Сценарий

Материал из Поле цифровой дидактики


Описание Сценарии — это последовательность действий, которые осуществляются людьми в стереотипных ситуациях. Сценарий (итал. scenario, от лат. scena, scaena — сцена), предметно-изобразительная и композиционная основа сценического представления или фильма в кратком суммирующем изложении либо в тщательной детализации. Детальный план, сюжетная схема пьесы, оперы, балета, фильма или другого действия с множеством участников. Театральный сценарий — изложение событий и действий, свершающихся по ходу действия в спектакле. Кинематографический сценарий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Последовательность действий — это буквально все ходы партии, которые должны сыграть участники этой игры.
Область знаний Педагогика, Психология
Авторы Шенк, Абельсон
Поясняющее видео
Близкие понятия Сценарий урока, Сценарий учебной деятельности
Среды и средства для освоения понятия Mermaid

Первоначально термин использовался применительно к миру театра, однако позднее сценарий (скрипт) как подробный план и схему начинают использовать для описания различных видов деятельности:

  • сценарии рабочей деятельности;
  • сценарий компьютерной программы;
  • психологический сценарий в психологии детско-родительских отношений.

Наиболее широкое практическое использование сценарии получили в сфере стратегического планирования и прогнозирования. Ключевое значение для развития этого направления имели работы Г. Кана. Кан использовал сценарии как инструмент анализа, описания, социальной и политической оценки. Примеры использования сценарного анализа для прогнозирования и планирования деятельности корпораций были описаны в работах П. Вака.

Ч. Либдиттер использует сценарий для анализа множества отношений, которые существуют в современном обществе.


Изначально теория сценариев разрабатывалась как направление когнитивной психологии. В этой последовательности действий используется принцип каузальной связи, т. е. результатом каждого действия являются условия, при которых может произойти следующее действие. Р. Шенк и Р. Абельсон привели существенные эмпирические доказательства в пользу существования таких знаниевых структур.