Роль научно-психологических метафор в становлении профессионально-понятий: различия между версиями
Материал из Поле цифровой дидактики
Нет описания правки |
Patarakin (обсуждение | вклад) |
||
| (не показано 6 промежуточных версий 2 участников) | |||
| Строка 9: | Строка 9: | ||
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens. | Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens. | ||
=== Процесс === | === Процесс === | ||
<uml> | |||
@startuml | |||
title Схема исследования публикаций научно-психологических метафор | |||
participant Исследователь as R | |||
participant LensAPI as API | |||
participant CSV_Storage as CSV | |||
participant Анализ as A | |||
== Настройка и инициализация == | |||
R -> API : Инициализировать API-клиент Lens | |||
API --> R : Клиент готов | |||
== Определение списка ВУЗов == | |||
R -> R : Составить список: МГУ, МПГУ, СПбГУ, ВШЭ, РУДН, … | |||
== Этап 1: Московский государственный университет == | |||
R -> API : Запрос author.affiliation.name:"Moscow State University"\nfields=title,authors,year,DOI,abstract | |||
API --> R : Метаданные статей МГУ (JSON) | |||
R -> CSV : Сохранить CSV_МГУ.csv | |||
== Этап 2: Московский педагогический госуниверситет == | |||
R -> API : Запрос author.affiliation.name:"Moscow Pedagogical State University" | |||
API --> R : Метаданные статей МПГУ (JSON) | |||
R -> CSV : Сохранить CSV_МПГУ.csv | |||
== Этап 3: Другие университеты == | |||
loop По списку ВУЗов [СПбГУ, ВШЭ, РУДН…] | |||
R -> API : Запрос author.affiliation.name:"<ВУЗ>" | |||
API --> R : Метаданные статей "<ВУЗ>" | |||
R -> CSV : Добавить в CSV_Others.csv | |||
end | |||
== Обработка данных == | |||
R -> CSV : Объединить CSV_МГУ, CSV_МПГУ, CSV_Others | |||
R -> CSV : Удалить дубликаты по DOI | |||
R -> CSV : Стандартизировать названия аффилиаций | |||
== Анализ == | |||
R -> A : Построить временные ряды публикаций по ВУЗам | |||
A --> R : Графики временных трендов | |||
R -> A : Провести статистический анализ распределения публикаций | |||
A --> R : Результаты анализа | |||
== Завершение == | |||
R -> R : Подготовить итоговый отчёт (PDF/презентация) | |||
R -> CSV : Сохранить финальный CSV_All.csv | |||
R -> A : Документировать методологию и скрипты | |||
@enduml | |||
</uml> | |||
== Исследование == | == Исследование == | ||
| Строка 78: | Строка 127: | ||
| Principles of Psychology, 1890 | | Principles of Psychology, 1890 | ||
|} | |} | ||
Посмотреть - [[COMSES]] | |||
| Строка 84: | Строка 136: | ||
== Агентная модель метафор == | == Агентная модель метафор == | ||
Суть модели: Агент | === Версия 1=== | ||
Суть модели: Агент - это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство. | |||
<netlogo model="metaphors_model" /> | <netlogo model="metaphors_model" /> | ||
=== Версия 2 === | |||
<netlogo model="book_meta" /> | |||
== Обсуждение == | == Обсуждение == | ||
[[Категория:Психо-лингвистическое исследование]] | |||
Текущая версия от 18:24, 12 ноября 2025
Научно-психологические метафоры
- Метафора прожектора в когнитивной психологии внимания
- Метафора Айсберга в психоаналитической теории
- Зона ближайшего развития в Культурно-исторической теории
- Метафора психики как компьютера в когнитивной теории
- Метафора психики как черного ящика, реагирующего на стимулы. Бихевиоризм
Материалы и методы
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.
Процесс

Исследование
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens
Результаты
| Метафора | Автор | Источник |
|---|---|---|
| внимание – прожектор | William James | Principles of Psychology, 1890 |
| внимание – фильтр | Donald Broadbent | Perception and Communication, 1958 |
| сознание – tabula rasa | John Locke | An Essay Concerning Human Understanding, 1690 |
| психика – компьютер | Hilary Putnam | The Nature of Mental States, 1967 |
| Метафора Айсберга | Sigmund Freud | The Interpretation of Dreams, 1900 |
| память – библиотека | Henry Roediger III | Memory metaphors in cognitive psychology, Memory & Cognition, 1980 |
| зеркальный этап (Я – зеркало) | Jacques Lacan | Écrits, 1949 |
| личность – театр | Erving Goffman | The Presentation of Self in Everyday Life, 1959 |
| мозг – нейронная сеть | Warren McCulloch & Walter Pitts | A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, 1943 |
| информация – код | Claude Shannon & Warren Weaver | A Mathematical Theory of Communication, 1948 |
| память – голограмма | Karl Pribram | Languages of the Brain, 1971 |
| мысль – поток | William James | Principles of Psychology, 1890 |
Посмотреть - COMSES
| Description | |
|---|---|
| Метафора Айсберга | Метафора Айсберга в психоаналитической теории представляет собой трехкомпонентную модель уровней психики в психоаналитической теории З. Фрейда. Сознание (верхушка айсберга, видимая часть), предсознательное (вода), бессознательное (невидимая сразу подводная часть айсберга). Перекликается с трехкомпонентной моделью личности З. Фрейда - Эго, Ид, Супер-Эго. |
| Мозг – нейронная сеть | Мозг можно рассматривать как нейронную сеть, состоящую из миллиардов взаимосвязанных нейронов (нервных клеток), которые обмениваются информацией с помощью электрических и химических сигналов через синапсы. Эта сеть обрабатывает информацию, регулирует функции организма, формирует эмоции и самосознание. Искусственные нейронные сети являются математическими моделями, которые имитируют принципы работы биологических нейронных сетей, но отличаются по масштабу, топологии и скорости работы. |
Агентная модель метафор
Версия 1
Суть модели: Агент - это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство.
