Культурно-историческая психология: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Новая страница: «{{Понятие |Description=Культурно-историческая психология, созданная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934) в 20-30-е годы XX века, представляет собой одно из фундаментальных направлений в психологии, оказавшее колоссальное влияние на развитие психолингвистики, об...»
 
Нет описания правки
 
Строка 15: Строка 15:


Ю. [[Энгестрём]], финский исследователь, существенно развил идеи культурно-исторической теории Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Он расширил треугольник опосредования Выготского, создав модель, позволяющую проводить анализ систем деятельности на макроуровне коллектива.
Ю. [[Энгестрём]], финский исследователь, существенно развил идеи культурно-исторической теории Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Он расширил треугольник опосредования Выготского, создав модель, позволяющую проводить анализ систем деятельности на макроуровне коллектива.
Работы Джеймса Джи в области психолингвистики и образования развивают многие идеи Выготского о социальной природе языка и обучения.  [[Джи]] подчеркивает важность "новых грамотностей" и роли видеоигр в образовании, что согласуется с выготскианским пониманием медиации через культурные инструменты

Текущая версия от 11:09, 9 сентября 2025


Описание Культурно-историческая психология, созданная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934) в 20-30-е годы XX века, представляет собой одно из фундаментальных направлений в психологии, оказавшее колоссальное влияние на развитие психолингвистики, образования и современных цифровых учебных сред. Центральным положением культурно-исторической теории является понимание того, что основой психического развития человека выступает качественное изменение социальной ситуации или изменение деятельности человека. Выготский разграничил низшие и высшие психологические функции, подчеркивая, что высшие психические функции характеризуются социальностью, произвольностью, опосредованностью и системностью.
Область знаний Педагогика, Образование, Лингвистика
Авторы Выготский, Энгестрём
Поясняющее видео
Близкие понятия Зона ближайшего развития, Теория деятельности
Среды и средства для освоения понятия AgentSheets, AgentCubes

Выготский подчеркивал роль знаковых и символических систем в процессе интериоризации. Он выделял материальные и психологические орудия, при этом психологические орудия, включая язык или знаковые системы, опосредуют мысли. Культура рассматривается как система "искусственных и внешних стимулов", с помощью которых люди управляют своим внутренним состоянием.

Одним из важнейших открытий Выготского стала концепция зоны ближайшего развития (ЗБР) - "расстояние между уровнем актуального и возможного развития ребенка". ЗБР определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но способен решить в совместной со взрослым деятельности.

Согласно теории Выготского, человеческое обучение и познание всегда опосредованы инструментами и культурными артефактами - как психологическими (язык, символы, знаки), так и техническими (карты, устройства, цифровые платформы). Выготский подчеркивал: "Инструмент изменяет процесс".

Одним из ключевых вкладов Выготского в психолингвистику стала его концепция внутренней речи. Согласно его теории, внутренняя речь является "особым внутренним планом речевого мышления, посредующим динамическое отношение между мыслью и словом".

Ю. Энгестрём, финский исследователь, существенно развил идеи культурно-исторической теории Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Он расширил треугольник опосредования Выготского, создав модель, позволяющую проводить анализ систем деятельности на макроуровне коллектива.

Работы Джеймса Джи в области психолингвистики и образования развивают многие идеи Выготского о социальной природе языка и обучения. Джи подчеркивает важность "новых грамотностей" и роли видеоигр в образовании, что согласуется с выготскианским пониманием медиации через культурные инструменты