Профессиональный стандарт

Материал из Поле цифровой дидактики


Описание Профессиональный стандарт
  1. многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.
  2. структурированные требования к содержанию и качеству труда в определенной области профессиональной деятельности, определенные в терминах требований к к тому, что человек должен знать и уметь делать в определенной области трудовой деятельности
Область знаний Педагогика, Экономика, Образование
Авторы
Поясняющее видео
Близкие понятия Модель компетенций, Компетенция
Среды и средства для освоения понятия

Определение

Профессиональный стандарт

  1. многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.
  2. структурированные требования к содержанию и качеству труда в определенной области профессиональной деятельности, определенные в терминах требований к к тому, что человек должен знать и уметь делать в определенной области трудовой деятельности.

Диаграмма класса профессиональный стандарт

Назначение

Профессиональный стандарт может быть использован при подборе, найме, расстановке и использовании кадров. Профессиональный стандарт позволяет работодателям оценить и повысить профессионализм своих работников, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества труда, что, в конечном итоге, означает повышение производительности и рост прибыли.

Работодатель использует стандарт для

  • выбора качественного персонала на рынке труда, поскольку он служит основой для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала;
  • обеспечения качества труда персонала;
  • обеспечения профессионального роста персонала;
  • поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
  • повышения мотивации персонала в своей организации;
  • повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда

Работник использует стандарт для

  • определения собственного профессионального уровня и направлений/задач профессионального обучения и совершенствования;
  • эффективного функционирования на предприятии;
  • обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы;
  • карьерного роста и увеличения доходов.

Органы управления образованием использует стандарт чтобы

  • сформулировать реальные и измеримые результаты обучения в системе профессионального образования,
  • планировать объемы и профили обучения,
  • определять траектории обучения в течение всей жизни.

Учебные заведения использует профессиональный стандарт для

  • разработки образовательных программ,
  • разработки курсов обучения, учебных планов и учебно-методических материалов

Как строится стандарт

В начале - анализ трудовой деятельности, направленный на выявление функций и требований к качеству их выполнения (в терминах знаний, умений и широких компетенций, включающих в себя такие параметры, как уровень ответственности и автономности/самостоятельности) работниками различных уровней квалификации и должностной иерархии.

Структура профессионального стандарта

Область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Область тесно связана с одним или несколькими видами экономической деятельности.

Вид трудовой деятельности

Вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций.

Примеры видов трудовой деятельности:

  • Управление трудовой деятельностью
  • Управление проектами

Квалификационный уровень

Квалификационный уровень
обобщенные требования к знаниям, умениям и широким компетенциям работников, дифференцируемые по

параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;

критерии результата обучения.

Примеры квалификационных уровней

Квалификация
Готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;

Трудовая функция

Трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения.

Единица стандарта

Единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;

Каждая трудовая функция формирует структурную единицу описания профессиональных стандартов, которая получила условное название «единица профессионального стандарта». Каждая единица профессионального стандарта четко описывает следующие параметры: название трудовой функции/единицы профессионального стандарта, действия, обеспечивающие выполнение этой функции, характеристики квалификационного уровня, требуемые знания и умения.

Описание каждой единицы включает:

  • Основные действия
  • Необходимые знания
  • Необходимые умения


Единица 1. Консультирование и курирование пациентов с неэффективностью лекарственной терапии, с серьезными или непредвиденными или неблагоприятными побочными реакциями при планировании применения и применении лекарственных средств или с высоким риском их развития
Раздел Описание
Трудовые действия Сбор фармакологического анамнеза

Подтверждение неэффективности медикаментозной терапии, выявление ее причины

Коррекция медикаментозной терапии пациента

Диагностика серьезной или непредвиденной неблагоприятной побочной реакции, выявление ее причин у пациента

Оценка риска развития неблагоприятной побочной реакции

Коррекция и профилактика неблагоприятной побочной реакции у пациента

Выбор лекарственных средств и их режимов дозирования у пациентов с высоким риском развития неблагоприятных побочных реакций

Разработка и контроль над выполнением плана оценки эффективности и безопасности применения лекарственных средств у пациентов с предшествующей неэффективностью лечения или с возникшей неблагоприятной побочной реакцией

Необходимые умения Получать информацию о ранее применяемых лекарственных средствах, их режимах дозирования, их эффективности, безопасности, применении биологически активных добавок, вредных привычках, пищевых предпочтениях, сопутствующих заболеваниях и состояниях

Оценивать наличие факторов риска развития неблагоприятных побочных реакций, серьезность неблагоприятной побочной реакции, причинно-следственную связь между применением лекарственного средства и развитием неблагоприятной побочной реакции, предотвратимость неблагоприятной побочной реакции

Выбирать лекарственные средства и их режимы дозирования с учетом риска развития неблагоприятных побочных реакций, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственного средства, индивидуальных особенностей пациента

Выбрать и контролировать использование клинических, лабораторных и инструментальных методов, кратность их выполнения с целью подтверждения неэффективности медикаментозной терапии или наличия нежелательной побочной реакции

Интерпретировать результаты клинических данных, лабораторных и инструментальных исследований, подтверждающих неэффективность и наличие неблагоприятных побочных реакций медикаментозной терапии

Осуществлять изменение режимов дозирования лекарственных средств, отмену лекарственных средств, замену лекарственных средств с целью повышения эффективности и безопасности фармакотерапии, включение лекарственных средств с клинически значимыми фармакокинетическими и фармакодинамическими межлекарственными взаимодействиями

Осуществлять коррекцию неблагоприятной побочной реакции (медикаментозные, включая применение антидотов), изменение режимов дозирования лекарственных средств, назначение, отмена лекарственных средств, замена лекарственных средств

Выбирать и контролировать использование клинических, лабораторных и инструментальных методов исследования, кратность их выполнения для оценки эффективности и безопасности скорректированной медикаментозной терапии

Сформировать сигнальную информацию в медицинской документации и медицинской информационной системе о неэффективности лекарственного средства, развитии нежелательной побочной реакции у пациента

Необходимые знания Правовые основы применения лекарственных средств в Российской Федерации и источники информации о лекарственных средствах

Механизмы и результат межлекарственных взаимодействий, взаимодействия лекарственных средств с пищей, алкоголем

Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств у пациентов пожилого и старческого возраста, с нарушениями функций печени или почек, у детей, беременных и кормящих женщин

Классификацию, эпидемиологию, факторы риска, механизмы развития, профилактику, диагностику, методы коррекции неблагоприятных побочных реакций при применении лекарственных средств

Анатамо-терапевтическая классификация лекарственных средств

Клинические рекомендации медицинских профессиональных сообществ, стандарты, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Особенности фармакокинетики, фармакодинамики, эффективности и безопасности лекарственных средств внутри фармакологической группы

Методология доказательной медицины. Принципы фармакотерапии заболеваний человека с позиции доказательной медицины

Распространенные и клинически значимые неблагоприятные побочные реакции при применении лекарственных средств из различных фармакологических групп

Клинические, лабораторные и инструментальные методы оценки эффективности и безопасности лекарственных средств, необходимая кратность их применения

Принципы коррекции и профилактики неблагоприятных побочных реакций при применении лекарственных средств из различных фармакологических групп

Другие характеристики Коммуникативные навыки

Навыки рабочих взаимоотношений с коллегами

Соблюдение морально-этических норм и правил в работе, сохранение врачебной тайны

Следование требованиям должностной инструкции

Пример - Профессиональный стандарт клинического фармаколога

Профессиональный стандарт клинического фармаколога включает следующие трудовые функции:

  1. Консультирование и курирование пациентов с неэффективностью лекарственной терапии, с серьезными или непредвиденными или неблагоприятными побочными реакциями при планировании применения и применении лекарственных средств или с высоким риском их развития (А/01.8)
  2. Консультирование беременных или кормящих женщин, у которых планируется проведение лекарственной терапии или она уже проводится, когда высок риск негативного воздействия на пациентку, плод или новорожденного А/02.8
  3. Консультирование и курирование пациентов с передозировкой лекарственными средствами А/03.8
  4. Консультирование пациентов с полипрагмазией (необоснованным назначением большого количества лекарственных средств), курирование пациентов которым вынужденно назначаются нерациональные и потенциально опасные комбинации лекарственных средств А/04.8
  5. Консультирование пациентов, которым планируется назначение антимикробных лекарственных средств резерва. А/05.8
  6. Консультирование пациентов с нарушениями функции печени или почек, которым планируется или назначаются лекарственные средства, элиминирующиеся соответствующими органами А/06.8
  7. Консультирование пациентов, которым предполагается вынужденное назначение или применяются лекарственные средства с нарушением инструкции по медицинскому применению (off-label, «вне инструкции») А/07.8
  8. Консультирование пациентов, которым показаны или проведены фармакогенетическое тестирование или терапевтический лекарственный мониторинг и контроль за своевременностью его проведения А/08.8
  9. Участие в проведении микробиологического мониторинга с целью выявления резистентных штаммов микроорганизмов, разработке паспорта резистентности, подготовке ограничительных списков антимикробных препаратов и корректировке панелей для антибиотикограмм. А/09.8
  10. Ведение учетно-отчетной медицинской документации А/10.8
  11. Участие в работе врачебных комиссий, касающихся применения лекарственных средств у пациентов; клинико-экспертных комиссий, А/11.8
  12. Организация работы и курирование функционирования формулярной комиссии / комитета. А/12.8
  13. Участие в организации работы и функционирования комиссий / комитетов по этике научных исследований А/13.8
  14. Участие в составлении заявок на закупки лекарственных средств медицинской организации А/14.8
  15. Организация мониторинга безопасности и не эффективности при применении лекарственных средств (фармаконадзор) А/15.8
  16. Определение необходимости и проведение фармакоэпидемиологического и фармакоэкономического анализов, в медицинской организации с целью оптимизации объемов и структуры потребления лекарственных средств А/16.8
  17. Проведение выборочного клинико-фармакологического аудита (экспертная оценка качества фармакотерапии) историй болезни и амбулаторных карт пациентов А/17.8
  18. Организация внедрения информационных технологий с целью оптимизации применения лекарственных средств, контроля их эффективности и безопасности в медицинской организации А/18.8
  19. Участие в организации и проведении школ для пациентов по вопросам рационального использования и правил приема лекарственных средств А/19.8
  20. Организация поиска и анализ исследований эффективности и безопасности лекарственных средств и обеспечение объективной независимой достоверной информацией о доказанных эффектах лекарственных средств (пользе и вреде) профессионального сообщества здравоохранения и населения в целом А/20.8
  21. Организация и проведение клинических исследований лекарственных средств и изделий медицинского назначения. А/21.8
  22. Оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме А/22.8

Функциональная карта стандарта

Разработка функциональной карты начинается с формулировки основной цели области профессиональной деятельности. Основная цель описывается по следующей схеме: глагол в неопределенной форме – объект действия – область осуществления деятельности (направленность действия) или конечный потребитель.

Например
Организовать совместную деятельность сетевых участников, направленную на создание коллективного документа, артефакта или решения

После описания основной цели следует ее поэтапная конкретизация. На первом этапе осуществляется описание видов трудовой деятельности, объединенных общим назначением и охватывающих интегрированную группу функций.

Например

На следующем этапе происходит вычленение конкретных функций из обобщенных видов трудовой деятельности, т.е. каждый вид трудовой деятельности далее подразделяется на набор составляющих ее трудовых функций. Каждая конкретная функция должна представлять собой отдельный законченный элемент трудовой деятельности, требующий собственных методов, материалов, оборудования и процессов.