Акторно-сетевая теория: различия между версиями
Patarakin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Понятие |Description=Ключевое положение теории состоит в том, что участники сетей — люди — рассматриваются наравне со всеми другими сущностями, включенными в сеть. Объектом изучения акторно-сетевой теории является сеть социальных взаимодействий, неотдел...») |
Patarakin (обсуждение | вклад) Метка: ручная отмена |
||
(не показано 8 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 6: | Строка 6: | ||
|Environment=Semantic MediaWiki | |Environment=Semantic MediaWiki | ||
}} | }} | ||
Сетевое равенство акторов различной природы, свойственное акторно-сетевой теории, соответствует отношениям партнерства между людьми и компьютерными программами (программными агентами). | Сетевое равенство акторов различной природы, свойственное акторно-сетевой теории, соответствует отношениям партнерства между людьми и компьютерными программами (программными агентами). | ||
Акторно-сетевая теория активно используется в теоретических и практических исследованиях информационных и социальных систем. Например, в работе по классификации сетевых сообществ в качестве основного критерия использовался критерий открытости, разработанный в рамках акторно-сетевой теории. Педагогическое освоение теоретических и методологических понятий акторно-сетевой теории делает в настоящее время первые шаги, хотя образовательная деятельность всегда основывалась на использовании учебных объектов, и проводилась на практике при помощи материальных вещей — учебников, тестов, баз данных, оборудования игровых площадок. Учебные пространства, учебные средства — все эти актанты постоянно создаются, распространяются, ими постоянно приходится управлять. Многочисленные примеры педагогических актантов и сетей, в которых они участвуют, приводятся в работах Т. Фенвик. | |||
Акторно-сетевая теория тесно связана с пространственной теорией, которая подчеркивает значение не только объектов, но и пространства. Пространственные метафоры и раньше очень активно использовались в мышлении. Как показали Дж. Лакофф и М. Джонсон, пространственные метафоры являются наиболее базовыми и естественными. Поэтому они часто используются для пояснения и объяснения. | |||
Центральная метафора теории «актор сеть», — это метафора цикла путешествий, каждое из которых вовлекает в сеть всё новых и новых акторов, увеличивает способность доминировать на расстоянии. Эту картографическую метафору используют и Б. [[Латур]] и Дж. [[Ло]] при описании покорения земли, небес, мира микробов, экономики или бухгалтерского учёта. | |||
==== Покорение земли ==== | |||
Покорение Земли представляется как постоянное расширение сети актантов, куда входят и корабли с обученными лоцманами, и комиссия с собираемыми данными, и солнце, и звезды. Как только португальские корабли начинают возвращаться в Лиссабон, вокруг этого города обозначается расширяющееся пространство. Корабли, как дорогостоящие исследовательские инструменты, собирают стабильные, мобильные и способные к комбинированию элементы, которые тут же заносятся в таблицы и преобразуются в карты, позволяющие доминировать над удаленными территориями. | |||
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3b/World_Map_1689.JPG/556px-World_Map_1689.JPG | |||
==== Покорение небес ==== | |||
Покорение небес — это постоянное расширение сети, которая создает и включает в себя все новые стабильные, мобильные и комбинируемые элементы. Это расширение сети и накопление в ней все новых актантов начинается, когда Тихо Браге начинает собирать записи, которые в предложенном им формате, делают европейские астрономы. Записи собираются в таблицы и преобразуются в атлас небесной сферы. | |||
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/75/Planisph%C3%A6ri_c%C5%93leste.jpg/640px-Planisph%C3%A6ri_c%C5%93leste.jpg | |||
==== Покорение микробов ==== | |||
Покорение мира микробов — это поиск и включение в исследовательскую сеть все новых актантов, которые разыскиваются, наблюдаются и подвергаются постоянным испытаниям. Результаты этих испытаний собираются в таблицы и преобразуются в карты. | |||
==== Покорение клетки ==== | |||
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c9/Krebs_Cycle_ru.png/1024px-Krebs_Cycle_ru.png | |||
==== Покорение экономики ==== | |||
Покорение экономики происходит аналогично покорению земли и небес, хотя элементы экономики нельзя собрать в коллекцию или увидеть в телескоп. И тут Б. Латур описывает создание хитроумных средств, которые по замыслу очень близки к [[макроскоп]]у Ж. Росне. | |||
Экономику нельзя увидеть в телескоп или микроскоп, но возможно создать хитроумные средства, которые преобразуют действия людей, продажи и покупки в записи, которые можно комбинировать, перемешивать и накладывать друг на друга, получая карту экономики. | |||
Обсуждая покорение сферы бухгалтерского учета, Б. Латур делает важное замечание, касающееся автоматизации сбора данных: «Как только каждый проданный гамбургер, каждая чашка кофе, каждый автобусный билет начинает сопровождаться корешком с номером или маленьким чеком на белой бумаге, из тех, что выползают из каждого кассового аппарата, бухгалтеры, менеджеры и экономисты получают возможность усовершенствовать свои вычисления». | |||
==== Покорение класса (?) ==== | |||
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4b/Moreno_Sociogram_1st_Grade.png/330px-Moreno_Sociogram_1st_Grade.png |
Текущая версия на 15:38, 10 сентября 2024
Описание | Ключевое положение теории состоит в том, что участники сетей — люди — рассматриваются наравне со всеми другими сущностями, включенными в сеть. Объектом изучения акторно-сетевой теории является сеть социальных взаимодействий, неотделимая от социальных акторов. Акторно-сетевая теория обосновывает равенство всех узлов сети тем, что без других сущностей человек не может существовать ни одного мгновения. Внутри акторно-сетевой теории люди не имеют никакого преимущества перед объектами или орудиями. Отношения между людьми, вещами, медиаторами, компьютерными программами полностью симметричны. Люди, орудия и объекты рассматриваются как равные узлы гибридной сети. |
---|---|
Область знаний | NetSci, Картография |
Авторы | Латур |
Поясняющее видео | |
Близкие понятия | Актор, Сеть, Социальный объект |
Среды и средства для освоения понятия | Semantic MediaWiki |
Сетевое равенство акторов различной природы, свойственное акторно-сетевой теории, соответствует отношениям партнерства между людьми и компьютерными программами (программными агентами).
Акторно-сетевая теория активно используется в теоретических и практических исследованиях информационных и социальных систем. Например, в работе по классификации сетевых сообществ в качестве основного критерия использовался критерий открытости, разработанный в рамках акторно-сетевой теории. Педагогическое освоение теоретических и методологических понятий акторно-сетевой теории делает в настоящее время первые шаги, хотя образовательная деятельность всегда основывалась на использовании учебных объектов, и проводилась на практике при помощи материальных вещей — учебников, тестов, баз данных, оборудования игровых площадок. Учебные пространства, учебные средства — все эти актанты постоянно создаются, распространяются, ими постоянно приходится управлять. Многочисленные примеры педагогических актантов и сетей, в которых они участвуют, приводятся в работах Т. Фенвик.
Акторно-сетевая теория тесно связана с пространственной теорией, которая подчеркивает значение не только объектов, но и пространства. Пространственные метафоры и раньше очень активно использовались в мышлении. Как показали Дж. Лакофф и М. Джонсон, пространственные метафоры являются наиболее базовыми и естественными. Поэтому они часто используются для пояснения и объяснения.
Центральная метафора теории «актор сеть», — это метафора цикла путешествий, каждое из которых вовлекает в сеть всё новых и новых акторов, увеличивает способность доминировать на расстоянии. Эту картографическую метафору используют и Б. Латур и Дж. Ло при описании покорения земли, небес, мира микробов, экономики или бухгалтерского учёта.
Покорение земли
Покорение Земли представляется как постоянное расширение сети актантов, куда входят и корабли с обученными лоцманами, и комиссия с собираемыми данными, и солнце, и звезды. Как только португальские корабли начинают возвращаться в Лиссабон, вокруг этого города обозначается расширяющееся пространство. Корабли, как дорогостоящие исследовательские инструменты, собирают стабильные, мобильные и способные к комбинированию элементы, которые тут же заносятся в таблицы и преобразуются в карты, позволяющие доминировать над удаленными территориями.
Покорение небес
Покорение небес — это постоянное расширение сети, которая создает и включает в себя все новые стабильные, мобильные и комбинируемые элементы. Это расширение сети и накопление в ней все новых актантов начинается, когда Тихо Браге начинает собирать записи, которые в предложенном им формате, делают европейские астрономы. Записи собираются в таблицы и преобразуются в атлас небесной сферы.
Покорение микробов
Покорение мира микробов — это поиск и включение в исследовательскую сеть все новых актантов, которые разыскиваются, наблюдаются и подвергаются постоянным испытаниям. Результаты этих испытаний собираются в таблицы и преобразуются в карты.
Покорение клетки
Покорение экономики
Покорение экономики происходит аналогично покорению земли и небес, хотя элементы экономики нельзя собрать в коллекцию или увидеть в телескоп. И тут Б. Латур описывает создание хитроумных средств, которые по замыслу очень близки к макроскопу Ж. Росне.
Экономику нельзя увидеть в телескоп или микроскоп, но возможно создать хитроумные средства, которые преобразуют действия людей, продажи и покупки в записи, которые можно комбинировать, перемешивать и накладывать друг на друга, получая карту экономики.
Обсуждая покорение сферы бухгалтерского учета, Б. Латур делает важное замечание, касающееся автоматизации сбора данных: «Как только каждый проданный гамбургер, каждая чашка кофе, каждый автобусный билет начинает сопровождаться корешком с номером или маленьким чеком на белой бумаге, из тех, что выползают из каждого кассового аппарата, бухгалтеры, менеджеры и экономисты получают возможность усовершенствовать свои вычисления».
Покорение класса (?)