Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)
Аннотация | Ключевой технологический элемент обучения - эвристическая образовательная ситуация - ситуация активизирующего незнания, целью которой является рождение учениками
личного образовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы, версии, схемы, текста). |
---|---|
Цель технологии | рождение учениками личного образовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы, версии, схемы, текста). |
Специфика работы с содержанием обучения | любой элемент изучаемой темы может быть выражен в форме открытого задания |
Методы, приемы, средства обучения | Рефлексия |
Дидактические приемы обучения | Основной критерий оценки - личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения. |
Важные для технологии понятия (если есть) | Рефлексия |
Год создания технологии (если есть) | 90-е 20 век«90-е 20 век» содержит посторонний дефис или другой символ, не допустимый в дате. |
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии | https://studfile.net/preview/6175519/page:39/ |
Основные источники | Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий |
Дополнительные источники | https://ru.wikipedia.org/wiki/Хуторской,_Андрей_Викторович |
Форма оценивания образовательной технологий
Методика эвристического обучения основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных «правильных» ответов. Практически любой элемент изучаемой темы может быть выражен в форме открытого задания, например: предложите версию происхождения алфавита, объясните графическую форму цифр, сочините пословицу, сформулируйте грамматическое правило, составьте сборник своих задач, установите происхождение объекта, исследуйте явление и т.п. 1. !!!!Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальны, многообразны и различны по степени творческого самовыражения. 2. Лишь после того, как он создает собственные понимания, версии и другие начальные продукты познания, ему предлагается знакомиться с достижениями человечества по данным проблемам. 3. И даже здесь ученик не просто усваивает готовые знания, а сопоставляет их с результатами своего опыта, продолжая образовательную деятельность в диалоге и полилоге с различными культурно-историческими позициями, авторами которых являются великие ученые и деятели
Система эвристических форм занятий: уроки целеполагания, эвристические беседы, уроки составления задач, конструирования понятий, символотворчества, изобретательства, метапредметные уроки, деловые игры, эвристические лекции и семинары, конференции, защиты творческих работ, рефлексивные занятия. Концентрированным выражением креативных форм обучения являются эвристические погружения, научные и творческие недели, эвристические олимпиады и проекты.
Педагогическим инструментарием учителя служат эвристические методы обучения: методы эмпатии, гипотез, нормотворчества, символического и образного видения, взаимообучения и самооценки, конструирования понятий, прогнозирования, гиперболизации, инверсии, «мозгового штурма» и др.
Основной критерий оценки - личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения.