|
|
(не показано 8 промежуточных версий 1 участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
| | {{UserMGPU |
| | |Description=Ермилова Анастасия Николаевна |
| | |Field_of_knowledge=Литература |
| | |Position=Магистратура |
| | |Profile=Русский язык, Литература |
| | |PedDirection=Да |
| | |Working_On=Понимание массовых сцен в истории достоевсковедения |
| | }} |
| [[Файл:Фото.jpg|250px]] | | [[Файл:Фото.jpg|250px]] |
| [[Файл:Qr-code.gif|300px]] | | [[Файл:Qr-code.gif|300px]] |
Строка 5: |
Строка 13: |
| [[Категория:ПОМ ЛПС-24]] | | [[Категория:ПОМ ЛПС-24]] |
|
| |
|
| [[Файл:Виктор_Пелевин.png|270px|thumb|right|[https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-viktor-pelevin.html Фото из архива В.Пелевина]]] | | Моя статья [[Понимание массовых сцен в истории достоевсковедения]] |
| | | [[Категория:UserMGPU]] |
| Автор [[Участник:Богданова Снежанна| Богданова Снежанна]]
| | [[Категория:ПОМ ЛПС-24]] |
| | |
| В современном литературоведении особый интерес представляют исследования, связанные с пониманием мифопоэтики как метода интерпретации семиотического поля. Произведения с ярко выраженной авторской интенцией на художественный неомифологизм ориентированы на аналитическую интерпретацию широкого мифоконтекста, позволяющего рассматривать символическое пространство, составляющее смысловой генезис авторской модели мира.
| |
| | |
| <span style="color:#6B8E23>'''Мифопоэтика'''</span> изучает способы художественного освоения и трансформации мифа, мифологических образов и мотивов, рассматривает различные принципы введения архаико-мифологических элементов в текст, их функционирование в творчестве деятелей литературы различных эпох.
| |
| ===Исследователи говорят===
| |
| <span style="color:#3CB371>'''[https://cyberleninka.ru/article/n/mifopoeticheskiy-analiz-poezii-serebryanogo-veka/viewer Н.О. Осипова]'''</span>, в связи с этим, говорит о знаковой значимости нового художественного мифопоэтического сознания, формирующего мифомышление эпохи: «Вот почему, обращая ретроспективный взгляд на развитие культуры ХХ века, важно обозначить некоторые культурные ареалы, являющиеся «знаками» эпохи, ее смыслопорождающими факторами. Одним из таких стала [https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/3744/1/kulturologicheskaya-napravlennos.pdf “мифопоэтическая парадигма”]'''</span>.
| |
| А литературовед <span style="color:#3CB371>'''[https://bdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217315528/Slovar_kultury_XX_veka_Rudnev_1999.pdf Руднев]'''</span>, считающий, что только литература модернистского толка внесла принципиальные изменения в прозаическую систему ХХ века, и вовсе определяет неомифологизм как «главный принцип прозы ХХ века, который в той или иной степени определяет все остальные».
| |
| | |
| Художественная эстетизация архетипических мифосмыслов в системе современной модели «возможного мира» реализуется через игровую поэтику. Мифообразы и мифосмыслы встраиваются автором в современный социокультурный контекст. Задача читателя «прочитать» эти смыслы и интегрировать в авторскую миромодель. В этой связи важнейшую роль играет методология мифопоэтического анализа, понимаемого как метод исследования литературы, важнейшей задачей которого является уяснение особой логики, особого мировидения, позволяющего открыть в мифошифрах новые стороны художественных граней произведения. Так, например, понимание авторской модели мира и художественной концепции в романе В. Пелевина «Жизнь [[насекомые|насекомых]]» может быть реализована только через аналитическую мифопоэтику инсектного кода, который, по мнению исследователя <span style="color:#3CB371>'''[https://culture.wikireading.ru/66972?ysclid=m38gs01ixp747448156 Н. Злыдневой]'''</span> «обнаруживает корреляции с категорией абсурда и его жанровыми манифестациями».
| |
| | |
| Учитывая постмодернистскую природу романа, диктующую особый акцент на интертекстуальности, для нас важнейшей задачей становится выявление таких интертекстов, которые очевидно определяют авторскую концепцию <span style="color:#3CB371>'''[https://russianway.rhga.ru/upload/main/17_Kristeva.pdf Ю. Кристева]'''</span>, один из теоретиков интертекстуальности подчеркивала, что «любой текст строится как мозаика цитаций, любой текст есть продукт впитывания и трансформации какого-нибудь другого текста. Тем самым на место понятия интерсубъективности встает понятие интертекстуальности.
| |
| | |
| [[Файл:FTJpbpKQ0m8.jpg|мини|Нейроиллюстрация к роману "Жизнь насекомых", созданная нейросетью "Kandinsky 3.1"]]
| |
| ===Инсектный код романа и формы его интертекстуальности===
| |
| Инсектное интертекстуальное поле романа Виктора Пелевина «Жизнь [[насекомые|насекомых]]» очень многопланово. Можно обнаружить интертекстуальные соотнесения с произведениями устного народного творчества,[https://ilibrary.ru/text/2175/index.html?ysclid=m3hqr16cwp342656215 баснями И. Крылова]'''</span>,
| |
| [https://royallib.com/book/fabr_gananri/gizn_nasekomih_rasskazi_entomologa.html рассказами «Жизнь насекомых. Рассказы энтомолога» Жана-Анри Фабра]'''</span>,
| |
| [https://www.100bestbooks.ru/files/Kafka_Prevraschenie.pdf «Превращение» Ф. Кафки]'''</span>,
| |
| [https://litmir.club/br/?b=549502 пьесой братьев Чапек «Из жизни насекомых»]'''</span>
| |
| и целым рядом других.
| |
| | |
| Инсектный код в романе В. Пелевина (для визуализации и структурирования творчества писателя можно воспользоваться [https://mm.tt/app/map/3431499320?t=CYydc1UNk7 <span style="background-color:gold">ментальной картой</span>]) принципиально связан с телесными трансформациями, то есть оборотничеством. Именно с помощью этого приёма писатель «превращает» обычных людей в насекомых, и обратно, выстраивая символические смыслы. Одним из таких важнейших смыслов становится дихотомическое понимание «смерти-рождения».
| |
| | |
| Нам представляется интересным рассмотреть возможные интертекстуальные прочтения <span style="color:#3CB371>'''[https://www.culture.ru/poems/27724/nasekomoe-stikhotvorenie-v-proze в стихотворении «Насекомое» И. Тургенева]'''</span>. На наш взгляд, в тексте Тургенева муха непосредственно символизирует смерть. Однако, в романе Пелевина смерть есть не столько акт исчезновения, ухода из земной жизни, сколько оборотничества как знака вечного кармического круга перевоплощений. Для писателя актуальна не только эстетика мифологизации, но и соединение [https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3625/2/prof_uieup_3_vepreva_1.pdf мифологем с социологемами]'''</span>.
| |
| Герои-инсекты словно помещаются в безграничное пространство мифа, но в то же время вписываются в конкретный социокультурный контекст действительности ХХ века. Главенствующую позицию у классика занимает сама Мать-Природа как «двигатель» к трансформации. Только она в произведении классика способна даровать жизнь и забирать её у людей в тот момент, когда сочтёт необходимым. Стало быть, автор через символ смерти как закона развития проводит параллель в нашем сознании, ассоциируя её с
| |
| [https://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo-kultov/9 дзен-буддизмом]'''</span>,
| |
| в основе которого лежит круг вечного перевоплощения. Такая же концепция заложена и в романе Пелевина, только акцент поставлен на телесной трансформации человека-насекомого, способной изменять состояние сознания, с изменением действительно-иллюзорной реальности в ирреальную, несущую истину. Так на примере жуков-скарабеев (усатого мужчины в спортивном костюме и мальчика с рюкзаком) – символов слома границ между земным миром и загробным писатель указывает на идею буддистской школы о вечном перевоплощении. Насекомые катят навозный шар «Йа», который сам по себе является проекцией кармического закона и закона Круга, знаменую сами его «всем Миром», дарованный только этим героям, поскольку именно скарабеи- знатоки сущности жизни. Суть же метаморфоз заключается в достижении просветления и освобождении сознания. Подробнее ознакомиться с [https://docs.google.com/presentation/d/1xjEGoZZTWa3dfCiFgSmMOBRo-bky3QBn4Tg2LP3fC0E/edit#slide=id.p1<span style="background-color:gold">интертекстуальным планом романа</span>] можно в презентации.
| |
| | |
| [[Файл:1ec6dba5a5a611ef89bb2652804b2160 1.jpg|мини|Нейроиллюстрация к роману "Жизнь насекомых", созданная нейросетью "Шедеврум"]] | |
| ===Поэтика шифрования социокультурных кодов===
| |
| В романе «Жизнь насекомых» автор использует особую <span style="color:#6B8E23>'''игровую поэтику шифрования социокультурных кодов'''</span>. Так, например, Пелевин акцентирует внимание на такой детали в первой главе, как одеколон «Русский лес», который пьют герои-комары и погружаются в особое измененное состояние сознания. С одной стороны, такая номинативная кодировка (русский лес) воссоздает исторический колорит 60-х годов ХХ века, – на основе запечатления индивидуальных элементов того времени, одним из которых выступает популярный в Советском союзе парфюм «Русский лес» с ярким хвойным ароматом и насыщенным зелёным цветом. С другой стороны, Виктор Пелевин делает попытку направить наше сознание в сторону далёкого прошлого, в эпоху Раннего Средневековья, во времена древних славян, преимущественно поклоняющихся метафизическим силам природы. Лес является воплощением нечто сакрального, порождающего иную сознательность. Образ дерева у древних славян является центром мироздания, соединяющим три мира: подземный, земной и верхне-небесный (промежуточный).
| |
| | |
| <span style="color:#6B8E23>'''Так, используя параллельные мифо- и социокультурные смыслы Пелевин акцентирует через инсектный код бытийную мифосемантику и историософию реальной эпохи'''</span>.
| |
| | |
| <scratch project="211029567" />
| |
| | |
| | |
| '''''Список источников'''''
| |
| | |
| # [https://culture.wikireading.ru/66972?ysclid=m38gs01ixp747448156 Злыднева Н. Инсектный код русской культуры ХХ века]
| |
| # [https://studylib.ru/doc/6280181/yu.-kristeva---bahtin--slovo--dialog-i-roman?ysclid=m38gv2hxhb731356133 Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000. С. 427-457]
| |
| # [https://cyberleninka.ru/article/n/mifopoeticheskiy-analiz-poezii-serebryanogo-veka/viewer Осипова Н.О. Мифопоэтический анализ поэзии серебряного века // Наука о литературе в ХХ веке: (История, методология, литературный процесс): Сб. ст. М.: РАН ИНИОН, 2001. С. 161 – 180]
| |
| #[https://bdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217315528/Slovar_kultury_XX_veka_Rudnev_1999.pdf Руднев В.Т. Принципы прозы ХХ века // Руднев В.Т. Словарь культуры ХХ века: Ключевые понятия и тексты. И.: Аграф, 1997]
| |