Генеративный ИИ естественно-научного контента: различия между версиями

Материал из Поле цифровой дидактики
Строка 44: Строка 44:
[[Файл:Scheme01 GenAI.png]]
[[Файл:Scheme01 GenAI.png]]


== Экспериментальная настройка нейронной сети на генерацию заданий по естественно-научным дисциплинам ==
== Экспериментальная настройка нейронной сети на генерацию заданий по естественно-научным дисциплинам ==
 
# Представь себе, что ты учитель биологии для младших школьников. Придумай 5 вопросов с вариантами ответа к следующему тексту: <<ТЕКСТ>>
# Представь себе, что ты учитель биологии для младших школьников. Придумай 5 вопросов с открытым ответом к следующему тексту в квадратных скобках. Для каждого вопроса укажи правильный ответ. <<ТЕКСТ>>
# Представь себе, что ты учитель биологии для младших школьников. Придумай 5 тем для короткого эссе к следующему тексту в квадратных скобках. Для каждой темы перечисли список основных мыслей (по паре слов на каждую), которые должны быть отражены в ответе ученика.


== Экспериментальное использование методики обучения школьников, включающую генерацию заданий искусственным интеллектом, и доработка разработанных учебно-методических материалов ==
== Экспериментальное использование методики обучения школьников, включающую генерацию заданий искусственным интеллектом, и доработка разработанных учебно-методических материалов ==

Версия 13:42, 22 декабря 2023


Описание события Отчётный доклад про проекту Генеративный ИИ естественно-научного контента - «Приоритет - 2030»
Тип события Доклад
Начало 2023-12-22T14:15:40.000Z
Окончание 2023-12-22T14:30:40.000Z
color DarkOliveGreen
Адрес события
Видео запись события
Среды и средства, которые использовались в рамках события PlantUML
Формируемые в рамках события компетенции
Область знаний Искусственный интеллект, Большие данные
Местоположение 55° 48' 23.22" N, 37° 36' 58.04" E
Формат реализации
Карта
Идёт загрузка карты…


Разработка и исследование модели использование генеративного ИИ для формирования заданий по естественно-научным дисциплинам.

В рамках данного исследования ключевой является проблема создания, видоизменения и повторного использования заданий. Для изучения предложена последовательность действий:

  1. Сравнительный анализ таксономий учебных задач и определение типов учебных заданий, для генерации которых перспективно использовать ИИ
  2. Анализ кейсов использования генеративного ИИ
  3. Разработка модели использования генеративного ИИ для генерации заданий
  4. Экспериментальная настройка нейронной сети на генерацию заданий по естественно-научным дисциплинам.
  5. Экспериментальное использование методики обучения школьников, включающую генерацию заданий искусственным интеллектом, и доработка разработанных учебно-методических материалов


Сравнительный анализ таксономий учебных задач и определение типов учебных заданий, для генерации которых перспективно использовать ИИ

Среди многочисленных таксономий учебных задач выделяются два направления:

  1. В рамках первого направления исходной точкой служат свойства самих учебных задач. Показательным примером первого подхода могут служить работы Балла, Башмакова, Коноле и Пакета
  2. В рамках второго исходной точкой служат результаты обучения – знания и умения, которые должен освоить ученик в ходе решения учебных задач. Таксономия Блума — таксономия педагогических целей в познавательной сфере. Таксономия Толлингеровой
 Description
Таксономия ТоллингеровойТаксономия учебных задач Даны Толлингеровой, которая, опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, предложила таксономию учебных задач, разделенных на 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач по операционной структуре, то есть по операциям, необходимым для их выполнения

Анализ кейсов использования генеративного ИИ

Средства с AI поддержкой - Категория:DigitalTool

Это только пример, как можно из всех средств достать средства с поддержкой ИИ

{{#ask: [[Категория:DigitalTool]] [[Tool is made for::генерация контента]] [[AI::Да]] | ?Affordances }}

 Affordances
ABM ConstructorКонструктор используется возможности Semantic MediaWiki и языков агентного моделирования, что позволяет собирать учебные материалы на страницах курса, используя стандартный язык запросов SMW ask и языки блочного и текстового программирования - NetLogo, Snap!
ArtbreederСоздание лиц, пейзажей, картин и миров по заданным условиям. В качестве промптов используются последовательности текстов или изображений. Можно рычажками определять вклад того или иного параметра в картину
AudionotesМожно надиктовать текст и за счет ИИ система его поймет и переведет
ChatGPTГенерация текстов - рефераты, проекты, ВКР, диссертации. Система порождает тексты и ссылки, имитируя их правдоподобность
CraiyonПозволяет выбрать формат и генерируемого изображения. Например, фотография или рисунок.
DreamAIПри видоизменении готового изображения в промпте можно прописать - сделать старше, превратить в индейца и т.п.
Face generatorГенерация лиц несуществующих людей с указанием возраста, пола и расы.
GigaChatУмеет отвечать на вопросы, вести диалог, написать код, нарисовать картинку по запросу. И всё на русском языке
HumataНаписание статей, эссе. Правка и улучшение готовых документов
Hypotenuse AIГенерирование текстового контента по ключевым словам.
Kandinsky 2.1Возможность создавать изображения по их описанию. Можно указывать характеристики и стиль изображения. Например - цифровая живопись, студийная фотография, советский мультфильм
LangChainLangChain позволяет нам подключить большую языковую модель к нашим собственным источникам данных. Это выходит за рамки простой вставки фрагмента текста в интерфейс чата. Вместо этого мы можем ссылаться на всю базу данных, заполненную нашими собственными данными.
Merlin ChatGPT AppСводка блога с ИИ-чатботом: суммируйте любые длинные статьи или видеозаписи с Merlin ChatGPT. Установка расширения Merlin позволяет бесплатно задавать до 11 вопросов ChatGPT в день. Виджет расширения удобен и позволяет перенаправлять любой поисковый запрос из строки браузера к роботу от OpenAI буквально в один клик.
MidjourneyПользователи создают изображения, посылая команды боту в мессенджер Discord: вводят сообщение /imagine и после приглашения prompt вводят словесное описание желаемого изображения; после чего пользователю предлагается выбрать лучшее из четырёх сгенерированных программой изображений и получить изображение в высоком графическом разрешении.
OraСоздание виртуальных помощников по конкретным тематикам
PaperBrain
PapercupМожет использоваться для продвижения образовательного контента. Записали курс на русском - сгенерировали бразильскую версию, которая очень похожим по тембру голосом будет рассказывать курс на португальском.
PerplexityAIВ тексте, помимо ответа, ещё присутствуют сноски на источники из сети и выделены термины, нажав на которые получит их определение. В России может использоваться без VPN. Работает с запросами на русском языке и даёт ссылки на руссскоязычные источники
PoeИспользование нескольких нейросетей на выбор. Возможность создания собственного чат-бота и использовать чат-боты других участников.
RytrГенерация текстов на любые темы на 30 языках. Возможность выбирать стиль документа.
Spin Rewriter 13Spin Rewriter действительно прост в использовании, просто скопируйте и вставьте текст из вашего документа (или типа текста), который вы хотите прокрутить, в основной раздел приложения, затем нажмите “Переписать статью”, расположенную в правом нижнем углу экрана, и оно мгновенно создаст статью.
TutorAIСоздание модулей из готовых материалов
WolframAlphaОтдельный язык вычислительной науки, чтобы работать со знаниями - математика, физика, химия, computer science
YandexGPTРаботает с русским языком - голосом и текстом. Ищет информацию в Интернете.

Кейсы использования

 DescriptionPromptType of Content
Алиса придумай задания для школьниковАлиса предлагает пять заданий по программирования по теме "Оператор ветвления".Придумай пять задач по программированию по теме "Оператор ветвления".Текст
Напиши статью о понятии prompt и новой профессии учителя создателя промптов для создания учебных задачПрофессия учителя-создателя промптов: новый подход к обучениюPrompt >>> Напиши статью о понятии prompt и новой профессии учителя создателя промптов для создания учебных задачТекст
Переформулируй текст в вопросы к учебникуПереформулируй текст в вопросы к учебнику.ChatGPT: Ты учитель 5-го класса российской школы. Переформулируй текст {} в вопросы. Сделай 30 формулировок вопросов с ответами. Учитывай возраст детей. Perplexity: Переформулируй текст в форме 30 учебных задач на русском языкеТекст
Поиск виртуальных математических лабораторийПредоставление информации об используемых онлайн виртуальных математических лабораториях и ссылок на них для дальнейшего использования на занятиях по математикеПривести примеры онлайн виртуальных математических лабораторий со ссылками на нихТекст
Приведи примеры использования Graphviz на уроках химииКейс использования возможностей graphviz для представления связей. Визуализация молекул: с помощью Graphviz можно создавать диаграммы, которые показывают структуру молекул. Для этого можно использовать язык DOT, который позволяет задавать связи между атомами и их координаты в трехмерном пространстве.Как я могу использовать Graphviz на уроках химии?Код
Текст
Приведи примеры учебных задач по математике 5 классКейс генерации учебных задач для конкретного школьного класса.Приведи примеры учебных задач по математике 5 классТекст
Профессия учителя-создателя промптовОтвет ChatGPT на промпт >> Напиши статью о понятии prompt и новой профессии учителя создателя промптов для создания учебных задач>> Напиши статью о понятии prompt и новой профессии учителя создателя промптов для создания учебных задачТекст
Собери перечень информационных компетенцийКейс сбора компетенций, ожидаемых от школьников в области информационных технологий и искусственного интеллектаСоздать тему образовательных стандартов
List other then ISTE computational standards for school students in China
List other then ISTE computational standards for school students in Russia
Напиши 20 возможных образовательных стандартов в сфере Искусственного Интеллекта, которые будут актуальны в 2025 году
Что будет включать 3. Стандарты по созданию и использованию нейронных сетей?
Текст
Собери примеры образовательных сообществаПоручение генеративному агенту собрать описание и ссылки на существующие сетевые образовательные сообщества, в которых участники создают контент.Приведи 10 примеров сетевых сообществ UGC со ссылками на них

Приведи 10 примеров специализированных сетевых образовательных и научных сообществ UGC со ссылками на них.

Приведи 50 примеров специализированных сетевых образовательных UGC с созданием цифровых объектов различного типа со ссылками на эти сообщества и описанием сценариев деятельности.
Код
Создай 50 примеров задач по робототехнике для школьниковКейс генерации заданий по робототехникеСоздание темы Задачи по робототехнике
Приведи 50 примеров задач по робототехнике для школьников
Код
Текст
Создай аннотацию к учебному видеоСитуация, когда книга или автор представлены на учебной площадке, а для видео хотелось бы получить краткое содержаниеУстановленное расширение Merlin ChatGPT App само предлагает сделать аннотацию видеоТекст
Создай диаграмму классов для взаимодействия доктор - пациентДиаграммы классов используются для представления отношений и взаимодействий внутри систем различного типа. В данном кейсе рассматривается генерация отношений внутри системы медицинского центра.Создать ветвь MedCenter
Make ClassDiagram for Doctor Patient connection in MerMaid language
Напиши диаграмму классов для системы Врач - Пациент - Медкнижка
Напиши диаграмму классов для системы Врач - Пациент - Медкнижка на языке Mermaid
Код
Текст
Создай диаграммы взаимодействия внутри сетевых сообществПроцессы взаимодействия внутри сетевых сообществ информативнее представлять в виде UML диаграмм. Системы GenAI создают такие диаграммы на языках Mermaid GraphVizНапиши варианты использования сети Vkontakte и опиши их в форме use-case diagrams на языке MerMaidКод
Текст
Создай иллюстрации к рассказу по биологииКейс создания иллюстраций к рассказу о получении антибиотиков. В данном случае сравнивались различные системы генерации изображений по описаниюTwo scientist cultivate penicillin in their kitchen in 1930Изображение
Создай онтологию Computer ScienceПример, когда агент использует для представления информации различные способы - текстовое описание + код команд на языке Dot.
  • Ontology of Computer Science
  • Write Computer Science Ontology in GraphViz dot language
  • Write Computer Science Ontology in GraphViz dot language with as much programming languages as possible
Код
Схема
Текст
Создай онтологию цифровой грамотностиЗапрос на построение онтологии цифровой грамотности.
  • use graphviz dot language for representing digital literacy ontology
    • use the same approach for representing geographic literacy
Код
Текст
Создай определение цифровой географииКейс содержит несколько примеров сбора географических знаний и заданий в цифровой среде.Создание бота Digital Geography
Определи науку География
Собери определение цифровой географии
Какие средства используют географы
А какие задания можно давать ученикам, чтобы в ответах использовали формат format=map SMW вики-страницы
покажи пример ответа на вики странице mediawiki
встроить Координаты Sine Rise Hill, Side, Turkey в страницу MediaWiki Semantic MediaWiki, чтобы на странице появилась карта
а могу я для показа этих мест на карте использовать #display_map ?
Создай помощника для создания программ на языках блочного программированияБот ведёт себя как эксперт в программировании на блочных языках и создает примеры на Scratch 3.0the bot helps to create programs in block programming languages (Scratch, Snap! and other) and embed this programs to MediaWiki pages
Talk to me like an expert in block-based educational languages. Generate code example in Scratch language 3.0
How to use clones in Snap!
Расскажи про язык Карел. Команды языка не переводи на русский. Текст рассказа веди на русском
Код
Текст
Создай пояснение к понятию цифровая дидактикаПояснения к понятиям могут собираться при помощи поисковых и генеративных систем.Простой промпт >> Создай пояснение к понятию цифровая дидактикаТекст
Создай примеры вопросов по программированию на языках высокого уровняКейс генерации вопросов по программированиюСоздание темы Программирование на языках
Приведи 25 примеров вопросов по программированию на языках высокого уровня
Текст
Создай схемы алгоритмов для образовательных роботовКейс создания схем управления роботами на языках graphviz и mermaidСоздать тему схем управления роботами
Предложи схему алгоритма для робота-геолога. Представь эту схему на языке graphviz
Код
Создай управляющий алгоритм для роботаКейс создания управляющих алгоритмов для роботов на различных языкахСоздать тему
Предложи схему алгоритма для робота-геолога. Представь эту схему на языке mermaid
Создай алгоритм для робота-геолога на языке Oberon
Код
Текст
Создай учебные задачи на различных языках программированияГенератор учебных задач на различных языках программирования
  • Создание бота, которому предписывается в ответах использовать только примеры на конкретных языках.
    • Запрос на создание задач по конкретной тематике (Рекурсия)
Код
Текст
Создай формулы химических соединений и реакций для начального курса химииКейс создания бота, который помогает создавать формулы химический соединений и реакций для последующего их размещения на вики-страницах.Создание бота - Chemical reactions for SimpleMathJax MediaWiki extension
generate formulas of chemical reactions for SimpleMathJax MediaWiki extension
generate and explain 10 formulas for Elementary textbook in chemistry
Generate more complex formulas for organic chemistry
Код
Текст
Создать модули учебного курсаПо заданной теме система формируем содержание, разбитое по модулям. Имеет смысл только для того, чтобы оценить способы разбиения курса на разделы.Система запрашивает - какую тему хотите изучать и по ответу формирует структуру учебного курса.Текст
Создать онтологию географической грамотностиГенеративные системы по умолчанию хорошо воспроизводят онтологии различных областей знаний. В данном примере мы просим perplexity.ai описать онтологию географической грамотности
  • use graphviz dot language for representing digital literacy ontology
    • use the same approach for representing geographic literacy
Код
Текст

Разработка модели использования генеративного ИИ для генерации заданий

Scheme01 GenAI.png

Экспериментальная настройка нейронной сети на генерацию заданий по естественно-научным дисциплинам

  1. Представь себе, что ты учитель биологии для младших школьников. Придумай 5 вопросов с вариантами ответа к следующему тексту: <<ТЕКСТ>>
  2. Представь себе, что ты учитель биологии для младших школьников. Придумай 5 вопросов с открытым ответом к следующему тексту в квадратных скобках. Для каждого вопроса укажи правильный ответ. <<ТЕКСТ>>
  3. Представь себе, что ты учитель биологии для младших школьников. Придумай 5 тем для короткого эссе к следующему тексту в квадратных скобках. Для каждой темы перечисли список основных мыслей (по паре слов на каждую), которые должны быть отражены в ответе ученика.

Экспериментальное использование методики обучения школьников, включающую генерацию заданий искусственным интеллектом, и доработка разработанных учебно-методических материалов

Заключение

Все поставленные в проекте задачи были решены, и их решение позволило увидеть новые проблемы, которые возникают перед образованием ввиду того, что на поле цифровой и вычислительной дидактики всё более активно действует генеративный искусственный интеллект как новый актор образовательного процесса:

  1. Современные большие языковые модели способны генерировать простые текстовые задания в форме вопросов множественного выбора, вопросов с открытым ответом и тем для эссе. Вопросы множественного выбора на данный момент уже пригодны для использования. Учительской проверки и доработки на сегодняшний требуют дистракторы. Но, эта проблема уже поставлена перед генеративным ИИ и она в ближайшее время будет решена. Придумывание заданий и их правильных и ложных решений больше не является творческой задачей
  2. Эксперименты с использованием искусственно сгенерированных материалов школьными учителями показывают, что вокруг таких материалов могут и будут выстраиваться иерархические цепочки подобные тем, которые выстраивались в своё время вокруг других технологий - персональных компьютеров, Интернет-доступа, когда проводником к этим прорывным чудесам служил учитель информатики. В связи с этим мы можем рассматривать Gen AI при помощи давней рамки "1 ученик : 1 компьютер", в которой важным моментом было даже не то, что у каждого ученика должен быть свой компьютер, а то, что один и тот же компьютер используется учеником для своих учебных и повседневных задач и не возникает шизофренического разделения на компьютер для дома и учёбы. Мы ещё помним летние компьютерные лагеря, о которых Иллич бы написал, что заключённые там дети имею по два компьютера, но не обладают никакой субъектностью относительно того, как этими компьютерами пользоваться.
  3. Собранные кейсы использования GenAI показывают, что искусственный интеллект способен генерировать гораздо более сложные и интересные учебные материалы, которые будет интересны и востребованы учениками и будут использоваться ими в целях. которые школьное образование не рассматривает как приоритетные - создание учащимися видео-игр, музыкальных произведений и множества других артефактов, от которых профессоров отделяет ментальная пропасть. Существует реальная опасность формирования учительского и ученического GenAI.

Публикации по проекту

  1. Е.Д. Патаракин, В.В.Буров, Д.В. Сошников, МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ, СГЕНЕРИРОВАННЫХ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ, Материалы V Международной научной конференции «Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика», МГПУ 2023
  2. Yevgeny D. Patarakin, Vasily V. Burov, Dmitry V. Soshnikov, Experimental generation of educational tasks in natural science disciplines using artificial intelligence, Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Педагогика И Психология, 2023, Выпуск 17 (4), стр. 38 - 58
  3. Д.В. Сошников, Е.Д. Патаракин, В.В.Буров, Генерация учебных задач при помощи генеративных моделей, ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ материалы VII Международной научной конференции 2023, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Красноярск) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54778633
  4. Е.Д. Патаракин, В.В.Буров, Д.В. Сошников, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ материалы VII Международной научной конференции 2023, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Красноярск) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54778615
  5. Патаракин Е.Д. Трансформация Вычислительной Дидактики Под Воздействием Генеративного Искусственного Интеллекта // БОЛЬШАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МГПУ сборник тезисов: в 3 т.. Том 1. Московский городской педагогический университет. Москва, 2023 Издательство ПАРАДИГМА, 2023. Vol. 1. c. 14–17. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54323130
  6. Патаракин, Е. Д. (2023). Перенос практик генеративного искусственного интеллекта в естественно-научное образование. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: МИССИЯ.ТРАНСФОРМАЦИИ. РЕСУРСЫ. Сборник материалов педагогического конгресса. Калининград, 2023. С. 170-174. https://elibrary.ru/item.asp?id=54829587