Сообщество практики: различия между версиями
Patarakin (обсуждение | вклад) |
Patarakin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 10 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Понятие | {{Понятие | ||
|Description= | |Description=Множество субъектов, объединенных общими интересами, объектами и общей продуктивной деятельностью. Теория «сообщества практики» или «сообщество обмена знаниями» впервые использовали Дж. Лав и Э. Венгер для того, чтобы обозначить группу людей, вовлеченных в совместную деятельность. В дальнейшем концепция сообщества обмена знаниями получила развитие в работах Венгера и активно использовалась для анализа отношений, которые складываются внутри организаций и сетей самого разного типа | ||
http://digida.mgpu.ru/images/thumb/3/30/Science-community.gif/120px-Science-community.gif | |||
|Field_of_knowledge=Информатика, Педагогика, Социология | |Field_of_knowledge=Информатика, Педагогика, Социология | ||
|Inventor=Wenger, Лав | |||
|similar_concepts=Место связности, Субъектность продуктивная, Конструкционизм, Коннективизм, Легитимное периферийное участие, Signature pedagogy, Сообщество | |||
|Environment=Semantic MediaWiki, Snap!, Scratch | |||
|FieldActivity=Innovative Designer, Дизайнер Сообществ | |FieldActivity=Innovative Designer, Дизайнер Сообществ | ||
|Возрастная категория=18 | |Возрастная категория=18 | ||
}} | }} | ||
Примеры мест связности - [[WikiHow]], [[Stack OverFlow]] | |||
[[Файл:Science-community.gif]] | |||
Термин community of practice - «[[сообщество]] практики» или «сообщество обмена знаниями» впервые использовали Дж. Лав и Э. Венгер для того, чтобы обозначить группу людей, вовлеченных в совместную деятельность. В дальнейшем концепция сообщества обмена знаниями получила развитие в работах [[Венгер]]а и активно использовалась для анализа отношений, которые складываются внутри организаций и сетей самого разного типа. | |||
Одно из основных положений, на которых базируется теория сообщества практики, состоит в том, что знания всегда осваиваются в определенном контексте. Для освоения знаний очень важно создать условия для участия новичка в реальной деятельности. | |||
* Знания и практические навыки людей тесно связаны с областью применения этих знаний и навыков. | |||
* Познание не может быть оторвано от тех условий, той ситуации, в которой оно происходит. | |||
*Невозможно обладать абстрактным знанием, которое не было бы связано с конкретным контекстом. | |||
*Для того чтобы освоить средство, мало его получить в свое распоряжение и начать им пользоваться. Необходимо еще воспринять культуру использования этого средства. Для этого необходимо вступить в сообщество, где это средство используются. | |||
*Обучение в значительной мере есть процесс социализации, в ходе которого люди учатся говорить, читать, писать, становятся школьниками, сотрудниками офиса, исследователями. | |||
Метафора сообществ обмена знаниями очень плодотворна и позволяет подчеркнуть совместный и деятельностный аспект обучения. В рамках данного подхода всякое обучение мыслится как совместная деятельность, которая обязательно требует заинтересованного участия других людей, действующих в данной области знаний или сходных областях. Работы Венгера и его последователей вызвали всплеск интереса к теме сообществ и их роли в обучении. Концепция сообществ обмена знаниями получила наибольшее развитие в области управления организациями, | |||
системах переподготовки кадров и непрерывного обучения, в среде [[сетевое сообщество|сетевых сообществ]]. | |||
Термин «сообщество обмена знаниями» или «сообщество практики» получил широкую известность благодаря работам Этьена [[Венгер]]а. Однако следует отметить, что примеры таких сообществ были известны давно. Наиболее известный пример организации такого типа – сообщество исследователей или научное сообщество, в котором распространение и публикация информации приводит к обучению членов всего сообщества. Анализ истории научных сообществ показывает, что в их задачи всегда входило не только поощрение исследовательской активности, но и создание и обустройство пространства, где ученые могли бы обмениваться результатами своих исследований. Научные сообщества поддерживают не только исследовательскую деятельность, распространение информации о ее результатах и доступ к этой информации, но и доступ к людям, возможность наблюдать за деятельностью экспертов, возможность обращаться к экспертам за советом и помощью. Определение научного сообщества заслуживает отдельного внимания. | |||
=== Научные сообщества === | |||
Обсуждая развитие научной мысли, Томас [[Кун]] обратил внимание на то, что развитие нормальной науки происходит благодаря деятельности сообществ людей, разделяющих общую парадигму. При этом под парадигмой, объединяющих членов сообщества, Кун имел в виду «дисциплинарную матрицу», составленную из целого ряда элементов и функционирующую как единое целое. В терминологии персональных конструктов Джорджа Келли, уместнее было бы говорить об общей системе конструктов, которой пользуются члены одной профессиональной группы. | |||
Примером этнографического описания виртуального научного сообщества практики может служить описание [[Сообщество червя|Сообщества червя]], представленное в работах Стар и ее коллег. | |||
Сообщества практики существуют как внутри неформальных, так и внутри формальных организаций. Они могут действовать внутри организаций и рабочих групп. Такие сообщества создаются без приказов и указаний и они всегда имеют неформальную и неиерархическую структуру. Люди приходят в такие неформальные сообщества и остаются в них, потому что хотят обмениваться знаниями. | |||
=== Общие объекты === | |||
Необходимым условием для сотрудничества и обмена знаниями между людьми в группе является их профессиональное общение. Принципы сотрудничества могут оставаться несформулированными и выраженными неявно, но само общение профессионалов всегда сопровождается обменом знаниями. Для каждого конкретной области знаний существуют свои виды деятельности, которые реализуются при помощи специальных средств деятельности. Эти виды и средства деятельности и обсуждаются внутри сообщества. Члены сообщества обмениваются знаниями, которые они смогут использовать в своей деятельности. Так, члены [[шахматы|шахматного]] клуба, совместно анализирующие запись шахматной партии, в дальнейшем смогут использовать полученные в ходе обсуждения знания. Сотрудники, обсуждающие в ходе неформального обеда возможности новой версии программного обеспечения, в дальнейшем будут использовать этот программный продукт и те знания, которыми они обменялись в ходе обеда. Члены научного общества, на заседании которого обсуждается статья, помогут автору статьи внести необходимые дополнения и пояснения и под воздействием обсуждения внесут коррективы в свои собственные работы. Дискуссия между членами сообщества имеет непосредственное отношение к событиям, происходящим внутри сообщества, и его новым объектам – книгам, картинам, статьям, программам и т.д. | |||
http://letopisi.org/images/3/30/Science-community.gif | |||
* Общий [[объект, помогающий думать]] | |||
Для описания начального участия, в ходе которого новички вступают в сообщество, используется специальный термин – [[легитимное периферийное участие]] (LPP – legitimate peripheral participation). | |||
Технологии и социальные институты выступают внешними факторами по отношению к отдельному человеку. Они определяют лестницу иерархий, шкалу ценностей, систему отношений, которые человек должен усвоить в процессе своего образования, в процессе построения своей личной культуры. В ходе образования учащийся не только овладевает суммой знаний и практик, но и усваивает системы ценностей принятые в тех сообществах, доступ к которым был для него открыт. Мы все являемся членами множества сообществ обмена знаниями. Членство в таких группах является комплексным процессом. Оно может различаться продолжительностью – в некоторых сообществах мы задерживаемся не надолго, в некоторых остаемся в течение всей своей жизни. Скорость вхождения и осваивания средства форм мышления внутри сообщества так же могут отличаться. Для вхождения в некоторые сообщества необходимо долго и кропотливо учиться и готовиться. Ни один человек не рождается скрипачом. Человек может постепенно становиться членом сообщества людей, играющих на скрипке. Для этого необходимы длительные уроки, тренировки, обсуждения и другая деятельность, которая отличает данное сообщество от других сообщества. Люди живут, вступая в определенные отношения с сообществом обмена знаниями и проходя определенный путь развития внутри сообщества. Они могут переходить от начального легитимного участия к полноправному членству. Полная принадлежность к сообществу обмена знаниями предполагает, что человек владеет знаниями в определенной предметной области. Во многих случаях траектория движения человека внутри сообщества может рассматриваться как процесс непрерывного обучения. | |||
Сообщества обмена знаниями предполагают постоянное обучение своих членов. [[Совместная деятельность]], по самой своей сути, всегда включает обучение и учение. Учение не может быть полностью отделено от практической деятельности. Оно является непременной частью этой повседневной практики. Учение состоит не только и не столько во внешнем наблюдении за деятельностью членов сообщества, но в активном участии в деятельности сообщества. | |||
[[Кун]] полагал, что составляющие дисциплинарной матрицы становятся достоянием новичков и учеников, прежде всего, через изучение образцов. После того как ученик выполнит определенное число задач, он смотрит на ситуации уже как ученый, теми же самыми глазами, что и другие члены группы по данной специальности. После изучения образцов и решения задач, уловив сходство и аналогию, ученик владеет видением и восприятием мира, свойственным данной профессиональной группе. Результатом практического участия в научном исследовании является не столько усвоение правил, сколько скрытое, неявное знание и проверенные принципы, находящиеся в общем владении. Сообщество успешно использует эти принципы, а новички приобщаются к ним благодаря тренировке. Эта тренировка является частью их подготовки к деятельности внутри научной группы. Группы, члены которых получают разные ощущения от одного и того же стимула, живут в некотором смысле в различных мирах. Одно из основных средств, при помощи которого члены сообщества обучаются видеть вещи сходным образом, для Куна заключается в показе новичкам примеров ситуаций, которые члены группы научились видеть похожими одна на другую. Осваивая эти примеры, новички постепенно входят в состав сообщества и повышают свой статус. Однако к статусу эксперта человек продвигается через практическое решение конкретных проблем внутри данной области знаний. | |||
Метафора сообществ обмена знаниями очень плодотворна и позволяет подчеркнуть совместный и деятельностный аспект обучения. В рамках данного подхода всякое обучение мыслится как совместная деятельность, которая обязательно требует заинтересованного участия других людей, действующих в данной области знаний или сходных областях. Работы Венгера и его последователей вызвали всплеск интереса к теме сообществ и их роли в обучении. Концепция сообществ обмена знаниями получила наибольшее развитие в области управления организациями, системах переподготовки кадров и непрерывного обучения. Для всякого сообщества вопросы передачи и освоения знаний имеют большое значение. Для педагогических сообществ эти вопросы особенно актуальны, поскольку профессиональные интересы его членов изначально связаны с передачей знаний. | |||
=== Идентификация сообществ практики === | |||
Сетевые методы идентификации сообществ практики - см. [[Анализ_социальных_сетей/Ключевые_понятия]] - коэффициент кластеризации. Если мы видим сетевую структуру похожую на клику ([[клика]]), то это замкнутое сообщество обмена знаниями? | |||
# Jinbo B., Hongbo L., Yan C. Community Identification Based on Clustering Coefficient // Proceedings of the 2011 6th International ICST Conference on Communications and Networking in China CHINACOM ’11. Washington, DC, USA: IEEE Computer Society, 2011. С. 790–793. | |||
# Liu X., Murata T. Community Detection in Large-Scale Bipartite Networks // Proceedings of the 2009 IEEE/WIC/ACM International Joint Conference on Web Intelligence and Intelligent Agent Technology - Volume 01 WI-IAT ’09. Washington, DC, USA: IEEE Computer Society, 2009. С. 50–57. | |||
# Radicchi F. и др. Defining and identifying communities in networks // PNAS. 2004. Т. 101. № 9. С. 2658–2663. | |||
---- | |||
* http://www.innovateonline.info/extra/exhibit2133.htm | |||
* Engeström, Y. 1987. Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research. Helsinki: Orienta-Konsultit Oy. http://lchc.ucsd.edu/MCA/Paper/Engestrom/expanding/toc.htm (accessed May 31, 2008). | |||
* Engeström, Y. 1999. Innovative learning in work teams: Analyzing cycles of knowledge creation in practice. In Perspectives on Activity Theory, eds. Y. Engeström, R. Miettinen, and R. L. Punamäki, 377-404. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. | |||
* Engeström Y. From communities of practice to mycorrhizae // Communities of Practice: Critical Perspectives / под ред. J. Hughes, N. Jeweson, L. Unwin. London: Routledge, 2007. С. 200. | |||
* Engeström Y., Blackler F. On the Life of the Object // Organization. 2005. Т. 12. № 3. С. 307–330. | |||
* Leadbeater, C. 2006. The ten habits of mass innovation. London: NESTA. http://www.nesta.org.uk/publications/provocations/assets/features/the_10_habits_of_mass_innovation | |||
** http://www.nesta.org.uk/assets/documents/the_ten_habits_of_mass_innovation |
Текущая версия на 10:33, 31 марта 2024
Описание | Множество субъектов, объединенных общими интересами, объектами и общей продуктивной деятельностью. Теория «сообщества практики» или «сообщество обмена знаниями» впервые использовали Дж. Лав и Э. Венгер для того, чтобы обозначить группу людей, вовлеченных в совместную деятельность. В дальнейшем концепция сообщества обмена знаниями получила развитие в работах Венгера и активно использовалась для анализа отношений, которые складываются внутри организаций и сетей самого разного типа
|
---|---|
Область знаний | Информатика, Педагогика, Социология |
Авторы | Wenger, Лав |
Поясняющее видео | |
Близкие понятия | Место связности, Субъектность продуктивная, Конструкционизм, Коннективизм, Легитимное периферийное участие, Signature pedagogy, Сообщество |
Среды и средства для освоения понятия | Semantic MediaWiki, Snap!, Scratch |
Примеры мест связности - WikiHow, Stack OverFlow
Термин community of practice - «сообщество практики» или «сообщество обмена знаниями» впервые использовали Дж. Лав и Э. Венгер для того, чтобы обозначить группу людей, вовлеченных в совместную деятельность. В дальнейшем концепция сообщества обмена знаниями получила развитие в работах Венгера и активно использовалась для анализа отношений, которые складываются внутри организаций и сетей самого разного типа.
Одно из основных положений, на которых базируется теория сообщества практики, состоит в том, что знания всегда осваиваются в определенном контексте. Для освоения знаний очень важно создать условия для участия новичка в реальной деятельности.
- Знания и практические навыки людей тесно связаны с областью применения этих знаний и навыков.
- Познание не может быть оторвано от тех условий, той ситуации, в которой оно происходит.
- Невозможно обладать абстрактным знанием, которое не было бы связано с конкретным контекстом.
- Для того чтобы освоить средство, мало его получить в свое распоряжение и начать им пользоваться. Необходимо еще воспринять культуру использования этого средства. Для этого необходимо вступить в сообщество, где это средство используются.
- Обучение в значительной мере есть процесс социализации, в ходе которого люди учатся говорить, читать, писать, становятся школьниками, сотрудниками офиса, исследователями.
Метафора сообществ обмена знаниями очень плодотворна и позволяет подчеркнуть совместный и деятельностный аспект обучения. В рамках данного подхода всякое обучение мыслится как совместная деятельность, которая обязательно требует заинтересованного участия других людей, действующих в данной области знаний или сходных областях. Работы Венгера и его последователей вызвали всплеск интереса к теме сообществ и их роли в обучении. Концепция сообществ обмена знаниями получила наибольшее развитие в области управления организациями, системах переподготовки кадров и непрерывного обучения, в среде сетевых сообществ.
Термин «сообщество обмена знаниями» или «сообщество практики» получил широкую известность благодаря работам Этьена Венгера. Однако следует отметить, что примеры таких сообществ были известны давно. Наиболее известный пример организации такого типа – сообщество исследователей или научное сообщество, в котором распространение и публикация информации приводит к обучению членов всего сообщества. Анализ истории научных сообществ показывает, что в их задачи всегда входило не только поощрение исследовательской активности, но и создание и обустройство пространства, где ученые могли бы обмениваться результатами своих исследований. Научные сообщества поддерживают не только исследовательскую деятельность, распространение информации о ее результатах и доступ к этой информации, но и доступ к людям, возможность наблюдать за деятельностью экспертов, возможность обращаться к экспертам за советом и помощью. Определение научного сообщества заслуживает отдельного внимания.
Научные сообщества
Обсуждая развитие научной мысли, Томас Кун обратил внимание на то, что развитие нормальной науки происходит благодаря деятельности сообществ людей, разделяющих общую парадигму. При этом под парадигмой, объединяющих членов сообщества, Кун имел в виду «дисциплинарную матрицу», составленную из целого ряда элементов и функционирующую как единое целое. В терминологии персональных конструктов Джорджа Келли, уместнее было бы говорить об общей системе конструктов, которой пользуются члены одной профессиональной группы. Примером этнографического описания виртуального научного сообщества практики может служить описание Сообщества червя, представленное в работах Стар и ее коллег.
Сообщества практики существуют как внутри неформальных, так и внутри формальных организаций. Они могут действовать внутри организаций и рабочих групп. Такие сообщества создаются без приказов и указаний и они всегда имеют неформальную и неиерархическую структуру. Люди приходят в такие неформальные сообщества и остаются в них, потому что хотят обмениваться знаниями.
Общие объекты
Необходимым условием для сотрудничества и обмена знаниями между людьми в группе является их профессиональное общение. Принципы сотрудничества могут оставаться несформулированными и выраженными неявно, но само общение профессионалов всегда сопровождается обменом знаниями. Для каждого конкретной области знаний существуют свои виды деятельности, которые реализуются при помощи специальных средств деятельности. Эти виды и средства деятельности и обсуждаются внутри сообщества. Члены сообщества обмениваются знаниями, которые они смогут использовать в своей деятельности. Так, члены шахматного клуба, совместно анализирующие запись шахматной партии, в дальнейшем смогут использовать полученные в ходе обсуждения знания. Сотрудники, обсуждающие в ходе неформального обеда возможности новой версии программного обеспечения, в дальнейшем будут использовать этот программный продукт и те знания, которыми они обменялись в ходе обеда. Члены научного общества, на заседании которого обсуждается статья, помогут автору статьи внести необходимые дополнения и пояснения и под воздействием обсуждения внесут коррективы в свои собственные работы. Дискуссия между членами сообщества имеет непосредственное отношение к событиям, происходящим внутри сообщества, и его новым объектам – книгам, картинам, статьям, программам и т.д.
Для описания начального участия, в ходе которого новички вступают в сообщество, используется специальный термин – легитимное периферийное участие (LPP – legitimate peripheral participation).
Технологии и социальные институты выступают внешними факторами по отношению к отдельному человеку. Они определяют лестницу иерархий, шкалу ценностей, систему отношений, которые человек должен усвоить в процессе своего образования, в процессе построения своей личной культуры. В ходе образования учащийся не только овладевает суммой знаний и практик, но и усваивает системы ценностей принятые в тех сообществах, доступ к которым был для него открыт. Мы все являемся членами множества сообществ обмена знаниями. Членство в таких группах является комплексным процессом. Оно может различаться продолжительностью – в некоторых сообществах мы задерживаемся не надолго, в некоторых остаемся в течение всей своей жизни. Скорость вхождения и осваивания средства форм мышления внутри сообщества так же могут отличаться. Для вхождения в некоторые сообщества необходимо долго и кропотливо учиться и готовиться. Ни один человек не рождается скрипачом. Человек может постепенно становиться членом сообщества людей, играющих на скрипке. Для этого необходимы длительные уроки, тренировки, обсуждения и другая деятельность, которая отличает данное сообщество от других сообщества. Люди живут, вступая в определенные отношения с сообществом обмена знаниями и проходя определенный путь развития внутри сообщества. Они могут переходить от начального легитимного участия к полноправному членству. Полная принадлежность к сообществу обмена знаниями предполагает, что человек владеет знаниями в определенной предметной области. Во многих случаях траектория движения человека внутри сообщества может рассматриваться как процесс непрерывного обучения.
Сообщества обмена знаниями предполагают постоянное обучение своих членов. Совместная деятельность, по самой своей сути, всегда включает обучение и учение. Учение не может быть полностью отделено от практической деятельности. Оно является непременной частью этой повседневной практики. Учение состоит не только и не столько во внешнем наблюдении за деятельностью членов сообщества, но в активном участии в деятельности сообщества.
Кун полагал, что составляющие дисциплинарной матрицы становятся достоянием новичков и учеников, прежде всего, через изучение образцов. После того как ученик выполнит определенное число задач, он смотрит на ситуации уже как ученый, теми же самыми глазами, что и другие члены группы по данной специальности. После изучения образцов и решения задач, уловив сходство и аналогию, ученик владеет видением и восприятием мира, свойственным данной профессиональной группе. Результатом практического участия в научном исследовании является не столько усвоение правил, сколько скрытое, неявное знание и проверенные принципы, находящиеся в общем владении. Сообщество успешно использует эти принципы, а новички приобщаются к ним благодаря тренировке. Эта тренировка является частью их подготовки к деятельности внутри научной группы. Группы, члены которых получают разные ощущения от одного и того же стимула, живут в некотором смысле в различных мирах. Одно из основных средств, при помощи которого члены сообщества обучаются видеть вещи сходным образом, для Куна заключается в показе новичкам примеров ситуаций, которые члены группы научились видеть похожими одна на другую. Осваивая эти примеры, новички постепенно входят в состав сообщества и повышают свой статус. Однако к статусу эксперта человек продвигается через практическое решение конкретных проблем внутри данной области знаний.
Метафора сообществ обмена знаниями очень плодотворна и позволяет подчеркнуть совместный и деятельностный аспект обучения. В рамках данного подхода всякое обучение мыслится как совместная деятельность, которая обязательно требует заинтересованного участия других людей, действующих в данной области знаний или сходных областях. Работы Венгера и его последователей вызвали всплеск интереса к теме сообществ и их роли в обучении. Концепция сообществ обмена знаниями получила наибольшее развитие в области управления организациями, системах переподготовки кадров и непрерывного обучения. Для всякого сообщества вопросы передачи и освоения знаний имеют большое значение. Для педагогических сообществ эти вопросы особенно актуальны, поскольку профессиональные интересы его членов изначально связаны с передачей знаний.
Идентификация сообществ практики
Сетевые методы идентификации сообществ практики - см. Анализ_социальных_сетей/Ключевые_понятия - коэффициент кластеризации. Если мы видим сетевую структуру похожую на клику (клика), то это замкнутое сообщество обмена знаниями?
- Jinbo B., Hongbo L., Yan C. Community Identification Based on Clustering Coefficient // Proceedings of the 2011 6th International ICST Conference on Communications and Networking in China CHINACOM ’11. Washington, DC, USA: IEEE Computer Society, 2011. С. 790–793.
- Liu X., Murata T. Community Detection in Large-Scale Bipartite Networks // Proceedings of the 2009 IEEE/WIC/ACM International Joint Conference on Web Intelligence and Intelligent Agent Technology - Volume 01 WI-IAT ’09. Washington, DC, USA: IEEE Computer Society, 2009. С. 50–57.
- Radicchi F. и др. Defining and identifying communities in networks // PNAS. 2004. Т. 101. № 9. С. 2658–2663.
- http://www.innovateonline.info/extra/exhibit2133.htm
- Engeström, Y. 1987. Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research. Helsinki: Orienta-Konsultit Oy. http://lchc.ucsd.edu/MCA/Paper/Engestrom/expanding/toc.htm (accessed May 31, 2008).
- Engeström, Y. 1999. Innovative learning in work teams: Analyzing cycles of knowledge creation in practice. In Perspectives on Activity Theory, eds. Y. Engeström, R. Miettinen, and R. L. Punamäki, 377-404. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press.
- Engeström Y. From communities of practice to mycorrhizae // Communities of Practice: Critical Perspectives / под ред. J. Hughes, N. Jeweson, L. Unwin. London: Routledge, 2007. С. 200.
- Engeström Y., Blackler F. On the Life of the Object // Organization. 2005. Т. 12. № 3. С. 307–330.
- Leadbeater, C. 2006. The ten habits of mass innovation. London: NESTA. http://www.nesta.org.uk/publications/provocations/assets/features/the_10_habits_of_mass_innovation