Построение сетевых сообществ. Введение: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Строка 182: Строка 182:
| Анализ динамики формирования и развития сообществ
| Анализ динамики формирования и развития сообществ
| Построить социограмму совместной деятельности на базе готового датасета
| Построить социограмму совместной деятельности на базе готового датасета
|Пример статья [[Социограмма]]
|Пример статья [[Социограмма]] + {{#widget:YouTube|id=lXuMyUrvMLc|start=5}}
|-  
|-  
| Использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
| Использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
| Карты сообществ, искусственные сообщества
| Карты сообществ, искусственные сообщества
| Собрать данные с искусственного поля
| Собрать данные с искусственного поля
|Пример
| {{#widget:YouTube|id=_IRTKplE7nw|start=5}}
|}
|}

Версия 16:11, 3 ноября 2022


Описание события Вводное занятие учебного курса
Тип события
Начало 2022-10-25T16:00:33.000Z
Окончание 2022-10-25T17:30:33.000Z
color orange
Адрес события http://digida.mgpu.ru/
Видео запись события
Среды и средства, которые использовались в рамках события
Формируемые в рамках события компетенции
Область знаний
Местоположение
Формат реализации
Карта
Идёт загрузка карты…


Цель, результаты освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов понимания принципов построения и развития сетевых сообществ.


Результаты обучения: слушатель понимает, как устроены различные типы сетевых образовательных сообществ, как осуществляется воздействие на участников сообществ, какие источники данных об отдельных участниках и сообществе в целом могут быть доступны и как эти данные интерпретировать.

В результате освоения дисциплины слушатель должен:

Знать
  • основные типы сетевых ресурсов, на основании которых выстраивается деятельность сетевых сообществ;
  • различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ;
  • организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ
  • жизненные циклы и этапы развития сетевых сообществ;
  • стили и модели управления поведением участников сетевых сообществ;
  • источники данных, отражающих деятельности сетевых сообществ
  • среды моделирования коллективного поведения
Уметь
  • создавать и поддерживать группы участников сетевых сообществ;
  • создавать и анализировать организационные схемы функционирования сетевых сообществ;
  • использовать различные приёмы модерирования деятельности участников сетевых сообществ;
  • анализировать деятельность сетевых сообществ на основании данных лог-файлов;
  • выявлять ключевых участников и устойчивые сетевые структуры, определяющие жизнеспособность сетевых сообществ.
  • использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности
Владеть
  • навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ (например, категории, шаблоны, формы для определённой группы);
  • методами оценивания жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ
  • методами модерирования контента, создаваемого участниками сетевых сообществ

Содержание разделов дисциплины:

Категория:Сообщество

Тема 1. Ключевые понятия и теории сообществ

Понятие сообщества. Акторно-сетевая теория и её развитие на поле сообществ практики. Работы Латура, Энгестрёма, Кнорр-Цетины, Баукер и Стар, Венгер и Лав. Ресурсы, периферийное участие, социальные и граничные объекты, места связности, объединяющие членов сообщества практики.

Тема 2. Организационные схемы сообществ

Типология сетевых сообществ.

Примеры различных платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ (форумы, вики, блоги, фото и видео сервисы, сообщества вокруг инструментов создания игр, моделей).

Специализированные сообщества создателей образовательного контента.

Организационные схемы представления сетевых сообществ.

StackOverFlow Diagram - как пример

Возможности, которые открывают сообщества для своих участников.


Тема 3 Управление сетевой деятельностью

Управление деятельностью участников сетевых сообществ. Типология участников по видам совершаемых действий. Типология участников на основании главных мотивов их деятельности. Различные типы модерирования контента, создаваемого участниками. Делегирование участникам ролей и соответствующих этим ролям прав.

Файл:Analytics Behavior Users 11 2022 w.pdf

Тема 4 Анализ динамики формирования и развития сообществ

Сетевой анализ деятельности участников сетевых сообществ. Выявление групп, клик, ключевых участников и ключевых объектов совместной деятельности в сетевых сообществах. Основные показатели, позволяющие судить о жизнеспособности и устойчивости сетевых сообществ.

Тема 5 Карты сообществ

Визуализация отношений между акторами сетевых сообществ на основании данных лог-файлов. Статические и динамические графы, представляющие отношения между участниками сетевых сообществ.

d8e7394af1f0dc57fdd27f3b85b6d405.png

Использование визуализации отношений для рефлексии командной деятельности внутри сетевых сообществ.

558d01d57ecd504234f3ddcd437fddf1.png


Литература

  1. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Выращивание данных для школьных виртуальных лабораторий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2021. - Т. 18. - №4. - C. 347-359. doi: 10.22363/2312-8631-2021-18-4-347-359
  2. Патаракин Е.Д. Моделирование действий над объектами совместной деятельности в искусственных сообществах NetLogo и StarLogo Nova. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство “Экон-Информ,” 2020. P. 71–78. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44136098
  3. Патаракин Е.Д., Вачкова С.Н. Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами // Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Педагогика И Психология. 2019. № 4 (50). C. 101–112.
  4. Патаракин Е.Д. Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности // Образовательные технологии. 2017. № 2. С. 309 - 329 https://elibrary.ru/item.asp?id=29438094
  5. Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Анализ связей между сотрудниками школы на основе их взаимодействия в домене Google Apps для образования // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. 2016. Vol. 19, № 2. P. 585–599.
  6. Патаракин Е.Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. № 2. P. 505–528. https://elibrary.ru/item.asp?id=19002846 pdf
  7. Патаракин Е.Д., Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 - М.: "Современные технологии в образовании и культуре", 2009. - 176 с.
  8. Патаракин Е.Д. , 2006, «Сетевые сообщества и обучение», М., ПЕР СЭ, 112 с.

Видеоматериалы

https://youtu.be/lXuMyUrvMLc
Представление истории формирования команд методами сетевого анализа и агентного моделирования

https://youtu.be/SlWh0aq69rg
Использование многоагентного моделирования для изучения организационных и образовательных феноменов


https://youtu.be/Az3S2m2fDvE
The story of the MES educational community, told using network analysis and agent-based modelling


https://youtu.be/_IRTKplE7nw
Выращиваем данные в многоагентных моделях NetLogo


https://youtu.be/PTZcS_Bsixc
Моделирование организационного поведения


Ссылки на сообщества

Социальные объекты сообщества

Таблица, в которой выделены сообщества, для которых точно определены социальные объекты

 Адрес сообществаDescription
Academia.eduhttps://www.academia.edu/Academia.edu – социальная сеть для исследователей, где они могут размещать свои опубликованные или готовящиеся к публикации работы, следить за работами других участников, отслеживать цитируемость собственных работ.
CoMSEShttps://www.comses.net/CoMSES Net - Сеть для вычислительного моделирования в социальных и экологических науках. Это - открытое сообщество исследователей и преподавателей. Репозиторий - цифровое хранилище, поддерживающее исследования и передовые методы цитирования программного обеспечения, цифрового хранения, воспроизводимости и повторного использования моделей.
FoldIt сообществоhttps://foldit.fandom.com/wiki/Foldit WikiFoldIt – построение моделей молекулярных структур при помощи специального программного обеспечения.
GitHubhttps://github.comСоциальная сеть программистов, с возможностью хранить репозиторий проекта и все его изменения. GitHub - контроль доступа, багтрекинг, управлением задачами и вики для каждого проекта. Используется прежде всего для поддержания версий кода
Glitchhttps://glitch.com/Сообщество для разработки веб-приложений
Habrhttps://habr.com/ru/all/Хабр русскоязычный веб-сайт в формате системы тематических коллективных блогов (именуемых хабами) с элементами новостного сайта, созданный для публикации новостей, аналитических статей, мыслей, связанных с информационными технологиями, бизнесом и интернетом.
Hugging Facehttps://huggingface.co/Hugging Face - платформа, которая позволяет пользователям обмениваться моделями машинного обучения и наборами данных. После открытия исходного кода модели чат-бота компания сосредоточилась на том, чтобы стать платформой для демократизации машинного обучения.
Kagglehttps://www.kaggle.com/Kaggle — система организации конкурсов по исследованию данных, а также социальная сеть специалистов по обработке данных и машинному обучению. Принадлежит корпорации Google
LeMillhttp://lemill.net/Репозиторий образовательных материалов, которыми обмениваются учителя
Media MOOhttp://mediamoo.clemson.edu/Сообщество учителей в мире текстовом объектно-ориентированном многопользовательском мире. Одно из первых образовательных сообществ
Modeling Commonshttp://modelingcommons.orgСообщество, участники которого создают и обмениваются моделями NetLogo.
Principia Cybernetica Webhttp://pespmc1.vub.ac.be/Сообщество исследователей, объединенных идеей метаперехода на уровень суперорганизма, в котором люди объединены телекоммуникационными связями и цифровыми объектами
Robloxhttps://www.roblox.com/Roblox — игровая онлайн-платформа и система создания игр, позволяющая любому пользователю создавать свои собственные и играть в созданные другими игры.
Shinyappsiohttps://community.rstudio.com/tag/shinyappsioСообщество пользователей, обменивающихся знаниями о создании и использовании приложений Shiny
Stack OverFlowhttp://stackoverflow.com/Сеть создания контента в форме вопросов и ответов о программировании.
WikiHowhttp://www.wikihow.com/Вариант вики энциклопедии - руководства «как сделать …».
Wikipediahttps://www.wikipedia.org/Сообщество редакторов всемирной открытой энциклопедии
Репозиторий OpenGMShttps://geomodeling.njnu.edu.cn/Сообщество разработчиков и пользователей моделей OpenGMS
Сообщество GeoGebrahttps://www.geogebra.org/Социальная сеть, участники которой обмениваются материалами, созданными при помощи программы GeoGebra
Сообщество NetLogohttp://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/Сообщество пользователей, которые обмениваются моделями, написанными на языке NetLogo.
Сообщество Scratchhttp://scratch.mit.eduСетевое сообщество детей и взрослых, обменивающихся своими проектами, написанными на языке Scratch
Сообщество Snap!http://snap.berkeley.edu/Сообщество исследователей, учителей и учащихся, использующих в своей деятельности язык Snap! Участники могут делиться своими проектами (Share, Publish). Создавать коллекции проектов, следить с действиями других участников (following)
Сообщество StarLogohttps://www.slnova.org/Сообщества обмена моделями и объектами в среде StarLogo Nova. Участники могут использовать код проектов других участников. Создавать свои коллекции и приглашать других участников к работе над версиями своих проектов.
Сообщество Zoterohttps://www.zotero.org/Сообщество, использующее коллекции библиографических записей на базе инструментария Zotero
Сообщество МЭШМосковская электронная школа – одна из крупных информационных образовательных систем для школьного образования в Российской Федерации. Библиотека Московской электронной школы (МЭШ) является уникальным хранилищем образовательных материалов, которое доступно каждому школьнику, учителю и родителю.
Форум классных руководителей (ФКР)https://vk.com/vfkr ruВступив в команду ФКР, вы можете:

- общаться с коллегами в тематических чатах; - получить полезные материалы: методические рекомендации от педагогов и наших партнеров; - смотреть тематические эфиры от экспертов и выступить в “Открытом микрофоне”; - реализовать проект всероссийского уровня;

- стать участником Форума.

Цели сообщества объекты сообщества

Таблица, в которой выделены сообщества, для которых точно определены цели сообщества:

 Адрес сообществаЦель сообщества
Academia.eduhttps://www.academia.edu/система свободного обмена, комментирования и оценивания научных работ, в которой возможно будет проследить отношения между множеством авторов
Amazon Turkhttp://www.mturk.com«Мы создадим рыночную экосистему, в которой найдут друг друга заказчики и исполнители интеллектуальных задач»
ClubHouseобмен голосовой информацией
CoMSEShttps://www.comses.net/Улучшить способы разработки, обмена, использования и повторного использования агентных и вычислительных моделей.
CyberForum.ruhttp://CyberForum.ruобучение программированию
Eyewirehttps://eyewire.org/The goal of Eyewire is to identify and classify specific cell types as well as potentially expand the known broad classes of retinal cells.
GitHubhttps://github.comУдобная площадка для разработчиков программного обеспечения, где будет происходить развитие и взаимодействие версий компьютерных программ.
Glitchhttps://glitch.com/обмен приложениями
Habrhttps://habr.com/ru/all/обмен практиками программирования
Hugging Facehttps://huggingface.co/Обмен моделями мобильного обучения
ISTE Commonshttps://www.iste.org/standardsОбмен лучшими практиками использования информационных технологий в образовании
Kagglehttps://www.kaggle.com/обмен датасетами
LeMillhttp://lemill.net/обмен планами уроков
Media MOOhttp://mediamoo.clemson.edu/Обмен знаниями использования медиа средств в образовании
Modeling Commonshttp://modelingcommons.orgобучение программированию, обучение моделированию, обмен моделями, совместное моделирование
MyExperimenthttp://www.myexperiment.org/приложение идей открытой науки, достоверность, воспроизводимость, вовлеченность научных данных
Robloxhttps://www.roblox.com/Обмен играми
Scifabrichttps://scifabric.com/«Мы создадим рыночную экосистему, в которой найдут друг друга заказчики и исполнители интеллектуальных задач».
Scratch&mithttps://scratch.mit.edu/обучение программированию
ScratchEdhttp://scratched.gse.harvard.edu/Обмен опытом использования среды Scratch в обучении
Shinyappsiohttps://community.rstudio.com/tag/shinyappsioОбучение R
Stack OverFlowhttp://stackoverflow.com/Мы создадим интерактивный обновляемый справочник по программированию (математике или другим дисциплинам), если будем задавать конкретные вопросы, оформленные по общим правилам
WikiHowhttp://www.wikihow.com/сбор знаний
Wikipediahttps://www.wikipedia.org/Создание полной и открытой энциклопедии знаний
Луркоморьеhttp://lurkmore.toразвлечение
Репозиторий OpenGMShttps://geomodeling.njnu.edu.cn/Обмен понятными географическими моделями
Сообщество Classroom 2.0https://classroom20.com/обмен практиками
Сообщество GeoGebrahttps://www.geogebra.org/интерактивное обучение математике
Сообщество LeaderIDhttps://leader-id.ru/присоединиться к миллионам предпринимателей, исследователей, студентов и волонтеров, чтобы получить доступ к Точкам кипения по всей стране и десяткам мероприятий каждый день.
Сообщество NetLogohttp://ccl.northwestern.edu/netlogo/models/community/обмен моделями
Сообщество Scratchhttp://scratch.mit.eduвычислительное мышление, вычислительное участие
Сообщество Snap!http://snap.berkeley.edu/обмен практиками обучения программированию
Сообщество StarLogohttps://www.slnova.org/Совместная работа над кодом проектов
Сообщество Zoterohttps://www.zotero.org/обмен коллекциями записей
Сообщество МЭШобмен планами уроков
Форум классных руководителей (ФКР)https://vk.com/vfkr ru1. Повышение социального и профессионального статуса классного руководителя и престижа педагогических специальностей. 2. Создание профессионального сообщества классных руководителей страны, ориентированного на воспитание у подрастающего поколения традиционных ценностей: гуманизма, нравственности и справедливости, исторически присущих российскому народу. 3. Создание единой коммуникативной площадки для профессионального общения и обсуждения актуальных вопросов.

Критерии оценки по дисциплине

Образовательный результат Тема Задание Пример
Знать различные типы платформ, поддерживающих деятельность сетевых сообществ, и их связующие объекты Ключевые понятия и теории сообществ Принять участие в обсуждении понятия Социальный объекты, привести собственные примеры социальных объектов Social Object: Научная статья, Social Object: Программный код, Social Object: Модель белка, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Модель, Social Object: Датасет, Social Object: Сценарий урока, Social Object: Цифровой учебный объект, Social Object: Программный код, Social Object: Научная статья, Social Object: Программный код, Social Object: Applet, Social Object: Программный код, Social Object: Вики статья, Social Object: Научная статья, Social Object: Модель, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Программный код, Social Object: Библиографическая запись, Social Object: Сценарий урока, Social Object: Мероприятие
Знать, создавать и организационные схемы, представляющие деятельность сетевых сообществ Организационные схемы сообществ Создать организационную схему для одного из сообществ, уже размещенных в вики Diagram: Mturk diagrams, Diagram: Stackoverflow scheme.png, Diagram: Facebook scheme.png, Diagram: Git diagrams, Diagram: Git diagrams, Diagram: Habr diagram, Diagram: Stackoverflow scheme.png, Diagram: Roblox (диаграмма), Diagram: Mturk scheme.png, Diagram: StackOverFlow Diagram, Diagram: Wiki Diagram, Diagram: Wiki Diagram, Diagram: Youtube scheme.png, Diagram: ZooUniverse Diagram, Diagram: ForumScheme, Diagram: Git diagrams, Diagram: Организационная схема Snap! сообщества
Владеть навыками создания групп и команд на базе сетевых сообществ Управление сетевой деятельностью Подготовить категорию, форму и шаблон для группы участников Пример - Категория:UserHSE
Анализировать деятельность сетевых сообществ, выявлять ключевых участников Анализ динамики формирования и развития сообществ Построить социограмму совместной деятельности на базе готового датасета Пример статья Социограмма +
Использовать многоагентные модели для выращивания данных о совместной деятельности Карты сообществ, искусственные сообщества Собрать данные с искусственного поля