Thinking Like a Tree
Описание книги | Thinking Like a Tree (and Other Forms of Ecological Thinking ) В дождливых лесах Коста-Рики есть необычный тип дерева, известный как шагающее (walking) дерево. Оно довольно странно выглядит. Как будто кто-то вытащил дерево на метр из под земли и так и оставил с торчащими во все стороны корнями. Согласно справочникам по дождливым лесам шагающее дерево действительно меняет свое местоположение, хотя и делает это очень медленно. Его корни действуют как оценивающая система, нацеленная на поиск наилучшей почвы для дерева. Если почва с северной стороны дерева лучше, то корни с этой стороны врастают глубже и становятся крепче. Если почва с южной стороны беднее, то корни с этой стороны остаются поверхностными и слабыми. По мере того, как корни с северной стороны углубляются в почву, все дерево постепенно перемещается на север, протягивая свои корни в этом направлении. По мере того, как дерево двигается, у него появляются новые корни, некоторые из них протягиваются еще дальше на север. Если они находят там еще лучшую почву, то дерево еще немножко сдвигается на север. Или, если почва лучше на востоке, дерево сдвигается на восток. Мы можем сказать, что дерево следует стратегии TREE - T- test - пробуй, R - randomly - случайно, E-evaluate - оценивай (определяй, какие из корней нашли лучшую почву), E-elect - выбирай (направление, куда будем двигаться). Конечно, шагающее дерево в действительности не выбирает и не принимает решение, куда двигаться. Но, этот способ размышления о дереве, следующем определенной стратегии поведения, может оказаться полезным. |
---|---|
Область знаний | Биология, Информатика, Образование |
Год издания | |
Веб-сайт где можно прочитать книгу или статью | http://www.uic.unn.ru/pustyn/cgi-bin/htconvert.cgi?EcologicalThinking.txt |
Видео запись | |
Авторы | Резник |
Среды и средства, на которые повлияла книга | NetLogo, StarLogo Nova, Flocking (model) |
Хотя экологические стратегии ассоциируются с миром природы, они приложимы к очень широкому кругу математических задач, координации систем. В сороковые и пятидесятые годы в области кибернетики экологические стратегии были использованы для анализа различных экологических, научных, общественных и технологических проблем. Эта область привлекала антропологов, инженеров, биологов и тех, кто хотел расширить свое сотрудничество с другими науками. Кибернетика никогда не развивалась как одно ведущее направление, но всегда включала новые направления. Иногда интерес к новым инициативам в этой области связывают с реакцией против Ньютоновской физики, которая господствовала в науке на протяжении трехсот лет и согласно которой Вселенная напоминала часовой механизм. Сегодня многие ученые склонны рассматривать вселенную скорее как экологическую систему. Идеи экологии, этнологии, эволюции проникают через границы различных дисциплин и воздействуют на экономику, инженерию и антропологию.
Не смотря на растущий интерес в научном сообществе, экологические стратегии не находят отражения в курсе школьного образования. Очень редко экологически стратегии используются даже на уроках биологии для объяснения таких биологических феноменов как стайные перелеты птиц и еще более редко на уроках, которые не связаны с биологией.
Хотя образовательная реформа и обратила внимание на важность обучения "решению проблем", экологические идеи крайне редко используются как основа для экологического подхода к решению проблем. Некоторые работы "системного мышления" используют экологические стратегии, но очень не многие школы включают эти стратегии в свой курс.
Частично эта проблема связана с тем, что людям свойственен централизованный подход, предполагающий центральное и единственное решение и объяснение. Когда люди видят стаю птиц, они предполагают, что летящая впереди птица является вожаком. Когда люди создают новую организацию, то они предполагают, что должен быть иерархический контроль. Людям так же свойственно противиться стратегиям и объяснениям, в основании которых лежит вероятностные рассуждения. Применение экологических стратегий в обучении предполагает не только изменения учебных планов, но и изменения в сознании учителей, студентов и разработчиков учебных курсов. Для того, чтобы помочь людям стать "экологическими мыслителями" необходимы новые подходы.