Тенденции развития международного образования 2025/Занятие 1
Занятие 1 Введение. Образовательные тренды и циклы Гартнера
| Description | |
|---|---|
| Soft skills (тренд) | Soft skills, или мягкие навыки – это способности обучающегося к творчеству, эффективной коммуникации, критическому мышлению и совместной деятельности.
Термин Soft Skills («гибкие» или «мягкие» навыки) – один из трендов в современном образовании. Свою историю термин берет из военного дела. В 1959 году армия США начала подготовку солдат по новой системе, в ходе которой исследователи выяснили, что для человека важны не только его профессиональные умения, но и личные качества, которые не поддаются плановым тренировкам. Так военных стали подразделять на «hard skills» – людей, работающих преимущественно с техникой, и «soft skills» – тех, кто умел взаимодействовать с командой, проявлять лидерство и принимать решения в стрессовой ситуации. Настоящий прорыв в популяризации концепции совершил доктор Пол Грин из НАСА. В 1972 году он опубликовал отчёт по заказу агентства, которому требовалось определить, какие навыки критически важны для высокопрофессиональных инженеров и учёных в космических программах. Исследование выявило парадокс: успех проекта на 85% зависит от личных качеств сотрудников (умения общаться, работать в команде, творчески решать проблемы) и лишь на 15% – от их технических знаний. Этот вывод стал сенсационным и начал проникать в иные сферы деятельности. В 1980-1990 г soft skills становится модным бизнес-трендом. Крупные компании (например, IBM, Motorola) начали внедрять внутренние тренинги по коммуникациям, тайм-менеджменту и лидерству. Использование термина soft skills в системе образования получает свое распространение в мире с 2000-х годов. Работодатели по всему миру начали массово жаловаться на разрыв навыков: выпускники приходили с дипломами, но не могли работать в команде, мыслить критически и брать на себя ответственность. С внедрением цифровых технологий и автоматизацией стало очевидно, что рутинные технические операции (hard skills) легче автоматизировать. А «человеческие» навыки soft skills оказались ключом к будущей устойчивости на рынке труда. Основные технологии тренда soft skills: работа в командах, модель обучения через деятельность, проектная и исследовательская деятельность, социальные практики, внедрение элементов SEL (Social-Emotional Learning – социально-эмоциональное обучение), создание междисциплинарных проектов, case-study, стартап-студий, развитие студенческого самоуправления, курсов по эмоциональному интеллекту и критическому мышлению, активное использование геймификации, симуляций, образовательных игр и обратной связи 360°, где оценивается не только результат, но и процесс взаимодействия. Таким образом, тренд Soft Skills – это история осознания того, что техническая компетентность необходима, но недостаточна для успеха в сложном, взаимосвязанном мире. |
| Геймификация (тренд) | Геймификация - тенценция (тренд) современного образования, направленная на использование эвристических средств (рейтинги, бейджи, лидерборды) повышения мотивации к деятельности. |
| Гибридное обучение (тренд) | Тренд на гибридизацию обучения позволяет использовать ресурсы онлайн образования в очном формате взаимодействия учителя с учениками.
Однако официальная терминология для его описания приняла свой нынешний вид только в конце 1990-х годов. Одно из самых ранних употреблений термина «смешанное обучение» встречается в пресс-релизе 1999 года, в котором образовательный бизнес из Атланты объявил о смене названия на EPIC Learning. В России разработкой системы гибридного обучения занимался, например, Томский государственный университет (ТГУ). По инициативе вуза создали платформу «Актру», которая объединяет всё оборудование университета в единую систему и позволяет одновременно обучать до 7000 человек: 2500 очно и 4500 онлайн. Успехи в области гибридного обучения принадлежат разным учебным заведениям, среди них: В Уральском федеральном университете оборудовали более 30 аудиторий под гибридный формат. Его активно используют для старшекурсников и магистрантов, проводят лекции, практические занятия, консультации и даже защиты дипломных работ. Термин «смешанное (гибридное) обучение» начал особенно широко применяться после опубликованной в 2006 году книги «Справочник смешанного обучения». |
| Иммерсивное обучение (тренд) | Имерсивное обучение - это образовательная тенденция, предполагающая использование виртуальной и дополненной реальности для погружения в содержание образования. |
| Компетентностный подход (тренд) | Компетентностный подход - тенденция в образовании, связанная с обучением конкретным навыкам, уровень освоения которых может быть проверен в деятельности.
Авторами являются: 1. Роберт Блох (Robert Bloch).Работал в области профессионального образования, ранние исследования по формированию компетенций. 2. Дмитрий Романовский. Известен в отечественной педагогике и профессиональном образовании как исследователь компетентностного подхода. 3. Питер Фердинанд Дракер. Один из основателей современного менеджмента, активно писал о компетенциях, развитии навыков и управлении знаниями. |
| Микрообучение (тренд) | Микрообучение - это образовательный тренд, основанный на атомизации дидактических единиц, входящих в дистанционные учебные курсы. |
| Персонализация (тренд) | Современное образование переживает стремительные изменения благодаря внедрению цифровых технологий и искусственного интеллекта (ИИ). Одной из ключевых тенденций является персонализация учебного процесса, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ученика. Персонализированное обучение позволяет учитывать особенности восприятия материала, темп усвоения знаний и предпочтения учащихся, обеспечивая таким образом эффективное развитие компетенций и способностей.
Искусственный интеллект играет важную роль в реализации концепции персонализированного обучения. Алгоритмы машинного обучения позволяют анализировать большие объемы данных о поведении учеников, выявлять закономерности и формировать индивидуальные траектории развития. Например, системы рекомендаций предлагают учащимся задания и материалы, соответствующие уровню их подготовки и интересам. Это способствует повышению мотивации и вовлеченности школьников, а также улучшению результатов обучения. Конференция «Современная цифровая дидактика» 2025 года, проходившая в Москве, была посвящена инновационным решениям в образовательной сфере, в частности вопросам интеграции ИИ и больших данных в образовательный процесс. Сегодняшняя практика показывает, что ИИ используется в МЭШ для анализа учебных достижений студентов, формирования индивидуального подхода и повышения эффективности уроков. Однако несмотря на достигнутые успехи, работа над совершенствованием модели продолжается. Учителя и разработчики постоянно стремятся повысить качество услуг, оптимизировать взаимодействие преподавателей и учеников, расширяя возможности персонального сопровождения детей на протяжении всего периода обучения. Авторы, которые внесли вклад в идею персонализации обучения: Жан-Жак Руссо (философ), Джон Дьюи (философ и педагог), А.Г. Асмолов (психолог), Кэрол Энн Томлинсон (профессор педагогики). |
| Формирующее оценивание (тренд) | Формирующее оценивание (формативное оценивание) — это процесс регулярной оценки учебных достижений учащихся с целью предоставления обратной связи учителю и ученикам, направленной на улучшение учебного процесса и повышение качества усвоения материала.
Термин «формирующее оценивание» в педагогике впервые был предложен в 1967 году Майклом Скривеном в работе «Методология оценивания». Основные характеристики формирующего оценивания: Регулярность: проводится постоянно в течение всего периода обучения. Диагностичность: позволяет выявить пробелы в знаниях и понимании учащимися изучаемого материала. Обратная связь: учитель получает информацию о ходе обучения, а ученики получают рекомендации по улучшению результатов. Активизация мотивации: учащиеся осознают прогресс своего развития и понимают, над какими аспектами стоит поработать дополнительно. Методы формативного оценивания: Вопросы и опросы: устные или письменные проверки знаний. Самостоятельные задания: небольшие проверочные тесты, проекты, доклады. Наблюдение учителя: оценка активности учеников на уроках, участие в дискуссиях. Рефлексия учащихся: самооценка учениками своей успеваемости и прогресса. Таким образом, формирующее оценивание способствует развитию осознанного подхода к обучению, повышает мотивацию и улучшает качество образовательного процесса. |
| Цифровой помощник (тренд) | Цифровой помощник - это программа (агент), которая выполняет определенные функции, что упрощает выполнение различных операций, от простых (набор номера по телефону) до сложных, например, ведение диалога с пользователем на естественном языке. |
