Вычислительное мышление
Материал из Поле цифровой дидактики
Описание | Объединение способностей человека и возможностей вычислительной техники. Способность усиливать свою деятельность, привлекая к себе на помощь программных агентов. Производные понятия - вычислительная наука, вычислительная история. |
---|---|
Область знаний | NetSci, Информатика, Педагогика, Искусственный интеллект, Большие данные |
Авторы | Papert, Repenning |
Поясняющее видео | |
Близкие понятия | Вычислительная экономика, Вычислительная история, вычислительная социология, вычислительная педагогика, Вычислительная наука, Вычислительное участие |
Среды и средства для освоения понятия | StarLogo Nova, NetLogo, Scratch, R, Snap!, Python |
Вычислительное мышление (Computational thinking) - это термин, объединяющий вклад компьютерных наук в мышление и взаимодействие в современном цифровом мире. Вычислительное мышление - это мощный инструмент для решения задач и понимания мира. Оно лежит в основе программирования, благодаря ему ученые решают задачи в области информатики, но его же можно использовать и для решения повседневных проблем. Оно настолько важно, что во многих странах его стали преподавать в школе.
- способность говорить с вычислительными системами на понятном для них языке
- Четыре краеугольных камня вычислительного мышления
- Существует четыре ключевых метода (краеугольные камни) для вычислительного мышления:
- абстракция - сосредоточение внимания только на важной информации, игнорирование незначительных деталей
- декомпозиция - разбивка сложной проблемы или системы на более мелкие, более управляемые части
- алгоритмы - разработка пошагового решения проблемы или правила для решения проблемы
- распознавание паттернов - поиск сходных способов решения проблем см. паттерн вычислительного мышления
Диаграмма процесса вычислительного мышления (Википедия)
- Repenning, A., A. Basawapatna, and N. Escherle, "Computational Thinking Tools," presented at the IEEE
Symposium on Visual Languages and Human-Centric Computing, Cambridge, UK, 2016.
- The "algoRithms" part of CT has also been referred to as the "fourth R", where the others are Reading, wRiting, and aRithmetic.
Инструменты оценивания вычислительного мышления
- Dr.Scratch позволяет автоматически оценивать навыки ВМ с помощью анализа программного кода проектов в среде Scratch. Оцениваются семь компетенций или концептов, как их называют авторы инструмента, относящихся к ВМ: (i) абстрагирование и декомпозиция задачи; (ii) параллелизм; (iii) логика; (iv) синхронизация; (v) контроль потока исполнения; (vi) взаимодействие с пользователем; (vii) работа с данными. Для каждой компетенции оценивается её развитие до одного из 3-х уровней: «базовый», «развивающийся», «профессиональный». Уровень развития компетенции определяется с помощью проверки наличия в программном коде определенных конструкций Scratch. Логические операции считаются развитыми на базовом уровне, если в коде есть конструкция «if». Если есть парная конструкция «if – else», уровень считается «развивающимся», а если код содержит логические операции, уровень развития считается «профессиональным».
- см. Оценивание умений вычислительного мышления на основании анализа кода программ - Как оценить Scratch проект
- Измерения ВМ внутри платформы AgentCubes. В платформе Agent Cubes существуют разные виды персонажей-агентов. Персонаж действует по алгоритму, основанному на одном из девяти паттернов, которые авторы инструмента относят к паттерну ВМ. См.
- Тест ВМ, предложенный Роман-Гонсалес - Тест охватывает такие компетенции ВМ, как: (i) основные направления и последовательности; (ii) циклы со счетчиком; (iii) циклы с постусловием; (iv) простое ветвление «if»; (v) ветвление «if-else»; (vi) цикл с предусловием; (vii) простые функции. Для каждой компетенции оценивается её развитие до одного из четырёх уровней.
- Тест компетенций ВМ, предложенный Вейнтропом и Виленски. В своей работе Вейнтроп и Виленски предлагают тест компетенций, которые другие исследователи относят к вычислительному мышлению. Задания содержат примеры программ на языках программирования C++ и Scratch. Вопросы теста относятся к пяти компетенциям ВМ: (i) итерация; (ii) логические условия; (iii) переменные; (iv) функции; (v) понимание работы алгоритма. Вопросы раздела «итерация» содержат примеры циклических алгоритмов, например, испытуемым нужно определить сколько раз программа выведет ту или иную строку. Раздел «логические условия» – примеры алгоритмов с ветвлением. Раздел «переменные» – примеры алгоритмов с переменными, например обмен значений. Раздел «функции» – примеры алгоритмов с функциями, например, вызов одной функции из другой. Раздел «пониманием работы алгоритма» – примеры алгоритмов, для которых испытуемые должны результат работы.
- Тесты ВМ на основе заданий международного конкурса «Бобёр». Конкурс «Бобёр» – международное соревнование по информатике и вычислительному мышлению для школьников 3-12 классов, который проводится с 2004 года, школьники из России участвуют в нём с 2014 года. Группа исследователей Изу К. и др. использовала задания конкурса «Бобёр» для измерения ВМ. Отобранные задания конкурса были соотнесены с одной из 8 компетенций ВМ: (i) сбор данных; (ii) анализ данных; (iii) обработка и представление данных; (iv) декомпозиция задачи и абстрагирование; (v) алгоритмы и процедуры; (vi) автоматизация; (vii) параллелизм; (viii) симуляция. Тест был апробирован на когорте из 115400 учащихся, подтверждены надежность и валидность теста.
- Тест SCS1. Задания теста представляют из себя фрагменты кода на языке программирования с вариантами ответа. Задания относятся к десяти компетенциям внутри ВМ: (i) основы; (ii) логические операции; (iii) условный оператор; (iv) конечные циклы; (v) бесконечные циклы; (vi) массивы; (vii) процедуры с параметрами; (viii) функции с возвращаемыми значениями; (ix) рекурсия; (x) основы объектно-ориентированного программирования.
- Тест Чобан Е., Коркмаз О. В работе используется рамка, которая рассматривает ВМ как группу навыков, а не как теоретическое знание, продукт или отношение/восприятие. Задания теста относятся к семи категориям: (i) декомпозиция; (ii) абстрагирование; (iii) критическое мышление; (iv) распознавание паттернов; (v) решение задач; (vi) алгоритмическое мышление; (vii) креативность. Задания теста представляют из наборы типовых задач, характерных для ВМ, таких как лабиринтные задачи, поиск пути в графах, поиск паттернов и распознавание последовательностей и другие. Тест реализован как бесплатное web-приложение и доступен в сети интернет - https://www.emrecoban.com.tr/bd/index.php
- Тест ВМ Кентского университета. Тест пригодности к компьютерному программированию размещен на сайте карьерной службы https://www.kent.ac.uk/ces/tests/computer-test.html Задания теста представляют из себя вопросы по разделам математики и логики, каждый из которых проверяет определенную компетенцию ВМ.
Литература
- Beecher, K. (2017). Computational Thinking. BCS, The Chartered Institute for IT.
- Bers, M. U. (2017). Coding as a Playground: Programming and Computational Thinking in the Early Childhood Classroom (1 edition). New York, NY: Routledge.
- DK. (2017). DK Workbooks: Scratch Challenge Workbook (Workbook edition). New York, New York: DK Children.
- Krauss, J., & Prottsman, K. (2016). Computational Thinking and Coding for Every Student: The Teacher’s Getting-Started Guide (1 edition). Thousand Oaks, California: Corwin.
- Williams, H. (2017). No Fear Coding: Computational Thinking Across the K-5 Curriculum. Portland, Oregon: International Society for Technology in Education.
- Wing, J. M. (2006). Computational Thinking. Commun. ACM, 49(3), 33–35. https://doi.org/10.1145/1118178.1118215
- https://www.bbc.com/education/guides/zp92mp3/revision What is computational thinking?
- https://code.org/curriculum/course3/1/Teacher
- The beauty and joy of computing https://inroads.acm.org/article.cfm?aid=2835184
- Теория
- Вычислительное мышление как инструмент для решения задач. Ключевые методы вычислительного мышления: абстракция, декомпозиция, алгоритм, распознавание паттернов
- Практика
- Запишите алгоритм перехода исполнителем из одной комнаты в другую в среде Scratch, чтобы он был понятен не только машине, но и человеку.