Сценарий
Описание | Сценарии — это последовательность действий, которые осуществляются людьми в стереотипных ситуациях. Сценарий (итал. scenario, от лат. scena, scaena — сцена), предметно-изобразительная и композиционная основа сценического представления или фильма в кратком суммирующем изложении либо в тщательной детализации. Детальный план, сюжетная схема пьесы, оперы, балета, фильма или другого действия с множеством участников. Театральный сценарий — изложение событий и действий, свершающихся по ходу действия в спектакле. Кинематографический сценарий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Последовательность действий — это буквально все ходы партии, которые должны сыграть участники этой игры. |
---|---|
Область знаний | Педагогика, Психология |
Авторы | Шенк, Абельсон |
Поясняющее видео | |
Близкие понятия | Сценарий урока, Сценарий учебной деятельности |
Среды и средства для освоения понятия | Mermaid |
Первоначально термин использовался применительно к миру театра, однако позднее сценарий (скрипт) как подробный план и схему начинают использовать для описания различных видов деятельности:
- сценарии рабочей деятельности;
- сценарий компьютерной программы;
- психологический сценарий в психологии детско-родительских отношений.
Наиболее широкое практическое использование сценарии получили в сфере стратегического планирования и прогнозирования. Ключевое значение для развития этого направления имели работы Г. Кана. Кан использовал сценарии как инструмент анализа, описания, социальной и политической оценки. Примеры использования сценарного анализа для прогнозирования и планирования деятельности корпораций были описаны в работах П. Вака.
Ч. Либдиттер использует сценарий для анализа множества отношений, которые существуют в современном обществе.
Изначально теория сценариев разрабатывалась как направление когнитивной психологии. В этой последовательности действий используется принцип каузальной связи, т. е. результатом каждого действия являются условия, при которых может произойти следующее действие. Р. Шенк и Р. Абельсон привели существенные эмпирические доказательства в пользу существования таких знаниевых структур.