Субъектность продуктивная

Материал из Поле цифровой дидактики


Описание Субъектность продуктивная. Развитие субъектности непосредственно связано с участием в продуктивной деятельности, поскольку именно через участие в продуктивной деятельности люди могут проявить собственную субъектность. Авторы концепции продуктивной субъектности отмечают значение создания продуктов, доступных для обсуждения и критики другими субъектами образования
Область знаний NetSci, Информатика, Социология, Инженерия
Авторы Schwarts, Паперт
Поясняющее видео
Близкие понятия Субъектность, Конструкционизм, Продукт деятельности
Среды и средства для освоения понятия Scratch, Snap!, StarLogo Nova

Положение о субъектности деятельности и развитии субъектности в ходе деятельности, тесно связано с положением о продуктивности деятельности. Так, Д. Шварц в работе о продуктивной субъектности напрямую связывает развитие субъектности и мотивацию к совместным действиям с участием в продуктивной деятельности, поскольку именно через участие в продуктивной деятельности люди могут проявить собственную субъектность. По мнению Д. Шварца, высокий уровень субъектности характерен для студентоцентрированного, демократического обучения, когда учащиеся вовлечены в активную созидательную деятельность и сами контролируют эту деятельность. Низкий уровень субъектности характерен для авторитарного процесса обучения, в центре которого находится учитель, а ученики пассивно наблюдают и воспроизводят программируемые учителем действия. Необходимо отметить, что авторы концепции продуктивной субъектности отмечают значение создания продуктов, доступных для обсуждения и критики другими субъектами образования, что сближает эту концепцию с идеями конструкционизма С. Пейперта и его последователей.

Создание (Making) включает в себя производство поделок, таких как сады, произведения искусства и компьютерные программы. Этот процесс мотивирует, приносит практические знания и может привести к устойчивому интересу. Умение создавать вещи полезно и приносит удовлетворение. Дейл Догерти, основатель журнала Make, утверждает: «Движение создателей возникло отчасти из-за потребности людей активно взаимодействовать с объектами, превращая их в нечто большее, чем просто потребителей». Создание начинается с производства, а не с потребления. Люди создают множество вещей; например, пивоварение — отличный пример.

Карл Маркс писал о двух великих силах, которые составляют личность. Одна из них — присвоение: мы становимся теми, кто мы есть, принимая идеи и артефакты окружающих. Вторая — производство. Вместе с Аристотелем он рассматривал людей как строителей по своей природе. Мы стремимся производить и создавать себя в мире, будь то через идеи или продукты. Таким образом, мы можем внести свой вклад в социальную матрицу, и другие могут присваивать наши идеи. Маркс не выступал за государство благосостояния, где люди имели бы доступ только к присвоению; он выступал за продуктивное государство, где люди могли бы вносить свой вклад и оставлять след в мире. Для Маркса критическим политическим вопросом всегда было то, кто владеет средствами производства, что странным образом согласуется с аргументами в пользу классов, ориентированных на студентов. Создание как метод обучения — этот подход подчеркивает активное участие учащихся в процессе обучения через создание продуктов или артефактов. Это не только способствует развитию практических навыков и знаний, но и формирует устойчивый интерес к обучению.


  1. Engeström J. Why some social network services work and others don’t — Or: the case for object-centered sociality // Zengestrom. 2005.
  2. Illich I. Tools for Conviviality / I. Illich, Marion Boyars, 1990. 110 c.
  3. Schwartz D.L. The productive agency that drives collaborative learning NY: Elsevier Science/Permagon, 1999. 197–218 с.