Учебное взаимодействие с искусственным интеллектом: различия между версиями
Материал из Поле цифровой дидактики
Patarakin (обсуждение | вклад) м Изменил настройки защиты для «Учебное взаимодействие с искусственным интеллектом» ([Редактирование=Разрешено только автоподтверждённым участникам] (бессрочно) [Переименование=Разрешено только автоподтверждённым участникам] (бессрочно)) |
Patarakin (обсуждение | вклад) |
||
| Строка 25: | Строка 25: | ||
== | == Приметы нарушения равновесия в системе образования Генеративного Искусственного Интеллекта == | ||
{| class="wikitable | |||
; Когда волшебники образования отмечают, что заклинания перестают действовать подобно древним, как в The Other Wind'' | |||
{| class="wikitable sortable" | |||
|- | |- | ||
! Примета нарушения равновесия ! | ! width="5%" | № | ||
! width="45%" | Примета нарушения равновесия в системе образования | |||
! width="50%" | Что эта примета означает для учителей-волшебников | |||
|- | |- | ||
| | | 1 | ||
| Процент работ, помеченных детекторами как содержащие плагиат, резко упал (с ~19 случаев на 1000 студентов до ~11 за последние три года) | |||
| Волшебники теряют старое знание: невидимая стена между оригинальным и заимствованным начинает рушиться. Что раньше было видимо, теперь скрывается под новой магией, которую они не могут обнаружить старыми инструментами. | |||
|- | |- | ||
| | | 2 | ||
| Число студентов, проходящих проверку антиплагиата через AI-детекторы, выявляет только 6-8% реального использования [[GenAI]] (при том что 88% студентов его используют) | |||
| Стена между учениками-волшебниками и их невидимыми помощниками стала прозрачной. Детекторы — это старые очки, которые больше не видят истину. Маги осознают, что 94% их заклинаний-проверок оказываются бесполезны. | |||
|- | |- | ||
| | | 3 | ||
| Качество архитектурных диаграмм, создаваемых учениками через [[PlantUML]] + [[GenAI]], резко возросло, диаграммы стали сложнее и симметричнее, чем раньше при ручном создании | |||
| Диаграммы возникают идеальными. Качество, на которое раньше требовался месяц изучения, теперь даруется в один миг. Волшебники опасаются: что они потеряют, если перестанут учить искусству построения диаграмм вручную? | |||
|- | |- | ||
| | | 4 | ||
| Код, созданный учениками на заочных олимпиадах по информатике, демонстрирует неожиданно высокий уровень оптимизации и обработки edge cases, который несопоставим с их предыдущими работами | |||
| На чемпионатах кодирования, где когда-то побеждали те, кто мучился над логикой, теперь побеждают те, кто может лучше сформулировать запрос к волшебнику-помощнику. Молодые маги говорят с машиной, и машина пишет вместо них. | |||
|- | |- | ||
| | | 5 | ||
| На платформе [[Roblox]] качество скриптов на [[Lua]], написанных школьниками, резко повысилось; сложные игровые механики теперь реализуются за дни вместо недель | |||
| Ученики, которые вчера едва могли создать простой скрипт спрайта, сегодня создают многоуровневые системы боевых взаимодействий. AI Code Assistant говорит на языке магии [[Roblox]] Lua, и каждый ученик становится архитектором виртуальных миров. | |||
|- | |- | ||
| | | 6 | ||
| Число пустых или коротких сообщений на [[Stack Overflow]] резко сократилось, в то время как исходящий трафик на [[Q&A]] платформы упал на 30-40% | |||
| Когда каждый ученик может вызвать [[ChatGPT]] и получить ответ мгновенно, люди перестают писать в общественные форумы. Голос сообщества затихает. Волшебники замечают: где же их молодые ученики, которые раньше задавали вопросы? | |||
|- | |- | ||
| | | 7 | ||
| Количество новых статей и правок в [[Wikipedia]], сделанных студентами как часть образовательных заданий, сократилось на 25-35% | |||
| Совместная магия Википедии, где каждый мог внести свой камешек в дворец знаний, начинает пустеть. | |||
|- | |- | ||
| | | 8 | ||
| Диаграммы в формате [[Mermaid]] и [[GraphViz]], создаваемые через [[DiagrammingAI]], содержат на 40% меньше ошибок синтаксиса, чем диаграммы, нарисованные вручную ученикамив предыдущих годах | |||
| Существа, которых волшебник мог бы создать несовершенными, рождаются совершенными. Диаграммы больше не имеют ошибок — они уже правильны. | |||
|- | |- | ||
| | | 9 | ||
| Рост числа создателей контента на [[Roblox]], зарабатывающих стабильный доход, увеличился на 85% за год, при этом 35% от общих заработков создателей приходится на тех, кто вошёл на платформу в течение последних 3 месяцев с использованием AI инструментов | |||
| Магический порядок нарушен: то, что раньше требовало лет обучения, теперь даруется новичкам за недели. | |||
|- | |- | ||
| | | 10 | ||
| Сложность агентных моделей, создаваемых студентами в [[NetLogo]] с использованием NetLogo Chat (LLM-интеграция), возросла в 2-3 раза за один семестр в сравнении с предыдущими годами | |||
| Юные ученики, смотря на сложные системы в лабиринте [[микромир]]ов Земноморья, вдруг могут их понять, говоря с AI. Модели, которые раньше было сложно понять даже взрослым магам, теперь создаются школьниками. | |||
|- | |- | ||
| | | 11 | ||
| Процент работ в курсах естественных наук, которые содержат неправдоподобно идеальные графики и визуализации (признак использования DALL-E или аналогов для создания иллюстраций), возрос с 2% в 2022 году до 35% в 2025 году | |||
| Иллюстрации, которые раньше были слегка неловкими, теперь совершенны. Каждая картина говорит о том, что её сделал не ребёнок, а волшебник. | |||
|- | |- | ||
| | | 12 | ||
| Количество баллов, которые системы подсчёта дают за оригинальность идей в письменных работах, начало снижаться, так как AI заполняет все возможные ниши оригинальности первыми | |||
| Те, кто думал оригинально, раньше получали высокие оценки. Но когда GenAI знает все возможные оригинальные мысли (потому что видел все тексты в истории), оригинальности нет. | |||
|- | |- | ||
| | | 13 | ||
| Использование инструментов (Copilot в задачах на кодирование привело к тому, что ошибки в коде студентов перешли из категории синтаксических в категорию логических, но волшебники не могут обучать логике через обычные упражнения, потому что синтаксис выполняет машина | |||
| Волшебник не может научить ученика магии, если ученик учится только произносить правильные слова (синтаксис), а смысл слов (логика) остаётся неизвестен. | |||
| 14 | |||
| Число выпускников, которые могут самостоятельно решить сложную задачу программирования без использования AI, статистически падает, хотя средние оценки на экзаменах возросли на 15-20% | |||
| Ученики получают отличные оценки, но волшебник видит: они не маги. Они только повторяют заклинания, которые произносит машина. Истинное мастерство уходит. | |||
|- | |- | ||
| | | 15 | ||
| Процент студентов, которые полностью отказались от самостоятельного написания рефератов и квалификационных работ в пользу редактирования AI-сгенерированного текста, вырос с 3% в 2023 году до 45% в 2025 году | |||
| Волшебники видят: их ученики больше не создают, они редактируют. Это всё равно что позволить ученику думать, что он написал огненное заклинание, когда он только подправил его хвост. | |||
| 16 | |||
| На платформах типа [[GitHub]], в открытых репозиториях студентов, доля кода, помеченного как потенциально AI-сгенерированный (через анализ структуры и стиля), превышает 60% в 2025 году против 5% в 2022 году | |||
| Каждый шестой строчки кода написана не человеком, а ассистентом. Архивы знаний, которые волшебники считали записями мудрости своих учеников, оказываются половиной шепотом машин. | |||
|- | |- | ||
| | | 17 | ||
| Уровень поддерживаемости и переиспользуемости кода, написанного с AI-ассистентами, снижается на 25-30% по сравнению с кодом, написанным без них, потому что ассистент оптимизирует под краткость, а не под будущее расширение | |||
| Волшебник-помощник думает быстро и кратко, но не думает о будущем. Коды, которые казались совершенными вчера, становятся ломкими завтра. | |||
|- | |- | ||
| | | 18 | ||
| На защитах дипломных работ число студентов, не способных внятно объяснить собственный код или логику аргументов своей работы, возросло на 50-65% за два года | |||
| Ученик держит в руках свиток, но когда его спрашивают, о чём в нём написано, ученик молчит. | |||
| 19 | |||
| Число тем для курсовых и дипломных работ, которые учителя больше не предлагают студентам (потому что GenAI уже достаточно хорошо их может написать), увеличилось с 5% в 2023 году до 35% в 2025 году | |||
| Территория образования начинает сжиматься, как земля, когда волшебники теряют силы. | |||
|- | |- | ||
| | | 20 | ||
| | | Среди студентов первого курса, которые используют GenAI с первого дня обучения, процент тех, кто может написать простую программу без помощи машины к концу второго семестра, упал с 85% (в 2020 году) до 45% (в 2025 году) | ||
| Молодые волшебники, родившиеся в эру помощников, забывают самое основное: как произносить заклинание самому. Они знают, как попросить машину, но не знают магии. | |||
| | |||
|} | |} | ||
Версия от 12:54, 23 декабря 2025
| Описание события | Тема: «Учебное взаимодействие с искусственным интеллектом: от инструмента к партнерству»
Методический семинар магистерской программы «Педагогическое образование»
|
|---|---|
| Тип события | Семинар |
| Начало | 2025-12-23T18:00:00.000Z |
| Окончание | 2025-12-21T19:00:09.000Z |
| color | orange |
| Адрес события | https://digida.mgpu.ru |
| Видео запись события | |
| Среды и средства, которые использовались в рамках события | Logo, Scratch, PerplexityAI |
| Формируемые в рамках события компетенции | Вычислительное мышление |
| Область знаний | Информатика, Робототехника, Образование |
| Местоположение | 55° 45' 30.56" N, 37° 38' 44.21" E |
| Формат реализации | On-line |
| Карта |
Введение
- Когда машина может генерировать текст, объяснять концепции и решать стандартные задачи, образование должно сосредоточиться на том, что остается за человеком.
Приметы нарушения равновесия в системе образования Генеративного Искусственного Интеллекта
- Когда волшебники образования отмечают, что заклинания перестают действовать подобно древним, как в The Other Wind
| № | Примета нарушения равновесия в системе образования | Что эта примета означает для учителей-волшебников | |||
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Процент работ, помеченных детекторами как содержащие плагиат, резко упал (с ~19 случаев на 1000 студентов до ~11 за последние три года) | Волшебники теряют старое знание: невидимая стена между оригинальным и заимствованным начинает рушиться. Что раньше было видимо, теперь скрывается под новой магией, которую они не могут обнаружить старыми инструментами. | |||
| 2 | Число студентов, проходящих проверку антиплагиата через AI-детекторы, выявляет только 6-8% реального использования GenAI (при том что 88% студентов его используют) | Стена между учениками-волшебниками и их невидимыми помощниками стала прозрачной. Детекторы — это старые очки, которые больше не видят истину. Маги осознают, что 94% их заклинаний-проверок оказываются бесполезны. | |||
| 3 | Качество архитектурных диаграмм, создаваемых учениками через PlantUML + GenAI, резко возросло, диаграммы стали сложнее и симметричнее, чем раньше при ручном создании | Диаграммы возникают идеальными. Качество, на которое раньше требовался месяц изучения, теперь даруется в один миг. Волшебники опасаются: что они потеряют, если перестанут учить искусству построения диаграмм вручную? | |||
| 4 | Код, созданный учениками на заочных олимпиадах по информатике, демонстрирует неожиданно высокий уровень оптимизации и обработки edge cases, который несопоставим с их предыдущими работами | На чемпионатах кодирования, где когда-то побеждали те, кто мучился над логикой, теперь побеждают те, кто может лучше сформулировать запрос к волшебнику-помощнику. Молодые маги говорят с машиной, и машина пишет вместо них. | |||
| 5 | На платформе Roblox качество скриптов на Lua, написанных школьниками, резко повысилось; сложные игровые механики теперь реализуются за дни вместо недель | Ученики, которые вчера едва могли создать простой скрипт спрайта, сегодня создают многоуровневые системы боевых взаимодействий. AI Code Assistant говорит на языке магии Roblox Lua, и каждый ученик становится архитектором виртуальных миров. | |||
| 6 | Число пустых или коротких сообщений на Stack Overflow резко сократилось, в то время как исходящий трафик на Q&A платформы упал на 30-40% | Когда каждый ученик может вызвать ChatGPT и получить ответ мгновенно, люди перестают писать в общественные форумы. Голос сообщества затихает. Волшебники замечают: где же их молодые ученики, которые раньше задавали вопросы? | |||
| 7 | Количество новых статей и правок в Wikipedia, сделанных студентами как часть образовательных заданий, сократилось на 25-35% | Совместная магия Википедии, где каждый мог внести свой камешек в дворец знаний, начинает пустеть. | |||
| 8 | Диаграммы в формате Mermaid и GraphViz, создаваемые через DiagrammingAI, содержат на 40% меньше ошибок синтаксиса, чем диаграммы, нарисованные вручную ученикамив предыдущих годах | Существа, которых волшебник мог бы создать несовершенными, рождаются совершенными. Диаграммы больше не имеют ошибок — они уже правильны. | |||
| 9 | Рост числа создателей контента на Roblox, зарабатывающих стабильный доход, увеличился на 85% за год, при этом 35% от общих заработков создателей приходится на тех, кто вошёл на платформу в течение последних 3 месяцев с использованием AI инструментов | Магический порядок нарушен: то, что раньше требовало лет обучения, теперь даруется новичкам за недели. | |||
| 10 | Сложность агентных моделей, создаваемых студентами в NetLogo с использованием NetLogo Chat (LLM-интеграция), возросла в 2-3 раза за один семестр в сравнении с предыдущими годами | Юные ученики, смотря на сложные системы в лабиринте микромиров Земноморья, вдруг могут их понять, говоря с AI. Модели, которые раньше было сложно понять даже взрослым магам, теперь создаются школьниками. | |||
| 11 | Процент работ в курсах естественных наук, которые содержат неправдоподобно идеальные графики и визуализации (признак использования DALL-E или аналогов для создания иллюстраций), возрос с 2% в 2022 году до 35% в 2025 году | Иллюстрации, которые раньше были слегка неловкими, теперь совершенны. Каждая картина говорит о том, что её сделал не ребёнок, а волшебник. | |||
| 12 | Количество баллов, которые системы подсчёта дают за оригинальность идей в письменных работах, начало снижаться, так как AI заполняет все возможные ниши оригинальности первыми | Те, кто думал оригинально, раньше получали высокие оценки. Но когда GenAI знает все возможные оригинальные мысли (потому что видел все тексты в истории), оригинальности нет. | |||
| 13 | Использование инструментов (Copilot в задачах на кодирование привело к тому, что ошибки в коде студентов перешли из категории синтаксических в категорию логических, но волшебники не могут обучать логике через обычные упражнения, потому что синтаксис выполняет машина | Волшебник не может научить ученика магии, если ученик учится только произносить правильные слова (синтаксис), а смысл слов (логика) остаётся неизвестен. | 14 | Число выпускников, которые могут самостоятельно решить сложную задачу программирования без использования AI, статистически падает, хотя средние оценки на экзаменах возросли на 15-20% | Ученики получают отличные оценки, но волшебник видит: они не маги. Они только повторяют заклинания, которые произносит машина. Истинное мастерство уходит. |
| 15 | Процент студентов, которые полностью отказались от самостоятельного написания рефератов и квалификационных работ в пользу редактирования AI-сгенерированного текста, вырос с 3% в 2023 году до 45% в 2025 году | Волшебники видят: их ученики больше не создают, они редактируют. Это всё равно что позволить ученику думать, что он написал огненное заклинание, когда он только подправил его хвост. | 16 | На платформах типа GitHub, в открытых репозиториях студентов, доля кода, помеченного как потенциально AI-сгенерированный (через анализ структуры и стиля), превышает 60% в 2025 году против 5% в 2022 году | Каждый шестой строчки кода написана не человеком, а ассистентом. Архивы знаний, которые волшебники считали записями мудрости своих учеников, оказываются половиной шепотом машин. |
| 17 | Уровень поддерживаемости и переиспользуемости кода, написанного с AI-ассистентами, снижается на 25-30% по сравнению с кодом, написанным без них, потому что ассистент оптимизирует под краткость, а не под будущее расширение | Волшебник-помощник думает быстро и кратко, но не думает о будущем. Коды, которые казались совершенными вчера, становятся ломкими завтра. | |||
| 18 | На защитах дипломных работ число студентов, не способных внятно объяснить собственный код или логику аргументов своей работы, возросло на 50-65% за два года | Ученик держит в руках свиток, но когда его спрашивают, о чём в нём написано, ученик молчит. | 19 | Число тем для курсовых и дипломных работ, которые учителя больше не предлагают студентам (потому что GenAI уже достаточно хорошо их может написать), увеличилось с 5% в 2023 году до 35% в 2025 году | Территория образования начинает сжиматься, как земля, когда волшебники теряют силы. |
| 20 | Среди студентов первого курса, которые используют GenAI с первого дня обучения, процент тех, кто может написать простую программу без помощи машины к концу второго семестра, упал с 85% (в 2020 году) до 45% (в 2025 году) | Молодые волшебники, родившиеся в эру помощников, забывают самое основное: как произносить заклинание самому. Они знают, как попросить машину, но не знают магии. |
Три ключевые идеи
Принцип Дона Нормана:
- если умение может быть передано машине, оно не столь важно для развития.
Концепция симбиоза Джеймса Джи
- из теории игр – когда партнеры с разными компетентностями работают вместе и становятся сильнее.
Наследие конструкционизма Пейперта
Конкретные 20 вещей, которые учитель и ученик могут делать с ИИ в классе (1971)
| Description | |
|---|---|
| 20 things to do | The concept of "Twenty Things to Do with a Computer," Пейперт и Соломон в 1971 году: Создать робота черепаху, Запрограммировать черепаху нарисовать человека, Изучить биологию робота-черепахи, Сделать экранную черепаху, Играть в Spacewar, Изучить с черепахой дифференциальную геометрию, Рисовать спирали, Нарисовать сердце (и научиться искать ошибки), Выращивать цветы, Сделать фильм, Сделать музыкальную шкатулку и программировать мелодию, Экспериментировать с музыкальными эффектами, Компьютеризировать конструктор и построить башню блоков, Сделать грандиозное световое шоу, Писать стихи, Попробовать программированное обучение, Изучать физики на кончиках пальцев, Объяснить себя при помощи программы, Играть в куклы, Запустить рекурсию и придумать ещё 20 способов |
