Организационная метафора
| Описание модели | [[Description::Организационная метафора
Известный ученый-лингвист А.А. Потебня утверждал, что для понимания смысла метафор необходимо «гармоничное» настроение участников коммуникации, которое подразумевает общность их восприятия. Общность восприятия дает объяснение моменту понимания метафоры и происходящему «обмену мыслями» между говорящим и слушающим. Этот психологический акцент важен в исследованиях функционирования метафорической модели при коммуникации. В XX в. теория метафоры получила дальнейшее развитие и воплощение в исследованиях различных направлений. С возникновением структурносемантической теории языка, с появлением лингвистической прагматики и теоретических основ структурализма языковые теории обнаруживают актуальность проблем метафоры. В этот период традиционная точка зрения, в соответствии с которой метафора трактовалась с помощью сравнения, подвергается серьезной критике. Аналитическое направление в изучении метафоры отражено в работах Б. Рассела (1912), Л. Витгенштейна (1921), А. Айера (1936) и Д. Дэвидсона (1978). Д. Дэвидсон, представитель аналитической философии переносит семантическую теорию истины для формализованных языков на естественный язык. Он разработал понятие метафоры как стандартного обозначающего выражения, имеющего истинное значение. Поворот к формам обыденного языка, обычного словоупотребления вносит прагматический смысл в понимании метафоры. Так, Д. Дэвидсон и Дж. Серль (1979) при исследовании метафоры выражают противоположные взгляды, которые сформировали прагматический аспект изучения метафорического смысла как результата соотношений конкретных значений. Момент соотношений конкретных значений усматривается в «работе» метафорической модели. X. Ортега-и-Гассет (1966) считает метафору единственным способом определения абстрактных понятий. Исследователь утверждает, поскольку не все объекты доступны мышлению и не обо всем можно составить четкое представление, то сознание человека вынуждено обращаться к доступным объектам как отправной точке, с опорой на понятия о более сложных объектах. Х. Ортега-и-Гассет называет метафору «основным ментальным инструментом» [Ortega-y-Gasset 1966: 390-391]. По образному определению исследователя, метафора является орудием мышления и формой научной мысли, которые подобно винтовке или удочке помогают попасть в труднодоступную цель. Абстрактное понятие трудно назвать и соответственно, трудно представить – мысль не может его уловить. Метафора служит одновременно и «именованию», и мышлению. Истоки языковой метафоры в особенностях человеческого сознания и мировосприятия, в закономерностях возникновения образов и понятий. Представленный обзор воззрений на метафору позволяет заключить, что они являются семантическими, поскольку в них метафора трактуется на основе семантического отношения между первичным и вторичным объектами метафорической модели. При описании метафорообразования в данных исследованиях акцент ставился на значении. Образование метафоры в соответствии с семантической точкой зрения предполагает изменение значения исходного выражения. При этом утверждается, что одно и то же выражение может иметь два вида значения – буквальное и метафорическое, проявляющиеся в конкретных случаях употребления этого выражения. Данная точка зрения восходит к концепции А. Ричардса (1950). Обратимся к описанию концепций исследователей семантического направления с целью выявления теоретических основ понятия метафорического моделирования. Одно из проявлений тезиса о когнитивной функции метафоры — это предположение о том, что метафора влияет на процесс принятия решений. Согласно современным представлениям, процесс принятия решений включает следующие основные этапы: 1) осознание проблемной ситуации; 2) выявление альтернатив разрешения проблемной ситуации; 3) оценка альтернатив; 4) выбор альтернативы (собственно принятие решения). Метафора так или иначе может влиять на любой из этапов принятия решений, но она особенно важна при формировании множества альтернатив разрешения проблемной ситуации. Несколько огрубляя, можно сказать, что человек видит только те альтернативы, которые совместимы с данной метафорой и которые она высвечивает в ситуации коммуникативного взаимодействия]] |
|---|---|
| Область знаний | Педагогика, Психология, Лингвистика |
| Веб-страница - ссылка на модель | |
| Видео запись | https://ya.ru/video/preview/18263547732706630478 |
| Разработчики | |
| Среды и средства, в которых реализована модель | |
| Диаграмма модели | |
| Описание полей данных, которые модель порождает | |
| Модель создана студентами? | Да |
