Пиаже
Описание человека | Жан Вильям Фриц Пиаже́ — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания — генетическую эпистемологию. |
---|---|
Область знаний | Педагогика, Психология |
Год рождения | 1896 |
Год смерти | 1980 |
Веб-сайт | |
Видео запись | |
Кто оказал влияние (учителя) | Бине |
На кого оказал влияние (ученики) | Пейперт, Резник, Гарднер |
Среды и средства, на которые повлиял |
- Пиаже упоминается в свойствах следующих страниц
Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет, когда опубликовал в 1907 году небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей.
После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль, директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.
Развитие психики происходит в процессе социализации. Опыт сохраняется в виде схем действия. В определенный момент развития ребёнка схемы действия превращаются в операции. В своей теории Пиаже описывает интеллект как систему операций.
Операции представляют собой интериоризированные умственные действия, скоординированные в систему с другими действиями и обладающие свойствами обратимости, которые обеспечивают сохранение основных свойств объекта.
Пиаже описывает интеллектуальное развитие в виде различных группировок, аналогичных математическим группам. Группировка — закрытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в целое, подчиняются 5 критериям:
- Комбинативность: А + В = С
- Обратимость: С — В = А
- Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С)
- Общая операция идентичность: А — А = 0
- Тавтология: А + А = А.