ТРИЗ-педагогика: различия между версиями
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
|Description=ТРИЗ-педагогика — это педагогическая система, ведущей задачей которой является обучение творческой личности, способной находить самые нестандартные решения в разных областях жизни. Сама аббревиатура «ТРИЗ» расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». | |Description=ТРИЗ-педагогика — это педагогическая система, ведущей задачей которой является обучение творческой личности, способной находить самые нестандартные решения в разных областях жизни. Сама аббревиатура «ТРИЗ» расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». | ||
Методика возникла ещё в середине ХХ века. Её создателем был писатель-фантаст и ученый Генрих Альтшуллер. Он сам изобретал с самого детства, а когда повзрослел, то понял, что изобретателями не рождаются, а становятся. Для этого нужно знать определенные алгоритмы. Именно их он описал в своей книге «Третье тысячелетие» ставшей методологической основой для ТРИЗ. | Методика возникла ещё в середине ХХ века. Её создателем был писатель-фантаст и ученый Генрих Альтшуллер. Он сам изобретал с самого детства, а когда повзрослел, то понял, что изобретателями не рождаются, а становятся. Для этого нужно знать определенные алгоритмы. Именно их он описал в своей книге «Третье тысячелетие» ставшей методологической основой для ТРИЗ. | ||
|Affective_tasks=Обучение творческой личности | ТРИЗ-педагогика строится на принципах, которые позволяют успешно организовывать процесс занятий. | ||
1. Принцип свободы выбора. Нельзя навязывать ученику, как и чем ему заниматься. Ребёнок охотнее делает то, что придумал и предложил сам. | |||
2. Принцип открытости. Ребёнку нужно показывать методику и приемы, но решать вопрос, находить пути решения, генерировать идеи он должен сам. | |||
3. Принцип деятельности. Чем большее количество задач решает ученик, тем быстрее у него формируется привычка искать новое и тем быстрее количество перерастёт в качество. | |||
4. Принцип обратной связи. Учитель или наставник всегда должен контролировать процесс обучения, отвечать на вопросы. Не помогать, но подталкивать. | |||
5. Принцип приоритета развивающей функции. Ученик должен сам стремиться к повышению своей результативности: без напора наставника или родителей. | |||
Для формирования сильного творческого мышления используются различные методы, например: | |||
«мозговой штурм» — нахождение большого количества идей и решений на одну заданную тему (или в течение определенного отрезка времени); | |||
метод фокальных объектов — поиск новых творческих решений через ассоциативные ряды и перенесение ассоциаций на другие объекты (например, телевизор может быть портативным, а цветок ароматным, тогда как будет выглядеть портативный цветок и ароматный телевизор?); | |||
метод каталога — создание сказок на основе их основных элементов (зачин — особое обстоятельство — запрет — нарушение запрета — действия врага — победа героя над врагом с помощью волшебного предмета или помощника — возвращение домой). | |||
|Affective_tasks=Обучение творческой личности и решение изобретательских задач | |||
|Environment=Проблемно-поисковые методы, Создание проблемных ситуаций | |Environment=Проблемно-поисковые методы, Создание проблемных ситуаций | ||
|Didactic_conditions= | |Didactic_conditions=40 приемов | ||
|similar_concepts=ТРИЗ, Педагогика, Исследование, Творчество | |similar_concepts=ТРИЗ, Педагогика, Исследование, Творчество | ||
|launch year=1946 | |launch year=1946 |
Текущая версия на 17:14, 15 мая 2024
Аннотация | ТРИЗ-педагогика — это педагогическая система, ведущей задачей которой является обучение творческой личности, способной находить самые нестандартные решения в разных областях жизни. Сама аббревиатура «ТРИЗ» расшифровывается как «теория решения изобретательских задач».
Методика возникла ещё в середине ХХ века. Её создателем был писатель-фантаст и ученый Генрих Альтшуллер. Он сам изобретал с самого детства, а когда повзрослел, то понял, что изобретателями не рождаются, а становятся. Для этого нужно знать определенные алгоритмы. Именно их он описал в своей книге «Третье тысячелетие» ставшей методологической основой для ТРИЗ. ТРИЗ-педагогика строится на принципах, которые позволяют успешно организовывать процесс занятий. 1. Принцип свободы выбора. Нельзя навязывать ученику, как и чем ему заниматься. Ребёнок охотнее делает то, что придумал и предложил сам. 2. Принцип открытости. Ребёнку нужно показывать методику и приемы, но решать вопрос, находить пути решения, генерировать идеи он должен сам. 3. Принцип деятельности. Чем большее количество задач решает ученик, тем быстрее у него формируется привычка искать новое и тем быстрее количество перерастёт в качество. 4. Принцип обратной связи. Учитель или наставник всегда должен контролировать процесс обучения, отвечать на вопросы. Не помогать, но подталкивать. 5. Принцип приоритета развивающей функции. Ученик должен сам стремиться к повышению своей результативности: без напора наставника или родителей. Для формирования сильного творческого мышления используются различные методы, например: «мозговой штурм» — нахождение большого количества идей и решений на одну заданную тему (или в течение определенного отрезка времени); метод фокальных объектов — поиск новых творческих решений через ассоциативные ряды и перенесение ассоциаций на другие объекты (например, телевизор может быть портативным, а цветок ароматным, тогда как будет выглядеть портативный цветок и ароматный телевизор?); метод каталога — создание сказок на основе их основных элементов (зачин — особое обстоятельство — запрет — нарушение запрета — действия врага — победа героя над врагом с помощью волшебного предмета или помощника — возвращение домой). |
---|---|
Цель технологии | Обучение творческой личности и решение изобретательских задач |
Специфика работы с содержанием обучения | |
Методы, приемы, средства обучения | Проблемно-поисковые методы, Создание проблемных ситуаций |
Дидактические приемы обучения | 40 приемов |
Важные для технологии понятия (если есть) | ТРИЗ, Педагогика, Исследование, Творчество |
Год создания технологии (если есть) | 1946 |
Веб-сайт, если есть - где можно посмотреть дополнительные материалы по технологии | https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория решения изобретательских задач |
Основные источники | Кларин М. В. Инновационные модели обучения |
Дополнительные источники | https://guru.wildberries.ru/article/triz-pedagogika--kreativnost-izobretatelnost-i-ne-tolko |
Форма оценивания образовательной технологий