Роль научно-психологических метафор в становлении профессионально-понятий: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показаны 23 промежуточные версии 2 участников)
Строка 7: Строка 7:


== Материалы и методы  ==
== Материалы и методы  ==
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero
Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.
=== Процесс ===
<uml>
@startuml
title Схема исследования публикаций научно-психологических метафор
 
participant Исследователь as R
participant LensAPI as API
participant CSV_Storage as CSV
participant Анализ as A
 
== Настройка и инициализация ==
R -> API : Инициализировать API-клиент Lens
API --> R : Клиент готов
 
== Определение списка ВУЗов ==
R -> R : Составить список: МГУ, МПГУ, СПбГУ, ВШЭ, РУДН, …
 
== Этап 1: Московский государственный университет ==
R -> API : Запрос author.affiliation.name:"Moscow State University"\nfields=title,authors,year,DOI,abstract
API --> R : Метаданные статей МГУ (JSON)
R -> CSV : Сохранить CSV_МГУ.csv
 
== Этап 2: Московский педагогический госуниверситет ==
R -> API : Запрос author.affiliation.name:"Moscow Pedagogical State University"
API --> R : Метаданные статей МПГУ (JSON)
R -> CSV : Сохранить CSV_МПГУ.csv
 
== Этап 3: Другие университеты ==
loop По списку ВУЗов [СПбГУ, ВШЭ, РУДН…]
    R -> API : Запрос author.affiliation.name:"<ВУЗ>"
    API --> R : Метаданные статей "<ВУЗ>"
    R -> CSV : Добавить в CSV_Others.csv
end
 
== Обработка данных ==
R -> CSV : Объединить CSV_МГУ, CSV_МПГУ, CSV_Others
R -> CSV : Удалить дубликаты по DOI
R -> CSV : Стандартизировать названия аффилиаций
 
== Анализ ==
R -> A : Построить временные ряды публикаций по ВУЗам
A --> R : Графики временных трендов
R -> A : Провести статистический анализ распределения публикаций
A --> R : Результаты анализа


=== Процесс ===
== Завершение ==
R -> R : Подготовить итоговый отчёт (PDF/презентация)
R -> CSV : Сохранить финальный CSV_All.csv
R -> A : Документировать методологию и скрипты
@enduml
</uml>


[[Файл:Psy meth.png|600px]]


== Исследование  ==
== Исследование  ==
Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens
[[Файл:Metaphor.PNG|600px]]
[[Файл:Metaphor.PNG|600px]]
[[Файл:Metaphorkeywords.PNG|600px]]
 
<netlogo model="LanguageChange_ru" />
{{#widget:iframe
|url=https://app.vosviewer.com/?json=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Fuc%3Fid%3D1lafcAEGfIZrHy5yfrtMf31wwnPebTf0x
|width=800
|height=800
}}
 


== Результаты ==
== Результаты ==
Строка 41: Строка 95:
| The Nature of Mental States, 1967
| The Nature of Mental States, 1967
|-
|-
| бессознательное – айсберг
| [[Метафора Айсберга]]
| Sigmund Freud
| Sigmund Freud
| The Interpretation of Dreams, 1900
| The Interpretation of Dreams, 1900
Строка 73: Строка 127:
| Principles of Psychology, 1890
| Principles of Psychology, 1890
|}
|}
Посмотреть - [[COMSES]]
{{#ask: [[Метафора Айсберга]] OR  [[мозг – нейронная сеть]] | ?Description }}
== Агентная модель метафор ==
=== Версия 1===
Суть модели: Агент - это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство.
<netlogo model="metaphors_model" />
=== Версия 2 ===
<netlogo model="book_meta" />


== Обсуждение ==
== Обсуждение ==
[[Категория:Психо-лингвистическое исследование]]

Текущая версия от 18:24, 12 ноября 2025

Научно-психологические метафоры

  1. Метафора прожектора в когнитивной психологии внимания
  2. Метафора Айсберга в психоаналитической теории
  3. Зона ближайшего развития в Культурно-исторической теории
  4. Метафора психики как компьютера в когнитивной теории
  5. Метафора психики как черного ящика, реагирующего на стимулы. Бихевиоризм

Материалы и методы

Ресурсы: MediaWiki, VOSviewer, NetLogo, Zotero, OpenAlex, Lens.

Процесс


Исследование

Работа с ключевыми понятиями и их взаимосвязями в VOSviewer из статей базы данных OpenAlex и Lens


Результаты

Метафора Автор Источник
внимание – прожектор William James Principles of Psychology, 1890
внимание – фильтр Donald Broadbent Perception and Communication, 1958
сознание – tabula rasa John Locke An Essay Concerning Human Understanding, 1690
психика – компьютер Hilary Putnam The Nature of Mental States, 1967
Метафора Айсберга Sigmund Freud The Interpretation of Dreams, 1900
память – библиотека Henry Roediger III Memory metaphors in cognitive psychology, Memory & Cognition, 1980
зеркальный этап (Я – зеркало) Jacques Lacan Écrits, 1949
личность – театр Erving Goffman The Presentation of Self in Everyday Life, 1959
мозг – нейронная сеть Warren McCulloch & Walter Pitts A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, 1943
информация – код Claude Shannon & Warren Weaver A Mathematical Theory of Communication, 1948
память – голограмма Karl Pribram Languages of the Brain, 1971
мысль – поток William James Principles of Psychology, 1890

Посмотреть - COMSES


 Description
Метафора АйсбергаМетафора Айсберга в психоаналитической теории представляет собой трехкомпонентную модель уровней психики в психоаналитической теории З. Фрейда. Сознание (верхушка айсберга, видимая часть), предсознательное (вода), бессознательное (невидимая сразу подводная часть айсберга). Перекликается с трехкомпонентной моделью личности З. Фрейда - Эго, Ид, Супер-Эго.
Мозг – нейронная сетьМозг можно рассматривать как нейронную сеть, состоящую из миллиардов взаимосвязанных нейронов (нервных клеток), которые обмениваются информацией с помощью электрических и химических сигналов через синапсы. Эта сеть обрабатывает информацию, регулирует функции организма, формирует эмоции и самосознание. Искусственные нейронные сети являются математическими моделями, которые имитируют принципы работы биологических нейронных сетей, но отличаются по масштабу, топологии и скорости работы.

Агентная модель метафор

Версия 1

Суть модели: Агент - это студент-психолог, который имеет собственный «лексикон» и когнитивную структуру профессиональных понятий. В процессе взаимодействия со сверстниками и «источниками знаний» (агенты-преподаватели, тексты, лекции) он воспринимает и интерпретирует научные метафоры (например, «психика как компьютер», «личность как структура» и т.д.), что изменяет его понятийное пространство.

Версия 2

Обсуждение