Технология эвристического образования (А.В. Хуторской): различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
(Новая страница: «{{EducationalTechnology |Description=Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников |Affective_tasks=передать способ...»)
 
Строка 1: Строка 1:
{{EducationalTechnology
{{EducationalTechnology
|Description=Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников
|Description=Ключевой технологический элемент обучения - эвристическая образовательная ситуация - ситуация активизирующего незнания, целью которой является рождение учениками
|Affective_tasks=передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, создание произведений прикладного искусства и др.
личного образовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы, версии, схемы, текста).
|Specific_Ed_Content=по алгоритму
|Affective_tasks=рождение учениками личного образовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы, версии, схемы, текста).
|Environment=Основные элементы технологии - методические приемы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция
|Specific_Ed_Content=любой элемент изучаемой темы может быть выражен в форме открытого задания
|Didactic_conditions=В его эксперименте первоепогружение по математике в 9-м классе шло шесть дней (сразу после каждой пары часов разрядка – музыка, хореография, физкультура), и за 32 часа был пройден курс всего учебного года. Второепогружение состоялось во второй четверти, спустя полтора месяца после первого, третье– через три месяца после второго, в начале марта, четвёртое– всередине апреля. Они длились от четырех до семи дней, но «океан знаний, в который погружался класс, был уже не чужим, не страшным».
|Environment=Рефлексия
|similar_concepts=Индукция, Социализация, Социоконструкция, Афиширование, Разрыв, Рефлексия
|Didactic_conditions=Основной критерий оценки - личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения.
|launch year=20 век
|similar_concepts=Рефлексия
|Website=https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1716985399&tld=ru&lang=ru&name=g-selevko_ehnciklopedija_obrazovatelnykh_tekhnolog.pdf&text=Селевко%20Технология%20мастерских&url=https%3A%2F%2Fddtks.ru%2Ffiles%2Fdocuments%2Fmetod%2Fg-selevko_ehnciklopedija_obrazovatelnykh_tekhnolog.pdf&lr=20243&mime=pdf&l10n=ru&sign=3828ec19230400384df0c8fb6f87f644&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1716985399%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Dg-selevko_ehnciklopedija_obrazovatelnykh_tekhnolog.pdf%26text%3D%25D0%25A1%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25BA%25D0%25BE%2B%25D0%25A2%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D1%2585%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fddtks.ru%2Ffiles%2Fdocuments%2Fmetod%2Fg-selevko_ehnciklopedija_obrazovatelnykh_tekhnolog.pdf%26lr%3D20243%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D3828ec19230400384df0c8fb6f87f644%26keyno%3D0%26nosw%3D1
|launch year=90-е
|Website=https://studfile.net/preview/6175519/page:39/
|ОсновныеИсточникиОбразовательнойТехнологии=Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий
|ОсновныеИсточникиОбразовательнойТехнологии=Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий
|Sourses=https://studfile.net/preview/6175519/page:39/
|Sourses=https://ru.wikipedia.org/wiki/Хуторской,_Андрей_Викторович
}}
}}
Методика эвристического обучения основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных «правильных» ответов. Практически любой элемент изучаемой темы может быть выражен в форме открытого задания, например: предложите версию происхождения алфавита, объясните графическую форму цифр, сочините пословицу, сформулируйте грамматическое правило, составьте сборник своих задач, установите происхождение объекта, исследуйте явление и т.п.
1. !!!!Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальны, многообразны и различны по степени творческого самовыражения.
2. Лишь после того, как он создает собственные понимания, версии и другие начальные продукты познания, ему предлагается знакомиться с достижениями человечества по данным проблемам.
3. И даже здесь ученик не просто усваивает готовые знания, а сопоставляет их с результатами своего опыта, продолжая образовательную деятельность в диалоге и полилоге с различными культурно-историческими позициями, авторами которых являются великие ученые и деятели
Система эвристических форм занятий: уроки целеполагания, эвристические беседы, уроки составления задач, конструирования
понятий, символотворчества, изобретательства, метапредметные уроки, деловые игры, эвристические лекции и семинары, конференции, защиты творческих работ, рефлексивные занятия. Концентрированным выражением креативных форм обучения являются эвристические
погружения, научные и творческие недели, эвристические олимпиады и проекты.
Педагогическим инструментарием учителя служат эвристические методы обучения: методы эмпатии, гипотез, нормотворчества, символического и образного видения, взаимообучения и самооценки, конструирования понятий, прогнозирования, гиперболизации, инверсии,
«мозгового штурма» и др.
Основной критерий оценки - личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения.

Версия 17:00, 29 мая 2024


5.00
(4 голоса)
Аннотация Ключевой технологический элемент обучения - эвристическая образовательная ситуация - ситуация активизирующего незнания, целью которой является рождение учениками

личного образовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы, версии, схемы, текста).

Цель технологии рождение учениками личного образовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы, версии, схемы, текста).
Специфика работы с содержанием обучения любой элемент изучаемой темы может быть выражен в форме открытого задания
Методы, приемы, средства обучения Рефлексия
Дидактические приемы обучения Основной критерий оценки - личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения.
Важные для технологии понятия (если есть) Рефлексия
Год создания технологии (если есть) 90-е«90-е» содержит посторонний дефис или другой символ, не допустимый в дате.
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии https://studfile.net/preview/6175519/page:39/
Основные источники Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий
Дополнительные источники https://ru.wikipedia.org/wiki/Хуторской,_Андрей_Викторович

Форма оценивания образовательной технологий

Методика эвристического обучения основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных «правильных» ответов. Практически любой элемент изучаемой темы может быть выражен в форме открытого задания, например: предложите версию происхождения алфавита, объясните графическую форму цифр, сочините пословицу, сформулируйте грамматическое правило, составьте сборник своих задач, установите происхождение объекта, исследуйте явление и т.п. 1. !!!!Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальны, многообразны и различны по степени творческого самовыражения. 2. Лишь после того, как он создает собственные понимания, версии и другие начальные продукты познания, ему предлагается знакомиться с достижениями человечества по данным проблемам. 3. И даже здесь ученик не просто усваивает готовые знания, а сопоставляет их с результатами своего опыта, продолжая образовательную деятельность в диалоге и полилоге с различными культурно-историческими позициями, авторами которых являются великие ученые и деятели

Система эвристических форм занятий: уроки целеполагания, эвристические беседы, уроки составления задач, конструирования понятий, символотворчества, изобретательства, метапредметные уроки, деловые игры, эвристические лекции и семинары, конференции, защиты творческих работ, рефлексивные занятия. Концентрированным выражением креативных форм обучения являются эвристические погружения, научные и творческие недели, эвристические олимпиады и проекты.

Педагогическим инструментарием учителя служат эвристические методы обучения: методы эмпатии, гипотез, нормотворчества, символического и образного видения, взаимообучения и самооценки, конструирования понятий, прогнозирования, гиперболизации, инверсии, «мозгового штурма» и др.

Основной критерий оценки - личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения.