Семантический поиск
Description | |
---|---|
Коэффициент кластеризации | Понятие из мира сетевого анализа.
|
Культура участия | Participatory culture - понятие, введенное в противопоставление культуры потребления. Человек из позиции потребителя контента переходит в позицию создателя |
Лог-файл | Журнал, в котором фиксируются все действия участников на цифровой площадке или веб-сайте. Различные типы современных социотехнических систем, в которых реализуется совместная деятельность участников, сохраняют журнал с регистрацией записей бо всех действиях участников. В общем виде история, сохраненная в журнале, может быть представлена как запись игровой партии, состоящей из множества ходов, каждый из которых содержит следующие четыре обязательных элемента:
|
Матрица | Ма́трица — математический объект, записываемый в виде прямоугольной таблицы элементов кольца или поля (например, целых, действительных или комплексных чисел), который представляет собой совокупность строк и столбцов, на пересечении которых находятся его элементы. Количество строк и столбцов задает размер матрицы. Матрицу можно также представить в виде функции двух дискретных аргументов. Хотя исторически рассматривались, например, треугольные матрицы, в настоящее время говорят исключительно о матрицах прямоугольной формы, так как они являются наиболее удобными и общими. |
Мета-анализ | Мета-ана́лиз (англ. meta-analysis) — понятие научной методологии. Означает объединение результатов нескольких исследований методами статистики (то есть количественными методами оценки) для проверки одной или нескольких взаимосвязанных научных гипотез. В мета-анализе используют либо первичные данные оригинальных исследований, либо обобщают опубликованные (вторичные) результаты исследований, посвящённых одной проблеме. |
Многоагентное моделирование | Многоагентное моделирование (ABM) — это метод компьютерного моделирования, в котором отдельные "агенты" (объекты или сущности) взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой согласно заданным правилам. Каждый агент может принимать собственные решения и действовать независимо, что позволяет моделировать сложные системы и процессы, такие как социальное взаимодействие, экономические рынки или экосистемы. |
Модель | Моде́ль (фр. modèle от лат. modulus «мера, аналог, образец») — система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе; представление некоторого реального процесса, устройства или концепции. Модель есть абстрактное представление реальности в какой-либо форме (например, в математической, физической, символической, графической или дескриптивной), предназначенное для рассмотрения определённых аспектов этой реальности и позволяющее получить ответы на изучаемые. Система В является моделью системы А для активной системы Q (человека-индивида, коллектива, животного, робота и т. п.), если основанием для ее использования этой активной системой служит ее структурное сходство с моделируемой системой А. |
Модель NetLogo | Модель - многоагентная симуляция какого-либо процесса, написанная на языке NetLogo. Используется в качестве социального объекта в целом ряде сетевых сообществ для взаимодействия студентов, преподавателей и исследователей. |
Модель акторов | Модель а́кторов — математическая модель параллельных вычислений, строящаяся вокруг понятия актора (англ. actor «актёр; действующий субъект»), считающегося универсальным примитивом параллельного исполнения. Актор в данной модели взаимодействует путём обмена сообщениями с другими акторами, и каждый в ответ на получаемые сообщения может принимать локальные решения, создавать новые акторы, посылать свои сообщения, устанавливать, как следует реагировать на последующие сообщения. |
Незримый колледж | «Invisible college» – невидимый колледж или незримый колледж. Это понятие разрабатывалось в рамках исследований научной деятельности и командной научной деятельности применительно к существованию неформальных и неявных групп учёных, которые интересуются общей темой, отслеживают публикации друг друга, ссылаются друг на друга, посещают одни и те же конференции и пишут совместные работы. |
Нейроэволюция | Нейроэволюция — это метод машинного обучения, который применяет эволюционные алгоритмы для построения искусственных нейронных сетей. |
Облачные технологии | Облачные вычисления (англ. Cloud computing) технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Internet-сервис. |
Онтология | 1) в точных науках (информатика, искусственный интеллект) – структуризация предметной области (форма представления знаний), представленная в виде совокупности объектов, их классов, связей между ними (структуры) и правил вывода. 2) в философии – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. |
Онтология FOAF | Онтология FOAF («Друзья друзей») — это онтология сетевых отношений. Она получила широкое распространение. Элементы и отношения FOAF часто используются при описании и анализе систем совместной деятельности. Онтология FOAF не описывает ролей участников и не учитывает возможности совместного создания документов и их составных частей, но связывает людей через свойства «знает» и показывает, как устроены отношения между участниками сетевых коммуникаций. Согласно информационной онтологии FOAF, действующим агентом сетевых отношений может быть как отдельный человек, так и группа людей. В онтологии FOAF агенты могут быть вовлечены в создание продуктов, но промежуточные и завершенные продукты не выполняют связующих функций. |
Онтология модели пользователя | Онтология модели пользователя - ученика. В онтологии представлены его цели, действия, фиксируемые в электронной среде переменные. |
Персептрон | Перцептро́н, или персептрон (англ. perceptron от лат. perceptio — восприятие; нем. Perzeptron) — математическая или компьютерная модель восприятия информации мозгом (кибернетическая модель мозга), предложенная Фрэнком Розенблаттом в 1958 году и впервые реализованная в виде электронной машины «Марк-1» в 1960 году. Перцептрон стал одной из первых моделей нейросетей, а «Марк-1» — первым в мире нейрокомпьютером. |
Продукт деятельности | Продукт деятельности — результат деятельности субъекта, направленной на изменение объекта. Продукт является вариантом изменения и развития объекта. Продукт может быть записан и сохранен. Сохраненный продукт становится объектом или элементом коллекции (литературы) данного сообщества. Продукт как вариант и элемент коллекции отбирается и используется участниками сообщества в последующей деятельности. |
Профессиональный любитель | Профессиональный любитель - Professional Amateur - Основой их мотивации является не обеспечение своего существования, а реализация собственного потенциала в деле, которое их привлекает. Большинство действий проводятся в нерабочее время - по вечерам, праздникам и в выходные дни. Т.е. это досуг, отдых, который расходуется на целенаправленную исследовательскую и творческую деятельность. |
Рынок | Рынок - структура, в которой конкуренция между элементами преобладает над кооперацией между ними. В основе рыночных систем заложены автономия элементов, обмен на эквивалентной основе и конкурентные отношения.Встречается везде, где люди торгуют деньгами, товарами или сервисами. Markets, where decisions are made by mutual agreement among trading partners. Found wherever people trade money, goods, and services. |
Семантическая сеть | Семантическая сеть - представляет собой направленный граф, вершины которого соответствуют объектам, а дуги (линии) – отношениям между ними. |
Сетевая культура | Сетевая культура — понятие, которое привлекает внимание к тому, что единое пространство современной культуры поддерживается благодаря развитию коммуникационных сетей и включает множество сетевых структур. |
Сетевое мышление | Сетевое мышление - network thinking - как особый подход к рассмотрению сложных систем через их сетевые характеристики - распределение связей, коэффициенты кластеризации, длины путей и т.д. |
Сетевое сообщество | Сетевое сообщество
|
Сетевой анализ | Сетевой анализ — специальная методология и набор способов исследования, позволяющих изучать в формализованном виде связи между акторами (узлами) сетей. |
Сетевые метрики | Статья, в которой собраны метрики, которые используются в сетевом анализе |
Сеть | Сеть — любая совокупность объектов, некоторые пары которых соединены связями. Общие принципы формирования сетей исследует наука о сетях. |
Совместная сетевая деятельность | Совместная сетевая деятельность — совместные действия нескольких агентов в среде электронных коммуникаций, направленные на получение общего результата. В процессе совместной сетевой деятельности создаются и видоизменяются цифровые объекты. Участники совместной сетевой деятельности всегда объединены общими объектами (статьями, фотография, диаграммами, программами), в отношении которых они совершают свои действия |
Сообщество (community) | Структура, внутри которой решение принимается на основании общих неформальных норм. |
Социальный объект | Объект социальный — конкретный объект, служащий основой для формирования отношений и связей между людьми. Согласно концепции объектной социальности, людей связывают не общие формы деятельности, а конкретные объекты совместной деятельности. Например, статья вики, проект Scratch, модель NetLogo, документ Google. Понятие социальный объект вводит финский исследователь Юрий Энгестрем исходя из того, что основой для формирования отношений и связей между людьми служат не общие формы деятельности, а конкретные объекты. |
Социограмма | Социограмма — способ представления, межличностных и межгрупповых отношений в виде системы связей (графа) между индивидами или социальными группами. Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. |
Спортивная команда | Команда, которая принимает участие в спортивном соревновании, для которого важно командное взаимодействие - футбол, волейбол |
Степень посредничества | Степень посредничества — это мера центральности в графе, основанная на кратчайших путях. Для любой пары вершин в связном графе существует по меньшей мере один (кратчайший) путь между вершинами, для которого минимально либо число рёбер, по которым путь проходит, (для невзвешенных графов), либо сумма весов этих рёбер (для взвешенных графов). Степень посредничества для каждой вершины равна числу этих кратчайших путей через вершину. |
Субъектность продуктивная | Субъектность продуктивная. Развитие субъектности непосредственно связано с участием в продуктивной деятельности, поскольку именно через участие в продуктивной деятельности люди могут проявить собственную субъектность. Авторы концепции продуктивной субъектности отмечают значение создания продуктов, доступных для обсуждения и критики другими субъектами образования |
Сценарий урока | Термин «сценарий» трактуется как относительно жёсткая схема, свод правил и последовательная цепь действий, в соответствии с которой организуется учебный процесс. Представление учебных планов в виде сценарных записей на едином стандартном языке позволяет преподавателям обмениваться не только цифровыми объектами, но и сценариями использования электронных учебных материалов. |
Таблица | Табли́ца (из лат. tabula — доска) — способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам (графам). Таблицы широко используются в различных исследованиях и анализе данных. |
Теория поля | Теория поля была разработана Куртом Левиным, и получила развитие в работах его последователей в различных областях психологии и дизайна. Известная формула К. Левина утверждает, что поведение есть функция личностных факторов и факторов окружения
|
Типология умений | Структурированный набор компетенций от ассоциации O*Net |
Типология участников сообществ | Понятие используется в дизайне и анализе сетевых сообществ |
Умения совместной сетевой деятельности | Умения совместной сетевой деятельности
|
Форум | Класс веб-приложений для организации интернет-общения - одна из форм социальных сетей. Часто именно форум рассматривается в качестве среды для создания сообщества. Суть работы форума заключается в создании пользователями (посетителями форума) своих Тем с их последующим обсуждением, путём размещения сообщений внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Пользователи могут комментировать заявленную тему, задавать вопросы по ней и получать ответы, а также сами отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы. |
Фрактал | Фракта́л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. |
Химия | Хи́мия — одна из важнейших и обширных областей естествознания, наука, изучающая вещества, также их состав и строение, их свойства, зависящие от состава и строения, их превращения, ведущие к изменению состава — химические реакции, а также законы и закономерности, которым эти превращения подчиняются. |
Ценности сообщества | Ценности сообщества — предметы или явления материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью, т. е. способные удовлетворять какие-либо потребности сообщества практики. |
Цифровая грамотность | Способность читать и писать пользуясь современными цифровыми средствами - данными, языками программирования |
Цифровая история | Цифровая история. Термин «цифровая история» (digital story) — создаваемый субъектом сетевой деятельности продукт (рассказ, нарратив), который может принимать различные формы цифрового объекта (текст, презентация, театральный спектакль, видеоигра, анимация, модель, сценарий будущего, нормативно-правовой акт). Цифровая история и составные элементы этой истории могут использоваться другими участниками совместной деятельности при создании новых историй |
Цифровой учебный объект | Цифровой учебный объект — цифровой объект, пригодный для повторного использования в учебных целях. Небольшой компонент учебного материала, который может быть использован в различных контекстах обучения. |
Школа самбы | Модель того, как может быть устроено учащееся сообщество. развито чувство принадлежности к данной группе людей, их объединяет общая цель. Многое из того, чему обучают в такой школе, хотя и происходит естественным образом, но делается вполне продуманно. Скажем, опытные танцоры собирают вокруг себя группу детей. От пяти до двадцати минут идет специфическое овладение танцем - через наблюдение. Внимание детей сосредоточивается на исполнении, затем им разрешается присоединиться к танцующим |
Эксперимент | Эксперимент — процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории. Эксперимент является одним из источников эмпирических данных. Эксперимент выступает в качестве инструмента проверки научности гипотезы или теории. Согласно критерию Поппера эмпирическая система должна допускать опровержение на основании эксперимента. |
Эмерджентность | Эмерджентность - возникновение в системе новых свойств, которые не наблюдаются у отдельно взятых элементов. Эмерджентность — это системный эффект возникновения у системы новых свойств за счет взаимодействия составляющих систему узлов. Для возникновения такого эффекта необходим определенный уровень автономии и случайности в действиях отдельных агентов. Коллективное поведение участников экологической системы, сети или сообщества возникает на основе достаточно простых действий, которые агенты совершают, руководствуясь простыми правилами. Не существует заранее известной формулы, которая предсказывала бы поведение системы, сети или сообщества. Общее поведение сообщества как коллективного субъекта совместной деятельности формируется в процессе активности множества индивидуальных субъектов. В результате взаимодействий индивидуальных субъектов формируется достаточно сложная поведенческая структура коллективного субъекта. |