Веерная матрица: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
|Description=Веерная матрица — таблицы, используемые в методологии, семиотике, теории классификаций для описания таксономий и онтологий.
|Description=Веерная матрица — таблицы, используемые в методологии, семиотике, теории классификаций для описания таксономий и онтологий.
|Field_of_knowledge=Информатика, Управление
|Field_of_knowledge=Информатика, Управление
|Inventor=Кордонский
|Inventor=Кордонский, Чебанов
|Clarifying_video=https://www.youtube.com/watch?v=TCQHxaMUDt4
|similar_concepts=онтология
|similar_concepts=онтология
|Environment=Semantic MediaWiki
|Environment=Semantic MediaWiki
}}
}}
В веерных матрицах по горизонтали стоят понятия (например, неживое, живое, обладающее психикой), по вертикали — соответствующие прилагательные соответственно — физический, химический, психологический), а на пересечении оказываются получившиеся из пары существительное-прилагательное понятия (биофизика — физический подход к живому).
В веерных матрицах по горизонтали стоят понятия (например, неживое, живое, обладающее психикой), по вертикали — соответствующие прилагательные соответственно — физический, химический, психологический), а на пересечении оказываются получившиеся из пары существительное-прилагательное понятия (биофизика — физический подход к живому).
{{#widget:YouTube|id=TCQHxaMUDt4|start=5}}


* С. Г. Кордонский, С. В. Чебанов. Веерные матрицы как модель представления данных * / Чебанов С. В. Собрание сочинений .Т.1 Вильнюс, VLANI, 1996. Стр. 80
* С. Г. Кордонский, С. В. Чебанов. Веерные матрицы как модель представления данных * / Чебанов С. В. Собрание сочинений .Т.1 Вильнюс, VLANI, 1996. Стр. 80
Строка 13: Строка 16:




== Вычислительная дидактика ==
{| {{prettytable}}
|-
!{{Hl2}}| 
!{{Hl2}}| Человек
!{{Hl2}}| Компьютерный агент
|-
| Человек
| Традиционный [[педагогический дизайн]], когда обучающий человек учит обучаемого человека, дополненный возможностями вычислительной техники.
| Искусственные обучающие системы, когда компьютерная программа выступает в роли учителя для обучаемого человека.
|-
| Компьютерный агент
|  [[Конструкционизм]], когда человек учится в процессе обучения программных агентов правилам поведения в цифровой среде.
| [[Метапрограммирование]] и [[машинное обучение]], когда одна компьютерная программа обучает другую программу.
|}
== Вычислительная дидактика -  Акторы и  Место встречи ==


{| {{prettytable}}
{| {{prettytable}}
Строка 19: Строка 41:
!{{Hl2}}| Человек
!{{Hl2}}| Человек
!{{Hl2}}| Компьютерный агент
!{{Hl2}}| Компьютерный агент
!{{Hl2}}| Среда
|-
|-
| Человек
| Человек
| Традиционный [[педагогический дизайн]], когда обучающий человек учит обучаемого человека, дополненный возможностями вычислительной техники.
| Традиционный [[педагогический дизайн]], когда обучающий человек учит обучаемого человека, дополненный возможностями вычислительной техники.
| Искусственные обучающие системы, когда компьютерная программа выступает в роли учителя для обучаемого человека.
| Искусственные обучающие системы, когда компьютерная программа выступает в роли учителя для обучаемого человека.
| Физинческое простраство
|-
|-
| Компьютерный агент
| Компьютерный агент
|  [[Конструкционизм]], когда человек учится в процессе обучения программных агентов правилам поведения в цифровой среде.
|  [[Конструкционизм]], когда человек учится в процессе обучения программных агентов правилам поведения в цифровой среде.
| [[Метапрограммирование]] и [[машинное обучение]], когда одна компьютерная программа обучает другую программу.
| [[Метапрограммирование]] и [[машинное обучение]], когда одна компьютерная программа обучает другую программу.
| Виртуальное цифровое пространство
|-
| Среда
| Человек
| Агент
| [[Гибридное обучение]]
|}
|}

Текущая версия на 22:18, 22 июня 2024


Описание Веерная матрица — таблицы, используемые в методологии, семиотике, теории классификаций для описания таксономий и онтологий.
Область знаний Информатика, Управление
Авторы Кордонский, Чебанов
Поясняющее видео https://www.youtube.com/watch?v=TCQHxaMUDt4
Близкие понятия Онтология
Среды и средства для освоения понятия Semantic MediaWiki

В веерных матрицах по горизонтали стоят понятия (например, неживое, живое, обладающее психикой), по вертикали — соответствующие прилагательные соответственно — физический, химический, психологический), а на пересечении оказываются получившиеся из пары существительное-прилагательное понятия (биофизика — физический подход к живому).

  • С. Г. Кордонский, С. В. Чебанов. Веерные матрицы как модель представления данных * / Чебанов С. В. Собрание сочинений .Т.1 Вильнюс, VLANI, 1996. Стр. 80
  • С. Кордонский. «Система понятий, используемых для описания поведения». Томск, Биолого-Почвенный факультет ТГУ, Дипломная работа, 1977
  • Kordonsky S. Fractal matrix tables as a tool for ontologies’ creation. Издательство Юго-Восток. Вашингтон: Washington, South Eastern Publishing House.(In Russian), 2011. 66 p. https://cc.gitika.ru/projgit/fractal-matrix.pdf


Вычислительная дидактика

Человек Компьютерный агент
Человек Традиционный педагогический дизайн, когда обучающий человек учит обучаемого человека, дополненный возможностями вычислительной техники. Искусственные обучающие системы, когда компьютерная программа выступает в роли учителя для обучаемого человека.
Компьютерный агент Конструкционизм, когда человек учится в процессе обучения программных агентов правилам поведения в цифровой среде. Метапрограммирование и машинное обучение, когда одна компьютерная программа обучает другую программу.


Вычислительная дидактика - Акторы и Место встречи

Человек Компьютерный агент Среда
Человек Традиционный педагогический дизайн, когда обучающий человек учит обучаемого человека, дополненный возможностями вычислительной техники. Искусственные обучающие системы, когда компьютерная программа выступает в роли учителя для обучаемого человека. Физинческое простраство
Компьютерный агент Конструкционизм, когда человек учится в процессе обучения программных агентов правилам поведения в цифровой среде. Метапрограммирование и машинное обучение, когда одна компьютерная программа обучает другую программу. Виртуальное цифровое пространство
Среда Человек Агент Гибридное обучение