Роль научно-психологических метафор в становлении профессионально-понятий

Материал из Поле цифровой дидактики

Научно-психологические метафоры

Метафоры психологических теорий — это образные, небуквальные «картины мира» или базовые модели (например, «человек как компьютер» в когнитивистике или «психика как айсберг» в психоанализе), которые помогают понять и объяснить сложные психические явления, структурируют мышление психологов, делают абстрактные концепции доступными и служат мощным инструментом для терапии, позволяя клиентам увидеть себя и свои проблемы с новой стороны.

  1. Метафора прожектора в когнитивной психологии внимания
  2. Метафора Айсберга в психоаналитической теории
  3. Зона ближайшего развития в Культурно-исторической теории
  4. Метафора психики как компьютера в когнитивной теории
  5. Метафора психики как черного ящика, реагирующего на стимулы. Бихевиоризм

Материалы и методы

Ресурсы: PlantUML, MediaWiki, PerplexityAI, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens, VoyantTools.

Процесс

Описание схемы

Данная схема PlantUML представляет собой структурно-логическую модель исследования, отражающую основные этапы, элементы и связи между ними.

Схема используется для визуализации последовательности исследовательских действий относительно анализа публикаций по теме метафор, а также для демонстрации логики перехода от постановки цели к анализу и выгрузке результатов.

На схеме представлены:

  • этапы исследования;
  • ключевые аналитические процедуры;
Схема PlantUML

Исследование

Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens Каждый узел соответствует ключевому понятию. Где размер узла → частота употребления понятия; чем чаще термин встречается, тем значимее он в корпусе.

Результаты

Ниже представлены результаты выявления самых популярных научно-психологических метафор в базовых психологических теориях, оформленные по WikiTable, а также показаны примеры определений наиболее часто встречающихся метафор.

Метафора Автор Источник
внимание – прожектор William James Principles of Psychology, 1890
внимание – фильтр Donald Broadbent Perception and Communication, 1958
сознание – tabula rasa John Locke An Essay Concerning Human Understanding, 1690
психика – компьютер Hilary Putnam The Nature of Mental States, 1967
Метафора Айсберга Sigmund Freud The Interpretation of Dreams, 1900
память – библиотека Henry Roediger III Memory metaphors in cognitive psychology, Memory & Cognition, 1980
зеркальный этап (Я – зеркало) Jacques Lacan Écrits, 1949
личность – театр Erving Goffman The Presentation of Self in Everyday Life, 1959
мозг – нейронная сеть Warren McCulloch & Walter Pitts A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, 1943
информация – код Claude Shannon & Warren Weaver A Mathematical Theory of Communication, 1948
память – голограмма Karl Pribram Languages of the Brain, 1971
мысль – поток William James Principles of Psychology, 1890

Посмотреть - COMSES


 Description
Метафора АйсбергаМетафора Айсберга в психоаналитической теории представляет собой трехкомпонентную модель уровней психики в психоаналитической теории З. Фрейда. Сознание (верхушка айсберга, видимая часть), предсознательное (вода), бессознательное (невидимая сразу подводная часть айсберга). Перекликается с трехкомпонентной моделью личности З. Фрейда - Эго, Ид, Супер-Эго.
Мозг – нейронная сетьМозг можно рассматривать как нейронную сеть, состоящую из миллиардов взаимосвязанных нейронов (нервных клеток), которые обмениваются информацией с помощью электрических и химических сигналов через синапсы. Эта сеть обрабатывает информацию, регулирует функции организма, формирует эмоции и самосознание. Искусственные нейронные сети являются математическими моделями, которые имитируют принципы работы биологических нейронных сетей, но отличаются по масштабу, топологии и скорости работы.

Агентная модель метафор

Версия 1

Суть модели NetLogo: Агент - это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство. См. Категория:Model

Версия 2

Данная многоагентная модель показывает то, каким образом агенты (=доктора) порождают новые знания (=книги) при обмене информацией между собой (=при столкновении) См. Категория:Model

1. Тип модели. Это агентно-ориентированная имитационная модель (agent-based model). Модель реализована в среде NetLogo и относится к классу агентно-ориентированных имитационных моделей.

2. Агенты модели. В модели есть два типа агентов (breeds):

persons: Агенты-люди (в коде — врачи, doctors), обладающие: индивидуальным поведением (движение, взаимодействие); памятью о знаниях. Собственные переменные:

  • book-list-write — список созданных (написанных) знаний;
  • book-list-read — список усвоенных (прочитанных) знаний.

knowledges: Агенты-знания (книги, идеи), которые: создаются людьми; имеют автора (author).

3. Модель имитирует процесс производства и распространения знаний в сообществе людей через пространственное взаимодействие. Ключевые процессы:

1. Социальное взаимодействие

  • Люди свободно перемещаются в пространстве.
  • Взаимодействие происходит при пространственной близости (нахождении на одном участке).

2. Порождение знаний При встрече двух людей (count persons-here = 2) происходит:

  • создание нового знания (hatch-knowledges);
  • фиксация авторства;
  • добавление знания в список созданных автором.

Т.е. Это модель коллективного порождения знания.

3. Распространение знаний

  • Знание существует как отдельный агент.
  • Другие люди могут его «прочитать», если оказываются рядом.
  • Прочитанное знание сохраняется в индивидуальной памяти агента.

Обсуждение

Ниже представлены результаты обработки корпуса текста в VoyantTools (VOYANT Tools), который анализирует лексико-статистические и частотно-распределительные характеристики текста. Корпус - по материалу книги В.Ф. Петренко «Базовые метафоры психологических теорий», где исследуются скрытые ментальные установки, имплицитные модели, которые формируют парадигму различных направлений психологии, например, физиологической, психоанализа, гештальт- и когнитивной психологии, рассматривая их как фундаментальные образные конструкции, объясняющие человеческую психику через метафоры (человек как механизм, машина, путешественник, поле, и т.д.), и показывается, как эти метафоры влияют на понимание сознания, бессознательного, личности и ее развития.

Summary (Сводка)

Резюме

Voyant. по статье В.Ф. Петренко