracticeКнига - описание сообщества практики или деятельностного сообщества, в котором отношения между людьми выстраиваются на основе объектов, которыми мы пользуемся вместе.
Для того, чтобы оценить знания мы используем тесты, с которыми студент бьется один на один, где знание должно быть продемонстрировано в отрыве от контекста и где сотрудничество считается жульничеством. Как результат, многие из учебных курсов рассматриваются студентами как неуместные и неподходящие, большинство из нас считает, что учение является скучным и тяжелым и мы для него не приспособлены.
Wenger
Diligence, Patience, and HumilityСтатья Уолла в книге Open Sources: Voices from the Open Source Revolution
  • Люди легко понимают, что лучшая политика для компьютерной программы взаимодействующей с другими программы, это быть как можно точнее и строже в том, что эта программа передает другим, и быть как можно свободнее и либеральнее в том, что эта программа принимает от других. Странность в том, что люди не стремятся быть строже к своим собственным высказываниям и либеральнее к тому, что они слышат. Мы пытаемся поддерживать некоторые ценности в сообществе Перл. Как указал апостол Павел, никто не издавал законов против любви, радости, покоя, терпения, дружбы, нежности и самоконтроля. Так что вместо того чтобы запрещать зло, можно сосредоточиться на продвижении добра.
Уолл
The Wiki Way: Quick Collaboration on the WebПервая книга о том, как устроена среда вики и как её использовать. Описано устройство WikiWiki движка и идеология среды совместного редактирования Книга о том, как устроен вики движок и как организовано взаимодействие участниковCunningham
Leuf

Ключевые понятия

Категория:Понятие
 Description
Активное эссеAn “Active Essay” is a new kind of literacy, combining a written essay, live simulations, and the programs that make them work in order to provide a deep explanation of a dynamic system. The reader works directly with multiple ways of representing the concepts under discussion. By “playing with” the simulations and code, the reader gets some hands-on experience with the topic. Active Essays -термин Алана Кея «активное эссе», где виды изложения и аргумента, которые можно ожидать в эссе, усиливаются благодаря тому, что интерактивная программа является одним из многих типов медиа для нового типа документа.
Акторно-сетевая теорияКлючевое положение теории состоит в том, что участники сетей — люди — рассматриваются наравне со всеми другими сущностями, включенными в сеть. Объектом изучения акторно-сетевой теории является сеть социальных взаимодействий, неотделимая от социальных акторов. Акторно-сетевая теория обосновывает равенство всех узлов сети тем, что без других сущностей человек не может существовать ни одного мгновения. Внутри акторно-сетевой теории люди не имеют никакого преимущества перед объектами или орудиями. Отношения между людьми, вещами, медиаторами, компьютерными программами полностью симметричны. Люди, орудия и объекты рассматриваются как равные узлы гибридной сети.
Аналитика мультимодальнаяНаправление учебной аналитики подчёркивает, что современные цифровые средства позволяют собирать данные сразу по нескольким каналам и такое многоканальное объединение данные позволяет глубже понимать динамику обучения.
База знанийБаза знаний (БЗ; англ. knowledge base, KB) — база данных, содержащая правила вывода и информацию о человеческом опыте и знаниях в некоторой предметной области. В самообучающихся системах база знаний также содержит информацию, являющуюся результатом решения предыдущих задач.
Большие данныеБольшие данные — данные, которые образуются в процессе отслеживания действий агентов различной природы, источниками которых могут быть непрерывно поступающие данные с измерительных устройств, события от радиочастотных идентификаторов, потоки сообщений из социальных сетей, метеорологические данные, данные о бизнес-транзакциях, данные дистанционного зондирования Земли, потоки данных о местонахождении абонентов сетей сотовой связи, устройств аудио- и видеорегистрации.
Веерная матрицаВеерная матрица — таблицы, используемые в методологии, семиотике, теории классификаций для описания таксономий и онтологий.
ВозможностьВозможность - Affordance - понятие введённое Гибсоном в рамках теории экологического восприятия для обозначения возможностей, которые среда открывает для живого организма.
Выполняемая статьяФормы научных публикаций, когда читатель может взаимодействовать с текстом и данными, которые содержаться в статье. Читатель может изменить форму представления данных, внести изменения и дополнения в код модели и т.п.
Вычислительное мышлениеОбъединение способностей человека и возможностей вычислительной техники. Способность усиливать свою деятельность, привлекая к себе на помощь программных агентов. Производные понятия - вычислительная наука, вычислительная история.
МакроскопПодобно тому, как микроскоп помогает нашему невооруженному глазу чтобы видеть бесконечно малые клетки, микробы и вирусы, тем самым поддерживает прогресс в области биологии и медицины или телескоп открывает бесконечную необъятность космоса, и подготавливает человечество к завоеванию космоса, макроскоп помогает нам справиться с другим бесконечным: бесконечно сложным. Макроскопы дают нам "видение целого" и помогают нам "синтезировать". Макроскопы позволяют нам обнаруживать закономерности и тенденции в ландшафте науки. Вместо того, чтобы делать вещи больше или меньше, макроскоп помогает изучать сети объектов, которые одновременно слишком велики, слишком медленны или слишком сложны для наших глаз.
МультимодальностьМультимодальность — теория коммуникации и социальной семиотики. Мультимодальность описывает практику коммуникации с точки зрения текстовых, аудиальных, лингвистических, пространственных и визуальных ресурсов, или модусов, которые используются для составления сообщений. Там, где речь идёт о средствах передачи информации (медиа), мультимодальность представляет собой использование нескольких модусов (средств информации) для создания единого культурного артефакта. Коллекция данных модусов или элементов определяет, как мультимодальность влияет на различные риторические ситуации, или возможности повысить восприятие аудиторией идеи или концепции.
Наука о сетяхНаука о сетях (наука о связанности) - научная дисциплина, которая изучает общие черты природных или искусственных сетей, таких как информационные, биологические и социальные сети.
Предметом исследования науки о сетях является сетевое представление физических, биологических и социальных явлений, ведущее к построению моделей позволяющих прогнозировать эти явления.
  • Наука о сетях занимается выявлением и пониманием строгих математических принципов и законов, которые управляют многообразием сетевых структур, включая биологические, социальные и электронные. Сетевые структуры представляют собой междисциплинарное понятие, применимое к разнообразным системам – от звёздных скоплений и кристаллов до ансамблей элементарных частиц и технических устройств.
  • Сетевые структуры в широком смысле могут состоять из одинаковых или разных узлов. Связи между узлами (ребра) могут быть идентичными или различаться по своей значимости или по иным критериям, быть направленными (как дорога с односторонним движением) или нет.
Педагогический дизайнПедагогический дизайн это направление педагогической науки, связанное с разработкой и изучением объектов, условий, ситуаций, сценариев, поддерживающих образовательную деятельность. Объектом педагогического дизайна является обучающая среда и входящие в ее состав вещи - реальные и виртуальные объекты, которые используются в образовательной деятельности. Целью педагогического дизайна является изменение поведения участников образовательной деятельности. С развитием информационных технологий грань между тем, что является вещью, а что является виртуальным объектом или связями между виртуальными объектами получает новое представление.
Проксемика классаПроксемика класса - изучение того, как учителя и ученики используют пространство учебной аудитории. Исходно лекционные аудитории были спроектированы еще в девятнадцатом веке с линейным расположению сидений, чтобы максимизировать контроль со стороны учителя и направить внимание студентов на учителя. В 21 веке развиваются новые подходы к использованию пространства

Примеры информационных систем

Категория:Сообщество

 Description
CoMSESCoMSES Net - Сеть для вычислительного моделирования в социальных и экологических науках. Это - открытое сообщество исследователей и преподавателей. Репозиторий - цифровое хранилище, поддерживающее исследования и передовые методы цитирования программного обеспечения, цифрового хранения, воспроизводимости и повторного использования моделей.
GitHubСоциальная сеть программистов, с возможностью хранить репозиторий проекта и все его изменения. GitHub - контроль доступа, багтрекинг, управлением задачами и вики для каждого проекта. Используется прежде всего для поддержания версий кода
GlitchСообщество для разработки веб-приложений
HabrХабр русскоязычный веб-сайт в формате системы тематических коллективных блогов (именуемых хабами) с элементами новостного сайта, созданный для публикации новостей, аналитических статей, мыслей, связанных с информационными технологиями, бизнесом и интернетом.
Modeling CommonsСообщество, участники которого создают и обмениваются моделями NetLogo.
RobloxRoblox — игровая онлайн-платформа и система создания игр, позволяющая любому пользователю создавать свои собственные и играть в созданные другими игры.
Stack OverFlowСеть создания контента в форме вопросов и ответов о программировании.
Сообщество GeoGebraСоциальная сеть, участники которой обмениваются материалами, созданными при помощи программы GeoGebra
Сообщество NetLogoСообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке NetLogo.
Сообщество ScratchСетевое сообщество детей и взрослых, обменивающихся своими проектами, написанными на языке Scratch
Сообщество Snap!Сообщество исследователей, учителей и учащихся, использующих в своей деятельности язык Snap! Участники могут делиться своими проектами (Share, Publish). Создавать коллекции проектов, следить с действиями других участников (following)
Сообщество StarLogoСообщества обмена моделями и объектами в среде StarLogo Nova. Участники могут использовать код проектов других участников. Создавать свои коллекции и приглашать других участников к работе над версиями своих проектов.

Данные и аналитика ИС

Статьи по аналитике

 Description
DashboardДашборд — это информационная панель, которая получает данные из других систем и отображает их в понятном виде. — «приборная панель» или «приборная доска». Дашборды бывают интерактивными и данные в нем - кликабельными. Информация из различных источников автоматически собирается, группируется и представляется на дашборде.
MediaWiki APIДвижок MediaWiki имеет свой API, который является веб-службой, обеспечивающей доступ к многим функциям вики. Благодаря этому инструменту мы можем собирать информацию с любой из внешних вики площадок.
Аналитика мультимодальнаяНаправление учебной аналитики подчёркивает, что современные цифровые средства позволяют собирать данные сразу по нескольким каналам и такое многоканальное объединение данные позволяет глубже понимать динамику обучения.
Исследовательский анализ данныхРазведочный анализ данных (англ. exploratory data analysis, EDA) — анализ основных свойств данных, нахождение в них общих закономерностей, распределений и аномалий, построение начальных моделей, зачастую с использованием инструментов визуализации.
МакроскопПодобно тому, как микроскоп помогает нашему невооруженному глазу чтобы видеть бесконечно малые клетки, микробы и вирусы, тем самым поддерживает прогресс в области биологии и медицины или телескоп открывает бесконечную необъятность космоса, и подготавливает человечество к завоеванию космоса, макроскоп помогает нам справиться с другим бесконечным: бесконечно сложным. Макроскопы дают нам "видение целого" и помогают нам "синтезировать". Макроскопы позволяют нам обнаруживать закономерности и тенденции в ландшафте науки. Вместо того, чтобы делать вещи больше или меньше, макроскоп помогает изучать сети объектов, которые одновременно слишком велики, слишком медленны или слишком сложны для наших глаз.

Примеры дашбордов

Загрузка...

Модели информационных систем

Разработка собственных систем на базе digida