Вычислительное мышление: различия между версиями
Материал из Поле цифровой дидактики
Patarakin (обсуждение | вклад) |
Patarakin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 21: | Строка 21: | ||
* [[Вычислительная рефлексия]] | * [[Вычислительная рефлексия]] | ||
---- | == Инструменты оценивания вычислительного мышления == | ||
# [[Dr.Scratch]] позволяет автоматически оценивать навыки ВМ с помощью анализа программного кода проектов в среде Scratch. Оцениваются семь компетенций или концептов, как их называют авторы инструмента, относящихся к ВМ: (i) абстрагирование и декомпозиция задачи; (ii) параллелизм; (iii) логика; (iv) синхронизация; (v) контроль потока исполнения; (vi) взаимодействие с пользователем; (vii) работа с данными. Для каждой компетенции оценивается её развитие до одного из 3-х уровней: «базовый», «развивающийся», «профессиональный». Уровень развития компетенции определяется с помощью проверки наличия в программном коде определенных конструкций Scratch. Логические операции считаются развитыми на базовом уровне, если в коде есть конструкция «if». Если есть парная конструкция «if – else», уровень считается «развивающимся», а если код содержит логические операции, уровень развития считается «профессиональным». | |||
## см. Оценивание умений вычислительного мышления на основании анализа кода программ - [[Как оценить Scratch проект]] | |||
# Измерения ВМ внутри платформы [[AgentCubes]]. В платформе Agent Cubes существуют разные виды персонажей-агентов. Персонаж действует по алгоритму, основанному на одном из девяти паттернов, которые авторы инструмента относят к паттерну ВМ. См. [[Category:HowTo|Паттерны]] | |||
# Тест ВМ, предложенный Роман-Гонсалес - Тест охватывает такие компетенции ВМ, как: (i) основные направления и последовательности; (ii) циклы со счетчиком; (iii) циклы с постусловием; (iv) простое ветвление «if»; (v) ветвление «if-else»; (vi) цикл с предусловием; (vii) простые функции. Для каждой компетенции оценивается её развитие до одного из четырёх уровней. | |||
# Тест компетенций ВМ, предложенный Вейнтропом и Виленски. В своей работе Вейнтроп и Виленски предлагают тест компетенций, которые другие исследователи относят к вычислительному мышлению. Задания содержат примеры программ на языках программирования [[C++]] и [[Scratch]]. Вопросы теста относятся к пяти компетенциям ВМ: (i) итерация; (ii) логические условия; (iii) переменные; (iv) функции; (v) понимание работы алгоритма. Вопросы раздела «итерация» содержат примеры циклических алгоритмов, например, испытуемым нужно определить сколько раз программа выведет ту или иную строку. Раздел «логические условия» – примеры алгоритмов с ветвлением. Раздел «переменные» – примеры алгоритмов с переменными, например обмен значений. Раздел «функции» – примеры алгоритмов с функциями, например, вызов одной функции из другой. Раздел «пониманием работы алгоритма» – примеры алгоритмов, для которых испытуемые должны результат работы. | |||
== Литература == | |||
# Beecher, K. (2017). Computational Thinking. BCS, The Chartered Institute for IT. | # Beecher, K. (2017). Computational Thinking. BCS, The Chartered Institute for IT. | ||
# Bers, M. U. (2017). Coding as a Playground: Programming and Computational Thinking in the Early Childhood Classroom (1 edition). New York, NY: Routledge. | # Bers, M. U. (2017). Coding as a Playground: Programming and Computational Thinking in the Early Childhood Classroom (1 edition). New York, NY: Routledge. |
Версия 17:19, 26 января 2025
Описание | Объединение способностей человека и возможностей вычислительной техники. Способность усиливать свою деятельность, привлекая к себе на помощь программных агентов. Производные понятия - вычислительная наука, вычислительная история. |
---|---|
Область знаний | NetSci, Информатика, Педагогика, Искусственный интеллект, Большие данные |
Авторы | Papert, Repenning |
Поясняющее видео | |
Близкие понятия | Вычислительная экономика, Вычислительная история, вычислительная социология, вычислительная педагогика, Вычислительная наука, Вычислительное участие |
Среды и средства для освоения понятия | StarLogo Nova, NetLogo, Scratch, R, Snap!, Python |
Вычислительное мышление (Computational thinking) - это термин, объединяющий вклад компьютерных наук в мышление и взаимодействие в современном цифровом мире. Вычислительное мышление - это мощный инструмент для решения задач и понимания мира. Оно лежит в основе программирования, благодаря ему ученые решают задачи в области информатики, но его же можно использовать и для решения повседневных проблем. Оно настолько важно, что во многих странах его стали преподавать в школе.
- способность говорить с вычислительными системами на понятном для них языке
- Четыре краеугольных камня вычислительного мышления
- Существует четыре ключевых метода (краеугольные камни) для вычислительного мышления:
- абстракция - сосредоточение внимания только на важной информации, игнорирование незначительных деталей
- декомпозиция - разбивка сложной проблемы или системы на более мелкие, более управляемые части
- алгоритмы - разработка пошагового решения проблемы или правила для решения проблемы
- распознавание паттернов - поиск сходных способов решения проблем см. паттерн вычислительного мышления
Инструменты оценивания вычислительного мышления
- Dr.Scratch позволяет автоматически оценивать навыки ВМ с помощью анализа программного кода проектов в среде Scratch. Оцениваются семь компетенций или концептов, как их называют авторы инструмента, относящихся к ВМ: (i) абстрагирование и декомпозиция задачи; (ii) параллелизм; (iii) логика; (iv) синхронизация; (v) контроль потока исполнения; (vi) взаимодействие с пользователем; (vii) работа с данными. Для каждой компетенции оценивается её развитие до одного из 3-х уровней: «базовый», «развивающийся», «профессиональный». Уровень развития компетенции определяется с помощью проверки наличия в программном коде определенных конструкций Scratch. Логические операции считаются развитыми на базовом уровне, если в коде есть конструкция «if». Если есть парная конструкция «if – else», уровень считается «развивающимся», а если код содержит логические операции, уровень развития считается «профессиональным».
- см. Оценивание умений вычислительного мышления на основании анализа кода программ - Как оценить Scratch проект
- Измерения ВМ внутри платформы AgentCubes. В платформе Agent Cubes существуют разные виды персонажей-агентов. Персонаж действует по алгоритму, основанному на одном из девяти паттернов, которые авторы инструмента относят к паттерну ВМ. См.
- Тест ВМ, предложенный Роман-Гонсалес - Тест охватывает такие компетенции ВМ, как: (i) основные направления и последовательности; (ii) циклы со счетчиком; (iii) циклы с постусловием; (iv) простое ветвление «if»; (v) ветвление «if-else»; (vi) цикл с предусловием; (vii) простые функции. Для каждой компетенции оценивается её развитие до одного из четырёх уровней.
- Тест компетенций ВМ, предложенный Вейнтропом и Виленски. В своей работе Вейнтроп и Виленски предлагают тест компетенций, которые другие исследователи относят к вычислительному мышлению. Задания содержат примеры программ на языках программирования C++ и Scratch. Вопросы теста относятся к пяти компетенциям ВМ: (i) итерация; (ii) логические условия; (iii) переменные; (iv) функции; (v) понимание работы алгоритма. Вопросы раздела «итерация» содержат примеры циклических алгоритмов, например, испытуемым нужно определить сколько раз программа выведет ту или иную строку. Раздел «логические условия» – примеры алгоритмов с ветвлением. Раздел «переменные» – примеры алгоритмов с переменными, например обмен значений. Раздел «функции» – примеры алгоритмов с функциями, например, вызов одной функции из другой. Раздел «пониманием работы алгоритма» – примеры алгоритмов, для которых испытуемые должны результат работы.
Литература
- Beecher, K. (2017). Computational Thinking. BCS, The Chartered Institute for IT.
- Bers, M. U. (2017). Coding as a Playground: Programming and Computational Thinking in the Early Childhood Classroom (1 edition). New York, NY: Routledge.
- DK. (2017). DK Workbooks: Scratch Challenge Workbook (Workbook edition). New York, New York: DK Children.
- Krauss, J., & Prottsman, K. (2016). Computational Thinking and Coding for Every Student: The Teacher’s Getting-Started Guide (1 edition). Thousand Oaks, California: Corwin.
- Williams, H. (2017). No Fear Coding: Computational Thinking Across the K-5 Curriculum. Portland, Oregon: International Society for Technology in Education.
- Wing, J. M. (2006). Computational Thinking. Commun. ACM, 49(3), 33–35. https://doi.org/10.1145/1118178.1118215
- https://www.bbc.com/education/guides/zp92mp3/revision What is computational thinking?
- https://code.org/curriculum/course3/1/Teacher
- The beauty and joy of computing https://inroads.acm.org/article.cfm?aid=2835184
- Теория
- Вычислительное мышление как инструмент для решения задач. Ключевые методы вычислительного мышления: абстракция, декомпозиция, алгоритм, распознавание паттернов
- Практика
- Запишите алгоритм перехода исполнителем из одной комнаты в другую в среде Scratch, чтобы он был понятен не только машине, но и человеку.