Таксономия Толлингеровой

Материал из Поле цифровой дидактики
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)


Описание Таксономия учебных задач Даны Толлингеровой, которая, опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения
Область знаний Информатика, Педагогика, Психология
Авторы Толлингерова
Поясняющее видео
Близкие понятия Таксономия, Таксономия Блума, Таксономия учебных задач
Среды и средства для освоения понятия

Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:

  1. Задачи по узнаванию
  2. Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий
  3. Задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил
  4. Задачи по воспроизведению больших текстовых блоков, стихов, таблиц, и т.п.

Задачи, требующие простых мыслительных операций:

  1. Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т.п.)
  2. Задачи по перечислению и описанию фактов
  3. Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий
  4. Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез)
  5. Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение)
  6. Задачи по распределению (категоризация и классификация)
  7. Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.)
  8. Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению
  9. Решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.)

Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:

  1. Задачи по переносу (трансляция, трансформация)
  2. Задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование)
  3. Задачи по индукции
  4. Задачи по дедукции
  5. Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации)
  6. Задачи по оценке

Задачи, требующие сообщения данных:

  1. Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.
  2. Задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов
  3. Самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты

Задачи, требующие творческого мышления:

  1. Задачи по практическому приложению
  2. Решение проблемных задач и ситуаций
  3. Постановка вопросов и формулировка задач и заданий
  4. Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе)
  5. Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на рациональной основе).

Литература

  • Толлингерова Д. К психологической теории учебных задач // Социалистическая школа. 1976/77. № 4. С. 156-160.
  • Толлингерова Д., Голоушова Д. Составление учебных задач заданной когнитивной требовательности как одно из основных коммуникативных умений учителей // Психология проектирования умственного развития детей. М.: Роспедагентство, 1994. С. 25-35.