Взаимосвязь развития математической компетентности и особенностей письменной и устной речи
Материалы и методы
| Description | |
|---|---|
| GeoGebra | GeoGebra — это динамическое математическое программное обеспечение для всех уровней образования, которое объединяет геометрию, алгебру, электронные таблицы, графики, статистику и исчисление в одном движке. Кроме того, GeoGebra предлагает онлайн-платформу с более чем 1 миллионом бесплатных учебных материалов, созданных нашим многоязычным сообществом. Программа позволяет создавать Java-апплеты динамических чертежей для их включения в Веб-страницы. |
| Активное эссе | Active Essays -термин Алана Кея «активное эссе», где виды изложения и аргумента, которые можно ожидать в эссе, усиливаются благодаря тому, что интерактивная программа является одним из многих типов медиа для нового типа документа. Активное эссе использует программирование для создания интерактивных документов, где текстовое описание научного концепта может быть соединено с симуляцией, позволяющей читателю экспериментально исследовать этот концепт. Активное эссе включает модифицируемые программные объекты, которые читатель может изменять для исследования представленных идей. |
| Сообщество GeoGebra | Социальная сеть, участники которой обмениваются материалами, созданными при помощи программы GeoGebra |
Содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЧИ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
1.1. Психолого-педагогические основы развивающего обучения
1.2. Характеристика методической системы развивающего обучения математике Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и других современных технологий развивающего обучения
1.3. Понятие и компоненты математической компетентности в современной психолого-педагогической науке
1.4. Психолого-педагогические основы взаимосвязи устной и письменной речи и математической компетентности
1.5. Взаимосвязь математической компетентности и речи в процессе решения математических задач (описание модели эксперимента)
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Публикации по теме
Аннотация: в статье рассматривается значение речевой культуры и коммуникативной компетентности педагогов в современном образовательном процессе, подчеркивается роль профессиональной речи как инструмента организации обучения и формирования личности учащихся. Анализируются ключевые характеристики речевого портрета педагога, влияние цифровой трансформации на речевое поведение и необходимость развития медиаграмотности. Особое внимание уделяется нормам литературного языка, эмоциональной выразительности и адаптивности речи в условиях новых педагогических вызовов.
Ключевые слова:
профессиональная речь, речевая компетентность, культура речи, образовательный процесс, адаптивность, коммуникативные умения, речевой портрет, педагогическая деятельность, цифровая трансформация, медиаграмотность, качество образования, формирование личности
В современном обществе существует широкий спектр профессий, требующих высокого уровня коммуникативной ответственности. Специалисты, работающие в данных сферах, должны обладать развитой речевой компетентностью. Изучение речевого поведения специалистов в сфере «человек–человек» (по типологии отечественного психолога Е. А. Климова) в условиях современной трансформатизации остается одной из актуальных задач для повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов [1]. Одной из ключевых функций педагогической речи является организация образовательного процесса. Педагог с помощью своей речи создает условия для передачи знаний, формирования умений и навыков, а также на целостное становление личности обучающихся.Речевая компетенция – это способность эффективно взаимодействовать в диалоге, понимать собеседника и строить межличностные коммуникации. Она представляет собой совокупность коммуникативных умений и навыков, которые позволяют наиболее результативно вести речевое общение в образовательной среде.Грамотная и выразительная речь – одна из важнейших характеристик речевого портрета педагога в условиях современной трансформатизации. Особое значение имеют такие качества, как уважение к обучающимся, умение ясно и лаконично формулировать мысли, правильная интонация, доступное изложение материала, четкая дикция и языковая грамотность. Не менее важны навыки адекватной реакции на реплики учеников, невербальные средства общения, эмоциональность, уверенность в себе и другие аспекты.К коммуникативным качествам хорошей речи педагога относятся: правильность (нормативность), чистота, точность, выразительность, логичность, образность, уместность, доступность, ясность и убедительность.Кроме того, цифровая трансформация требует от педагога высокой адаптивности и гибкости в речевом поведении. Необходимо быстро реагировать на технические сбои, корректировать стиль общения в зависимости от аудитории и формата занятия, а также учитывать особенности восприятия информации в виртуальной среде. В этом контексте развивается новая компетенция – медиаграмотность, включающая навыки критического анализа и создания цифрового контента, что также отражается на профессиональной речи педагога.Вопрос воспитания культуры речи занимает важное место в лингвистике и педагогике, и значительное внимание этой проблеме уделяли такие выдающиеся ученые, как В.В. Виноградов, Е.М. Верещагин, Т.Г. Винокур, А.К. Михальская, В.Г. Костомаров, Е.Д. Поливанов, А.А. Потебня, Л.В. Щерба и другие [2].
К сожалению, единого взгляда на риторический идеал так и не сложилось. Это объясняется разными трактовками понятия, его содержания, специфики и особенностей.Уровень языковой культуры специалиста непосредственно отражается в его речевом портрете. Для личности педагога речевой имидж играет ключевую роль, выступая основой обеспечения высокого качества образовательного процесса [3]. С.В. Мамаева речевой портрет личности рассматривает как комплексную характеристику речи отдельной или коллективной языковой личности, включающую детальное описание речевых особенностей на всех уровнях реализации языковой компетенции с учётом специфики речевого поведения, особенностей личных (психологических) и профессиональных (социальных) параметров [4]. Это эмоционально окрашенный стереотип восприятия речи педагога в сознании обучающихся. В таком контексте речевой портрет неразрывно связан с профессиональным имиджем педагога. Каждый педагог обладает своей индивидуальной манерой речевого поведения, однако общими характеристиками остаются содержательность, логичность, правильное произношение, ясность и общая манера общения.Педагог должен демонстрировать высокий уровень культуры речи, что подразумевает владение нормами литературного языка на всех уровнях: фонетическом, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, лексическом, морфологическом, синтаксическом, пунктуационном и стилистическом. Умение использовать эти нормы в устной и письменной речи является необходимым условием для достижения максимального эффекта в решении коммуникативных задач.Отечественный психолог Б.Г. Ананьев подчеркивает, что «слово в педагогической деятельности может оказывать на человека гораздо более сильное влияние, чем любое другое средство, оно способно привести к серьезным изменениям в структуре мышления, сознания и всей деятельности личности» [5]. Эта мысль подчеркивает важность развития речевой культуры у педагога для воспитания речевой культуры у обучающихся.Педагогическая теория речевой деятельности тесно связана с такими ключевыми проблемами, как развитие речи у учащихся, мастерством устной речи учителя и культурой речевого общения, которые решаются на основе объективной связи между языком и познавательными процессами.Восприятие речи педагога со стороны обучающихся представляет собой сложный и многогранный психический процесс, который определяется уровнем сформированности техники речи педагога. Как отмечает Л.В. Филатова, «при устном общении восприятие речи осуществляется благодаря интонации говорящего – мелодике, ударениям, паузам, оно не вызывает особых затруднений».
Примерно половина учебного времени уходит на восприятие и понимание речи педагога. Поэтому качество слушания и восприятия в значительной мере зависит от совершенства речевой техники учителя. Если фонематическое восприятие у обучающегося недостаточно сформировано, то это приводит к дезадаптации в образовательном процессе и, в конечном итоге, к неуспеваемости. Культура речевого поведения в профессионально-педагогической деятельности проявляется в нескольких аспектах: соответствии литературно-языковым нормам, качестве содержания речи, владении профессиональной лексикой и свободном, ситуативно обоснованном построении высказываний. Главным регулятором такого поведения служит норма, однако для достижения образовательных целей одного этого фактора недостаточно. Еще одним важным фактором является коммуникативная целесообразность. В конечном итоге именно он определяет успех педагогического общения. Соблюдение норм устной речи помогает поддерживать коммуникативное равновесие, облегчает и ускоряет понимание речи педагога со стороны обучающихся. В частности, культура устной речи предполагает требует соблюдения грамматических и орфоэпических норм. При этом в зависимости от условий и целей допустимы разумные отступления от строгих норм. Языковая игра, пародия или ирония позволяют выйти за рамки жестко регламентированного профессионального общения. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский называл речевую культуру «зеркалом духовной культуры» учителя и требовал от него мастерского владения словом. Он подчеркивал, что культура речи учителя напрямую влияет на эффективность умственного труда учеников на уроке. Высокая культура речи является важным условием рационального использования времени, что, в свою очередь, способствует более глубокому усвоению учебного материала. На речевой портрет педагога также влияют его профессиональные занятия, увлечения и интересы, что формирует уникальный стиль общения. Эффективность речевой коммуникации в педагогическом сообществе определяется теми же параметрами, что и в других сферах, однако в контексте образования профессиональная речь учителя приобретает первостепенное значение, отклонение от которого воспринимается как недостаток в речевом портрете говорящего. В современных условиях, педагог, осознающий важность своего речевого инструментария и постоянно работающий над его совершенствованием, становится не просто учителем, а настоящим проводником в мир знаний и ценностей, способным вдохновлять, мотивировать и формировать успешное будущее своих учеников. Таким образом, профессиональная речь педагога является сложным и многогранным феноменом, требующим постоянного внимания и совершенствования. Развитие речевой культуры педагогов является важным условием повышения качества образования и формирования гармонично развитой личности ученика. Речевой портрет педагога формируется под воздействием глубоких психологических детерминант, которые, в свою очередь, трансформируются под влиянием меняющейся образовательной среды и новых педагогических задач.
Summary (Сводка)
Исследование
Влияние нормативных и коммуникативных компонентов речи педагога на успеваемость обучающихся
- Грамотность речи - измеряется как? В чём
- Четкость речи - измеряется как?
- Логичность речи- измеряется как?
- Темп речи - измеряется как?
Исследование
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens
| Description | |
|---|---|
| VOSviewer | VOSviewer — это программа для построения и визуализации библиометрических сетей. |
