AI content generation 06062023: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показано 18 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Событие
{{Событие
|Description=Мастер класс по сбору знаний о генерации контента искусственным интеллектом
|Description=Мастер класс по сбору знаний о генерации контента искусственным интеллектом
|Event_type=Мастер класс
|has start=2023-06-06T17:00:30.000Z
|has start=2023-06-06T17:00:30.000Z
|has end=2023-06-06T18:00:00.000Z
|has end=2023-06-06T18:00:00.000Z
|color=lime
|color=lime
|Website=http://digida.mgpu.ru/index.php/AI_content_generation_06062023
|Website=http://digida.mgpu.ru/index.php/AI_content_generation_06062023
|Clarifying_video=https://www.youtube.com/watch?v=uUDl2vG7LIA&t=10s
|Environment=GenAI
|Field_of_knowledge=Искусственный интеллект
|Coordinate=55.806403550174, 37.61614312717039
}}
}}
{{#widget:YouTube|id=uUDl2vG7LIA|start=5}}


; Знакомство с площадкой - [[Мастер-класс_«Совместная_работа_со_знаниями_на_поле_цифровой_дидактики»]]
* https://www.youtube.com/watch?v=CF4YZ3vnFSs&t=5
{{#widget:YouTube|id=CF4YZ3vnFSs|start=3}}


== Основные понятия ==
; Знакомство с площадкой - [[Мастер-класс «Совместная работа со знаниями на поле цифровой дидактики»]]
 
== Основные понятия и как их добавлять, дополнять и обсуждать ==
; Статьи, из категории Понятие, для которых в свойстве "Область знания" указан Искусственный интеллект.
; Статьи, из категории Понятие, для которых в свойстве "Область знания" указан Искусственный интеллект.
<nowiki>{{#ask: [[Категория:Понятие]] [[Field_of_knowledge::Искусственный интеллект]] | ?Description }} </nowiki>
<nowiki>{{#ask: [[Категория:Понятие]] [[Field_of_knowledge::Искусственный интеллект]] | ?Description }} </nowiki>


{{#ask: [[Категория:Понятие]] [[Field_of_knowledge::Искусственный интеллект]] | ?Description }}
{{#ask: [[Категория:Понятие]] [[Field_of_knowledge::Искусственный интеллект]] | ?Description }}
; Добавление статей в [[:Категория:Понятие]], [[:Категория:Язык программирования|языки программирования]], [[:Category:Diagrams|схемы и диаграммы]], [[:Category:Dataset|датасеты]], [[:Категория:Robots|роботы]], [[:Категория:Сообщество|сетевые сообщества]] ...


== Инструменты [[GenAI]] ==
== Инструменты [[GenAI]] ==


; Перечень инструментов и как его пополнять и обновлять.
; Перечень инструментов и как его пополнять и обновлять в  [[:Категория:DigitalTool]]
 
: <nowiki>{{#ask: [[Категория:DigitalTool]] [[Tool is made for::генерация контента]] [[AI::Да]] | ?Description |  ?Affordances }}</nowiki>
{{#ask: [[Категория:DigitalTool]] [[Tool is made for::генерация контента]] [[AI::Да]] | ?Description |  ?Affordances }}
{{#ask: [[Категория:DigitalTool]] [[Tool is made for::генерация контента]] [[AI::Да]] | ?Description |  ?Affordances }}


== Кейсы использования [[GenAI]] в образовании ==
== Кейсы использования [[GenAI]] в образовании ==


[[Файл:0606 bot.jpg]]
; Перечень кейсов и как добавлять, дополнять и обсуждать кейсы в [[:Категория:GenAIcase]]  
 
: <nowiki>{{#ask: [[Category:GenAIcase]] | ?Description | ?Field_of_knowledge | ?Prompt }}</nowiki>
=== Семинары и выступления  ===
==== Семинар Созидательные возможности искусственного интеллекта в образовании ====
* Дмитрий  Сошников - развенчиваем магию генеративных моделей
* Лев Ямпольский - о тестировании возможностей [[ChatGPT]] (астрономия, генетика, программирование) - сходство ошибок [[chatGPT]] и ошибок студентов
 
{{#widget:YouTube|id=vM55iQl9Jbg|start=5}}
 
==== Доклад в рамках XXIII МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНГРЕССА (Калининград) ====
[[Перенос практик генеративного ИИ в естественно-научное образование]]
 
=== Предметные кейсы ===
==== Математика ====
 
; Приведи примеры учебных задач по математике 5 класс
 
# Решить уравнение: 3x + 7 = 22
# Найти периметр прямоугольника со сторонами 5 см и 8 см.
# Вычислить площадь треугольника, если его высота равна 6 см, а основание равно 10 см.
# Найти значение выражения: 4^2 + 3^3 - 2^4
# Решить задачу: В классе 25 учеников. Если 3/5 учеников занимаются в кружке по математике, то сколько учеников занимаются в кружке?
# Найти произведение чисел 7 и 9.
# Решить задачу: В магазине было 120 яблок. Если продали 3/4 яблок, то сколько яблок осталось в магазине?
# Найти значение выражения: 2(3x + 4) - 5x при x = 2.
# Решить задачу: В банке было 5000 рублей. Если на счет положили еще 3000 рублей, то сколько денег стало на счету?
# Найти площадь круга с радиусом 5 см.
 
==== Химия  ====
 
 
; Как я могу встраивать формулы химических реакций в тексты вики статей?
 
<chem>
{HCl + NaOH -> NaCl + H2O}
</chem>
 
 
; Как я могу использовать Graphviz на уроках химии?
 
Визуализация молекул: с помощью [[Graphviz]] можно создавать диаграммы, которые показывают структуру молекул. Для этого можно использовать язык DOT, который позволяет задавать связи между атомами и их координаты в трехмерном пространстве. Например, можно создать диаграмму молекулы воды следующим образом:
 
<graphviz>
digraph water {
  O [shape=circle, label="O"]
  H1 [shape=circle, label="H"]
  H2 [shape=circle, label="H"]
  O -> H1
  O -> H2
}
</graphviz>
 
Визуализация кристаллических структур: с помощью Graphviz можно создавать диаграммы, которые показывают кристаллические структуры материалов. Для этого можно использовать язык DOT, который позволяет задавать координаты атомов в кристаллической решетке. Например, можно создать диаграмму кристаллической структуры алмаза следующим образом:
 
<graphviz>
graph diamond {
  node [shape=circle, fixedsize=true, width=0.5]
  edge [dir=none, color=gray]
  { rank=same; C1 -- C2 -- C3 -- C4 }
  { rank=same; C5 -- C6 -- C7 -- C8 }
  { rank=same; C9 -- C10 -- C11 -- C12 }
  { rank=same; C13 -- C14 -- C15 -- C16 }
  C1 -- C5 -- C9 -- C13 -- C1
  C2 -- C6 -- C10 -- C14 -- C2
  C3 -- C7 -- C11 -- C15 -- C3
  C4 -- C8 -- C12 -- C16 -- C4
  C1 -- C2 -- C3 -- C4 -- C1
  C5 -- C6 -- C7 -- C8 -- C5
  C9 -- C10 -- C11 -- C12 -- C9
  C13 -- C14 -- C15 -- C16 -- C13
}
</graphviz>
 
 
Визуализация реакций: с помощью Graphviz можно создавать диаграммы, которые показывают ход химических реакций. Для этого можно использовать язык DOT, который позволяет задавать реакционные схемы в виде графов. Например, можно создать диаграмму реакции между метаном и кислородом следующим образом:
 
<graphviz>
digraph reaction {
  CH4 [shape=circle, label="CH4"]
  O2 [shape=circle, label="O2"]
  CO2 [shape=circle, label="CO2"]
  H2O [shape=circle, label="H2O"]
  CH4 -> CO2
  CH4 -> H2O
  O2 -> CO2
  O2 -> H2O
}
</graphviz>
 
==== Биология ====
; Создай фотографию по теме Два химика в домашних условиях выращивают пенициллин на кухне
 
[[Файл:Crayon02.png|400px]]
 
 
==== География ====
 
; Мне нужно встроить Координаты заданного места в страницу MediaWiki Semantic MediaWiki, чтобы на странице появилась карта
: Результат >> Да, вы можете использовать #display_map для отображения мест на карте на странице MediaWiki. Вот пример кода, который вы можете использовать:
 
<nowiki>
{{#display_map: 36.7667, 31.3833
| zoom=12
| height=400
| width=600
| type=hybrid
| markers=
  {{#set:
    Has coordinates=36.7667, 31.3833
    }}
}}  
</nowiki>
 
{{#display_map: 36.7667, 31.3833
| zoom=12
| height=400
| width=600
| type=hybrid
| markers=
  {{#set:
    Has coordinates=36.7667, 31.3833
    }}
}}
 
; Какие средства деятельности использую географы?
: Географы используют различные средства для изучения физических и культурных аспектов Земли.
# Карты и географические информационные системы (ГИС) - это инструменты, которые помогают географам визуализировать и анализировать географические данные, такие как топографические карты, снимки спутников, данные дистанционного зондирования и другие.
#  Геодезические инструменты - это инструменты, которые используются для измерения земной поверхности, включая высоту, расстояние и углы. К ним относятся теодолиты, нивелиры, геодезические GPS-приемники и другие.
# Компьютерные модели - это инструменты, которые позволяют географам создавать математические модели, чтобы изучать сложные географические явления, такие как изменение климата, распространение болезней и другие.
#  Исследования на местности - это метод, который используется географами для изучения географических явлений непосредственно на месте. Это может включать в себя сбор данных, обследование местности, интервью с местными жителями и другие методы.
#  Статистические методы - это инструменты, которые используются для анализа географических данных, таких как демографические данные, экономические данные и другие. К ним относятся методы статистического анализа, корреляционного анализа, регрессионного анализа и другие.
 
==== Информатика ====
; Приведи примеры команд к породам черепах
: In NetLogo, you can create breeds to group similar agents together. Here are some commands for working with breeds:
 
* breed [name] - Creates a new breed with the given name.
* create-[name] [count] - Creates a specified number of agents of the given breed.
* ask [breed] - Runs a command on all agents of the specified breed.
* ask [breed] [command] - Runs a command on all agents of the specified breed.
* ask [breed] with [condition] - Runs a command on all agents of the specified breed that meet the specified condition.
* show [breed] - Displays a list of all agents of the specified breed in the Command Center.
* count [breed] - Returns the number of agents of the specified breed currently in the model.
* create-turtles [count] [set breed [name]] - Creates a specified number of turtles and assigns them to the specified breed.
 
; Приведи пример выбора решений на [[Scratch]]
 
<nowiki>
when green flag clicked
forever
  if <touching color [#ff0000]> then
    say [I touched red!]
  else
    say [I didn't touch red.]
end
</nowiki>
 
 
<scratchblocks>
when green flag clicked
forever
  if <touching color [#ff0000]> then
    say [I touched red!]
  else
    say [I didn't touch red.]
end
</scratchblocks>
 
==== Робототехника ====
 
; Приведи 50 примеров задач по робототехнике для щкольников
# Создание робота-манипулятора, который может поднимать и перемещать предметы.
# Разработка робота-пылесоса, который может автоматически убирать помещение.
# Создание робота-маяка, который может помочь в поиске людей в случае чрезвычайной ситуации.
# Разработка робота-помощника для людей с ограниченными возможностями.
 
; Предложи схему алгоритма для робота-геолога. Представь эту схему на языке graphviz
: digraph G {
  rankdir=TB;
size="12,12";
  node [shape=rectangle];
  Start [label="Начало"];
  End [label="Конец"];
  node [shape=diamond];
  MineralCheck [label="Проверка наличия минералов"];
  node [shape=rectangle];
  MoveForward [label="Движение вперед"];
  CollectSample [label="Сбор образцов"];
  node [shape=diamond];
  BatteryCheck [label="Проверка заряда батареи"];
  node [shape=rectangle];
  RechargeBattery [label="Зарядка батареи"];
  node [shape=diamond];
  ObstacleCheck [label="Проверка наличия препятствий"];
  node [shape=rectangle];
  MoveAroundObstacle [label="Обход препятствия"];
  node [shape=diamond];
  EndOfAreaCheck [label="Проверка конца исследуемой области"];
  node [shape=rectangle];
  ReturnToStart [label="Возвращение на стартовую позицию"];
  Start -> MineralCheck;
  MineralCheck -> MoveForward [label="да"];
  MineralCheck -> End [label="нет"];
  MoveForward -> CollectSample;
  CollectSample -> BatteryCheck;
  BatteryCheck -> RechargeBattery [label="заряд 20%"];
  BatteryCheck -> ObstacleCheck [label="заряд >= 20%"];
  ObstacleCheck -> MoveAroundObstacle [label="есть препятствие"];
  ObstacleCheck -> EndOfAreaCheck [label="нет препятствия"];
  MoveAroundObstacle -> EndOfAreaCheck;
  EndOfAreaCheck -> ReturnToStart [label="да"];
  EndOfAreaCheck -> MoveForward [label="нет"];
}
 
 
<graphviz>
digraph G {
  rankdir=TB;
size="12,12";
  node [shape=rectangle];
  Start [label="Начало"];
  End [label="Конец"];
  node [shape=diamond];
  MineralCheck [label="Проверка наличия минералов"];
  node [shape=rectangle];
  MoveForward [label="Движение вперед"];
  CollectSample [label="Сбор образцов"];
  node [shape=diamond];
  BatteryCheck [label="Проверка заряда батареи"];
  node [shape=rectangle];
  RechargeBattery [label="Зарядка батареи"];
  node [shape=diamond];
  ObstacleCheck [label="Проверка наличия препятствий"];
  node [shape=rectangle];
  MoveAroundObstacle [label="Обход препятствия"];
  node [shape=diamond];
  EndOfAreaCheck [label="Проверка конца исследуемой области"];
  node [shape=rectangle];
  ReturnToStart [label="Возвращение на стартовую позицию"];
  Start -> MineralCheck;
  MineralCheck -> MoveForward [label="да"];
  MineralCheck -> End [label="нет"];
  MoveForward -> CollectSample;
  CollectSample -> BatteryCheck;
  BatteryCheck -> RechargeBattery [label="заряд 20%"];
  BatteryCheck -> ObstacleCheck [label="заряд >= 20%"];
  ObstacleCheck -> MoveAroundObstacle [label="есть препятствие"];
  ObstacleCheck -> EndOfAreaCheck [label="нет препятствия"];
  MoveAroundObstacle -> EndOfAreaCheck;
  EndOfAreaCheck -> ReturnToStart [label="да"];
  EndOfAreaCheck -> MoveForward [label="нет"];
}
</graphviz>
 
 
; Сделай такую же схему на языке Mermaid
Предложи схему алгоритма для робота-геолога. Представь эту схему на языке  mermaid
 
```mermaid
graph TD
A(Начало) --> B(Движение к точке)
B --> C(Определение типа грунта)
C --> D(Сбор образца грунта)
D --> E(Анализ образца)
E --> F(Принятие решения о продолжении работы)
F --> G{Робот продолжает работу?}
G -- Да --> B
G -- Нет --> H(Завершение работы)
```
 
 
; Представьте алгоритм робота-геолога на языке [[Oberon]]
 
[[Алгоритм]] робота-геолога на языке [[Oberon]] может выглядеть следующим образом:
 
; Импортировать необходимые библиотеки для работы с датчиками и двигателями робота.
 
<syntaxhighlight lang="oberon2">
MODULE RobotGeologistIMPORT Math, Sensors, Motors;
 
CONST
  MAX_DEPTH = 100; (* максимальная глубина, на которую может опуститься робот *)
  MAX_ANGLE = 45; (* максимальный угол, на который может повернуться робот *)
 
VAR
  depth: INTEGER; (* текущая глубина *)
  angle: INTEGER; (* текущий угол *)
 
PROCEDURE Main;
VAR
  i: INTEGER;
BEGIN
  (* инициализация датчиков и моторов *)
  Sensors.Init;
  Motors.Init;
 
  (* начальное положение робота *)
  depth := 0;
  angle := 0;
 
  (* цикл работы робота *)
  FOR i := 1 TO 10 DO
    (* опускаемся на случайную глубину *)
    depth := Math.Random(MAX_DEPTH);
    Motors.MoveDown(depth);
 
    (* поворачиваемся на случайный угол *)
    angle := Math.Random(MAX_ANGLE);
    IF Math.Random(2) = 0 THEN
      angle := -angle; (* случайно выбираем направление поворота *)
    END;
    Motors.Turn(angle);
 
    (* снимаем данные с датчиков *)
    Sensors.Read;
 
    (* обработка данных *)
    IF Sensors.IsObstacle THEN
      (* если обнаружено препятствие, то поворачиваемся на 180 градусов *)
      Motors.Turn(180);
    ELSIF Sensors.IsMineral THEN
      (* если обнаружена полезная руда, то поднимаемся на поверхность *)
      Motors.MoveUp(depth);
      EXIT; (* завершаем работу робота *)
    END;
 
    (* поднимаемся на ту же глубину *)
    Motors.MoveUp(depth);
  END;
END Main;
 
BEGIN
  Main;
END RobotGeologist.


</syntaxhighlight>
{{#ask: [[Category:GenAIcase]] | ?Description |  ?Field_of_knowledge | ?Prompt }}

Текущая версия на 12:44, 22 декабря 2023


Описание события Мастер класс по сбору знаний о генерации контента искусственным интеллектом
Тип события Мастер класс
Начало 2023-06-06T17:00:30.000Z
Окончание 2023-06-06T18:00:00.000Z
color lime
Адрес события http://digida.mgpu.ru/index.php/AI content generation 06062023
Видео запись события https://www.youtube.com/watch?v=uUDl2vG7LIA&t=10s
Среды и средства, которые использовались в рамках события GenAI
Формируемые в рамках события компетенции
Область знаний Искусственный интеллект
Местоположение 55° 48' 23.05" N, 37° 36' 58.12" E
Карта
Идёт загрузка карты…



Знакомство с площадкой - Мастер-класс «Совместная работа со знаниями на поле цифровой дидактики»

Основные понятия и как их добавлять, дополнять и обсуждать

Статьи, из категории Понятие, для которых в свойстве "Область знания" указан Искусственный интеллект.

{{#ask: [[Категория:Понятие]] [[Field_of_knowledge::Искусственный интеллект]] | ?Description }}

 Description
GPTGPT = stands for generation Generative Pre-trained Transformer
Human-AI teamsИскусственные товарищи по команде
PromptПромпт (от англ. prompt – «побуждать») – это запрос, вводные данные, которые вводит пользователь, когда общаетесь с нейросетью. «Промптинг (prompting) — это способ программного управления планированием вашей модели машинного обучения, который позволяет пользователю задать начальные условия для модели, такие как фраза или ключевые слова, которые модель должна использовать для создания ответа.
Prompt engineering is the process of creating inputs for AI models to improve the output for a given task. A prompt is a broad instruction that triggers an AI model to generate content; it could be a statement, a block of code, or a string of words.
Большая языковая модельLLM — нейросетевые модели, которые позволяют обобщать, понимать и писать тексты на разных языках. Нейросеть выучивает язык во время обучения, при котором ей «показывают» огромное количество художественной литературы, интернет-форумов, энциклопедий и других источников, хорошо представляющих человеческий язык во всем его многообразии.
Вероятностное программированиеВероятностное программирование — способ описания статистических моделей в виде декларативного программного кода, с последующим применением алгоритмов анализа и статистического вывода. Родственно методам Байесовской вероятности. В отличие от классического программирования, конечной целью которого является выполнение программы, вероятностное программирование делает упор на анализе вероятностных программ. Типовой сценарий — описание зависимостей наблюдаемых данных от скрытых параметров в виде программы, после чего используются встроенные алгоритмы для обратного вероятностного вывода значений на входе от известных данных на выходе.
Вычислительное мышлениеОбъединение способностей человека и возможностей вычислительной техники. Способность усиливать свою деятельность, привлекая к себе на помощь программных агентов. Производные понятия - вычислительная наука, вычислительная история.
Генеративно-состязательная сетьГенеративно-состязательная сеть (англ. Generative adversarial network, сокращённо GAN) — алгоритм машинного обучения без учителя, построенный на комбинации из двух нейронных сетей, одна из которых (сеть G) генерирует образцы,а другая (сеть D) старается отличить правильные («подлинные») образцы от неправильных. Так как сети G и D имеют противоположные цели — создать образцы и отбраковать образцы — между ними возникает антагонистическая игра.
Генеративный искусственный интеллектГенеративный искусственный интеллект — это метод машинного обучения, при котором нейросеть изучает массив данных и на основании этих данных создаёт собственный контент.
Глубокое обучениеГлубокое обучение (оно же Deep Learning) – тип машинного обучения. Оно представляет из себя нескольких скрытых слоев искусственных нейронных сетей. Методология глубокого обучения применяет нелинейные преобразования и модельные абстракции высокого уровня на больших базах данных.
Граф знанийТехнология семантического поиска. Граф знаний объединяет большой объем общедоступной информации о различных сущностях и их признаках, свойствах и связях между этими сущностями.
Искусственный игровой интеллектИгровой искусственный интеллект (англ. Game artificial intelligence) — набор программных методик, которые используются в компьютерных играх для создания иллюзии интеллекта в поведении персонажей, управляемых компьютером. Игровой ИИ, помимо методов традиционного искусственного интеллекта, включает также алгоритмы теории управления, робототехники, компьютерной графики и информатики в целом.
Искусственный интеллектСпособность компьютера обучаться и выполнять действия свойственные человеческому интеллекту. Автоматизация задач, которые принято считать человеческими: мышление, принятие решений, решение проблем, обучение и т. д. Область исследований, направленная на разъяснение и эмуляцию разумного поведения в терминах вычислительных процессов
КоннекционизмНаправление ИИ, которое исходит из предположения что ментальные способности человека и, в частности, способность к обучению можно объяснить и имитировать на основе сложноорганизованной сети связанных между собой одинаковых относительно простых элементов (агентов).
МодельМоде́ль (фр. modèle от лат. modulus «мера, аналог, образец») — система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе; представление некоторого реального процесса, устройства или концепции. Модель есть абстрактное представление реальности в какой-либо форме (например, в математической, физической, символической, графической или дескриптивной), предназначенное для рассмотрения определённых аспектов этой реальности и позволяющее получить ответы на изучаемые. Система В является моделью системы А для активной системы Q (человека-индивида, коллектива, животного, робота и т. п.), если основанием для ее использования этой активной системой служит ее структурное сходство с моделируемой системой А.
НейроэволюцияНейроэволюция — это метод машинного обучения, который применяет эволюционные алгоритмы для построения искусственных нейронных сетей.
Образовательная робототехникаРобот обычно используется как инструмент, платформа, которую можно использовать для практических исследований, решения проблем, исследовательского обучения, проб и ошибок. Учащиеся могут сотрудничать в группе в рамках проекта или конкретного запроса, используя робота для обоснования абстрактных концепций. Например, концепцию вращения можно изучить через движение робота. В других случаях робот может использоваться больше как коллега, например, в форме знающего коллеги, который помогает студенту, сокурсника или компаньона или даже коллеги, нуждающегося в помощи. В последнем случае учащийся становится учителем для робота-сверстника, а в первом робот-сверстник косвенно принимает на себя роль учителя.
Семантический поискСемантический поиск — это технология, которая должна обеспечить более тесное смысловое соответствие между текстом поискового запроса и результатами поисковой выдачи на основе анализа намерений пользователя, осуществляющего поиск, контекста его запроса и взаимосвязи между словами. семантический поиск — это технология, которая использует модель графа знаний и позволяет системам искусственного интеллекта понимать значение сущностей и связей между ними, давая таким образом возможность увеличить точность поиска и степень его персонализации.
Теорема БайесаТеорема Байеса (или формула Байеса) — одна из основных теорем элементарной теории вероятностей, которая позволяет определить вероятность события при условии, что произошло другое статистически взаимозависимое с ним событие. Другими словами, по формуле Байеса можно уточнить вероятность какого-либо события, взяв в расчёт как ранее известную информацию, так и данные новых наблюдений. Формула Байеса может быть выведена из основных аксиом теории вероятностей, в частности из условной вероятности. Особенность теоремы Байеса заключается в том, что для её практического применения требуется большое количество расчётов, вычислений, поэтому байесовские оценки стали активно использовать только после революции в компьютерных и сетевых технологиях. На сегодняшний день активно применяется в машинном обучении и технологиях искусственного интеллекта.
Цифровая грамотностьСпособность читать и писать пользуясь современными цифровыми средствами - данными, языками программирования
Чат-ботВиртуальный собеседник, программа-собеседник, чат бот (англ. chatbot) — программа, которая выясняет потребности пользователей, а затем помогает удовлетворить их. Автоматическое общение с пользователем ведется с помощью текста или голоса. Чат бот ведет коммуникацию от лица компании или бренда с целью упростить онлайн-общение (предоставить актуальную информацию в наиболее оперативные сроки), используется как альтернатива переписке с живым оператором или звонку менеджеру компании.
Языковая модельЯзыковая модель — это распределение вероятностей по последовательностям слов. Языковые модели генерируют вероятности путём обучения на корпусе текстов на одном или нескольких языках. Учитывая, что языки могут использоваться для выражения огромного множества верных предложений (так называемая цифровая бесконечность), языковое моделирование сталкивается с проблемой задания ненулевых вероятностей лингвистически верным последовательностям, которые могут никогда не встретиться в обучающих данных.
Добавление статей в Категория:Понятие, языки программирования, схемы и диаграммы, датасеты, роботы, сетевые сообщества ...

Инструменты GenAI

Перечень инструментов и как его пополнять и обновлять в Категория:DigitalTool
{{#ask: [[Категория:DigitalTool]] [[Tool is made for::генерация контента]] [[AI::Да]] | ?Description | ?Affordances }}
 DescriptionAffordances
ArtbreederСредство генерации изображений 120px-Artbreeder_mixer.jpgСоздание лиц, пейзажей, картин и миров по заданным условиям. В качестве промптов используются последовательности текстов или изображений. Можно рычажками определять вклад того или иного параметра в картину
AudionotesСредства перевода из голоса в текст и улучшения качества текста.Можно надиктовать текст и за счет ИИ система его поймет и переведет
ChatGPTChatGPT — это прототип чат-бота с искусственным интеллектом, разработанный OpenAI и специализирующийся на диалогах. ChatGPT — большая языковая модель, отлаженная как с помощью методов обучения с учителем, так и с подкреплением. The acronym stands for Generative Pre-trained Transformer.Генерация текстов - рефераты, проекты, ВКР, диссертации. Система порождает тексты и ссылки, имитируя их правдоподобность
CraiyonСредство для генерации изображений по заданному тексту.
  • 120px-Craiyon_cat.jpg
Позволяет выбрать формат и генерируемого изображения. Например, фотография или рисунок.
DreamAIСоздание изображений по описанию Трансформация готовых изображений под нужные параметры.При видоизменении готового изображения в промпте можно прописать - сделать старше, превратить в индейца и т.п.
Face generatorСоздание лиц несуществующих людей.
101px-Does-not-exist.png
Генерация лиц несуществующих людей с указанием возраста, пола и расы.
GigaChatУмеет отвечать на вопросы, вести диалог, написать код, нарисовать картинку по запросу. И всё на русском языке
HumataПоддержка в написании текстов статей 60 страниц. Помощник берет готовый pdf документ и позволяет с ним работать, улучшать, дополнять, находить заимствованияНаписание статей, эссе. Правка и улучшение готовых документов
Hypotenuse AIПревращает несколько ключевых слов в оригинальные, проницательные статьи, описания продуктов и копию социальных сетей с помощью копирайтинга ИИ - всего за несколько минут.Генерирование текстового контента по ключевым словам.
Kandinsky 2.1Генеративная модель, создающая изображения по описанию.
  • 114px-Ru_dalle3.png
Возможность создавать изображения по их описанию. Можно указывать характеристики и стиль изображения. Например - цифровая живопись, студийная фотография, советский мультфильм
LangChainLangChain – это инструмент, основанный на нейросетевых моделях, который способен анализировать естественный язык и автоматически формировать структурированные SQL-запросы. – это мощная платформа, помогающая разработчикам создавать комплексные приложения. используя языковые модели. Он предлагает набор инструментов, компонентов и интерфейсов, которые упрощают процесс создания приложений на основе больших языковых моделей (LLM) и моделей чата. LangChain позволяет легко управлять взаимодействием с языковыми моделями, объединять несколько компонентов и интегрировать дополнительные ресурсы, такие как API и базы данных.LangChain позволяет нам подключить большую языковую модель к нашим собственным источникам данных. Это выходит за рамки простой вставки фрагмента текста в интерфейс чата. Вместо этого мы можем ссылаться на всю базу данных, заполненную нашими собственными данными.
Merlin ChatGPT AppMerlin — это приложение ChatGPT для Chrome, позволяющее получить бесплатный доступ к чату GPT 4, обобщателю блогов и YouTube, автору ИИ для Gmail, Twitter и LinkedIn.
120px-Freir_papert_merlin_tranl.jpg
Сводка блога с ИИ-чатботом: суммируйте любые длинные статьи или видеозаписи с Merlin ChatGPT. Установка расширения Merlin позволяет бесплатно задавать до 11 вопросов ChatGPT в день. Виджет расширения удобен и позволяет перенаправлять любой поисковый запрос из строки браузера к роботу от OpenAI буквально в один клик.
MidjourneyMidjourney — программное обеспечение, создающее изображения по текстовым описаниямПользователи создают изображения, посылая команды боту в мессенджер Discord: вводят сообщение /imagine и после приглашения prompt вводят словесное описание желаемого изображения; после чего пользователю предлагается выбрать лучшее из четырёх сгенерированных программой изображений и получить изображение в высоком графическом разрешении.
OraИнструмент для создания собственных ботов на основе chatGPT
  • 120px-Ora_AI.jpg
Создание виртуальных помощников по конкретным тематикам
PaperBrainСобирает статьи по тематике и помогает их читать - можно задавать вопросы по статье.
PapercupПеревод исходного видео на любой (30*) язык + профессиональная ИИ озвучка различными голосами.Может использоваться для продвижения образовательного контента. Записали курс на русском - сгенерировали бразильскую версию, которая очень похожим по тембру голосом будет рассказывать курс на португальском.
PerplexityAIPerplexity — чат-бот с искусственным интеллектом для поиска информации и генерации текста. Perplexity использует информацию из современного интернета, а не образца 2021 года. Страница с ответом состоит из трёх блоков: сам ответ, источники информации, «вопросы по теме» и поле для дополнительных запросов.
  • 120px-Perplexity01.jpg
  • В тексте, помимо ответа, ещё присутствуют сноски на источники из сети и выделены термины, нажав на которые получит их определение. В России может использоваться без VPN. Работает с запросами на русском языке и даёт ссылки на руссскоязычные источники
    PoeПриложение с искусственным интеллектом Poe позволяет создавать собственных чат-ботов с помощью подсказок. Пользователь может переключаться между Sage, ChatGPT, GPT‑4, Claude Instant и Claude+. Платформа доступна через браузер.
  • 120px-Poe_python.jpg
  • Использование нескольких нейросетей на выбор. Возможность создания собственного чат-бота и использовать чат-боты других участников.
    RytrНаписать статью в блог, рекламное сообщение, электронное письмо и много всего другого. Бесплатный план позволяет писать тексты длинной до 5000 в символов в месяц.Генерация текстов на любые темы на 30 языках. Возможность выбирать стиль документа.
    Spin Rewriter 13Spin Rewriter - это одно из самых продвинутых средств рерайтинга. Это также один из лучших инструментов для создания статей с алгоритмом обработки естественного языка, который позволяет создавать высококачественные тексты, удобочитаемые и не содержащие плагиата.Spin Rewriter действительно прост в использовании, просто скопируйте и вставьте текст из вашего документа (или типа текста), который вы хотите прокрутить, в основной раздел приложения, затем нажмите “Переписать статью”, расположенную в правом нижнем углу экрана, и оно мгновенно создаст статью.
    TutorAIПользователь задаёт тему и система показывает учебные материалы по этой теме, разбитые на учебные модули.Создание модулей из готовых материалов
    WolframAlphaОбъединение выразительных возможностей языка Wolfram + ChatGPT.Отдельный язык вычислительной науки, чтобы работать со знаниями - математика, физика, химия, computer science
    YandexGPTНейросеть Яндекса, доступна через голосовой помощник Алису и в окне браузера
  • 116px-YandexGPT_logo.jpg
  • Работает с русским языком - голосом и текстом. Ищет информацию в Интернете.

    Кейсы использования GenAI в образовании

    Перечень кейсов и как добавлять, дополнять и обсуждать кейсы в Категория:GenAIcase
    {{#ask: [[Category:GenAIcase]] | ?Description | ?Field_of_knowledge | ?Prompt }}
     DescriptionField of knowledgePrompt
    Алиса придумай задания для школьниковАлиса предлагает пять заданий по программирования по теме "Оператор ветвления".ИнформатикаПридумай пять задач по программированию по теме "Оператор ветвления".
    Напиши статью о понятии prompt и новой профессии учителя создателя промптов для создания учебных задачПрофессия учителя-создателя промптов: новый подход к обучениюИскусственный интеллект
    Информатика
    Образование
    Prompt >>> Напиши статью о понятии prompt и новой профессии учителя создателя промптов для создания учебных задач
    Переформулируй текст в вопросы к учебникуПереформулируй текст в вопросы к учебнику.Информатика
    Биология
    Образование
    ChatGPT: Ты учитель 5-го класса российской школы. Переформулируй текст {} в вопросы. Сделай 30 формулировок вопросов с ответами. Учитывай возраст детей. Perplexity: Переформулируй текст в форме 30 учебных задач на русском языке
    Поиск виртуальных математических лабораторийПредоставление информации об используемых онлайн виртуальных математических лабораториях и ссылок на них для дальнейшего использования на занятиях по математикеМатематикаПривести примеры онлайн виртуальных математических лабораторий со ссылками на них
    Приведи примеры использования Graphviz на уроках химииКейс использования возможностей graphviz для представления связей. Визуализация молекул: с помощью Graphviz можно создавать диаграммы, которые показывают структуру молекул. Для этого можно использовать язык DOT, который позволяет задавать связи между атомами и их координаты в трехмерном пространстве.Биология
    Медицина
    Химия
    Как я могу использовать Graphviz на уроках химии?
    Приведи примеры учебных задач по математике 5 классКейс генерации учебных задач для конкретного школьного класса.МатематикаПриведи примеры учебных задач по математике 5 класс
    Профессия учителя-создателя промптовОтвет ChatGPT на промпт >> Напиши статью о понятии prompt и новой профессии учителя создателя промптов для создания учебных задачИскусственный интеллект
    Образование
    >> Напиши статью о понятии prompt и новой профессии учителя создателя промптов для создания учебных задач
    Собери перечень информационных компетенцийКейс сбора компетенций, ожидаемых от школьников в области информационных технологий и искусственного интеллектаИскусственный интеллект
    Информатика
    Создать тему образовательных стандартов
    List other then ISTE computational standards for school students in China
    List other then ISTE computational standards for school students in Russia
    Напиши 20 возможных образовательных стандартов в сфере Искусственного Интеллекта, которые будут актуальны в 2025 году
    Что будет включать 3. Стандарты по созданию и использованию нейронных сетей?
    Собери примеры образовательных сообществаПоручение генеративному агенту собрать описание и ссылки на существующие сетевые образовательные сообщества, в которых участники создают контент.Наука о сетях
    Социология
    Приведи 10 примеров сетевых сообществ UGC со ссылками на них

    Приведи 10 примеров специализированных сетевых образовательных и научных сообществ UGC со ссылками на них.

    Приведи 50 примеров специализированных сетевых образовательных UGC с созданием цифровых объектов различного типа со ссылками на эти сообщества и описанием сценариев деятельности.
    Создай 50 примеров задач по робототехнике для школьниковКейс генерации заданий по робототехникеРобототехникаСоздание темы Задачи по робототехнике
    Приведи 50 примеров задач по робототехнике для школьников
    Создай аннотацию к учебному видеоСитуация, когда книга или автор представлены на учебной площадке, а для видео хотелось бы получить краткое содержаниеПедагогика
    Образование
    Установленное расширение Merlin ChatGPT App само предлагает сделать аннотацию видео
    Создай диаграмму классов для взаимодействия доктор - пациентДиаграммы классов используются для представления отношений и взаимодействий внутри систем различного типа. В данном кейсе рассматривается генерация отношений внутри системы медицинского центра.Наука о сетях
    Медицина
    Создать ветвь MedCenter
    Make ClassDiagram for Doctor Patient connection in MerMaid language
    Напиши диаграмму классов для системы Врач - Пациент - Медкнижка
    Напиши диаграмму классов для системы Врач - Пациент - Медкнижка на языке Mermaid
    Создай диаграммы взаимодействия внутри сетевых сообществПроцессы взаимодействия внутри сетевых сообществ информативнее представлять в виде UML диаграмм. Системы GenAI создают такие диаграммы на языках Mermaid GraphVizНаука о сетях
    Информатика
    Социология
    Напиши варианты использования сети Vkontakte и опиши их в форме use-case diagrams на языке MerMaid
    Создай иллюстрации к рассказу по биологииКейс создания иллюстраций к рассказу о получении антибиотиков. В данном случае сравнивались различные системы генерации изображений по описаниюБиология
    Химия
    Two scientist cultivate penicillin in their kitchen in 1930
    Создай онтологию Computer ScienceПример, когда агент использует для представления информации различные способы - текстовое описание + код команд на языке Dot.Искусственный интеллект
    Информатика
    • Ontology of Computer Science
    • Write Computer Science Ontology in GraphViz dot language
    • Write Computer Science Ontology in GraphViz dot language with as much programming languages as possible
    Создай онтологию цифровой грамотностиЗапрос на построение онтологии цифровой грамотности.Информатика
    • use graphviz dot language for representing digital literacy ontology
      • use the same approach for representing geographic literacy
    Создай определение цифровой географииКейс содержит несколько примеров сбора географических знаний и заданий в цифровой среде.ГеографияСоздание бота Digital Geography
    Определи науку География
    Собери определение цифровой географии
    Какие средства используют географы
    А какие задания можно давать ученикам, чтобы в ответах использовали формат format=map SMW вики-страницы
    покажи пример ответа на вики странице mediawiki
    встроить Координаты Sine Rise Hill, Side, Turkey в страницу MediaWiki Semantic MediaWiki, чтобы на странице появилась карта
    а могу я для показа этих мест на карте использовать #display_map ?
    Создай помощника для создания программ на языках блочного программированияБот ведёт себя как эксперт в программировании на блочных языках и создает примеры на Scratch 3.0Информатикаthe bot helps to create programs in block programming languages (Scratch, Snap! and other) and embed this programs to MediaWiki pages
    Talk to me like an expert in block-based educational languages. Generate code example in Scratch language 3.0
    How to use clones in Snap!
    Расскажи про язык Карел. Команды языка не переводи на русский. Текст рассказа веди на русском
    Создай пояснение к понятию цифровая дидактикаПояснения к понятиям могут собираться при помощи поисковых и генеративных систем.ОбразованиеПростой промпт >> Создай пояснение к понятию цифровая дидактика
    Создай примеры вопросов по программированию на языках высокого уровняКейс генерации вопросов по программированиюИнформатикаСоздание темы Программирование на языках
    Приведи 25 примеров вопросов по программированию на языках высокого уровня
    Создай схемы алгоритмов для образовательных роботовКейс создания схем управления роботами на языках graphviz и mermaidРобототехникаСоздать тему схем управления роботами
    Предложи схему алгоритма для робота-геолога. Представь эту схему на языке graphviz
    Создай управляющий алгоритм для роботаКейс создания управляющих алгоритмов для роботов на различных языкахРобототехникаСоздать тему
    Предложи схему алгоритма для робота-геолога. Представь эту схему на языке mermaid
    Создай алгоритм для робота-геолога на языке Oberon
    Создай учебные задачи на различных языках программированияГенератор учебных задач на различных языках программированияИнформатика
    • Создание бота, которому предписывается в ответах использовать только примеры на конкретных языках.
      • Запрос на создание задач по конкретной тематике (Рекурсия)
    Создай формулы химических соединений и реакций для начального курса химииКейс создания бота, который помогает создавать формулы химический соединений и реакций для последующего их размещения на вики-страницах.ХимияСоздание бота - Chemical reactions for SimpleMathJax MediaWiki extension
    generate formulas of chemical reactions for SimpleMathJax MediaWiki extension
    generate and explain 10 formulas for Elementary textbook in chemistry
    Generate more complex formulas for organic chemistry
    Создать модули учебного курсаПо заданной теме система формируем содержание, разбитое по модулям. Имеет смысл только для того, чтобы оценить способы разбиения курса на разделы.ОбразованиеСистема запрашивает - какую тему хотите изучать и по ответу формирует структуру учебного курса.
    Создать онтологию географической грамотностиГенеративные системы по умолчанию хорошо воспроизводят онтологии различных областей знаний. В данном примере мы просим perplexity.ai описать онтологию географической грамотностиГеография
    • use graphviz dot language for representing digital literacy ontology
      • use the same approach for representing geographic literacy